Перейти к основному содержанию

Научно-практический рецензируемый ежемеcячный журнал. Орган Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Входит в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по медицинским и биологическим наукам. Журнал включен в систему Российского научного цитирования.
Журнал издается с 1924 года.

Визитная карточка - это серьезно

Я только что вернулся с большого международного форума врачей и ученых, проходившего в Санкт-Петербурге. На нем обсуждались вопросы совершенствования диагностики и лечения хронического миелолейкоза.

Мы теперь уже добились того, что продолжительность жизни таких больных увеличилась в четыре раза, в России уже живут, радуются жизни и трудятся люди, излеченные от этого тяжелого заболевания... На форуме наряду с отечественными клиницистами выступали гематологи из Хьюстона (США), Турина (Италия), Мангейма (Германия).

Я видел, как в перерыве между заседаниями многие наши врачи и ученые подходили к иностранным гостям, отечественным ученым, знакомились с ними, вступали в дискуссии по тем или иным вопросам ведения больных. Но как неуклюже они это делали! Приходилось видеть, как иностранных гостей удивляли порой неумение, порой излишняя скромность, порой нахальство и бесцеремонность участников конференции. К сожалению, такое происходило не только именно на этой конференции... Подобные картины я наблюдал и в Женеве во время XXI Международного конгресса по проблемам гемостаза и тромбоза.

В настоящее время российские врачи принимают участие во многих форумах различного ранга и на территории России, и в других государствах. С другой стороны, иностранные врачи посещают довольно часто и наши регионы, знакомятся с постановкой работы и научных исследований в российских лечебных учреждениях. И этот процесс уже не остановить, он будет продолжаться...

Многие из нас, конечно, умеют завязывать необходимые творческие знакомства, устанавливать необходимые контакты, деловые связи с научными, педагогическими школами, в первую очередь с их руководителями. Однако ученым и врачам, которым еще только предстоит это делать, мне хочется дать несколько советов.

Сразу могу сказать, что успех этого дела зависит в первую очередь от нас самих, нашей коммуникабельности, щедрости, гостеприимства, умения заинтересовать своей особой других, а также от способности и умения распознать сразу характер и устремления того, с кем намереваешься познакомиться.

Каковы наиболее общие правила такого знакомства?

Прежде всего необходимо представиться. При этом не надо торопиться, называть свое имя, отчество и фамилию надо отчетливо и достаточно громко. Если после этого заметишь, что этот первый шаг воспринят с пониманием и заинтересованностью, то надо вручить визитную карточку. Последняя во всех странах является удостоверением личности. Вот почему я всегда при знакомстве с зарубежными коллегами удивлялся, как быстро в благоприятную сторону меняется их поведение, их отношение к новому человеку после того, как они получают его визитную карточку.

Мир «разнополярен», обычаи в разных странах очень различаются. И сама процедура вручения визитной карточки представителям разных стран в свою очередь приобретает специфические правила-традиции.

Если вручение визитной карточки гражданам европейских стран и Америки — дело обычное, привычное и не требующее особого ритуала, то в Японии (вот ведь какая это особая страна!!!)— это весьма важная и торжественная процедура.

Заведующий кафедрой факультетской хирургии Самарского государственного медицинского университета профессор Г. Л. Ратнер когда-то рассказывал нам, как он однажды «при знакомстве пытался небрежно всунуть одному японскому профессору свою карточку». Японец просто «оторопел» от такого нахальства. А сопровождавший нашего знаменитого хирурга переводчик, постоянно имевший дело с русскими учеными и учившийся в российском вузе, вынужден был извиниться перед японским профессором за неучтивость русского участника конференции и перед последним — за то, что не предупредил об этом ритуале, принятом в Японии. Как потом писал в одной из своих книг Георгий Львович, «слава Богу, что профессор был не обидчивый человек, он понял, что я еще по-японски не очень воспитан и согласился повторно участвовать в торжественном вручении визитной карточки».

При вручении визитной карточки (а не «визитки», как принято говорить в нашем расхожем языке, поскольку визитка — это сюртук с закругленными, расходящимися полами, в котором принято ходить в гости) она должна быть извлечена не из бумажника или бокового кармана пиджака, из кармана брюк, где она обычно находится по соседству с купюрами, носовым платком, а из специальной кожаной, пластмассовой или металлической коробочки, в крайнем случае (!!!) — из верхнего наружного кармана пиджака.

Карточка должна быть в идеально чистом и свежем состоянии. На ней не должно быть никаких помарок, надписей, исправлений адреса, номеров телефонов и т. д.
При вручении карточка берется пальцами двух рук только за чистые поля. При этом фамилия, написанная на ней, должна быть обращена к новому знакомому так, чтобы он мог ее свободно прочитать.

Визитная карточка передается на уровне груди с полупоклоном.

Принимать ее принято также двумя руками и тоже с полупоклоном. При этом, как правило, знакомящиеся говорят друг другу какие-то вежливые слова.

К этому необходимо добавить следующее: если знакомятся люди одного возраста, то первым подает карточку визитер, а если разного — то младший по возрасту.

Хранят визитные карточки в специальных альбомах, где при необходимости каждую из них можно легко найти. Такой альбом должен лежать в кабинете на самом почетном месте...

Конечно, не всегда надо в точности выполнять такой ритуал, но что-то взять себе на вооружение просто необходимо. Это позволит «произвести благоприятное впечатление» на нового знакомого, поможет ему составить представление о воспитании, культуре человека, который решился подойти к нему.

В настоящее время, я знаю это хорошо по собственному опыту, все большее распространение получает обычай вкладывать свою визитную карточку в отправляемое письмо.

Такой ход позволяет понять адресату, что приславший письмо выражает к нему особое уважение, расположение, рассчитывает даже на более теплые дружеские контакты.
Ни в коем случае нельзя просить коллег передать свою визитную карточку кому-либо. Ее всегда надо вручать только лично!

Хотелось бы особо обратить внимание на следующее: если ты представился иностранному коллеге, но не вручил ему визитную карточку, практически всегда он будет относиться к тебе вежливо, но сдержанно. На просьбу посетить его отделение, клинику, будь уверен, ты получишь вежливый, но твердый отказ.

Следовательно, вручение визитной карточки открывает новую возможность чаще и теплее общаться с отечественными и иностранными коллегами. Если к тому же на каком-то форуме тебе удастся сделать отличный доклад, сообщение, выступить с толковой идеей, поразить участников объемом своей работы, хорошими результатами диагностики и лечения больных, подарить новому знакомому свою монографию, то уровень взаимодействия с ним будет намного полезней, плодотворнее.

И последнее. Не надо быть особенно навязчивым. Если окажется, что намеченный для знакомства объект не поддерживает твоих начинаний и остается холоден, оставь его в покое. Как говорят у нас в России: «Мир на нем клином не сошелся».

С каждой конференцией, съездом, конгрессом круг знакомых обычно будет расширяться, и постепенно ты будешь «знать в лицо» если не всех, то многих ученых, врачей, занимающихся той или иной проблемой медицины. С течением времени окажется, что с кем-то из них ты подружишься по-настоящему, с другими — имеешь только общие научные интересы, третьим посылаешь открытки по праздникам и дням рождения, четвертых просто не замечаешь, игнорируешь.

Так что визитная карточка — это серьезно, вручать ее человеку, которого видишь впервые, это ответственное дело. И собираясь на очередной научный форум, надо обязательно захватить с собой несколько десятков визитных карточек. Они помогут проникнуть в сердца-души интересных лично для тебя участников этих всегда полезных собраний врачей и ученых.

Адрес для корреспонденции:
Кондурцев Валерий Алексеевич.
Самарский государственный медицинский университет. 443099, Российская Федерация, г. Самара, ул. К. Маркса, 165 Б; сл. тел. (846) 264-79-72.
Опубликовано в журнале
«Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости.— 2010.— Ns 1.— С. 90—91.
Печатается с разрешения редакции журнала.
 

  • Я только что вернулся с большого международного форума врачей и ученых, проходившего в Санкт-Петербурге. На нем обсуждались вопросы совершенствования диагностики и лечения хронического миелолейкоза. Мы теперь уже добились того, что продолжительность жизни таких больных увеличилась в четыре раза, в России уже живут, радуются жизни и трудятся люди, излеченные от этого тяжелого заболевания... На форуме наряду с отечественными клиницистами выступали гематологи из Хьюстона (США), Турина (Италия), Мангейма (Германия).
  • Я вспоминаю свои беседы с больными — преподавателями медицинского института, профессорами. Что говорить, трудно с ними работать! Трудно с ними говорить и действовать, как со всеми остальными пациентами...Что еще характерно для заболевшего врача в психологическом плане? Частенько такой пациент напрочь забывает не только действие препаратов, но и время их приема, хотя сам в своей жизни неоднократно назначал их.
  • При осмотре мы прежде всего также уделяем особое внимание кожному покрову. Нормальная кожа и изменения ее при различных заболеваниях довольно подробно представлены в учебниках и монографиях. Здесь мне хочется лишь привести некоторые сведения, которые будут интересны врачам различных специальностей и позволят понять, почему кожа претерпевает изменения. Известно, что кожа — это полноценный орган, который дополняет и дублирует функции различных внутренних органов. Она активно участвует в процессе дыхания, выделения, обмене веществ.
  • Я никогда не заканчиваю расспроса-беседы с больным без того, чтобы выяснить хотя бы ориентировочно состояние взаимоотношений в семье. Полипрагмазия — бич современной медицины, клиники внутренних болезней. На обходах часто приходится видеть, как больным назначают 13—16 препаратов, нередко с взаимоисключающими фармакологическими свойствами.
  • Изучив сотни диагностических ошибок, сотрудники нашего коллектива убедились, что в ходе диагностического процесса практические врачи нарушают даже самые элементарные правила логики. Например, они неправильно применяют методы аналогии, индукции, дедукции.
  • А в настоящее время мне самому приходилось и в поликлиниках, и в стационарах слышать такие «уважительные и милые» обращения медицинских работников (и даже студентов, которые берут со старших пример!!!), как «голубушка», «бабуля», «золотце», «милочка», «голубчик», «бабуся», «дедуся», «дедуля», «женщина», «человек», «старик», «папаша», «мамаша», «отец», «мать», «барышня», «мужик», «тетя», «дядя» и т. д. Многие из таких слов для больных обидны, полны презрения, как правило, задевают самолюбие пациентов и их родственников.
  • Он редко выслушивал до конца доклад о больном, часто сразу же задавал вопросы, уточняющие характер течения болезни, особенности жизни. Удивительно, что вслух он мог сказать: «Что-то тут мне не ясно. Чего-то не хватает в истории болезни». И начинал сам собирать и выяснять эти «недостающие звенья».
© Редакция журнала «Здравоохранение» - 1924 - 2014гг.
Разработка сайта - doktora.by - сайт для врачей Беларуси