Cовесть и справедливость

Дорогие коллеги!

 Совесть и Справедливость — великие этические категории, загадки человеческого сознания и мировосприятия. Вокруг этих понятий сложился «заговор» молчания, лишь иногда встречаются упоминания как о неких фантомах, которым в реальности мало что соответствует. Однако сейчас, когда глобальный кризис, взрывающий привычный уклад жизни чудовищным насилием, всерьёз обеспокоил правительства и население многих стран, уместно вспомнить древнюю мудрость: «Спокойствие страны — в справедливости».

Свобода, Равенство, Братство — давняя цель человечества, но говорить об этом можно лишь применительно к Справедливости. Свобода — это независимость от угнетения, которое несправедливо. Равенство — это равноправие всех перед Справедливостью. Братство — всего лишь навязанные рождением узы, высшее братство в Справедливости. Справедливость — это свобода от угнетения, мир без нищеты и унизительной тирании, это праведный суд, решение которого одобрено Совестью. Всякому что заслужил — достойную награду или справедливую кару. «Каждому по делам его» (Мф. 16:27). Справедливость облекается в законы Совести, главный среди них — «… чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян. 15:20).

В Городе Солнца, построенном фантазией Т. Кампанеллы, читали одну книгу под названием «Мудрость», где сжато и доступно излагались все науки. В Городе Солнца будущего должна быть Конституция, в которой будет одно слово — Справедливость. Можно добавить Совесть или ещё какие-то немногие слова. Но немногие! Чем больше слов, тем труднее понять главный принцип. Современное законотворчество с бесчисленными указами и подзаконными актами — наглядное свидетельство того, как далеко можно уйти от Справедливости. Это хорошо понимали в древности. «Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников» (Лао-цзы). Мудрый Конфуций пессимистично смотрел на возможность утверждения принципа Справедливости. правда, неясно, считал ли он это печальной особенностью тогдашней жизни или же несбыточностью на все времена. Увы, и сейчас в это трудно поверить. В конституциях разных стран много умных слов, не препятствующих, однако, несправедливости рвать мир на части.

Библейская заповедь гласит: «Не убий!». Народы, которые не могут договориться, как жить без зла, ненавидящие друг друга, идущие разрушать и убивать, по сути, дикари. Пока человек видит в «другом» конкурента, потенциального врага, готового покуситься на его «пространство», он будет воевать, а нужно учиться радоваться тому, что есть другие люди вместе с которыми можно решить проблемы, не решаемые в одиночку. Другой — это, прежде всего, помощник в созидании. Утрата каждого — потеря для всех. Так должны воспринимать друг друга люди, связанные необходимостью жить на одной планете.

Никто не свободен от общества, происходящее вокруг нельзя не заметить. Сейчас это противостояние Добра и Зла. Общество давно и глубоко травмировано. Сбит прицел нравственности двойными стандартами, безразличием, самодурством и беззаконием. Подорвано доверие к политическим институтам, разрушаются мораль и право. Как быть, на что опереться? На совесть! Совесть не ошибается, не бывает ложной. Поступок, совершенный по совести, — всегда свободный поступок, он не приводит к разочарованию.

Иногда Совесть кажется чем-то иллюзорным, с чем не очень-то надо считаться. Это глубокое и опасное заблуждение. Каждому обществу присуща своя мораль, однако нравственность индивида способна оказаться сильнее общественной морали. В советское время низкий нравственный уровень можно было оправдать страхом, идеологией, насилием. Сейчас принципиально иное отношение к совести. Быть бессовестным значит «быть как все», «что мы можем», «ничего не поделаешь», «иначе не прожить». Можно сказать, общество унаследовало советскую мораль, когда никто не каялся, участвуя в репрессиях, когда поощряли доносчиков и стукачей. Но причем тут совесть? Она относится к личности и принадлежит душе, той единственной, неповторимой, что взывает пронзительным голосом, когда нас судит. Есть общая ответственность, но нет коллективной совести.

Совесть — одно из самых загадочных чувств. Она не взвешивает, не рассчитывает, не заботится
о выгоде, не позволяет впадать в грех высокомерия и суетности. Чувство это иррационально, в этом его сила и одновременно слабость перед холодным соображением эгоизма. Единственное объяснение — совесть есть божественное начало, данное человеку свыше, его судия и надзор, что может взрасти, а может и погибнуть. Быть может только согласие с совестью дает удовлетворение в итоге земной жизни. Однако полагаться на Oдну Совесть преждевременно, нужно чтобы Совестливый Разум превратился в доминанту общественного сознания. Если этого не произойдет, человечество обречено на исчезновение.

 

 С уважением,

профессор                                                                                                         Ю. К. Абаев


Автор(ы): Ю. К. Абаев
Медучреждение: Редакция дурнала "Здравоохранение"