Перейти к основному содержанию

Научно-практический рецензируемый ежемеcячный журнал. Орган Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Входит в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по медицинским и биологическим наукам. Журнал включен в систему Российского научного цитирования.
Журнал издается с 1924 года.

Зачем нужны болезни человеку?

Дорогие коллеги

В настоящее время интенсивно изучаются генетические, социальные, экологические и другие факторы, неблагоприятно влияю­щие на здоровье человека. Однако есть и другие причины, которые лежат вне сферы традиционной медицины — это состояние духовности человека. Злопамятность и обидчивость, самодовольство и раздражительность, мнительность и уныние — мощные союзники различных недугов. Задолго до становления медицинской науки народная мудрость просто и ясно передала связь душевного состояния и физического здоровья: «Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей».

Болезнь может быть прямым следствием и расплатой за нарушение нравственных норм поведения. В результате пьянства развивается цирроз печени, рак легких — вероятная перспектива заядлых курильщиков, алиментарное ожирение — удел гурманов. Человек, преступивший законы морали, рискует навредить не только себе, но и своим потомкам. Взять хотя бы действие наркотиков на развитие плода. Среди духовных причин болезней есть и менее очевидные, например, тщеславие и гордыня. С точки зрения религии это греховные страсти, с позиции медицины — факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. ИБС — типичный результат стрессов, неумения адекватно, без вспышек гнева, злости и честолюбивых амбиций реагировать на события.

Мы глубоко заблуждаемся, считая себя только телесной сутью. Дух и тело, равнозначные сущности человека. Давно замечено — люди с высокой нравственностью живут дольше и легче переносят болезни. Там, где во имя честолюбия и вожделений человек губит дух, а тело превращает в полигон испытаний, никогда не будет хорошего здоровья.

Для профилактики болезней необходима гигиена духа — не допускать раздражения и злости, зависти и уныния, научиться быть в согласии с собой. В христианстве это называется смирением — жить с миром в душе.

Трудности можно воспринимать как урок и сделать выводы или как происки врагов, с которыми нужно бороться. Готовность к бою всегда сопровождается гипергликемией, высоким уровнем адреналина и повышением АД, спазмом сосудов и нарушением микроциркуляции в слизистой пищеварительного тракта. Если на фоне острого стресса это необходимо для выживания, то при хроническом — основа развития артериальной гипертензии, язвенной болезни желудка и сахарного диабета. А результатом иммуносупрессии на фоне страха и постоянного недовольства могут быть онкологические заболевания. Профилактика недугов не должна сводиться к ежедневному измерению АД и уровня сахара в крови. Без трансформации мышления подобные процедуры только усилят боязнь заболевания. Если бы исследования по изучению влияния нашего духовного мира (эмоций, мышления) на течение болезней финансировались так же как разработка медикаментозных средств, наверняка были бы получены доказательства эффективности безлекарственной терапии. Ведь результативность плацебо достигает 30%.

Мы восхищаемся научно-техническим прогрессом, успешно применяем новые лечебные технологии, но это не решает глобальной проблемы улучшения здоровья нации. Конечно, медицина продлевает жизнь человека, однако в целом, лечение только материального тела является малоперспективной задачей. Огромные средства уходят на «ремонт» организма, а суть проблемы — предупреждение его «поломки», остается без внимания. Объясняя рост заболеваемости неблагоприятными экологическими условиями, мы забываем, что причина экологического кризиса — кризис духовный. Болезнь — это сигнал бедствия, который душа посылает через тело. Прислушаемся к тому, что она говорит.

Признание духовного компонента болезни обязывает нас нести ответственность за свое поведение. Повышение нравственных устоев общества и здоровый образ жизни принесут намного больше пользы здоровью нации, чем самое совершенное лечение износившихся и искореженных аморальным поведением человеческих тел. Это подтверждает закон духовно-демографической детерминации (И.А. Гундаров, 2001): при прочих равных условиях улучшение (ухудшение) духовного состояния общества сопровождается снижением (ростом) заболеваемости и смертности.

Законы нравственности даны человечеству в виде 10 заповедей более 3000 лет тому назад, и невыполнение их приводит к несчастьям и болезням.

С уважением Ю. К. Абаев

Авторы: Абаев Ю. К.
  • Я только что вернулся с большого международного форума врачей и ученых, проходившего в Санкт-Петербурге. На нем обсуждались вопросы совершенствования диагностики и лечения хронического миелолейкоза. Мы теперь уже добились того, что продолжительность жизни таких больных увеличилась в четыре раза, в России уже живут, радуются жизни и трудятся люди, излеченные от этого тяжелого заболевания... На форуме наряду с отечественными клиницистами выступали гематологи из Хьюстона (США), Турина (Италия), Мангейма (Германия).
  • Я вспоминаю свои беседы с больными — преподавателями медицинского института, профессорами. Что говорить, трудно с ними работать! Трудно с ними говорить и действовать, как со всеми остальными пациентами...Что еще характерно для заболевшего врача в психологическом плане? Частенько такой пациент напрочь забывает не только действие препаратов, но и время их приема, хотя сам в своей жизни неоднократно назначал их.
  • При осмотре мы прежде всего также уделяем особое внимание кожному покрову. Нормальная кожа и изменения ее при различных заболеваниях довольно подробно представлены в учебниках и монографиях. Здесь мне хочется лишь привести некоторые сведения, которые будут интересны врачам различных специальностей и позволят понять, почему кожа претерпевает изменения. Известно, что кожа — это полноценный орган, который дополняет и дублирует функции различных внутренних органов. Она активно участвует в процессе дыхания, выделения, обмене веществ.
  • Я никогда не заканчиваю расспроса-беседы с больным без того, чтобы выяснить хотя бы ориентировочно состояние взаимоотношений в семье. Полипрагмазия — бич современной медицины, клиники внутренних болезней. На обходах часто приходится видеть, как больным назначают 13—16 препаратов, нередко с взаимоисключающими фармакологическими свойствами.
  • Изучив сотни диагностических ошибок, сотрудники нашего коллектива убедились, что в ходе диагностического процесса практические врачи нарушают даже самые элементарные правила логики. Например, они неправильно применяют методы аналогии, индукции, дедукции.
  • А в настоящее время мне самому приходилось и в поликлиниках, и в стационарах слышать такие «уважительные и милые» обращения медицинских работников (и даже студентов, которые берут со старших пример!!!), как «голубушка», «бабуля», «золотце», «милочка», «голубчик», «бабуся», «дедуся», «дедуля», «женщина», «человек», «старик», «папаша», «мамаша», «отец», «мать», «барышня», «мужик», «тетя», «дядя» и т. д. Многие из таких слов для больных обидны, полны презрения, как правило, задевают самолюбие пациентов и их родственников.
  • Он редко выслушивал до конца доклад о больном, часто сразу же задавал вопросы, уточняющие характер течения болезни, особенности жизни. Удивительно, что вслух он мог сказать: «Что-то тут мне не ясно. Чего-то не хватает в истории болезни». И начинал сам собирать и выяснять эти «недостающие звенья».
© Редакция журнала «Здравоохранение» - 1924 - 2014гг.
Разработка сайта - doktora.by - сайт для врачей Беларуси