Врачебная клятва

Дорогие коллеги!

Есть источник, вот уже много веков питающий умы и сердца людей. Это Священное Писание — свод ключевых правил бытия, первопричина всех нынешних законов человеческих. Главное в нем — принципы по которым нужно жить, чтобы жизнь была без горя, страданий и даже без смерти. Немало сказано
о врачевании, исцелении человека как восстановлении гармонии духа, души и тела. Для того, кто принял решение посвятить свою жизнь служению идеалам гуманности, нет книги, где о сути человека, его страстях и мучениях, о помощи ближнему и путях достижения мудрости сказано больше и проще.

Врачебная профессия единственная, вступление в которую сопровождается принесением клятвы. Давая клятву, врач признает в качестве свидетеля, гаранта и лица, способного наказать за клятвопреступление, Высшие силы. Так было и в клятве Гиппократа — «Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигеей и Панацеей и всеми богами, и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство…». Хотя законодатель не указывает, в чей адрес дается клятва, он вводит врача в отношения с силами надчеловеческими, надобщественными и надгосударственными. И пусть говорят, что это всего лишь слова и дань традиции, о серьезности клятвы человек предупрежден самим Творцом: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36—37).

Клясться просто так, «как все», не понимая, кому это заверение адресовано, опасно и неразумно.
У Гиппократа это понимание было, в последних словах клятвы сказано: «Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве, и слава у всех людей на вечные времена, преступаю­щему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому». За прошедшие тысячелетия суть клятвы не изменилась. Специфика врачебной профессии, кроме иных ее сложностей, таит в себе опасность всю жизнь эту, а затем и после ее завершения нести ответственность за клятвопреступление. Поговорка «Клятва для глупого смешна, а для умного страшна» вовсе не архаизм. Самоуверенность быстро исчезает, когда человек оказывается перед лицом Смерти.

Врач в своей профессиональной деятельности вступает во взаимоотношения не только с физиче­ским, социальным, но и с духовным аспектом бытия человека. Понимая это или нет, он вмешивается
в отношения Творца с его главнейшим творением, поэтому действия медика могут порождать не только правовые, но и серьезные духовные последствия как для него, так и для его пациентов. Существует древняя притча — «Всевышний встречает преставившихся, вершит правосудие и воздает по грехам. Врач, получив наиболее серьезное наказание, с изумлением вопрошает: «Господи! За что, ведь я всю жизнь помогал людям? — ответ был краток, — ты не помогал, ты Мне мешал наказывать грешников».

Сегодня медики все активнее вмешиваются в естественные процессы жизнедеятельности (ЭКО, клеточные технологии, тканевая инженерия, редактирование генома, возможность клонирования и др.), а у Создателя и людей взгляды на происходящее могут сильно различаться. Речь не идет о возражениях против медицинской деятельности — она благословлена, а об обязанности врача помогать людям задумываться над тем, как они живут и в чем глубинная причина их болезней. Осуждение вызывает врачевание без осознания его духовной основы. Знание только законов органической и неживой природы без понимания законов мира духовного может создавать большие проблемы. Строить принятие решений на неточных критериях о том, что во врачевании добро, а что зло — потенциально небезопасно, игнорировать эту проблему — легкомысленно, анализировать объективно — чрезвычайно трудно.

Реально действующие общеобязательные критерии добра и зла в сфере медицинской деятельности дает закон человеческий (право, юриспруденция). Необходимость соблюдения его требований вне дискуссий. Но закон человеческий — это минимум гуманности, сформулированная обществом и государством граница добра и явного зла. Есть и оптимум гуманности, то, к чему должен стремиться настоящий врач — милосердие (христианская любовь). Происходит это понятие из ключевого постулата Закона, данного Творцом: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними,ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). Однако перед тем как говорить о таком важнейшем качестве врача, как милосердие, необходимо подчеркнуть тесную связь юридической ответственности врача, с его совестью — категорией формально внеюридической (в законодательстве нет соответствующей дефиниции), но имеющей прямое отношение к закону человеческому и непосредственно определяющей требования к повседневной врачебной деятельности. Об этом в следующем номере журнала.

 

 

С уважением,

                               профессор                                                                                                         Ю. К. Абаев


Автор(ы): Ю. К. Абаев
Медучреждение: Редакция журнала "Здравоохранение"