ДИНАМИКА МЕТАБОЛИЧЕСКИХ И ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ РЕЦИПРОКНОМ ГРУППОВОМ ОБУЧЕНИИ В ШКОЛЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА 2-го ТИПА

Цель исследования. Продемонстрировать эффективность метода реципрокного группового обучения  в школе сахарного диабета (СД) 2-го типа.

Материал и методы. Для оценки изменения метаболических и психологических показателей при использовании метода реципрокного группового обучения в школе СД 2-го типа пациенты были разделены  на 2 группы. В 1-ю группу вошли 56 пациентов с СД 2-го типа для прохождения обучения в структурированной программе изменения поведения, связанного с диабетом, которые далее были разделены на 7 подгрупп. Перед началом обучения выполнялся отбор участников на основании следующих факторов: наличие мотивации  к модификации образа жизни с СД 2-го типа и отсутствие когнитивных нарушений (26 баллов и более по шкале MoCA). Во 2-ю группу (группа сравнения) вошли 48 пациентов с СД 2-го типа, которые далее не изъявили желания проходить обучение.

Результаты. По окончании полугодового исследования в 1-й группе (основной) выявлены положительные изменения антропометрических показателей (вес, окружность талии, индекс массы тела), снижение гликированного гемоглобина (HbAIc) по сравнению с началом исследования. В данной группе отмечено уменьшение среднего значения холестерола липопротеинов низкой плотности и общего холестерола по сравнению  с началом исследования и по сравнению со 2-й группой. Среднее значение холестерола липопротеинов высокой плотности у пациентов 1-й группы увеличилось, а у пациентов 2-й группы уменьшилось. Также было зафиксировано уменьшение тревожных и депрессивных реакций, качество жизни повысилось.

Заключение. Метод реципрокного группового обучения в школе СД 2-го типа продемонстрировал высокую эффективность при модификации образа жизни пациентов с данным заболеванием, что отразилось на антропометрических, метаболических и психосоциальных показателях.

 

 

Контактная информация:

Ерема Андрей Владимирович — старший преподаватель  кафедры психотерапии и медицинской психологии,  соискатель кафедры эндокринологии.

Белорусская медицинская академия последипломного  образования.

Ул. П. Бровки, 3, к. 3, 220013, г. Минск.

Сл. тел. +375 17 340-18-19.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования: А. В. Е., Л. И. Д.

Сбор информации и обработка материала: А. В. Е., А. Ф. М.

Написание текста: А. В. Е., Л. И. Д.

Редактирование текста: А. В. Е., И. А. Б., Л. И. Д.

Конфликт интересов отсутствует.

Ключевые слова: , , , , ,
Автор(ы): А. В. ЕРЕМА, А. Ф. МАРЦИНКЕВИЧ, И. А. БАЙКОВА, Л. И. ДАНИЛОВА
Медучреждение: Белорусская медицинская академия последипломного образования, Минск, Беларусь. Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, Витебск, Беларусь