Мудрые мысли знаменитых врачей. Врачевание. Врачебное искусство

— Способный врач не тот, кто много знает, а тот, кто чувствует, как ему лечить, блуждая в потемках.

— Врачи древности о многом догадывались, современные врачи много знают, а врачи будущего должны много понимать.

— «Ходячие копилки» информации, из которых сведения сыплются, словно из рога изобилия, нередко готовы научать окружающих и наставлять их на путь истинный, но… «многознанье не научает быть умным»

(Гекраклит). В справедливости этого афоризма мы постоянно убеждаемся.

— Клиническая работа содержит творческое начало, поэтому она должна рассматриваться в связи с историей медицины. В медицине, как и в искусстве и культуре, прошлое не должно исчезнуть. Нужно лишь уделять внимание правильному соотношению традиции и новаторства.

— Мудрость врачевания – это интеллектуальный процесс или акция, которые способны вести к правильному выбору и принятию правильного решения. Медицина становится тем более наукой, чем больше в ней искусства.

А. Ф. Билибин

— Нелегко дается применение знаний к индивидуальным случаям, и каждый из нас проходит через ряд мучительных сомнений и ошибок, прежде чем достигнет умения правильно применять с гуманной целью свои теоретические врачебные сведения со спокойной совестью, без последующих нравственных пыток.

— Можно быть знакомым и с физиологией, и с патологией, и со средствами, которыми мы пользуемся при лечении больного организма, – и все-таки без умения приложить эти знания к отдельным индивидуумам не быть в состоянии разрешить представившуюся задачу, если даже решение ее не переходит за пределы возможного. Это умение применять естествознание к отдельным случаям и составляет собственно искусство лечить.

С. П. Боткин

— Сотни воителей стоит один врачеватель искусный.

Гомер

— Знание само по себе еще не делает врача, как бы оно ни было глубоко и обширно! Недаром еще Платон ставил врача Гиппократа рядом с Фидием и Поликлетом как представителями искусства.

В. Я. Данилевский

— Нельзя исследовать больного как попало… единственно верный, хотя более медленный и тяжелый путь, есть соблюдение полноты и известного, однажды принятого порядка в исследовании.

Г. А. Захарьин

— Клиническая школа – это неустанно бьющий ключ, из которого нужно пить родниковую воду, но которому нельзя бесконтрольно разлиться так, чтобы получилось наводнение и, следовательно, хаос, отсутствие системы, порядка и дисциплины знаний.

— Школа, пройденная врачом, несомненно, сказывается в лечении больного, в воспитании у врача определенных принципов лечения.

— Записи врача в истории болезни должны быть четкими, живыми, они должны отражать все существенное, важное, качественное, не упускать индивидуальной окраски симптомов и внутренней картины болезни, характерных для данного больного.

— Часто в докладе о больном… преобладает описательная, симптоматологическая сторона, – нет синтеза, яркости эпикриза. Это недопустимо. Врач должен уметь толково и ясно излагать свои мысли.

И. А. Кассирский

— Надо признать, что научная медицина нанесла вред определенному кругу врачей, которые стали наподобие механизмов по ремонту автомобилей холодными и бездушными.

— Врача, который не заглядывает в книгу, следует остерегаться больше болезни.

Т. Келановски

— Учиться надо всегда, врач должен постоянно совершенствоваться.

А. А. Кисель

— Пребывание в сильном коллективе, проникнутом общим энтузиазмом, где врачи учатся медицине друг у друга, – лучший путь укрепления самостоятельности клинициста.

— Задача клинической школы сводится к тому, чтобы научить клинически мыслить, думать и видеть,
а не к тому, чтобы выпустить учеников, уложивших в своих мозгах множество знаний по типу справочника.

И. А. Кончаловский

— Врач посредственный более вреден, нежели полезен: больные, оставленные без медицинской помощи, могут выздороветь, а пользованные этим врачом умрут.

— История болезни должна иметь достоинство точного повествования о случившемся, следовательно, должна быть справедлива… Историю болезни должно писать рачительно… подобно живописцу, малейшие черты и тени изображающему на лице человека.

— Врач без книг, что рабочий без рук… Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку.

М. Я. Мудров

— Врач никогда не перестает учиться; каждый больной, которого он наблюдает, представляет для врача предмет научного исследования.

А. А. Остроумов

— «Лабораторные клиницисты» мало-помалу начали отходить от принципов старой клиники Боткина, Захарьина, Остроумова и др. – от клинического наблюдения, сопоставления субъективных и объективных симптомов, клинического анализа и синтеза, столь нужных для понимания сложных болезненных состояний.

Н. Д. Стражеско

— При клиническом обходе больных всякий признак ухудшения не надо комментировать, зато всякий признак улучшения надо подчеркнуть.

Б. С. Шкляр

— Пока врач не утратил способности к умственному развитию, ему открыт неиссякаемый источник наслаждений в этом непрерывном развитии медицинских знаний.

Н. Я. Чистович

— Имеются врачи, которые постоянно ставят только «интересные диагнозы»… Противоположность им составляют врачи, которые редко выходят за пределы избитых диагнозов и для которых все случаи всегда ясны. Для больных одинаково опасны оба типа врачей.

Р. Хегглин

— Все больше становится врачей-диспетчеров, отсылающих пациентов от консультанта к консультанту… Приходится сталкиваться в лечебных учреждениях и с равнодушием, грубостью, организационной неразберихой.

З. И. Янушкевичус

Подготовил Ю. К. Абаев


Автор(ы): Ю. К. Абаев
Медучреждение: Редакция журнала "Здравоохранение"