ВРАЧ КАК ЛИЧНОСТЬ, ЕГО САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ

человек может быть по-настоящему счастлив только тогда, когда любит свою специальность,
увлечен работой и всей душой предан ей, когда чувствует, что он необходим обществу
и его труд приносит пользу людям.

К. И. Скрябин

Ни несомненные достижения мировой медицинской науки, ни феноменальные технические новшества никогда не снизят значения нравственно-этических качеств врача, не заменят его чуткого сердца и доброй души [3, 6, 8—11]. Об этом, конечно, в первую очередь надо знать юношам и девушкам, решившим посвятить себя медицине. Но этот вопрос интересен, несомненно, и тем, у кого за плечами солидная врачебная практика. А встречающиеся нарушения (порой и грубые) медиками этико-деонтологических требований диктуют необходимость серьезного разговора о них. В настоящей статье будут освещены вопросы самовоспитания и самообразования врача как личности и профессионала.

ВРАЧ КАК ЛИЧНОСТЬ

Если суммировать все требования, предъявляемые к врачу,
то положение его можно оценить как труднейшее среди существующих профессий.

А. Д. Очкин

Профессия врача, само собой разумеется, требует всех лучших человеческих качеств. Совершенно справедливо австрийский терапевт и невропатолог Герман Нотнагель утверждал: «Только хороший человек может стать большим врачом». Трудно перечислить весь комплекс качеств хорошего врача и человека. Остановимся хотя бы на важнейших общечеловеческих качествах, без которых, на наш взгляд, врач не может состояться.

Врач, несомненно, должен быть добрым человеком. «Сила врача в его сердце», — гласит народная мудрость. Очень точно о доброте высказался замечательный врач и педагог Януш Корчак: «…добрый человек — это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует». Именно такая доброта должна отличать настоящего врача. Больной лишь только тогда доверится врачу в полной мере, когда почувствует в нем доброго и душевного человека. Равнодушие к людям и их страданиям — качество, несовместимое с благородной профессией врача. Недаром писатель Бруно Ясенский сказал: «Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они тебя могут предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия совершается и то, и другое».

Для истинного врача характерно умение сострадать и сопереживать. Чувство искренней жалости, вызываемой чужим горем, и стремление разделить его — могучий двигатель, действенный механизм врачевания, его моральная основа. Важно помнить, что сопереживание, сострадание — не просто тревога за чью-то судьбу, это стремление к активному действию, страстное желание помочь больному. Постоянную готовность помочь, умение сопереживать людям в постигшем их несчастье справедливо считают пропуском в медицину: без этого врач не может состояться.

Важным для врача является постоянное стремление действовать и даже готовность жертвовать собой. О последнем очень категорически высказывался академик И. В. Давыдовский: «Далеко не всякий, кто хочет быть врачом, действительно может им быть: не всякий может жертвовать собой, а в медицине нужны жертвы». Практическое врачевание, особенно в некоторых областях медицины (хирургия, акушерство, неотложная терапия и др.), требует от врача не просто действия, но особой выдержки, самообладания, профессионального мужества [2, 3]. Но идти на риск имеет право только тот врач, который достаточно подготовлен к различным  случайностям и осложнениям, имеет высокие профессиональные знания и умения. Не лишне заметить, что чрезмерная осторожность врача может нанести не меньший вред, чем чрезмерная решительность. По-видимому, правильным будет считать: во врачевании противопоказаны как чрезмерная решительность, так и сверхосторожность.

Врач любой специальности должен понимать болезнь, а еще больше — больного. Он обязан отдавать больному не только всю полноту знаний, но и свои лучшие душевные порывы. Для подлинного врача каждый больной  — всегда новая задача, и лишь ее решение может принести ему удовлетворение, душевное спокойствие и сознание исполненного долга.
С. П. Боткин так писал об этой особенности врачебной работы: «Необходимо иметь призвание к деятельности практического врача, чтобы сохранить душевное равновесие при различных неблагоприятных условиях его жизни…»

Врачу очень нужны трудолюбие, привычка к систематической работе, умение трудиться и организовать свой труд. Врачебная работа весьма трудоемка, и чтобы добиться успеха, необходимо не считаться со временем и отдыхом. Жизнь лучших представителей нашей профессии  — Н. Н. Бурденко, А. А. Богомольца, Н. И. Пирогова, К. И. Скрябина,
А. В. Вишневского, С. С. Юдина, А. Н. Бакулева и др. — являет нам пример самозабвенного трудолюбия. Никогда не следует забывать, что даже талант без труда — ничто. Как часто труженик средних способностей в медицине приносит больше пользы, чем талантливый лентяй. Врачу вверяется самое драгоценное — жизнь, здоровье и благополучие людей. Он несет ответственность не только перед больным и его близкими, но и перед обществом в целом.

Поэтому врач, естественно, не имеет права быть безответственным. Для врача ответственность — не просто качество личности, а основа врачебного характера. А между тем до сих пор  встречаются случаи небрежного отношения к своим обязанностям, стремление снять с себя ответственность за тяжелобольного, непризнание собственных ошибок. Все это несовместимо с высоким званием врача.

К бесспорным и важным врачебным качествам относят и наблюдательность, умение вести наблюдение за состоянием больного. Наблюдение — процесс творческий, и он всегда будет оставаться ценнейшим методом медицины.

Скромность и простота — это также отличительные качества врача. Только честная, непредвзятая самооценка способна защитить его от зазнайства, спеси, гипертрофированного самомнения о своих способностях и умениях, преувеличения своих заслуг. Врачу важно с первых шагов своей деятельности научиться работать не напоказ, не на себя, не в интересах саморекламы и личной карьеры, а для пользы дела, в интересах пациента, общества и здравоохранения.

Конечно, размеры журнальной статьи не позволяют подробно остановиться на всех качествах, необходимых хорошему врачу. Но яркие афоризмы о врачах в какой-то мере могут  восполнить недостающие черты. Великий Авиценна писал: «Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва». Основоположник эпидемиологии в России Данило Самойлович утверждал: «Врачи должны быть милосердными, сочувствующими, услужливыми, любить своего ближнего, как самого себя, не быть ни скупыми,
ни жадными в денежных делах: скупость и жадность — это два порока, позорящие врачей. Словом, чтобы стать врачом, надо быть безукоризненным человеком». Приведем также слова знаменитого московского врача и гуманиста Ф. П. Гааза: «Самые обширные знания, самый тонкий ум, самая глубокая проницательность и то, что придает истинную цену и венчает любое качество человека, добровольное стремление направить все имеющиеся знания и средства на облегчение мук страждущих, возрастающие до способности пожертвовать собой ради этой цели, — вот что должно быть свойственно настоящему врачу». Очень образно и емко требования к врачу выразил М. Я. Мудров: «Врачу необходимо… гуманное отношение к больному, бескорыстие, правдивость, ученость, скромность; трудолюбие, культурность, коллегиальность, участие в общественной жизни, постоянное совершенствование своих знаний и любовь к Родине».

На страницах статьи нами, конечно, создан идеальный портрет врача, к которому следует стремиться каждому, кто посвятил себя служению медицине. Стремление же к идеалу — важнейшая движущая сила самообразования и самовоспитания врача. У известного австрийского ученого Гуго Глязера, автора книги «О мышлении в медицине», можно найти справедливое выражение: «Врачу… приходится значительно труднее, чем думает большинство людей. Он носит в себе идеальный образ врача и изо дня в день борется против обыденной действительности».

 

О САМОВОСПИТАНИИ ВРАЧА

Самовоспитание — это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент…

В. А. Сухомлинский

Совершенно очевидно, что далеко не у каждого начинающего врача имеются все необходимые для врачебной профессии качества. Они, несомненно, должны самостоятельно воспитываться годами работы. Врачевание требует постоянной работы, работы над собой как личностью. Самовоспитание — процесс трудный и длительный. Но без него не обойтись тому, кто хочет стать достойным своей эпохи и врачебной профессии. И каждый врач должен быть готов не жалеть для этого сил, труда, всей своей жизни. Если нет такой готовности, то лучше искать другой род занятий. Мы остановимся в основном на воспитании качеств, необходимых врачам всех специальностей.

Очень важным качеством, которое врач должен воспитывать в себе постоянно, является наблюдательность (профессионально-врачебная наблюдательность), позволяющая увидеть, запомнить и по-медицински оценить малейшие изменения в физическом и психическом состоянии человека. Никакие технические достижения медицины не должны заменять внимательного осмотра больного, наблюдения за его мимикой, манерой держаться, особенностями походки, речи, психическим статусом и т. д.

Значение наблюдательности прекрасно подчеркнул знаменитый английский врач Г. Корриган: «Беда многих врачей состоит не в том, что они не смотрят, а в том, что они не видят».

Какими бы совершенными техническими средствами врач ни располагал, он должен развивать в себе воспринимающие способности органов чувств. С помощью органов чувств начинается для врача процесс проникновения в сущность заболевания, установления характерных симптомов. Прежде всего врачу необходимо учиться видеть, чувственно воспринимать анатомический субстрат глазами живописца, что весьма важно для совершенствования профессионального мастерства клинициста [10, 14].

Любовь к человеку должна быть свойственна врачу не просто как общечеловеческое чувство. Врач должен обладать профессионально развитым, глубоким гуманизмом. Именно воспитание и развитие этого чувства — одна из важнейших и наиболее трудных задач совершенствования и самовоспитания врача.

Необходимость воспитания и развития у врачей клинического мышления ни у кого не вызывает сомнения. Совершенно справедливо утверждают: клиническое мышление — основа лечебной деятельности врача. Можно сказать, что клиническое мышление — эта та интеллектуальная, логическая деятельность, благодаря которой врач находит особенности (признаки), характерные для определенного патологического процесса у конкретного человека. Клиническое мышление необходимо не только для постановки диагноза, но и для обоснования прогноза, назначения лечения, реабилитации и профилактики. Для этого требуется основательный запас знаний, хорошая память, тонкая наблюдательность и большой, осознанный и тщательно проработанный опыт [1, 8, 14, 17]. Обсуждая вопросы клинического мышления, большинство авторов единодушны в том, что особенности объекта познания и специфичность задач врача предъявляют к его интеллектуальной деятельности ряд достаточно определенных требований. Чаще других называют следующие: творческий подход к каждому конкретному больному, целенаправленность врачебной мысли, концентрированность и гибкость мышления, объективность мышления, решительность и самостоятельность действий, соответствие мышления современному уровню медицинской науки, диалектический характер мышления и др.

Даже из поверхностного рассмотрения этого вопроса совершенно очевидно, что для овладения клиническим мышлением врачу надо много работать над собой, постоянно пополнять свои знания, анализировать и обобщать свой врачебный опыт, овладевать основами диалектической и формальной логики, критически относиться к своим успехам и ошибкам, добросовестно исполнять обязанности. В свете сказанного важным в подготовке и самовоспитании врача становится изучение положений и законов логики, обучение умению применять их на практике, опираться на них на всех этапах своей работы. Необходимо, чтобы законы логики «вошли в плоть и кровь каждого врача» [13]. Логика возвышает врача, овладевшего ею, она способствует выработке клинического мышления, овладению и профессией, и искусством врачевания. Хорошо эту мысль выразил выдающийся хирург С. П. Федоров: «Врачу нужно воспитывать в себе логическое мышление, ибо такой врач принесет гораздо больше пользы».

Врачу важно овладеть основами медицинской психологии, уметь определить роль психики в возникновении и течении болезни, хорошо усвоить методы психологического исследования и воздействия. И совершенно справедливо клиницист М. В. Черноруцкий говорил: «Каждый врач, чтобы с успехом выполнять свои высокие и благородные обязанности, должен в какой-то мере быть и психологом, и психотерапевтом».

Особо хотелось бы подчеркнуть важность воспитания в себе чувства нового, инициативности во внедрении достижений медицины в практику, в деятельность своего подразделения и учреждения. Эти качества не только способствуют повышению уровня лечебно-диагностического процесса и росту авторитета лечебно-профилактического учреждения, но и делают врачевание творческим процессом, интересной работой. Чувство нового, инициатива во внедрении передового опыта и в полезной реорганизации работы — ценнейшее и, вероятно, ничем не заменимое качество врача. Его нужно постоянно воспитывать в себе, взращивать, не давать ему ослабеть, притупиться.

Надо констатировать, что из-за недостаточно развитого чувства нового и пассивности основной массы врачей передовые медицинские технологии находят слабое применение в лечебно-профилактических учреждениях, а сотрудники научно-исследовательских институтов испытывают большие трудности при внедрении своих разработок в практическое здравоохранение. Невосприимчивость новшеств чаще всего является следствием недостаточной подготовки врачей, отставания их знаний от уровня развития медицинской науки, нежелания обновлять и совершенствовать знания, а также равнодушия и низкой информационной культуры.

Врач постоянно должен воспитывать в себе способность прогнозирования. Медицинский прогноз — предвидение возникновения, характера развития и исхода заболевания, основанное на знании закономерностей патологических процессов, диагностики и возможностей лечебного воздействия [4, 14]. Врачебный прогноз, зависящий от знаний и опыта врача, его клинического мышления, одинаково важен как для больного и его родственников, так и для самого врача, утверждения его авторитета. Значение прогнозирования хорошо подчеркивает известный афоризм: Bene curat, quibene prospicit («Хорошо лечит тот, кто хорошо предвидит»). Способы и методы прогнозирования в медицине весьма разнообразны, и овладение ими
требует времени, опыта, постоянного анализа и работы с литературой. Вообще-то прогнозирование — самое отсталое дело клинической медицины и особенно нуждается в непрестанном упражнении, продолжении исследований и поисков.

Конечно, врач, являющийся активным пропагандистом санитарии и гигиены, здорового образа жизни, должен быть эталоном как для больных, так и для здоровых. Это подразумевает не только чистоту и опрятность самого врача, но и отказ от курения и злоупотребления алкоголем, систематические занятия физкультурой и спортом, соблюдение гигиенических и диетических правил и т. д. В древнеиндийских медицинских книгах находим такие слова: «Врач, который желает иметь успех в практике, должен быть здоров, опрятен, скромен, терпелив, носить коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовонием одежду…». Несомненно, врач должен быть живым примером здоровой, красивой и разумной жизни.

Для врача исключительное значение имеет нравственно-этическое воспитание, развитие высших культурных потребностей и хороших манер. Литература и искусство для медика — великий и доступный источник высоких чувств, большой культуры, душевной чуткости, тонкой логики глубоких мыслей и образной речи [9, 15, 16]. Врач, много читающий, интересующийся театром, любящий поэзию и понимающий изобразительное искусство, быстро разовьет в себе психологическую чуткость и тонкость чувств, улучшит свои манеры и культуру речи. Не следует забывать, что плохо и невнятно говорящий, мешковато одетый, неуклюжий и неучтивый врач вызовет у пациента сомнение в его профессиональной компетентности и снизит его психотерапевтический потенциал. В общем, врач должен воспитывать у себя многогранные интересы, что свойственно высококультурному и глубоко интеллигентному человеку. Вот как эту мысль образно выразил замечательный терапевт А. И. Нестеров: «Положение врача у постели больного будет более полезным, если он достаточно осведомлен в области литературы, живописи, архитектуры, драматургии, театра, знаком с классическими музыкальными шедеврами».

Врачу надо постоянно воспитывать и развивать в себе исполнительность, обязательность, педантизм во всем, что касается лечебно-диагностического процесса и больного,  и его родственников и близких. Эти качества не только делают работу врача более плодотворной, организованной, эффективной, но и быстро формируют авторитет врача среди больных и коллег.

Должное внимание в самовоспитании врача следует уделять самокритике. Только человек, обладающий этим качеством, способен видеть себя как бы со стороны, объективно оценивать свои способности, знания, умения и возможности, постоянно замечать и стремиться исправлять неправильные поступки, недочеты в поведении, ошибочные взгляды. По этому поводу выдающийся канадский ученый XX века Ганс Селье справедливо заметил: «Самое мощное препятствие на пути к самосовершенствованию — уверенность в собственной правоте». Преувеличенное представление о своих врачебных
возможностях вдвойне вредно: врача оно лишает стимула к постоянному самосовершенствованию, а больного — достаточно квалифицированной помощи. Самокритика исключительно важна и для борьбы с врачебными ошибками. Врачу не следует бояться признавать свои ошибки и упущения, ибо это один из путей их исправления. О последнем лауреат Нобелевской премии нейрогистолог
С. Кахаль замечал: «…ошибки не бесполезны, если есть искреннее стремление исправить их». Еще более категорично об этом говорил английский писатель и историк Томас Карлейль: «Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания».

Можно назвать и еще многие человеческие качества, которые каждый врач должен стремиться воспитывать у себя. В своей совокупности они и составляют нравственную культуру врача и над ее формированием он должен работать постоянно, всю свою жизнь.
Д. И. Писарев неоднократно повторял: «Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в вашей собственной голове».

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  И  САМООБРАЗОВАНИЕ ВРАЧЕЙ

Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку.
М. Я. Мудров

 

Без профессиональных знаний одна доброта, одно сострадание не помогут больному человеку, а поэтому пополняющийся запас твердо усвоенных знаний и умений — основа формирования высококвалифицированного специалиста. Еще древние говорили, что без профессиональных знаний и врач слеп. Врач, переставший пополнять свои знания, изучать новое, быстро начинает отставать от современных достижений медицины. Он уже не в состоянии применять новейшие и эффективные методы лечения и диагностики, ибо новости в любой области медицины  появляются ежедневно.

Мышление врача должно соответствовать современному уровню науки. Нужно постоянно стремиться к овладению возможно более полными и точными знаниями, особенно в своей и смежных областях. Важность постоянного пополнения знаний врачами подчеркивают все виднейшие клиницисты. В начале прошлого столетия китайский врач Е. Тяньши писал: «Для того, чтобы быть настоящим врачом, нужно уметь мыслить, нужно много читать и постоянно пополнять свое образование». Несколько позже профессор А. А. Остроумов говорил: «Учиться всю жизнь на пользу обществу —
таково призвание врача».

Важнейшим принципом в приобретении знаний является их непрерывное совершенствование и обновление. Реализации этого принципа как нельзя лучше отвечает периодическое (не реже одного раза в пять лет) обучение на различных циклах в институтах усовершенствования врачей (на факультетах усовершенствования мединститутов). Как правило, здесь созданы оптимальные условия не только для теоретической  подготовки, но и для совершенствования практических умений. На таких циклах врачей также надо учить мыслить, прививать интерес к систематической работе над собой, обновлению знаний и чтению медицинской литературы. К сожалению, эти задачи на кафедрах решаются хуже, чем следовало бы.

При возможных отдельных погрешностях в работе коллективов, занимающихся усовершенствованием врачей, такую форму подготовки и повышения квалификации кадров надо признать большим достижением отечественного здравоохранения. И приходится только удивляться, что ряд врачей республики не стремятся в полной мере использовать ее для повышения своей квалификации. Достойно ли такое отношение к усовершенствованию высокого звания врача, и не является ли оно причиной врачебных ошибок и многих недостатков в медицинском обслуживании населения? Настоящему врачу, любящему свою профессию, должно быть органически присуще стремление к активному накоплению знаний и опыта. Этого же, кстати, требует и принимаемая каждым врачом присяга, гласящая: «…клянусь постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики…» Думается, что повышение квалификации — не только моральный долг врача, но и общественная необходимость.

Высокого уровня профессиональных знаний нельзя достичь без постоянной самостоятельной подготовки. Значение и суть такого совершенствования хорошо выразил выдающийся клиницист М. В. Черноруцкий, отмечавший, что в практической медицине сущность образования прежде всего состоит в самообразовании. Еще более рельефно эту мысль подчеркивает известный детский хирург С. Я. Долецкий: «Профессионализм — в первую очередь результат перманентного настойчивого образования. Всякого рода курсы, школы, массовые коллективные занятия никак не могут его заменить».

Вне сомнения, работа врача в наше время может быт успешной лишь при систематическом обращении к литературе. «Информационный взрыв», характерный для нынешнего времени, затрудняет постоянную хорошую информированность врача в своей области, что тем более требует активного самообучения и самосовершенствования. «Врача, который не заглядывает в книги и не знает о новостях и достижениях современной медицины, следует остерегаться больше, чем болезни», — афористически заметил известный польский клиницист Т. Келановски [7]. Примечательно, что II Международный деонтологический конгресс в Париже (1967) рекомендовал дополнить клятву Гиппократа единственной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь!».

Врач должен систематически работать с руководствами, новыми монографиями и особенно с периодической литературой — медицинскими журналами. Хорошо, если врач составляет библиографию, ведет записи, к которым возвращается по мере необходимости. Настоящей школой самообучения считается целенаправленное чтение медицинских реферативных журналов. Правда, необходима известная критическая оценка публикуемых в них данных, особенно касающихся методов лечения. «Читать и думать о больном, думать, читая, и вновь возвращаться к больному, от больного к книге и от книги к больному — вот путь самообразования врача, становления его как высококвалифицированного специалиста» [8]. В свете изложенного приходится лишь удивляться, что залы наших медицинских библиотек, даже и при нынешнем дефиците в книжных магазинах медицинской литературы, часто пустуют, а многие уникальные издания остаются невостребованными.

Хорошо, если врач имеет возможность создать собственную библиотеку специальной медицинской литературы. Весьма желательным и важным для самообразования является выписывание и чтение периодических медицинских изданий. К сожалению, данные подписки свидетельствуют о том, что лишь каждый десятый врач получает профессиональный журнал «Здравоохранение Беларуси», в котором публикуется немало интересных работ, ценных рекомендаций, а также много информационных материалов.

Конечно, в чтении и собирании литературы должна быть система. Однако, как показывает наш педагогический опыт, врачи не всегда знают, что следует читать обязательно, а без чего можно обойтись. В этом плане следует вспомнить опыт некоторых отечественных и зарубежных клиницистов, которые в своих руководствах приводят советы-списки по обязательному чтению литературы и по комплектованию домашней медицинской библиотеки [16, 17].

Важный и эффективный путь повышения своей квалификации — приобщение к научно-
исследовательской работе.
В нашу задачу не входит рассмотрение сущности и особенностей научных исследований в области медицины и здравоохранения, и заинтересованных читателей мы отсылаем к соответствующим руководствам и монографиям [2, 5, 12, 17]. Нам же хотелось бы в контексте статьи подчеркнуть лишь несколько моментов.

Во-первых, виды научно-исследовательских работ и формы научных исследований в медицине столь разнообразны, а нерешенных проблем еще так много, что каждый врач всегда может выбрать для себя тему, соответствующую его интересам и подготовке.

Во-вторых, несмотря на обилие научно-
исследовательских тем, практическому врачу лучше и легче всего заниматься научным анализом своей собственной практической деятельности. По мнению П. В. Кожевникова, «анализ собственных материалов — это наиболее доступный для любого врача тип научной деятельности» [5].

В-третьих, научные исследования в медицине теснейшим образом связаны с медицинской практикой, нередко составляют ее суть. Врач в своей практической деятельности часто выступает как исследователь: при первом применении нового лечебного или профилактического средства, при модификации известных методов в связи с индивидуальными особенностями больного или другими обстоятельствами. «Хороший врач — всегда исследователь. Он исследователь, если не в лаборатории, то у постели больного», — говорил известный клиницист В. А. Манассеин.

Научные исследования, в каком бы виде они ни выполнялись, дисциплинируют врача, приучают к постоянной работе с медицинской литературой, развивают клиническое мышление, повышают интеллект, эрудицию и культуру, дают навык свободно и убедительно излагать свои мысли. Все это имеет исключительное значение для выполнения его важнейшей функции — врачевания. Научно-исследовательская работа врача способствует не только повышению его квалификации, но и самоутверждению как специалиста.

Для самообразования и повышения квалификации определенное значение имеет участие врача в работе съездов, конференций, симпозиумов, семинаров, выставок и др. Это позволяет скорее самые передовые технологии и новые методы лечения или диагно­стики внедрять в собственную медицинскую практику.
К сожалению, многие врачи недооценивают этот вид самоусовершенствования — нередко
хорошие научные доклады и оригинальные сообщения делаются при полупустых аудиториях.

Нельзя не затронуть и еще один путь (во многом горький путь) самоусовершенствования — учеба на ошибках. Анализ ошибок считается надежным средством их предупреждения в будущем. Не случайно во многих клинических журналах, особенно общего и хирургического профиля (в том числе и в «Здравоохранении Беларуси»), имеются рубрики, посвященные врачебным ошибкам. Надо внимательно и тщательно изучать такие публикации, что поможет избежать аналогичных ошибок в своей практической деятельности. Однако и собственную ошибку надо стремиться поставить на службу не только личному опыту, но и медицинской науке, коллегам. Для этого надо учиться свои ошибки сознавать, признавать, обнародовать и всесторонне анализировать, быть предельно самокритичным, уметь сомневаться. По тому, как врач относится к ошибкам, многое можно сказать о нем самом. Вслед за академиком Е. А. Вагнером хочется повторить: «Мудрый человек учится на ошибках, сделанных другими, умный — извлекает уроки из собственных ошибок, глупый — свои ошибки отрицает» [2].

Таким образом, для того чтобы стать высокообразованным специалистом, необходимо использовать самые различные способы повышения квалификации и самосовершенствования. Каждый врач должен выбрать для своего профессионального становления те пути, которые доступны и наиболее приемлемы для него, а также соответствуют его интересам, возможностям и способностям. Назрела, очевидно, необходимость в разработке и внедрении тестового контроля для определения уровня профессиональной подготовленности врачей различных специальностей. Это могло бы служить существенным фактором для их постоянного самоусовершенствования.

***

Итак, настоящий врач должен обладать высокими не только профессиональными, но и нравственно-этическими качествами, стремиться к их постоянному воспитанию в себе. Это сложно и трудно, но обязательно. Этого требует присяга врача, естественное стремление каждого здравого человека к идеалу. Мы попытались охарактеризовать важнейшие черты Врача. Естественно, что не все изложенное в статье будет безоговорочно принято. Такая цель нами и не ставилась. Наоборот, более полезны для решения сложных проблем разночтения и разногласия, ибо в столкновении различных мнений чаще всего и рождается истина. Хорошо, если бы по поднятым вопросам высказались руководящие работники Минздрава и управлений здравоохранения, сотрудники НИИ и преподаватели вузов, опытные врачи. Свою задачу автор видел в том, чтобы вызвать дискуссию по этим важнейшим вопросам медицинской этики и деонтологии, а главное призвать каждого врача критически анализировать свою деятельность, полнее осознать всю благородность и ответственность врачебной профессии и побудить к самовоспитанию и самообразованию — элементам формирования истинной врачебной индивидуальности.

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Билибин А. Ф., Царегородцев Г. И. О клиническом мышлении.— М.: Медицина, 1973.— 168 с.
  2. Вагнер Е. А. Раздумья о врачебном долге.— Пермское кн. изд-во, 1986.— 221 с.
  3. Вагнер Е. А., Росновский А. А., Ягупов П. Д. О самовоспитании врача.— М.: Медицина, 1971.— 151 с.
  4. Василенко В. X. Врачебный прогноз.— Душанбе: Дониш, 1982.— 108 с.
  5. Георгиевский А. С. Методология и методика научно-исследовательской работы в медицине.— Л.: Медицина, 1981.— 256 с.
  6. Грандо А. А. Врачебная этика и медицинская деонтология.— Киев: Вища школа, 1988.— 192 с.
  7. Келановски Т. Пропедевтика медицины.— М.: Медицина, 1968.— 168 с.
  8. Комаров Ф. И., Петленко В. П., Шамов И. А. Философия и нравственная культура врачевания.— Киев: Здоров’я, 1988.— 160 с.
  9. Лещинский Л. А. Деонтология в практике терапевта.— М.: Медицина, 1989.— 208 с.
  10. Матюшин И. Ф., Изуткин А. М. Становление личности врача.— Горький, 1979.— 172 с.
  11. Наумов Л. Б. Легко ли стать врачом?— Ташкент: Медицина, 1983.— 464 с.
  12. Носов С. Д. Вопросы деонтологии в научно-исследовательской работе врача.— М.: Медицина, 1975.— 71 с.
  13. Петленко В. П., Шамов И. А., Сахно А. В. Логика и врачебное искусство.— Махачкала: Дагестанское кн. изд-во, 1988.— 207 с.
  14. Попов А. С., Кондратьев В. Г. Очерки методологии клинического мышления.— Л.: Медицина, 1972.— 183 с.
  15. Сук И. С. Врач как личность.— М.: Медицина, 1984.— 64 с.
  16. Эльштейн Н. В. Диалог о медицине.— Таллин: Валгус, 1983.— 224 с.
  17. Эльштейн Н. Б. Общемедицинские проблемы терапевтической практики.— Таллин: Валгус, 1983.— 248 с.

Опубликовано в журнале «Здравоохранение Беларуси». 1995; 5: 38—42.


Автор(ы): В. С. УЛАЩИК
Медучреждение: Белорусский институт усовершенствования врачей