Новые умения и роли для медицинских работников как средство для повышения доступности и качества медицинской помощи — тема прошедшего в Минске 13—14 августа 2012 г. субрегионального диалога по вопросам политики, организованного Европейским региональным бюро ВОЗ и Европейской обсерваторией по системам и политике здравоохранения совместно с Минздравом Беларуси и Страновым бюро ВОЗ. В ходе заседания приняли участие ведущие специалисты и представители руководства министерств здравоохранения Беларуси, России, Молдовы и Армении. Участники обсудили возможности и варианты перераспределения функций медицинских работников в нашей республике и странах СНГ, назвали факторы, влияющие на финансовую доступность помощи, заработную плату медицинских работников, качество помощи, политику найма и возможности и источники финансирования.
— Способность систем здравоохранения надлежащим образом реагировать на возникающие трудности и максимально эффективно использовать инвестиции и прогресс в области медико-санитарной помощи во многом зависит от структуры кадровых ресурсов здравоохранения, — отметила в выступлении руководитель программы по кадровым ресурсам здравоохранения Европейского регионального бюро ВОЗ Галина Перфильева. — Все чаще страны сталкиваются со сложностями в обеспечении адекватных, подготовленных, мотивированных и пользующихся необходимой поддержкой кадров здравоохранения, способных предоставлять медико-санитарную помощь в нужное время и в нужном месте.
В условиях дефицита ресурсов и возрастающих проблем со здоровьем у населения, обусловленных старением и расширением спектра сочетанных и множественных заболеваний, а также стремительного развития медицинских технологий важно, чтобы работники здравоохранения обладали всеми возможностями и поддержкой для безболезненной адаптации к новым условиям работы, позволяющим удовлетворять новые потребности населения.
Для успешного оказания медицинскими работниками услуг населению Европы с оптимальным соотношением затрат и результатов они должны обладать надлежащим комплексом умений и навыков и адекватно выполнять свои роли. Необходимо пересмотреть профессиональные профили различных групп медицинских работников, поскольку в настоящее время усиливается дисбаланс, все больше внимание уделяется проблеме качества помощи. Необходима координация действий, следует внедрять комплексы профессиональных квалификаций и усиливать компоненты коммуникации, сотрудничества и управления, а также развивать возможности для пользования знаниями и вспомогательными системами в принятии клинических решений. Постоянное повышение уровня знаний и умений идет рука об руку с оптимизацией интеграции медико-санитарной помощи в интересах пациента.
Результаты проведенных исследований указывают на то, что введение инновационных комплексов профессиональных квалификаций может положительно влиять на стоимость, качество и безопасность услуг здравоохранения. В целом новые формы распределения функций между врачами первичного звена и специалистами, расширение роли медсестер в ведении некоторых заболеваний или хронических состояний, осуществлении планового дооперационного осмотра положительно сказываются и на удовлетворенности пациентов, и на мотивации работников.
На ведущих проблемах и нынешних тенденциях в отношении оказания медико-санитарной помощи и кадровых ресурсов остановилась научный работник Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения, представитель Лондонской школы гигиены и тропической медицины Эрика Ричардсон. На фоне дефицита трудовых кадров, смещения услуг к первичному звену, технологического прогресса произошла смена роли больниц. В Европейском регионе сделан акцент на рационализацию: сокращается число клиник, интенсивно используется коечный фонд, активно применяются дневные хирургические стационары. Учитывая хронизацию и полипрагмазию заболеваний, растет спрос и потребность населения в уходе и поддержке на дому, что требует четкой координации и интеграции усилий, обусловливает необходимость вести практику в соответствии с принципами доказательной медицины. Бригады первичной медико-санитарной помощи сегодня играют центральную роль.
Как мы планируем количество медработников, необходимое обучить и принять на работу? Как оптимизировать прием на работу, сохранить кадры, повысить производительность работников? Какие существуют эффективные стимулы для мотивации персонала? Эти и многие другие вопросы профессор факультета медицинских наук Университета королевы Маргарет (Шотландия) Джеймс Букан адресовал лицам, вырабатывающим политику в сфере здравоохранения. Он назвал факторы изменений в комплексе профессиональных квалификаций и появления новых ролей (введение в систему здравоохранения новых типов специальностей путем переподготовки кадров или обучения новых), среди которых доминирующими являются экономическая эффективность, дефицит квалифицированных кадров, технологические инновации, реформы сектора здравоохранения, изменения в системе профессионального регулирования/законодательства/оплаты труда и возмещения затрат.
Согласно данным Кокрановского обзора, качество медико-санитарной помощи, которую оказывают врачи и медсестры, — аналогично, мало того, последние дают больше медицинских рекомендаций и консультаций, обеспечивают более высокий уровень удовлетворенности пациентов, нежели врачи. Подготовленные надлежащим образом медицинские сестры могут оказывать помощь такого же качества и добиваться таких же результатов для здоровья, как и доктора. Причем на деньги, которые требуются для обучения 1 врача, можно обучить от 3 до 12 медицинских сестер, выполняющих некоторые врачебные функции. Это положение может лечь в основу научных исследований.
Джеймс Букан озвучил некоторые варианты комплекса профессиональных квалификаций, сестринские роли: ассистенты со средним специальным образованием, медицинские сестры второго уровня; дипломированные медсестры первого уровня; медсестры, выполняющие некоторые врачебные функции; ассистенты врача. Внедрение новых ролей потребует соблюдения интересов работников здравоохранения, пересмотра структуры и организации медико-санитарной помощи, изменения законодательства, механизмов финансирования и регулирования, процесса образования и подготовки специалистов, введения финансовых и других стимулов.
Опытом расширения роли медицинских сестер в оказании медико-санитарной помощи поделились участники заседания. Бывшая главная медсестра Минздрава Ирландии Шейла О’Маллей озвучила ключевые моменты, касающиеся развития сестринского дела. План действий Комиссии по сестринскому делу в Ирландии был опубликован в 1998 г. Запланирован переход к обучению дипломированных медсестер в учебных заведениях третьего уровня с присвоением ученой степени. Созданы 3 ступени развития карьеры медсестры/акушерки: дипломированная медсестра/акушерка, клиническая медсестра/акушерка, медсестра/акушерка продвинутого уровня, выполняющая функции врача. Внедрены додипломные программы с присвоением научной степени: в 2002 г. — общая практика, психиатрия и уход за людьми с ограниченными интеллектуальными возможностями, в 2006 г. — акушерство и интегрированная программа по общей практике и педиатрии. Проведена систематическая комплексная оценка потребностей клиентов на основании теории сестринского дела и практики по принципам доказательной медицины.
В Ирландском совете по сестринскому делу зарегистрировано 105 медсестер/акушерок продвинутого уровня, имеющих значительный опыт работы в практике продвинутого уровня под контролем, компетентных, демонстрирующих результаты непрерывного профессионального развития. Клиническая автономность, экспертная практика, профессиональное и клиническое лидерство (установление и поддержка межличностных отношений с людьми, организация и управление медико-санитарной помощи, личностное и профессиональное развитие), научная работа — основные виды компетентности медсестер/акушерок продвинутого уровня.
Медсестры лечебных и хирургических отделений обладают навыками внутривенной катетеризации/венепункции, чтения ЭКГ, вентиляции легких постоянным и двухуровневым положительным давлением, работы с системой раннего предупреждения. В родильном доме осуществляют детальный осмотр новорожденных, в отделении медицинской диагностики — назначают процедуры с ионизирующим излучением. В отделении неотложной помощи медсестра с расширенными полномочиями занимается сортировкой больных, накладывает швы и шины, диагностическая медсестра собирает детальный анамнез, осуществляет клиническую диагностику, медсестра продвинутого уровня оказывает амбулаторную помощь, принимает пациентов с незначительными травмами. Медсестры продвинутого уровня оказывают психиатрическую помощь на дому (ведут пациентов с тревожными расстройствами, проводят психосоциальное обучение, поддерживают членов семьи, предупреждают развитие рецидива).
Подготовлена стратегическая база для расширения ролей медсестер и акушерок, направленная на повышение качества медико-санитарной помощи. В 2000 г. создана Рамочная основа для определения сферы сестринской и акушерской практики «An Bord Altranais». В 2011 г. принят закон о сестринском деле и акушерстве, согласно которому расширены полномочия и предоставлена поддержка медсестрам и акушеркам.
Не менее интересен опыт внедрения сестринской практики продвинутого уровня в Финляндии. Советник министра социального обеспечения и здравоохранения Финляндии Марьюкка Валлимиес-Патомаки обозначила основные направления проводимой реформы. В соответствии с Национальным проектом охраны здоровья населения на 2002—2007 гг. медицинские сестры принимают около трети пациентов отделений неотложной помощи и порядка 50% обратившихся в медицинские центры. Национальный план развития социальных и медико-санитарных услуг на 2008—2011 гг. предоставил возможность расширить роли медсестер продвинутого уровня и внести изменений в законодательство. Национальная программа развития социальных и медико-санитарных услуг на 2012—2015 гг. предполагает принятие программ, нацеленных на распространение медсестер продвинутого уровня и перераспределение задач, выделение государственных грантов на пилотные проекты в муниципалитетах.
В июле 2010 г. вступило в силу законодательство о назначении лечения медсестрами, законы, принятые в январе 2011 г., направлены на обеспечение безопасности пациентов (существует перечень лекарственных средств, а также национальные нормы последипломного обучения медсестер по назначению препаратов). Перераспределение потоков пациентов, работа медсестер и врачей в парах обусловили значительное повышение производительности труда, замедление роста потребностей во врачах, улучшение межпрофессионального партнерства и многоуровневое сотрудничество.
Обмен опытом стран в ходе субрегионального диалога позволил проанализировать роль работников здравоохранения и возможности ее изменения, выявить международные тенденции в отношении комплексов профессиональных квалификаций, а также определить правила и процедуры в отношении регистрации, сертификации, профессиональной деятельности. Обсуждены условия и стимулы для пересмотра ролей и видов компетентности работников здравоохранения в сфере медико-санитарной помощи, проанализировано значение новейших тенденций для образования, подготовки и непрерывного профессионального совершенствования. Изучены варианты политики и инструменты для пересмотра ролей и видов компетентности в свете меняющихся потребностей и технического прогресса. Также в рамках мероприятия состоялся технический брифинг о положении дел в реализации Глобального кодекса ВОЗ по практике международного найма персонала здравоохранения в государствах-членах Европейского региона (один из вопросов повестки заседаний 62-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ).
Подготовила Т. Ясевич