Перейти к основному содержанию

Научно-практический рецензируемый ежемеcячный журнал. Орган Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Входит в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по медицинским и биологическим наукам. Журнал включен в систему Российского научного цитирования.
Журнал издается с 1924 года.

Выбор темы научных исследований

It appears your Web browser is not configured to display PDF files. Download adobe Acrobat or click here to download the PDF file.

Click here to download the PDF file.

Чтобы идти к своей цели и не чувствовать себя отягощенным ненужным балластом, необходимо четко представлять себе, что нужно изучать и чего не нужно.
Г. Селье

Статья посвящена проблеме выбора темы научно-исследовательской работы. Представлена классификация этапов выполнения научных исследований. Подчеркивается важность формулирования темы и даются советы, как это сделать. Приводятся сведения о том, какие при этом следует предпринять шаги.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа, классификация выполнения НИР, выбор темы научного исследования.

Каждый, кто решил посвятить свою жизнь науке, должен четко представлять все сложности и трудности научного исследования, насыщенного творческими сомнениями, радостями открытий и напряженным трудом. На пути научного исследования молодого ученого поджидают всевозможные перепитии, требующие большой настойчивости и упорства для их преодоления, а иногда и глубокие разочарования, несбывшиеся надежды и мечты. Успешному проведению научных исследований во многом способствуют правильная, хорошо продуманная организация научно-исследовательской работы, плановость, этапность и последовательность. О значении последней очень образно писал И. П. Павлов в «Письме к молодежи»: «.. .Последовательность, последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний. Изучите азы науки, прежде чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего.».
Среди основных этапов научно-исследовательской работы исключительно большая роль принадлежит первому из них — выбору темы научного исследования, о котором в основном и пойдет разговор в настоящей статье. Еще К. Маркс подчеркивал: «Всякое начало трудно — эта истина справедлива для каждой науки».

Этапы работы над научным исследованием

Известно немало попыток определить этапы научного исследования и установить наиболее оптимальную их последовательность при работе над той или иной избранной темой. Анализируя труды многих авторов и опираясь на свой собственный многолетний опыт исполнителя и руководителя научных исследований и диссертационных работ, считаю наиболее приемлемым и рациональным выделить следующие основные этапы проведения научно-исследовательской работы.

Выбор темы научного исследования или определение проблемы. Этот этап зиждется на определении степени изученности проблемы, избираемой в качестве объекта предстоящего исследования, оценке реальных возможностей ее решения и требует четкого уяснения цели и задач научно-исследовательской работы.

Составление рабочего плана исследования, в котором должны быть определены основные этапы научно-исследовательской работы и выбраны подлежащие освоению исследовательские методы.

Сбор, группировка и предварительная обработка собственных материалов исследования. Данный этап включает сбор и изучение литературы, проведение запланированных исследований (наблюдений) с использованием избранных методов, обработку полученных данных.

Анализ и обобщение собранных данных. К этому этапу, считающемуся наиболее ответственным в научном творчестве, обычно относят целенаправленную группировку и сопоставление данных, выявление зависимостей, критическую оценку, подведение итогов проделанной работы в виде логично вытекающих конкретных выводов из полученных материалов.

Завершение и оформление исследования, включающее обсуждение результатов научно-исследовательской работы, ознакомление с ними научной общественности, литературное оформление труда, подготовку научных отчетов, статей, книги или диссертации, а также определение направлений продолжения исследований и возможных путей практического использования полученных данных.

Разумеется, перечисленные этапы научного исследования не только тесно связаны между собой, но и дополняют, взаимопроникают друг в друга. Почти всегда в процессе работы над темой приходится вносить те или иные, нередко даже существенные, коррективы, проводить дополнительные исследования в связи с неопределенностью некоторых результатов или появлением новых идей в свете полученных данных.

Успешность и результативность любого научного исследования зависит не только от того, как оно будет построено, спланировано и методически обеспечено. Вне сомнения, решающая роль принадлежит личности исследователя и его отношению к избранной самостоятельно или предложенной ему теме научной работы. Основные требования к человеку, приступающему к научной разработке какой-либо темы, могут быть сведены к следующим: а) общая и особенно специальная подготовка исследователя должна максимально соответствовать содержанию темы научного исследования; б) исследователь должен иметь надлежащую теоретическую, методическую и методологическую подготовку; в) научный работник должен испытывать глубокий интерес к избранной теме. Академик Н. М. Дружинин в своих воспоминаниях писал: «Конечно живой интерес к намеченному явлению, также как и предварительная подготовка к его изучению всегда являются условиями успеха». Об этом следует помнить не только исследователю, особенно диссертанту, но и его научному руководителю (консультанту). Очень хорошо сформулировал требования к научному исследователю К. А. Тимирязев. От научного работника, желающего самостоятельно вести научные исследования, необходимо, по его убеждению, требовать: «I) уменья выбрать и поставить вопрос; 2) уменья пользоваться средствами исследования, которыми располагает наука; 3) уменья разобраться в полученных результатах, то есть понимать, что дало исследование и дало ли оно что-нибудь». А вот что по этому же поводу пишет академик В. В. Парин: «...исследователю нужны и безудержный полет фантазии, и холодная трезвость оценок, трудолюбие и честность, стойкость и юмор, широта взгляда и четкое, глубоко материалистическое понимание сути вещей».

Среди всех названных этапов научного исследования наиболее ответственным, по мнению многих известных ученых, считается определение темы научного исследования (темы диссертации), поэтому в настоящей статье оно будет разобрано подробно.

Как выбрать тему научного исследования?

Тема — это требующая решения научная задача (задание), которая охватывает определенную область научного исследования. Темы могут быть теоретическими, практическими и смешанными. И сразу следует подчеркнуть, что выбор темы — важнейшая и ответственнейшая функция ученого любого ранга.

С выбора темы, как правило, начинается научное исследование и правильное определение ее во многом обусловливает успех всей научно-исследовательской работы. Хорошо известны случаи, когда содержание первого самостоятельного исследования способствовало формированию научных интересов исследователя на многие годы, а иногда и на всю жизнь. Например, многие представители школы В. А. Бандарина (В. Г. Колб, Е. В. Барковский, Е. П. Иванов, Т. С. Морозкина, В. С. Улащик и др.) направления собственных научных исследований выбрали еще в период работы в научном студенческом кружке и развивали их в последующем многие годы. Поэтому данный этап научного исследования имеет исключительно важное значение и требует к себе пристального внимания и самого серьезного отношения как самого исследователя, так и научного руководителя. По мнению многих ученых, выбрать тему нередко сложнее, чем провести само исследование.

Научные исследования, как известно, бывают заказными (например, гранты, научные договоры, социальный заказ и т. д.) и инициативными, что, естественно, будет влиять на процесс выбора темы. В первом случае выбирать тему не приходится, так как она задана организацией (фирмой), планирующей и финансирующей научно-исследовательскую работу. В таких случаях заказчик, как правило, определяет цель и задачи исследования, а также сроки его выполнения. Поэтому при работе над заказной темой необходимо подобрать исполнителей, научная квалификация и методическая вооруженность которых позволит своевременно и качественно выполнить задание, а также уточнить задачи предстоящего исследования и методы, с помощью которых можно эти задачи адекватно решить в установленные сроки. При этом важно проследить, насколько ясно представляет свои задачи и объемы исследований каждый из участников научно-исследовательской работы.

Все обстоит гораздо сложнее с выбором темы, если научное исследование носит инициативный характер. В этом случае тему должен определить исполнитель самостоятельно или вместе с научным руководителем. Выбор между той или иной темой всегда будет оставаться самой важной и трудной задачей, стоящей как перед начинающим исследователем, так и перед сформировавшимся ученым на протяжении всего периода научной деятельности. Исследователь всегда на распутье и вынужден выбирать из множества дорог (тем, проблем), ведущих в неизвестное. При выборе темы важно соблюдать разумный баланс между значимостью предполагаемой исследовательской задачи и вероятностью того, что она будет решена; в противном случае произойдет глубокое и даже пожизненное разочарование, ибо успех в такой же степени ободряет, в какой неудача оказывает угнетающее действие. Большинство неудачников, «непонятых гениев» — люди, в свое время не осознавшие этого. Начинающему ученому весьма затруднительно выбрать тему, которая оказалась бы одновременно важной, интересной, выполнимой и была ему по плечу. И здесь, может быть, как ни на каком другом этапе научного исследования, важно проконсультироваться со своим учителем, научным руководителем или старшими коллегами.

На выбор научной темы огромное влияние оказывает место работы исследователя. Значительно проще это сделать, если исследователь работает в составе научного коллектива (кафедра вуза, лаборатория научно-исследовательского института и т. д.), систематически занимающегося разработкой какого-либо научного направления или крупной проблемы. Совершенно ясно, что в таких условиях новая тема обычно вытекает из результатов выполнения исследований, в ходе которых выявляются вопросы, подлежащие дальнейшей научной разработке с использованием новых подходов и методов, или возникают новые идеи принципиально иных подходов к решению разрабатываемой проблемы. Новые идеи или оставшиеся недостаточно раскрытыми вопросы наиболее часто и составляют основу темы нового научного исследования, предлагаемой сотруднику, аспиранту или соискателю.

Если же в силу тех или иных обстоятельств молодому исследователю приходится выбирать совершенно иную самостоятельную тему, то этот этап научного исследования приобретает значительно большую сложность и ответственность. В таких случаях прежде всего необходимо учитывать интересы страны, гражданином которой является соискатель. Каждый исследователь должен знать, какие научные направления и проблемы волнуют государство. В Республике Беларусь после длительного обсуждения научной общественностью утверждаются Указом Президента и Постановлением Совета Министров приоритетные направления научно-технической деятельности и научных исследований.

В настоящее время в республике действуют Указ Президента Республики Беларусь № 378 от 22.07.2010 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011— 2015 годы» и Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 585 от 19.04.2011 «Об утверждении перечня приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2011— 2015 годы». К примеру, Постановлением Совета Министров по разделу 4 «Лечебные, диагностические, профилактические и молекулярнобиологические технологии в медицине, аппараты и приборы медицинского назначения» приоритетными направлениями фундаментальных и прикладных научных исследований на 2011— 2015 гг. утверждены следующие:
4.1. самоорганизация живых систем, закономерности течения патологических процессов, коррекция жизненно важных функций;
4.2. новые технологии профилактики, диагностики, лечения и реабилитации сердечнососудистых, онкологических и других социально значимых заболеваний;
4.3. новые репродуктивные технологии, здоровье беременной женщины и плода, матери и ребенка;
4.4. новые перспективные лекарственные средства, включая иммунобиологические, клеточные и молекулярно-биологические технологии, технологии культивирования и трансплантации клеток и тканей;
4.5. новые устройства для диагностики и лечения заболеваний человека, включая разработанные с использованием молекулярногенетических технологий и применением физических факторов.

Разумеется, приведенные официальные документы и утвержденные в них приоритетные направления научной деятельности должны служить основным ориентиром в выборе темы каждого научного исследования, хотя они и носят достаточно общий характер.

Выбор конкретной темы представляет собой творческую работу, обогащающую научного работника и приближающую его к генерации собственных идей, а поэтому дать какие-то окончательные и конкретные рекомендации по этому вопросу весьма затруднительно и вряд ли целесообразно. Как справедливо отмечал академик Н. Н. Дубинин: «.чтобы идти по дороге открытий в природе, надо обладать не только уважением к прошлому, но и идейной свободой для продвижения по дороге науки». И все же некоторые общие подходы к выбору темы, исходя из собственного опыта и мнений других авторов, можно сформулировать.

1. Тема научных исследований может быть заимствована из хороших критических обзоров достижений в определенной отрасли науки, из рекомендованных списков тем, предлагаемых для научной разработки отдельными авторитетными учеными или научными учреждениями, проблемными комиссиями министерств, итоговыми научными сессиями Академии наук. Несомненно, полезен просмотр каталогов защищенных диссертаций. В хороших монографиях заключительная часть научного труда посвящается, как правило, нерешенным вопросам по изучаемой автором проблеме, прочтение его может послужить отправной точкой в выборе конкретной темы научного исследования.

Кроме того, в резолюциях многих научных конференций констатируется, какие вопросы по обсуждавшейся проблеме рекомендуется изучать в ближайшие годы. Знакомство с названными источниками, вне сомнения, поможет сориентироваться в выборе актуальной темы для научных исследований.

2. Критический анализ ранее выполненных в интересующей области научных работ, позволяющий выявить вопросы, на которые авторы этих исследований не дали убедительных и обоснованных ответов, также может послужить толчком к выбору темы научных исследований. Многие авторы при обсуждении результатов проведенных исследований сами формулируют направления, по которым следует их продолжать и даже подсказывают, как проводить эти дальнейшие исследования.

3. Тема научных исследований вначале может быть повторением ранее выполненного исследования на новом методическом уровне, с применением новых технических средств или на новом материале, что позволит установить новые связи, закономерности или объяснить механизмы тех или иных явлений. Например, проверка аксиом геометра Эвклида Н.И. Лобачевским привела его к открытию неэвклидовой геометрии — нового учения в математике.

4. Тему научного исследования может определить интуитивное предугадывание еще не обсужденных связей, явлений или механизмов, требующее экспериментального или клинического подтверждения.

5. Тема может быть выбрана по принципу аналогий, когда использованные подходы, методы и тесты в другой области знаний или при другой патологии заимствуются для решения заинтересовавшей проблемы. Например, при изучении механизма действия высокочастотного ультразвука установлена важная роль изменений оксидантно-антиоксидантного равновесия; по аналогии для выяснения механизмов действия низкочастотного ультразвука можно выбрать изучение этой же системы, выяснить особенности изменения ее состояния от частоты физического фактора.

6. В качестве научной темы можно использовать углубленное изучение случайно наблюдавшихся явлений или связей между ними, сущность которых остается неясной. Например, на долгие годы темой научных исследований мы избрали состояние биологически активных веществ в тканях при действии физических факторов, после того как случайно обнаружили влияние гальванического тока на переход ряда ионов из связанного состояния в свободное (активное). Дальнейшие исследования с использованием различных по природе физических факторов и определением разных физиологически активных веществ доказали, что образование свободных форм веществ является универсальным механизмом и одной из причин стимулирующего действия физических факторов на организм.

Вне сомнения, возможны и другие подходы к выбору инициативной темы научного исследования, о которых может рассказать любой успешно работающий ученый, имеющий своих учеников и научных последователей.

Вне зависимости от способа выбора темы чрезвычайно важно, чтобы она была перспективной для последующей работы исследователя и, конечно, отвечала общим требованиям, предъявляемым к научному исследованию как таковому. Основными критериями перспективности темы научного исследования в медицине принято считать: а) ее актуальность, то есть теоретическую и практическую значимость в избранной области медицины и здравоохранения; б) новизну получаемых фактических данных, метода или направления исследования; в) непосредственную связь с насущными потребностями врачебной практики и деятельностью органов здравоохранения; г) направленность на решение определенной научной задачи в данной области медицинской науки; д) реальность выполнения поставленных научных задач в имеющихся конкретных условиях. Если речь идет о выборе темы диссертации, то она должна соответствовать основным критериям (примерно таким же), установленным ВАК.

Важным условием планируемой работы должна быть координация ее с исследованиями и разработками, относящимися к исследуемой проблеме, которые были выполнены ранее или ведутся в данное время другими исследователями и в других научных учреждениях. Для этого необходимо максимально использовать доступные ресурсы современных систем научно-технической информации, включая компьютерные базы данных.

Не менее важно, как подчеркивал Г. Селье, при выборе темы исследования прийти к определенному балансу между любознательностью исследователя и возможностью практического приложения ожидаемых результатов.

Хотелось бы отметить, что формулировка выбранной темы должна быть четкой, ясной и выражать сущность проблемы исследования.

Как уже отмечалось, в процессе выбора и формулирования темы научного исследования важно определить следующее:
—степень изученности выбираемой темы;
—выбор возможных методов исследования;
—основную цель и задачи предполагаемого исследования.

В связи с принципиальной важностью вышеперечисленных вопросов рассмотрим их детальнее.

Определение степени изученности темы намечаемого исследования имеет своей целью дать хотя бы общее представление о сущности вопроса, о тех направлениях, по которым велись исследования ранее, а также о методах и тестах, применявшихся другими авторами при работе над избираемой или схожей темой. И хотя это знакомство с проблемой носит предварительный характер, оно, во-первых, позволит избежать разработки вопросов, в достаточной степени уже изученных в предшествующих исследованиях, а во-вторых, даст возможность сформулировать основные задачи предстоящего исследования и методы, использование которых будет содействовать адекватному решению стоящих перед исследователем задач.

Источником такого предварительного знакомства могут служить: изданные за последние годы монографии и книги, так или иначе затрагивающие избранную тему исследования; обзоры литературы по интересующим исследователя вопросам, публикуемые в периодической отечественной и зарубежной печати; оперативная информация на специальных сайтах в Интернете; зарубежные базы данных; информационные издания по интересующей проблеме и др.

О том, как организовать поиск нужной литературы и какие для этого существуют базы данных, содержащие медицинскую информацию, можно почитать в книге В. В. Власова «Введение в доказательную медицину». В ней, кстати, освещаются и другие вопросы об использовании биомедицинской литературы для усовершенствования исследований.
Выбор возможных методов исследования также имеет большое значение для окончательного определения темы научного исследования и направлений его разработки. Нередко хорошие замыслы разбиваются из-за невозможности использовать в работе те или иные методы исследования. Избираемые исследователем методы, разумеется, должны быть адекватными поставленным задачам и обеспечить наиболее эффективное достижение цели исследования, получение достоверных и воспроизводимых данных об объекте исследования и, возможно, более глубокое раскрытие сущности изучаемого явления или процесса. Недостаточное внимание к выбору методов может не только серьезно нарушить или затруднить выполнение исследования, но и даже привести к неправильным или ложным выводам. Подбирая те или иные методы, следует обязательно убедиться в том, что они соответствуют уровню развития науки и адекватны задачам, которые предполагается решить в предпринимаемом исследовании. Иногда приходится прибегать к использованию нескольких различных методов, которые дополняют друг друга, повышают достоверность исследований и обеспечивают взаимную проверку получаемых исследователем данных.

Представление о методах исследования, которые могут быть использованы в работе над выбранной темой научного исследования, можно получить при чтении основных литературных источников, когда определяется степень изученности интересующей исследователя проблемы. Полезно при этом также ознакомиться со справочниками и руководствами по лабораторным и другим методам исследования, в которых даются оценка (чувствительность, специфичность и др.) и возможности описываемых в них методов.

Выбор методов предстоящего научного исследования зависит и от реальных возможностей его освоения и применения в конкретных условиях. В учреждении, где планируется проведение исследований, может отсутствовать необходимая материально-техническая база для того или иного метода. В таком случае необходимо помнить следующее. Не совсем правильно сразу ориентироваться на использование традиционных или более простых, но менее информативных методов исследования. Более целесообразно в таких ситуациях, когда для решения поставленных задач требуется применение отсутствующей в данном учреждении аппаратуры, исследователю и его научному руководителю предпринять все зависящие от них меры по изысканию возможностей для реализации интересующего метода. Одним из широко используемых в настоящее время путей решения данного вопроса является установление научных контактов с другими учреждениями, научными центрами или центрами коллективного пользования, располагающими такой аппаратурой или условиями для выполнения планируемых исследований.

Начинающим исследователям полезно напомнить совет Г. Селье: «.Необходимо искать методы, соответствующие проблеме исследования, а не проблему, соответствующую доступным техническим средствам».

Формулирование цели и задач предстоящего исследования, пожалуй, завершает работу над выбором научной темы. Это можно сделать после того, как исследователю уже известна степень изученности интересующей его темы и предварительно определены методы, которые могут применяться при выполнении научно-исследовательской работы. Используя эти сведения, исследователь может более обоснованно и точно сформулировать стоящую перед ним цель и конкретизировать задачи для ее достижения. Эту работу некоторые авторы называют «определением рабочей гипотезы», которой можно будет руководствоваться на последующих этапах проведения научно-исследовательской работы.

Если говорить в общем, то цель научного исследования — всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления, их структуры, связей и отношений на основе принятых в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Цель исследования должна отличаться как научной новизной, так и практической значимостью.

При постановке цели полезно задать самому себе некоторые важные вопросы, которые помогут определить важность и необходимость задуманного научного исследования, лучше сформулировать его задачи. Вопросы эти должны выглядеть примерно следующим образом.

1. Что Вы хотите узнать или получить в ходе исследования?
2. Почему Вы хотите заниматься именно данной темой, а не другой?
3. В чем важность проведения данного исследования для науки и практики?
4. Чем данное исследование будет принципиально отличаться от выполненных ранее другими авторами?

Как полагают С. В. Грачев и соавт., ответы на вышеперечисленные или похожие вопросы должны помочь исследователю сделать не только правильный выбор темы исследования, но и хорошо спланировать ее выполнение. К этим ответам, как и ко всем вопросам, которые необходимо решить при определении темы научного исследования, нужно подойти со всей серьезностью и ответственностью. Известный математик академик Н. С. Бахвалов по этому поводу писал: «Правильное формулирование задачи — это проблема не менее сложная, чем само решение задачи и не нужно надеяться, что кто-то другой целиком сделает это за вас».

Таким образом, из изложенного со всей очевидностью следует, что выбор темы научных исследований — сложная, многоплановая и ответственная задача. Для ее успешного решения необходимо не только быть хорошо образованным и высокоэрудированным специалистом, но и тщательно изучить и проанализировать соответствующую литературу, вникнуть в суть современных методов исследования, а также в полной мере использовать советы научного руководителя и коллег — более опытных научных работников. Нельзя не согласиться с мнением У. Варда: «Четыре шага к любому великому достижению: четкое планирование, тщательная подготовка, позитивный настрой и работа с усердием». Хочется надеяться, что изложенные в статье мысли и советы помогут начинающим молодым ученым определить свой путь в науке.

ЛИТЕРАТУРА
1.Власов В. В. Введение в доказательную медицину.— М., 2001.
2.Георгиевский А. С. Методология и методика научно-исследовательской работы в медицине.— Л., 1981.
3.Грачев С. В., Городнова Е. А., Олферьев А. М. Научные исследования в биомедицине.— М., 2005.
4.Грушко И. М., Сиденко В. М. Основы научных исследований.— Харьков, 1983.
5.Иванов К. П. О фундаментальных и прикладных исследованиях в биологических науках.— Л., 1986.
6.Коломоец Ф. Г. Основы методологии научных исследований.— Минск, 2004.
7.Крутов В. И., Грушко И. М., Попов В. В. Основы научных исследований.— М., 1989.
8.Максименков А. Н. Лекции по методике научно-исследовательской и научно-литературной работы.— Л, 1972.
9.Селье Г. От мечты к открытию.— М., 1987.
10.Терновой К. С., Розенфельд Л. Г., Терновой Н. К., Колотилов Н. Н. Принципы поиска решений медицинских проблем.— Киев, 1990.
11.Cannon W. The way of an investigator.— N. Y., 1945.

Поступила 11.03.14.

Адрес для корреспонденции:
Улащик Владимир Сергеевич. Институт физиологии HAH Беларуси.
220072, г. Минск, ул. Академическая, 28; сл. тел. (8-017) 332-16-00.

Авторы: Улащик В. С.
  • Я только что вернулся с большого международного форума врачей и ученых, проходившего в Санкт-Петербурге. На нем обсуждались вопросы совершенствования диагностики и лечения хронического миелолейкоза. Мы теперь уже добились того, что продолжительность жизни таких больных увеличилась в четыре раза, в России уже живут, радуются жизни и трудятся люди, излеченные от этого тяжелого заболевания... На форуме наряду с отечественными клиницистами выступали гематологи из Хьюстона (США), Турина (Италия), Мангейма (Германия).
  • Я вспоминаю свои беседы с больными — преподавателями медицинского института, профессорами. Что говорить, трудно с ними работать! Трудно с ними говорить и действовать, как со всеми остальными пациентами...Что еще характерно для заболевшего врача в психологическом плане? Частенько такой пациент напрочь забывает не только действие препаратов, но и время их приема, хотя сам в своей жизни неоднократно назначал их.
  • При осмотре мы прежде всего также уделяем особое внимание кожному покрову. Нормальная кожа и изменения ее при различных заболеваниях довольно подробно представлены в учебниках и монографиях. Здесь мне хочется лишь привести некоторые сведения, которые будут интересны врачам различных специальностей и позволят понять, почему кожа претерпевает изменения. Известно, что кожа — это полноценный орган, который дополняет и дублирует функции различных внутренних органов. Она активно участвует в процессе дыхания, выделения, обмене веществ.
  • Я никогда не заканчиваю расспроса-беседы с больным без того, чтобы выяснить хотя бы ориентировочно состояние взаимоотношений в семье. Полипрагмазия — бич современной медицины, клиники внутренних болезней. На обходах часто приходится видеть, как больным назначают 13—16 препаратов, нередко с взаимоисключающими фармакологическими свойствами.
  • Изучив сотни диагностических ошибок, сотрудники нашего коллектива убедились, что в ходе диагностического процесса практические врачи нарушают даже самые элементарные правила логики. Например, они неправильно применяют методы аналогии, индукции, дедукции.
  • А в настоящее время мне самому приходилось и в поликлиниках, и в стационарах слышать такие «уважительные и милые» обращения медицинских работников (и даже студентов, которые берут со старших пример!!!), как «голубушка», «бабуля», «золотце», «милочка», «голубчик», «бабуся», «дедуся», «дедуля», «женщина», «человек», «старик», «папаша», «мамаша», «отец», «мать», «барышня», «мужик», «тетя», «дядя» и т. д. Многие из таких слов для больных обидны, полны презрения, как правило, задевают самолюбие пациентов и их родственников.
  • Он редко выслушивал до конца доклад о больном, часто сразу же задавал вопросы, уточняющие характер течения болезни, особенности жизни. Удивительно, что вслух он мог сказать: «Что-то тут мне не ясно. Чего-то не хватает в истории болезни». И начинал сам собирать и выяснять эти «недостающие звенья».
© Редакция журнала «Здравоохранение» - 1924 - 2014гг.
Разработка сайта - doktora.by - сайт для врачей Беларуси