ТРЕВОЖНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ

Дорогие коллеги!

В последнее время наблюдается тревожная тенденция: врачу не доверяют, его рекомендации ставят под сомнение, более того, пациент склонен лечить себя сам, а если и обращается к медикам, то нередко диктует, что ему назначить. Причин несколько.
Первая — изменилось отношение людей к здравоохранению. В советской системе охраны здоровья не существовало коммерческой составляющей, медицина была по-настоящему бесплатной. С тех пор как в лечебных учреждениях появились кассы и прейскуранты,
у пациента возникает естественный вопрос, а настолько ли все серьезно, чтобы отдавать деньги за обследование и лечение? Действительно ли так дорого стоит эта операция или здесь чья-то выгода? Вторая причина — антиреклама медицины, которая усердно создается СМИ. В погоне за тиражами печатных изданий и рейтингами телеканалов журналисты наперегонки публикуют сообщения о неблагоприятных исходах лечения, причем выводы об ошибках медиков делают еще до завершения разбирательства. Третья причина — вина самого медицинского сообщества. Самозабвенно занимаясь лечением, врачи не задумываются о том, что им уготовано контрольно-надзорными органами из-за того, что большинство не знает нормативно-правового обеспечения медицинской деятельности. Для доктора в дилемме «что важнее — хорошо лечить или правильно заполнить бумаги» ответ чаще будет в пользу первого варианта. И, наконец, еще одна причина — появление в законодательстве термина «медицинская услуга». Здравоохранение по формальному признаку подведено под одни правила с другими сферами деятельности, где есть «заказчик» и «исполнитель». Пациент заказывает услугу, врач исполняет заказ, то есть поставлен в положение «чего изволите-с?» (С. Дорофеев, 2019).

Понятие «медицинская помощь» в Законе «О здравоохранении» определяется как «комплекс медицинских услуг». Эта ошибочная трактовка привела к тому, что на медицинскую деятельность стало распространяться влияние Закона «О защите прав потребителей». Основная идея закона: любая услуга, будь то ремонт обуви, мойка автомобиля или операция замены аорты должна быть стопроцентно качественной, а если оказана некачественно, «заказчик» вправе потребовать от «исполнителя» переделать заказ и выплатить компенсацию морального ущерба. И еще, это особенно важно, закон провозглашает — потребитель всегда прав. Бесспорно, с точки зрения заказчика такое право, данное ему законом, — это хорошо, но с точки зрения доктора — это плохо. При оказании медицинской помощи нельзя гарантировать, что результат всегда удовлетворит пациента. Более того, в некоторых случаях медицинская помощь изначально не может быть стопроцентно качественной, если рассматривать ее с позиции Закона «О защите прав потребителей». Невозможно гарантировать полное выздоровление после инсульта, инфаркта миокарда или обещать родителям, что их недоношенный 500-граммовый ребенок выживет.

Рассмотрим ситуацию: врач оказал пациенту медицинскую помощь в тяжелейшей ситуации, спас от смерти, но после этого человек должен всю жизнь принимать лекарства, будет иметь физические ограничения и окажется в инвалидной коляске. Это можно считать качественно оказанной услугой? С точки зрения медика — да, с точки зрения Закона «О защите прав потребителей» — нет. Если следовать букве закона, человек, который пришел к врачу больным, должен выйти от него здоровым независимо от тяжести болезни. Ну не абсурд ли?

Критерии качества, которые разрабатываются внутри медицинского сообщества, не имеют ничего общего с положениями Закона «О защите прав потребителей». Для хирургического вмешательства они совсем не такие как для костюма, сшитого портным, или для супа, сваренного поваром ресторана. Между тем защищенный и «вдохновленный» Законом потребитель медицинских услуг, он же «заказчик», не получив того, что он хотел, вправе предъявить претензии доктору
и потребовать наказания «исполнителя». И в соответствии с законом пациент будет прав,
а врач неправ. О каком уважении и доверии общества к медикам после этого можно говорить?

Формулировка «медицинская помощь — это комплекс медицинских услуг» в Законе «О здраво­охранении» является камнем преткновения и источником негативных последствий, которые сопровождают медицинскую деятельность. Необходимо устранить причину конфликта врача и социума — отказаться от термина «медицинская услуга» и пересмотреть решение о распространении Закона «О защите прав потребителей» на систему здравоохранения.

 

 

 

                   С уважением,

                   профессор                                                                             Ю. К. Абаев

 


Автор(ы): Ю. К. Абаев
Медучреждение: Редакция журнала "Здравоохранение"