Мудрость настоящего исследователя состоит в том,
чтобы следовать не традициям, а истине,
какой бы необычной она ни казалась на первый взгляд.
В. С. Улащик
Исполнилось 80 лет со дня рождения основоположника научной школы физической медицины Беларуси, академика Национальной академии наук Беларуси, лауреата Государственной премии БССР в области науки и техники, заслуженного деятеля науки Республики Беларусь, почетного члена ряда зарубежных научных обществ по физической медицине, почетного доктора Белорусского медицинского и Гейдельбергского университетов, доктора медицинских наук, профессора Владимира Сергеевича Улащика — человека многогранного таланта, сочетавшего в себе качества мыслителя, государственного и общественного деятеля.
В. С. Улащик был одаренной и незаурядной личностью. Доктор наук в 32 года, профессор, заведующий кафедрой физиотерапии БелГИДУВа в 34 года, лауреат Государственной премии БССР в области науки и техники, министр здравоохранения БССР в 43 года, член-корреспондент АН БССР в 46 лет, директор НИИ физиологии НАН Беларуси в 62 года, академик НАН Беларуси в 66 лет. Он автор двух научных открытий, более 250 изобретений и рационализаторских предложений, около 1000 научных работ, 70 монографий, подготовил более 70 докторов и кандидатов наук. Им разработаны ключевые вопросы общей теории физиотерапии, внесен существенный вклад в повышение эффективности лечебных воздействий в медицине. Идеи и разработки академика В. С. Улащика стали достоянием ученых и клиницистов не только в нашей стране, но и за рубежом.
В жизни бывают встречи, которые остаются не просто воспоминанием, а преподносят нравственный урок. Именно такой была встреча с академиком В. С. Улащиком. Такие яркие, широко образованные творческие натуры встречаются не часто. Безусловно, физическая медицина была главным делом жизни, но активная жизненная позиция делала его причастным ко многим сферам человеческой деятельности — фундаментальной и прикладной науке, технике, образованию, социальной жизни, экономике.
Писать о В. С. Улащике просто и одновременно сложно. Просто, потому что перечисление научных заслуг, званий, титулов и проявлений гражданского общественного признания впечатляет. Сложно — за бытовыми деталями и житейскими подробностями можно потерять сущность, масштаб крупного ученого и незаурядного человека. Он всегда имел высокий авторитет и безупречную научную репутацию. За свою жизнь — неполные 75 лет успел невероятно много, хватило бы на биографии нескольких ученых, но теперь хотелось бы вспомнить особенности личности, которые характеризуют его внутренний мир и мироощущение. Лучше всего они отражены в размышлениях, сентенциях и афоризмах, которые россыпями встречаются в его научных трудах, эссе, очерках, научно-популярных изданиях и содержат не только ценные наставления, но и помогают создать образ ученого, мыслителя, гражданина. «Живи открыто» — правило, которым руководствовался Л. Н. Толстой. Этому правилу следовал и Владимир Сергеевич, поэтому вся его жизнь и творчество воспринимаются цельно, как одна большая исповедь.
Жизнь каждого человека проходит в двух измерениях; одно — биографические данные, события, даты; другое — мир переживаний, мыслей и чувств, знаний об окружающем мире и самом себе. Именно эта сущность наиболее важна для характеристики человека. Внешние события личной жизни В. С. Улащика укладываются в рамки ограниченного интервала времени от рождения до кончины, тут ничего не изменить. Иная судьба научного и духовного творчества ученого. Оно не остается неизменным, простирается до наших дней и уходит в будущее. Каждый будет осмысливать его по-разному. Со временем одни идеи отходят на второй план и постепенно забываются, другие наоборот, все больше привлекают внимание. Здесь мы встречаемся с живым человеком нашим современником. Именно о таком В. С. Улащике хотелось бы рассказать.
Перечень достоинств Владимира Сергеевича можно начать так: чистота души, твердость взглядов, сила воли, могучий ум. Но лучше воздержаться от хвалебных эпитетов, они подобны стандартным ярлыкам и будут скорее не украшать, а скрывать его суть. Г. Гейне советовал анализировать жизнь выдающихся людей так как рассматривают солнце — на восходе и на закате, когда его величина всего яснее, и взору не мешают ни яркий блеск светила, находящегося в зените, ни часто заслоняющие облака. Главное, выявить наиболее существенные черты ушедшего человека и его наследия.
О врожденных талантах известно много. В детском возрасте человек способен прекрасно играть на музыкальных инструментах, рисовать, изучать иностранные языки. Правда, одаренные дети не часто становятся великими людьми. А как быть с мыслителями и творцами, которых с детства не отличали особые таланты, и судьба не создала им условий для проявления гениальности? Пожалуй, именно их следует считать выдающимися личностями. Такой человек наперекор судьбе трудится с наивысшим напряжением сил, воли и разума, превозмогая препятствия и собственные недостатки. Он творец и одновременно творение, создатель самого себя. Таким был академик В. С. Улащик.
Родился Владимир Сергеевич 3 февраля 1943 г. в крестьянской семье на Минщине. Родители жили просто и скромно. Учился хорошо. С благодарностью вспоминал тех, кто научил читать и писать, преподавал основные школьные предметы, дал путевку во взрослую жизнь. В 1959 г. поступил в Минский медицинский институт, с увлечением занимался в научном студенческом кружке при кафедре общей химии под руководством замечательного педагога, заведующего кафедрой, доцента Вадима Александровича Бандарина. Именно он помог любознательному студенту открыть дверь в науку. Много позже Владимир Сергеевич скажет: «Мне иногда кажется, что не только за себя, но и за моего учителя Вадима Александровича я должен работать, что не только моя, но и его жизнь останется даром прожитой, если я ничего в науке не сделаю». Следует отметить характерную черту В. С. Улащика — уважение к прошлому и почитание своих учителей, среди которых, кроме доцента В. А. Бандарина, он выделял член-корреспондента АМН СССР А. Н. Обросова и академика НАН Беларуси И. П. Антонова.
В научном кружке зародился интерес к поиску истины, здесь студент В. Улащик испытал счастье исследователя-первопроходца, понял, что работа ученого — это труд коллектива единомышленников, где каждый должен пользоваться доверием. Годы работы в научном кружке помогли ощутить безграничность истинной науки в отличие от упрощенного, все объясняющего мира учебников, выработать самостоятельность, умение сомневаться, не поддаваясь влиянию авторитетов и общепринятых истин. В последующем Владимир Сергеевич говорил, что особая атмосфера в научном кружке, где царили честность, дружба и взаимопомощь наложили неизгладимый отпечаток на всю жизнь. И хотя интересы кружковцев различались, верность своему братству они сохранили навсегда. Многие из них стали известными учеными, прославившими отечественную медицинскую и биологическую науку.
Самосоздание
Что бы ни было дано человеку от рождения, в жизни одним этим капиталом вряд ли можно обойтись. У Владимира Сергеевича в юности сформировалась четкая установка на самосоздание, смолоду вступил он на путь самосовершенствования, и у него хватило сил для достижения поставленной цели. «Жизнь состоит не в том, чтобы найти себя. Жизнь состоит в том, что создать себя» (Б. Шоу).
Ученые бывают разными по характеру творчества. Одни знамениты скрупулезными и точными опытами, другие — обширными знаниями, третьи — остротой мысли и оригинальными идеями, четвертые — глубиной исследований, пятые — многогранностью научных интересов, синтезом идей и фактов из разных областей знаний. В. С. Улащик относился ко всем типам исследователей. Его отличали одновременно точность анализа, необычайная широта знаний, умение обобщать множество фактов, острота мысли, рождающая неожиданные идеи, глубина исследований, позволяющая находить скрытые закономерности, разносторонность интересов. Следует добавить прекрасную память, высокую работоспособность, увлеченность научной работой и постоянное пополнение знаний. Жажда познания была поистине неутолима, и он сохранил ее на протяжении всей жизни.
Как складывается выдающийся ученый? Из каких событий, случайностей и закономерностей, врожденных способностей и приобретенных качеств? Почему В. С. Улащик сформировался именно таким, каким мы его знаем? Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к периоду обучения в институте и работе в научном студенческом кружке. Именно тогда он выработал программу самосоздания: 1) воспитать самостоятельность; 2) сформировать характер; 3) развить ум; 4) не бояться высказывать и защищать собственное мнение; 5) доводить до конца свои убеждения.
Научно-организационная работа
Первые научные исследования В. С. Улащика посвящены изучению биофизических свойств, метаболизма кожи, ее проницаемости для химических, радиоактивных и лекарственных веществ, естественным продолжением которых явилась разработка актуальных проблем лекарственного электрофореза. Молодой ученый впервые установил важнейшие количественные закономерности электрофореза лекарственных средств, предложил расчетный способ дозирования, обосновал методологию разработки новых методик и устройств, а также ряд частных методик лекарственного электрофореза, которые вошли во все учебники и руководства по физиотерапии. Широкий кругозор, свободное ориентирование в достижениях медицинской и биологической науки, незаурядные организаторские способности позволили развернуть многоплановые научные исследования. Одновременно Владимир Сергеевич успешно занимался педагогической деятельностью, прекрасно читал лекции. Неизбежное в преподавании повторение темы лекции никогда не означало повтора содержания, материал излагался просто, методично с исключительной полнотой и своеобразием.
В. С. Улащик всегда был готов поддержать плодотворную инициативу, умел зажигать своими идеями, сплотил сотрудников, сделал их цельным, творческим, постоянно ищущим коллективом. Без насилия, исключительно личным примером умел значительно повысить научную результативность работы. Превыше всего стояли интересы дела. Ко всем предъявлялись высокие требования, но никто не роптал, работать с ним было интересно. Всегда пунктуальный и обязательный был лишен излишнего педантизма и суровости, однако его доброта органично переплеталась с бескомпромиссностью и принципиальностью. Не любил пустословия, говорил: «Люди, которые мало чем занимаются, обычно очень разговорчивы. Чем больше они думают и действуют, тем меньше говорят». Его советы и рекомендации в афористической форме помнят многие коллеги и ученики:
- Цените простоту. Если не можете объяснить просто, сами не понимаете предмет достаточно хорошо.
- Не бойтесь высказывать мнение, противоречащее господствующему.
- Никогда не прекращайте учиться. Интеллектуальный рост должен начаться при рождении и прекратиться в момент смерти.
- Не переставайте задавать вопросы. Любопытство имеет все основания для существования.
- Учитесь у вчерашнего дня, живите сегодня, надейтесь на завтра.
При обсуждении научных проблем интересовался мнением каждого сотрудника. Не терпел безответственности, формального отношения к делу, необязательности, безынициативности. Вместе с тем с ним можно было спорить и, если коллега оказывался прав, умел разделить с ним радость правильного умозаключения. Выделял талант и подавал ему руку. Умение работать с молодежью, привлекать к себе, доверие к ученикам позволило создать В. С. Улащику свою научную школу. Физическая медицина обязана ему подготовкой целой плеяды ученых, многие из которых руководят институтами, кафедрами, научными лабораториями. Их становлению в науке способствовали знания, педагогический талант учителя и требовательность, сочетавшаяся с демократичностью. Он был предельно скромен и внимателен к своим коллегам и ученикам. За внешней сдержанностью и строгостью скрывался добрый, отзывчивый человек. Если у кого-то из сотрудников случалось несчастье, старался сделать так, чтобы сгладить тяжелый период в жизни коллеги. Для этого были особые приемы: загрузить работой; поставить сложную научную задачу; дать трудное, но увлекательное поручение.
Личным примером Владимир Сергеевич учил не только научно мыслить, но и жить в профессии. Считал, что ценность специалиста заключается не только в знаниях и опыте, она в широком кругозоре и тесном профессиональном общении с коллегами. Подчеркивал: «Наука развивается не благодаря жесткой, командной чиновничьей вертикали, а за счет сильной исследовательской «горизонтали», которая должна проявлять свободу мысли, инициативность, предприимчивость и трудолюбие». Наиболее ценным качеством в организации труда считал систематичность. Постоянно и много читал. С годами накопил обширнейшие знания по своей специальности и смежным наукам. Его трудоспособность была поразительна — работал по 10—12 часов в сутки и даже больше. Поистине, обладал умением удлинять время и один день превращать в несколько.
Его этика ученого была безукоризненна. Идею о важности выработки таких качеств как достоинство, гражданское мужество, твердость духа и убеждений он нес в коллектив не с помощью назидательных бесед, пропитанных ригоризмом или сентенций с нудным морализаторством. Все это он демонстрировал личным примером.
Принципы научного исследования
Нередко ученого путают с первым учеником, который быстрее других решает сложные задачи. Такие ученые существуют и ценятся высоко. Однако, прежде чем задача решена, кто-то должен ее сформулировать, увидеть то, что прежде никто не сумел разглядеть, а решение — это уже дело техники. В. С. Улащик умел находить не только ответы, но и формулировать важные вопросы, требующие разрешения. При этом он руководствовался следующими принципами:
- Проводить детальный анализ исследования.
- Видеть за частным общее.
- Не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями.
- Не избегать вопроса «почему?».
- Прослеживать историю идей.
- Собирать как можно больше сведений о предмете исследования из литературных источников, обращаясь к оригиналам.
- Связывать научное исследование со смежными областями знания.
- Не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.
Читаешь некоторые научные работы, руководства, научно-популярные издания и начинаешь испытывать удовлетворение с некоторым оттенком самодовольства. Все объяснено, понятно и ясно, на все есть утвердительный ответ. Нечего искать, незачем сомневаться, достаточно лишь запомнить факты и мысли, духовная пища приготовлена, а то и разжевана. В действительности все совсем иначе. Наука предстает перед искателем бесконечными рядами нерешенных проблем. Эту перспективу старался показать В. С. Улащик. Его заслуга не только в том, что он решил многие проблемы, он ставил новые вопросы, привлекая к ним внимание ученых.
Стремление к обобщениям
Всякий ученый, углубляясь в конкретное исследование, словно копает колодец. Чем глубже он проникает в недра проблемы, тем меньше виден круг неба над головой. В конце концов, небо будет казаться с копеечную монету, и общенаучные проблемы станут очень далекими. Такой ученый, замыкаясь в узкой области собственных интересов, незаметно для себя начнет деградировать. Усиленное занятие одним разделом науки со временем может отдалить от других областей знания, в особенности от философии, истории, искусства, литературы. Так произошло по его личному признанию с Ч. Дарвином.
В настоящее время, несмотря на усиливающиеся призывы к синтезу знаний, век узкой специализации продолжается. Передний край науки ушел слишком далеко, без специализации не обойтись. В. С. Улащик, занимаясь проблемами физической медицины, тоже был узким специалистом. Но не только. Это «не только» чрезвычайно важно отметить. Он проводил специальные исследования и одновременно размышлял о познании, как бы постоянно поднимался из глубины детальных и узких разработок на вольный воздух под ясное небо, охватывая взглядом дальние горизонты — работы коллег-ученых и своих собственных. Мысль не мирилась с ограничениями, его влекло к синтезу и широким обобщениям. Подобная жажда обобщений — важное качество ученого. Недаром И. В. Гете иронизировал по поводу ограниченности некоторых исследователей:
… Живой предмет желая изучить,
Чтоб ясное о нем познанье получить, —
Ученый прежде душу изгоняет,
Затем предмет на части расчленяет
И видит их, да жаль: духовная их связь
Тем временем исчезла, унеслась!
Велик и разнообразен перечень научных интересов академика В. С. Улащика. Обычно он вел несколько научных тем, даже книги читал не одну за другой, а несколько сразу, попеременно. Жажда познания не удовлетворялась сведениями ограниченными пределами одной науки, он стремился к обобщениям и поискам закономерностей. Взгляд мыслителя позволял ему глубоко анализировать факты и нестандартно смотреть на самые разные явления. Вероятно, один из секретов научной проницательности В. С. Улащика в умении связывать конкретную научную проблему с общими идеями. Писал ли он о проблемах фундаментальной или прикладной науки, этике или истории медицины, если и нет в них разрешения проблемы и окончательных решений, всегда было углубление проблематики. К этому толкала специфика научного творчества и неповторимая индивидуальность ученого, стремление проникать «до конца» в предмет исследования, рассмотреть его со всех сторон, связать данную проблему с комплексом других, прямо или косвенно к ней относящихся, в умении видеть аналогии, подчас неожиданные и парадоксальные там, где их ранее никто не замечал. Возможно, именно это придает его трудам особую глубину и долговечность.
Прошлое — для будущего
В. С. Улащик понимал важность и любил заниматься историей науки, прежде всего для того, чтобы увидеть и понять мир идей в движении и единстве. Почему они развиваются так, а не иначе — одни безнадежно устаревают, другие сохраняются в силу традиций и предрассудков, третьи — не были оценены и забыты? Понять это, не зная истории, невозможно. Двигаясь вперед, наука не только создает новое, но и переоценивает старое. Каждое новое поколение исследователей достраивает и перестраивает то, что было создано до них. Многие считают, что самое главное — изобрести оригинальную, никем ранее не высказанную идею. Однако абсолютно новых идей почти не бывает. Зачастую новой она представляется лишь тем, кто плохо знает историю научной мысли.
Есть ученые, стремящиеся доказать, что они первыми высказали ту или иную идею. Владимир Сергеевич напротив, тщательно отыскивал своих идейных предшественников и называл имена тех, кто ранее высказывал сходные мысли. Работая над статьей или книгой, В. С. Улащик всегда имел многочисленные выписки, картотеки и т.п. Весь этот «строительный материал» он использовал подобно искусному архитектору. Вначале была мысль, а далее разъясняя и подтверждая ее, он использовал «чужой» материал, как кирпичи и блоки для архитектурного сооружения. Продолжая сравнение можно сказать, что он не всегда был мастером, добывающим строительный материал (для науки это факты), не всегда — инженером, изобретающим новые конструкции (для науки это оригинальные гипотезы и теории), хотя всем этим занимался и небезуспешно. Он был, прежде всего, архитектором.
Подчас исследователей интересуют только современные научные достижения. Можно сказать, они видят верхний этаж, не обращая внимание на все величественное здание человеческого разума. Такой взгляд ограничивает кругозор. Именно поэтому происходят известные в науке случаи «изобретения велосипеда». Знание истории гарантирует от подобных казусов. Прошлое науки составляет ее основу, на которой развиваются современные идеи. Божество древних римлян — двуликий Янус олицетворял время. Одно лицо смотрит назад в прошлое, другое — вперед в будущее. Смысл аллегории ясен — будущее открыто тому, кто хорошо знает прошлое. В. С. Улащик хорошо понимал, что только зная прошлое, можно не заблудиться в лабиринте новых идей и правильно оценить современные воззрения.
Углубляясь в историю, Владимир Сергеевич преследовал две цели. Анализировал прошлое прежде всего для того, чтобы лучше понять современное состояние науки и перспективы ее развития. И вторая, не менее важная цель — исследовать сам процесс познания. Почему, по каким законам развития идей складывалось так, а не иначе? Историю он связывал с теорией науки, исследуя науку как особый процесс. «В научной работе, — говорил Владимир Сергеевич, — важно извлечь уроки из прошлого, обозначить круг неотложных дел, оценить свои возможности, отбросить отжившее, устаревшее, тормозящее, взять лучшее, передовое и обновленными идти дальше».
Описывая формирование современных научных идей, он всегда старался отметить их связь с развитием науки, при этом обязательно вспоминал имена незаслуженно забытых ученых, знал содержание их работ. Порой казалось, он излишне детально, как добросовестный архивариус, копается в пыльных никому не нужных фолиантах, живет отдаленным прошлым, испытывая восторг перед мыслями давно забытых исследователей. Однако продолжая следить за ходом его мысли незаметно обнаруживаешь, что, перешагнув грань настоящего, переходишь из истории в будущее.
Есть ученые, изрекающие истины. Они как бы укладывают плотину поперек течения мысли. До сих пор — движение, а дальше — путь закончен. Владимир Сергеевич никогда не претендовал на знание незыблемых истин. Его рассуждения подобны ограждающим дамбам, не позволяющим потоку мыслей растекаться в стороны. Он всегда оговаривал возможность появления новых фактов, которые заставят изменить или уточнить его точку зрения. Осторожно, ненавязчиво, но целеустремленно основываясь на фактах, ведет он читателя от истоков научных идей к их современному состоянию, стремится показать горизонты, невидимые рубежи науки, которые еще предстоит достигнуть. Он понимал, что в современную жизнь всегда включено прошлое — наследие, которое мы не всегда умеем оценить, забывая, что стоим на плечах предшествующих поколений и сами должны стать опорой для последующих.
Литературная работа
Литературная деятельность для Владимира Сергеевича наряду с наукой была еще одной возможностью проявить свой ум и талант во всей полноте. Языковой культуре он придавал большое значение. Для его стиля характерны выразительность фразы и завершенность самой сложной мысли, которую он формулировал точно и просто. На вопрос, как ему это удается, отвечал: «Когда что-либо пишешь, нужно стремиться к точке, — и с улыбкой добавлял, — умных мыслей больше, чем на три минуты у большинства людей не бывает». В литературной работе руководствовался правилами:
- Со словом надо обращаться скупо.
- Нет мысли, которую нельзя было бы высказать просто и ясно.
- Ясность — лучшее украшение истинно глубокой мысли.
- Точность мысли обусловливает точность выражений.
- Недостающую глубину мысли обычно компенсируют ее длиной.
- Короткие мысли тем хороши, что заставляют читателя думать.
Говорить о вещах и явлениях трудных для постижения, превращать мудрость в доступное знание, добиваться в объяснении кристально чистой ясности и достигать глубины в простоте — такое искусство под силу далеко не каждому, а лишь тем, кто хорошо знает предмет. Был решительно против неуважения к русскому языку, его возмущало неумение пользоваться разумной человеческой речью. Считал недопустимым неоправданное употребление чужеземных терминов: «Так ли беден свой язык, что не может обойтись без иностранных «подпорок»? Что скрывается за неоправданным использованием чужеземного словесного балласта? Только желание мудрствующих авторов маскировать отсутствие собственных глубоких мыслей».
Думая о будущем
Будучи министром здравоохранения БССР в трудный для республики период — первые годы после Чернобыльской катастрофы (1986—1990) — В. С. Улащик хорошо принимал проблемы здравоохранения. Особо важным он считал вопрос подготовки медицинских кадров. Лозунг «кадры решают все» был знаком ему с детства, в его справедливости он не сомневался. Полагал, что «врач по призванию» — это не пустые слова. Говорил, что доктором, возможно, как поэтом или музыкантом надо родиться. В то же время отмечал, что современная медицина столь обширна и многогранна, что медики с самыми разными склонностями могут быть востребованы в различных сферах здравоохранения. Однако на лечебный и педиатрический факультеты медицинских вузов прием абитуриентов должен быть особенно строгим и осмотрительным, говорил: «Все понимают, что в балетную школу или в театральное училище только по результатам ЦТ принимать нельзя. Тут нужен талант, особые качества. Такая же ситуация с клинической медициной». Обращал внимание на то, что практическое обучение студентов у постели больного почти исчезло. «Лечить надо не заболевания и синдромы, а больных людей, — утверждал В. С. Улащик, — а поскольку все люди разные, одинаково лечить их нельзя. Нужен индивидуальный, персональный подход. Нигде отсутствие практической подготовки не может принести столько вреда, как во врачебном деле. Муляжи и симуляционные центры ситуацию не исправят».
В повышении качества оказания медицинской помощи В. С. Улащик большое значение придавал врачебным ассоциациям. Подчеркивал, что здоровье населения и проблемы пациентов хорошо знают только медики, поэтому именно они должны представлять интересы пациентов в обществе. Врач-одиночка не может решить глобальных проблем, но, если врачи объединятся, они представляют большую силу. Во всех развитых странах существует не административное, а корпоративное управление профессиональной деятельностью врачей. Врач отвечает за работу перед национальной медицинской ассоциацией, она в свою очередь — перед законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Корпоративное управление в сочетании с системой надзора и лицензирования врачей является лучшим способом защиты интересов пациента, соблюдения этических норм и обеспечения высокого качества лечения и профилактики.
Личность
Владимир Сергеевич любил и уважал людей — не обобщенный народ, толпу, а человеческую личность, рано осознав, что это особый мир, уникальное, неповторимое явление. Был убежден — роль личности в коллективном научном творчестве первостепенна. Поиск истины — это не торжественный марш стройных рядов научных работников по широкой дороге, ведущей к сияющим высотам. Вся история науки показывает, что отдельные личности более правы в своих утверждениях, чем сотни и тысячи исследователей, придерживающихся общепринятых взглядов. «Истина принадлежит человеку, заблуждения — его эпохе» (И. В. Гете). В обществе всегда были личности, опережавшие свое время — гении, творцы, изобретатели, часто не признанные при жизни, но проходили годы и их точку зрения принимали все. Истина – удел немногих, заблуждение обычно и повсеместно. Взять хотя бы Г. Галилея, утверждавшего, что Земля вращается вокруг солнца. Истина принадлежит человеку, но какому? Тому, кто открыл ее и имеет смелость указать на заблуждения эпохи.
В. С. Улащик был убежден, что именно личность — наиболее яркий носитель разума. Нет ничего более ценного, требующего большего сбережения и уважения, чем свободная человеческая личность. Всякое подавление личности ослабляет общество. Там, где не признается индивидуальность, нет сообщества, там толпа, не терпящая самобытность. Толпу можно сравнить с булыжной мостовой, а истинное сообщество — с мозаичным рисунком. В булыжной мостовой один камень легко заменить другим, в мозаике каждый фрагмент незаменим и если он выпадает, приходится перестраивать весь рисунок. Вот почему потеря личности для общества невосполнима.
Мудрость на каждый день
Думая об изобилии и глубине мыслей Владимира Сергеевича сожалеешь, что не все удалось запомнить и сохранить в памяти. Вот лишь некоторые сентенции и размышления:
- Цель — это главное.
- Будь готов изменить свои цели, но никогда не меняй свои ценности.
- Обсуждать надо часто, решать — однажды.
- Самое трудное — решение действовать, остальное — просто упорство.
- Захочешь — найдешь время, не захочешь — найдешь причину.
- Учись на собственных ошибках, анализируй каждый прожитый день.
- Не знаешь что делать — берись за самую трудную работу, трудности дарят новые возможности.
- Горькая истина лучше самого приятного заблуждения.
- Жить надо сегодняшним днем здесь и сейчас.
- Самая большая ошибка в жизни — почивать на лаврах. Жизнь не позволяет остановиться, стоящего обходят, довольный собой потерян.
- Проблемы — возможность саморазвития.
- Не пренебрегай врагами, они первыми замечают твои ошибки.
- Решительность устраняет опасность.
- В жизни не бывает неудач, есть только опыт, иногда негативный.
- Ничто не мешает человеку завтра стать умнее, чем он был вчера.
- «Завтра» — опасное слово, оно парализует волю, склоняет к бездействию.
- Делай что можешь, используй то, что есть там, где находишься.
- Слушай всех, прислушивайся к немногим, решай сам.
- Время – единственный ресурс, который не восстанавливается и каждую секунду его становится все меньше, как и надежд на осуществление задуманного.
- Непрочитанные книги умеют мстить.
- Если это не пугает, возможно, это не стоит вашего времени.
- Истина всегда проста, но путь к ней долог и узок, как лезвие бритвы.
Время безжалостно и неостановимо. Проносятся годы, мелькают имена и даты, исчезают события. Новое неизбежно сменяет старое и процесс этот ни остановить, ни замедлить. Академик В. С. Улащик имел всеобщее признание, ему было интересно жить и работать. Он верил в будущее, стремился приблизить его, готовил материал для книги о психологии научного творчества. Не сбылось. Земная жизнь Владимира Сергеевича Улащика закончилась 17 января 2018 года.
Ключевые слова:
Автор(ы): Ю. К. Абаев
Медучреждение: Редакция журнала "Здравоохранение"