— Способный врач не тот, кто много знает, а тот, кто чувствует, как ему лечить, блуждая в потемках.
— Врачи древности о многом догадывались, современные врачи много знают, а врачи будущего должны много понимать.
— «Ходячие копилки» информации, из которых сведения сыплются, словно из рога изобилия, нередко готовы научать окружающих и наставлять их на путь истинный, но… «многознанье не научает быть умным»
(Гекраклит). В справедливости этого афоризма мы постоянно убеждаемся.
— Клиническая работа содержит творческое начало, поэтому она должна рассматриваться в связи с историей медицины. В медицине, как и в искусстве и культуре, прошлое не должно исчезнуть. Нужно лишь уделять внимание правильному соотношению традиции и новаторства.
— Мудрость врачевания – это интеллектуальный процесс или акция, которые способны вести к правильному выбору и принятию правильного решения. Медицина становится тем более наукой, чем больше в ней искусства.
А. Ф. Билибин
— Нелегко дается применение знаний к индивидуальным случаям, и каждый из нас проходит через ряд мучительных сомнений и ошибок, прежде чем достигнет умения правильно применять с гуманной целью свои теоретические врачебные сведения со спокойной совестью, без последующих нравственных пыток.
— Можно быть знакомым и с физиологией, и с патологией, и со средствами, которыми мы пользуемся при лечении больного организма, – и все-таки без умения приложить эти знания к отдельным индивидуумам не быть в состоянии разрешить представившуюся задачу, если даже решение ее не переходит за пределы возможного. Это умение применять естествознание к отдельным случаям и составляет собственно искусство лечить.
С. П. Боткин
— Сотни воителей стоит один врачеватель искусный.
Гомер
— Знание само по себе еще не делает врача, как бы оно ни было глубоко и обширно! Недаром еще Платон ставил врача Гиппократа рядом с Фидием и Поликлетом как представителями искусства.
В. Я. Данилевский
— Нельзя исследовать больного как попало… единственно верный, хотя более медленный и тяжелый путь, есть соблюдение полноты и известного, однажды принятого порядка в исследовании.
Г. А. Захарьин
— Клиническая школа – это неустанно бьющий ключ, из которого нужно пить родниковую воду, но которому нельзя бесконтрольно разлиться так, чтобы получилось наводнение и, следовательно, хаос, отсутствие системы, порядка и дисциплины знаний.
— Школа, пройденная врачом, несомненно, сказывается в лечении больного, в воспитании у врача определенных принципов лечения.
— Записи врача в истории болезни должны быть четкими, живыми, они должны отражать все существенное, важное, качественное, не упускать индивидуальной окраски симптомов и внутренней картины болезни, характерных для данного больного.
— Часто в докладе о больном… преобладает описательная, симптоматологическая сторона, – нет синтеза, яркости эпикриза. Это недопустимо. Врач должен уметь толково и ясно излагать свои мысли.
И. А. Кассирский
— Надо признать, что научная медицина нанесла вред определенному кругу врачей, которые стали наподобие механизмов по ремонту автомобилей холодными и бездушными.
— Врача, который не заглядывает в книгу, следует остерегаться больше болезни.
Т. Келановски
— Учиться надо всегда, врач должен постоянно совершенствоваться.
А. А. Кисель
— Пребывание в сильном коллективе, проникнутом общим энтузиазмом, где врачи учатся медицине друг у друга, – лучший путь укрепления самостоятельности клинициста.
— Задача клинической школы сводится к тому, чтобы научить клинически мыслить, думать и видеть,
а не к тому, чтобы выпустить учеников, уложивших в своих мозгах множество знаний по типу справочника.
И. А. Кончаловский
— Врач посредственный более вреден, нежели полезен: больные, оставленные без медицинской помощи, могут выздороветь, а пользованные этим врачом умрут.
— История болезни должна иметь достоинство точного повествования о случившемся, следовательно, должна быть справедлива… Историю болезни должно писать рачительно… подобно живописцу, малейшие черты и тени изображающему на лице человека.
— Врач без книг, что рабочий без рук… Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку.
М. Я. Мудров
— Врач никогда не перестает учиться; каждый больной, которого он наблюдает, представляет для врача предмет научного исследования.
А. А. Остроумов
— «Лабораторные клиницисты» мало-помалу начали отходить от принципов старой клиники Боткина, Захарьина, Остроумова и др. – от клинического наблюдения, сопоставления субъективных и объективных симптомов, клинического анализа и синтеза, столь нужных для понимания сложных болезненных состояний.
Н. Д. Стражеско
— При клиническом обходе больных всякий признак ухудшения не надо комментировать, зато всякий признак улучшения надо подчеркнуть.
Б. С. Шкляр
— Пока врач не утратил способности к умственному развитию, ему открыт неиссякаемый источник наслаждений в этом непрерывном развитии медицинских знаний.
Н. Я. Чистович
— Имеются врачи, которые постоянно ставят только «интересные диагнозы»… Противоположность им составляют врачи, которые редко выходят за пределы избитых диагнозов и для которых все случаи всегда ясны. Для больных одинаково опасны оба типа врачей.
Р. Хегглин
— Все больше становится врачей-диспетчеров, отсылающих пациентов от консультанта к консультанту… Приходится сталкиваться в лечебных учреждениях и с равнодушием, грубостью, организационной неразберихой.
З. И. Янушкевичус
Подготовил Ю. К. Абаев
Автор(ы): Ю. К. Абаев
Медучреждение: Редакция журнала "Здравоохранение"