ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА ВРАЧА

Дорогие коллеги!

 

Нужна ли врачу гуманитарная культура? Практика свидетельствует, что конфликты с пациентами в большинстве случаев происходят не из-за недостатка медицинских знаний и профессиональных навыков, а вследствие неумения их применить, предварительно обсудив и осмыслив. В основе разногласий, как правило, обоюдный недостаток культуры. Приведем результаты опроса, направленного на выявление культурного уровня будущих врачей. Дон Кихот — персонаж из произведений Хемингуэя; Отелло — герой пьесы Шекспира «Гамлет»; пуританство — вера, которую исповедуют католики; лютеранство — поклонение дьяволу (Люциферу); марсельеза — испанский гимн, вальс, итальянское блюдо; трубадур — рабочий в литейном цехе; татаро-монгольское иго — рок-группа. Из 400 опрошенных лишь половина читает классическую художественную литературу. Знанием двух иностранных языков могут гордиться 4 % студентов. Приходится констатировать большой пробел в высшем и среднем образовании, если учесть, что в дореволюционной России выпускник гимназии не мог поступить в университет без знания двух древних (греческий, латинский) и одного или даже нескольких новых языков.

На протяжении многих веков медицина находится между миром природы и миром культуры, между телесным и духовным представлением о сущности человека. А. П. Чехов писал: «И анатомия, и изящная словесность имеют одинаково знатное происхождение, одни и те же цели… Борьбы за существование у них нет… Поэтому-то гении никогда не воевали и в Гете рядом с поэтом прекрасно уживался естественник». Врачей и писателей всегда объединял общий интерес к жизни людей, первый наблюдает за пациентом, второй — за человеком в окружающем его мире. История хранит более 100 имен врачей-писателей: Авиценна, Ф. Рабле, Дж. Свифт, Ф. Шиллер, В. И. Даль, А. Конан Дойл, У. С. Моэм, А. Кронин и др. Символ единения литературы и медицины — А. П. Чехов.

В XXI веке медицина претерпела огромные изменения. Больницы напоминают производственные модули с большим количеством медицинского персонала и оборудования. Врач теряет индивидуальное лицо и превращается в функциональную единицу производственного конвейера. Личность пациента подменяется многочисленными исследованиями и перестала интересовать врача. Медицинская профессия обезличивается, лишаясь присущего ей гуманистического пафоса. «Сегодняшние врачи, пожалуй, уже не принадлежат гуманитарному миру. С тех времен, когда медицина перестала быть только искусством врачевания, а стала еще и наукой, сам ее объем увеличился в тысячи раз… Все реже мы встречаем среди врачей таких высококультурных людей, какими были медики XIX в. Никакого упрека: сегодня для получения профессии врача нужно от 10 до 15 лет серьезнейшего обучения» (Л. Е. Улицкая).

В ответ на жесткую критику системы здравоохранения в середине прошлого века возникла идея о введении гуманитарных дисциплин в медицинское образование. В 70—80-е гг. художественная литература входит в число обязательных курсов американских медицинских колледжей. Среди изучаемых авторов А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, В. В. Вересаев, У. С. Моэм, Г. Флобер, Э. Хемингуэй, Ш. Бронте, Ф. Кафка, А. Швейцер, М. А. Булгаков, В. Франкл, И. Д. Ялом, О. В. Сакс. Издается журнал «Литература и медицина», созданы научные и общественные организации подобного рода. В Великобритании выходит журнал «Медицинские гуманитарные науки», публикуются статьи на эту тему в таких авторитетных изданиях, как «Ланцет» и «Академическая медицина», издаются антологии, посвященные медицинской тематике
в художественных произведениях. В эти же годы в медицинских вузах СССР обязательными предметами являются история КПСС, политэкономия социализма, научный коммунизм и «школьный» курс философии.

Основная задача преподавателя литературы, работающего с будущими врачами, заключается в систематизации художественного материала по определенным темам занятий. Важно учесть, что писатель, когда дело касается внутреннего мира человека, опережает медика на основании знаний, полученных непосредственно из жизни, а не из медицинских учебников, тогда как студент-медик, вторгаясь в неизвестную для него область литературной деятельности, может оказаться в положении дилетанта, склонного к отождествлению художественного текста с картиной заболевания, что не входит в задачу автора. Объектом исследования должны быть, прежде всего, этические проблемы медицины.

Художественная литература необходима врачу для лучшего понимания душевного мира заболевшего человека, развития эмпатии, коммуникативных навыков и обогащения языковой культуры. Без чтения литературы человек замурован в самом себе, становится евнухом духа, влачит жалкое существование троглодита. К сожалению, интерес к этой проблеме невелик и в последние годы утрачивается в связи
с уходом старшего поколения.

С уважением,
профессор                                                                                                         Ю. К. Абаев


Автор(ы): Профессор Ю. К. Абаев
Медучреждение: Редакция журнала "Здравоохранение"