Биовласть и биополитика

Дорогие коллеги!

 В 60—70-х гг. прошлого века появились термины «биоэтика», «биополитика», «биовласть» (Р. Поттер, М. Фуко). Если первый термин хорошо известен, то два других — значительно меньше. Биополитика — это распространение властных механизмов на витальные стороны жизнедеятельности людей. Феномен биовласти возникает, когда появляется интерес к политическому использованию соматиче­ского бытия человека. Биовласть «невидима», не всегда юридически формализована, не предполагает прямой контроль и эксплуатацию, а действует опосредованно через искусственное навязывание новых потребностей и продвижение новых товаров и услуг. В системе политических приоритетов биовласть, смыкаясь с другими типами власти, в первую очередь с экономической, постепенно выходит на первый план.

Косвенным агентом биовласти является медицина, которая включает в свою юрисдикцию все больше жизненных ситуаций и проблем. С развитием медицины возникают новые возможности управления умами и телами «биограждан», в основе которых лежит естественное стремление жить дольше и качественнее. С помощью лекарств начали вести борьбу с тем, что раньше считалось «обычным» состоянием — с алкоголизмом, насилием в семье, игроманией, детским баловством, менопаузой, эректильной дисфункцией в пожилом возрасте, синдромом городского жителя, застенчивостью, унынием, облысением, старением и даже со смертью.

В чем причина роста частоты диагнозов и медицинских предписаний для практически здоровых людей? Глобализированная посредством деятельности ВОЗ система здравоохранения всё больше зависит от своих спонсоров — транснациональных фармакологических корпораций и их маркетинговых проектов. Коммерциализированная высокотехнологичная диагностика и манипулятивная медикализация — продажа разрекламированных бесполезных лекарств, формально необходимые, порой излишние медицинские осмотры, принудительная вакцинация, квазимедицинские услуги (СПА, тайский массаж, экзотические диеты и т.п.) — всё это lego-элементы системно проводимой биополитики. До недавнего времени биовласть не имела первостепенного значения для реальных политических практик, всё изменилось с появлением коронавируса. Реалии пандемии COVID-19, связанные с локдаунами и карантинами, коллапсом международного транспортного сообщения, стали принципиально новым этапом в понимании биовласти.

Вспышки эпидемических инфекционных заболеваний представляют собой постоянную угрозу, однако меры предосторожности не должны быть избыточными. Здоровье населения, свобода передвижения, достоинство, социальная справедливость — безусловные ценности, которые должны находиться в состоянии аксиологического баланса. Информационная ковидобесия всех уже изрядно утомила. Коронавирус стал нормой жизни, к нему привыкли, кто-то даже полюбил за возможность посидеть дома. Мнения
о злосчастном вирусе (часто противоположные) высказывают все кому не лень, однако в оправдание доморощенных экспертов можно сказать, что даже признанные специалисты в этой области не выработали единую точку зрения. На фоне глобальной инфопаники, удручающих новостей об «ужасном вирусе», ежедневных публикаций сомнительного апокалипсического мартиролога и устрашающих фото-фейков ни одна из межгосударственных медицинских организаций не предоставила убедительных данных об актуальной эпидемической ситуации. Не исключено, что помимо недостатка знаний о COVID-19 имеет место обычная корысть — кому-то выгодно одно мнение, кому-то — другое. Демонстративное ношение масок и перчаток, маркированное социальное дистанцирование, национальная изоляция и ряд иных меро­приятий представляют собой принудительную медикализацию населения, а, по сути — жёсткие инструменты социального контроля. Преувеличенная забота о здоровье граждан, интенсификация диагностических и «оздоровительных» практик (маски, тесты, обсервация и др.) неизбежно влекут за собой усиление дисциплинарной матрицы и угрозу правам человека (S. Zizek, 2020).

Текущие кризисные явления появились намного раньше COVID-19 и лишь под воздействием коронавируса достигли критического уровня. Пандемия убедительно продемонстрировала уязвимость мировой социокультурной системы и неготовность общества к глобальным вызовам. Казус COVID-19 — это предупреждение о бесперспективности техногенного мышления, при котором человек представляется лишь как одномерное биологическое существо. Для преодоления риска потери «человеческого», отчуждения и уязвимости цивилизации необходимо сотрудничество, основанное на этических принципах. Это позволит преодолеть магию биополитики, которая в своих геополитических устремлениях сводит кризисные явления планетарного масштаба только к медицинским проблемам и даст возможность строительства постковидного мира, основанного на гуманистических ценностях.

 

С уважением,  профессор                                                                             Ю. К. Абаев


Автор(ы): Ю.К. Абаев
Медучреждение: Редакция журнала «Здравоохранение», Минск, Беларусь