КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ: ВЫХОД ЗА РАМКИ ТРАДИЦИОННОЙ МОДЕЛИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Целью настоящего исследования являлось изучение основных механизмов расстройства, которые препятствуют полному и эффективному участию ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в жизни общества наравне со сверстниками. В клинико-экспертном исследовании приняли участие 724 ребенка (мальчики/девочки (М/Д) = 504/220): 471 ребенок с СДВГ (М/Д = 381/90 (клиническая группа) в возрасте 8,04±3,68 года и 253 ребенка без СДВГ (М/Д = 123/130) — (контрольная группа) в возрасте 8,06±2,31 года. Для оценки ограничений функционирования детей с СДВГ использовался базовый набор кодов Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (МКФ) (ICF core-Sets ADHD). Оценка нарушений осуществлялась в формате: 0 — отсутствие нарушений или незначительные нарушения (до 4 % утраты); 1 — легкие нарушения (5—24 % утраты) с учетом разработанных параметров оценки. Установлено, что у детей с СДВГ трудности в получении общего среднего образования прежде всего определяются трудностями в контроле за своим поведением (r = 0,52, p<0,001), нежели нарушениями функций внимания (r = 0,17, p<0,001) и трудностями в концентрации (r = 0,20, p<0,001) и направленности (r = 0,20, p<0,001) внимания. Трудности в контроле за своим поведением у детей с СДВГ наиболее значимо определяются нарушениями функции побуждений и энергии (r = 0,51, p<0,001) и нарушениями функций эмоций (r = 0,33, p<0,001). Нарушения функций эмоций достоверно взаимосвязаны с нарушениями психомоторных функций (r = 0,49, p<0,001) и трудностями в преодолении стресса и психологических нагрузок (r = 0,42, p<0,001). Трудности в контроле за своим поведением у детей с СДВГ достоверно взаимосвязаны с трудностями в сложных межличностных взаимодействиях (r = 0,61, p<0,001), которые, в свою очередь, определяются нарушениями исполнительных функций (r = 0,31, p<0,001) и нарушениями функций эмоций (r = 0,49, p<0,001). Использование кодов МКФ позволяет сформировать реабилитационный диагноз, определяющий конкретные задачи реабилитации у ребенка с СДВГ, улучшить междисциплинарное и межведомственное взаимодействие в оказании медицинской и коррекционно-педагогической помощи ребенку с СДВГ.

 

Контактная информация:

Емельянцева Татьяна Александровна — к. м. н., доцент,
зав. лабораторией медицинской экспертизы и реабилитации при психических и поведенческих расстройствах.

РНПЦ медицинской экспертизы и реабилитации.

Д. Юхновка, Колодищанский с/с, 93, 223027
Минский район, Минская область

Сл. тел. +375 17 516 69 18

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования:  В. Б. С., Т. А. Е.

Сбор и обработка материала: Т. А. Е.

Написание текста: Т. А. Е.

Редактирование: В. Б. С.

Конфликт интересов отсутствует.

Ключевые слова: , , , ,
Автор(ы): Т. А. ЕМЕЛЬЯНЦЕВА, В. Б. СМЫЧЕК
Медучреждение: РНПЦ медицинской экспертизы и реабилитации, Минск, Беларусь