Методологический тупик медицины

Дорогие коллеги!

 Несмотря на впечатляющие успехи и достижения, в XXI век медицина вошла с большим грузом нерешенных проблем. Главная — утрата гуманистического содержания. Наблюдается феномен «отчужденности» — медицина, цель которой сохранять здоровье и лечить человека, отдаляется от него. Сближение если и происходит, то не медицины и пациента, а медицины и болезни, что находит свое выражение в том, что врач лечит болезнь, а не больного. Пациент из субъекта превратился в объект, из цели —
в средство для решения проблем клинической медицины. Врач не занимается личностью пациента, а лишь «ремонтирует отдельные неправильно работающие органы» его тела. Взгляд на человека как на биологический организм, без учета духовной составляющей стал преобладающим.

Истоки феномена «отчужденности» берут начало в XVII веке. В период становления европейской науки Нового времени, в рамках ключевых дисциплин естествознания, таких как физика, химия, биология, естественнонаучный подход служил углублению научных знаний, однако в медицине он сужал взгляд на человека, оставляя за его пределами такую важную сферу человеческого бытия, как духовность. Следствием пренебрежения гуманитарными аспектами познания человека является техницизм мышления, обусловленный парадигмой, утвердившейся со времен Р. Декарта (1596—1650) — «всякое знание должно быть обоснованным, то есть сведенным к знанию, которое истинно в силу своей очевидности, а для достижения этого достаточно сложное расчленить на простые составляющие». Медицина, следуя этой методологии, «разделила» человека на органы, сделав их объектом исследования, «потеряв» при этом самого человека. Ситуация напоминает ребенка, который разобрал игрушку, а собрать не может, ибо не знает принцип, на основе которого она устроена. Так и медицина, «разобрав» человека на органы, обратно «собрать» не может. Нет общей теории, которая позволила бы «ухватить» его в цельности.

«Разделение» человека потребовало создания технологий для диагностики и лечения патологии органов, на овладение которыми и направлены усилия врача. Тем самым, врачевание из искусства превратилось в ремесло, а врач из мастера — в технолога, на подготовку которого и cориентировано медицинское образование. При этом лечение сводится к нормализации различных параметров организма медикаментозными и хирургическими методами и не зависит от личности врача. Технологизм медицины стал настолько очевиден, что является азбучной истиной не только для студентов, и от ученого можно услышать: «Сегодня все решают технологии — личность врача должна отойти в сторону».

В контексте естественно-научного подхода человек утрачивает свою духовную сущность и это не просто лишает стимула развитие нравственной составляющей медицины. Взаимосвязь духовного и телесного не разрывается и в патологических процессах, что всегда было элементом обыденного опыта и признается научной медициной (психосоматические болезни). «Плачет» мозг, а «слезы» — в сердце, желудке, кишечнике» (Р. А. Лурия). Возникает вопрос: медицина наука естественная или гуманитарная? Казалось бы, ответ очевиден, но если объект медицины — человек как единое целое вместе с духовной составляющей, то почему это — наука естественная? А где психология? Ведь страдание тела — это и страдание души. Однако психология не является фундаментальной дисциплиной медицинского образования. Хорошо еще, что будущие врачи изучают психиатрию. Любопытный факт из истории одного медицинского вуза: каждую группу студентов заведующий кафедрой психиатрии встречал словами: «Наконец-то вы пришли на кафедру, которой медицинский вуз отличается от ветеринарного». Но психиатрия все же не психология.

Ситуация может измениться, если медицину считать наукой не только естественной, но и гуманитарной. Тогда объектом становится пациент не только как организм, но и как личность. Смена объекта требует изменения методологии. В отличие от врача-естественника, нацеленного на овладение практикой инженерного типа, врач-гуманитарий ориентируется на ситуацию, где нет двух пациентов,
у которых болезнь протекала бы одинаково. Гуманитарная установка подчеркивает мощную терапевтическую роль деонтологического фактора — зависимость результатов лечения от духовной культуры врача и умения общаться с больным. («О призвании врача», с. 76—80)

Научная медицина, совершенствуя органолокалистический подход к лечению болезней и замыкаясь в рамках естественно-научных дисциплин, все больше заходит в методологический тупик. Необходима теория, объектом которой является человек не только как природный объект, а как личность, лечение которой является уникальной ситуацией. Построение такой теории возможно на основе сближения фундаментальных естественно-научных дисциплин, психологии и философской антропологии.

 

Зам. главного редактора
профессор                                                                                                         Ю. К. Абаев


Автор(ы): Ю. К. Абаев
Медучреждение: Редакция журнала «Здравоохранение»