Перейти к основному содержанию

Научно-практический рецензируемый ежемеcячный журнал. Орган Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Входит в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по медицинским и биологическим наукам. Журнал включен в систему Российского научного цитирования.
Журнал издается с 1924 года.

Улучшение качества оказания медицинской помощи зависит от качества преподавания в медицинском вузе философии и общей патологии

Профессиональная деятельность врача зависит от многих факторов, важнейший из которых — качество мышления. Однако именно эта особенность мышления выпускников медицинского вуза наиболее уязвима. Многие из них плохо представляют, какие требования к мышлению предъявляет избранная специальность и как его развивать. А ведь именно мышление является главным инструментом врачебной деятельности, от которого зависит не только здоровье, но и жизнь пациента. Современная высокотехнологичная медицина все больше нуждается во враче-мыслителе с широким естественнонаучным кругозором.

Из всех фундаментальных наук философия помогает развитию способностей к анализу и синтезу фактов, моделированию конкретной ситуации и системному мышлению.

Однако именно эта дисциплина до сих пор остается побочной по отношению к медицинским предметам, ее изучение носит формальный характер, что дает мало пользы. На кафедре философии изучаются различные предметы: политология, биомедицинская этика, культурология, религиоведение и другие, однако научному объяснению принципиальных вопросов теоретической медицины с философской точки зрения уделяется весьма скромное место. Знания, полученные студентом в клинике и на кафедре философии, существуют порознь, без взаимного обогащения, а ведь именно в этом состоит значение философского образования. Оно должно расширять кругозор будущих врачей, развивать умение связывать воедино разобщенные факты, направлять на поиски закономерностей, лежащих в их основе.

Другой основой формирования врачебного мышления является общая патология.

Уходя своими корнями в частные проявления различных болезней, общая патология синтезирует их, сводит к минимальному числу, дает представление о типовых процессах, присущих всем заболеваниям, формируя представление о болезни как о совокупности важнейших явлений, присущих любой форме недуга и составляющих его сущность.

Академик Д. С. Саркисов писал: «Общая патология — это алгебра медицины, ее основной закон, конституция, формирующаяся на основе клинического и экспериментального изучения процессов жизнедеятельности организма. Здесь происходит органическое слияние общемедицинского и философского образования будущих врачей». Общая патология — это универсальный ключ к решению частных вопросов в любой врачебной специальности. Терапевт, не использующий ее закономерности, останется у внешних проявлений болезни; хирург — не достигнет успеха в разработке эффективных методов лечения; врач поликлиники — не сможет правильно интерпретировать ранние симптомы заболевания. Студент, опираясь не на зазубривание отдельных фактов, а на законы, их связывающие, легче усвоит принципы, лежащие в основе жизнедеятельности организма.

К сожалению, в процессе обучения в медицинском вузе общей патологии — по существу теоретической основе медицины — не уделяется должного внимания. Одна из причин — преобладание изучения частностей над общими закономерностями.

Будущие врачи из года в год «начиняются» все большим количеством фактических данных, не обучаясь главному — умению думать и размышлять над этими фактами.

Студенты не в состоянии понять закономерности, лежащие в основе того или иного процесса или явления, хотя до того, как они определились в своей специальности, им необходимо, прежде всего, знание законов функционирования здорового и больного организма, то есть, не столько отдельных фактов, сколько принципов. «(Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов» (К. Гэльвеций).

Для формирования естественнонаучного кругозора и врачебного мышления философию и общую патологию нужно использовать в качестве важнейшего инструмента. Тогда прямым следствием будет не только повышение теоретического уровня врача, но и улучшение качества оказания медицинской помощи.

Академик Е. И. Чазов утверждал: «(Самый быстрый, общедоступный, организационно и экономически выигрышный путь повышения эффективности врачебной деятельности лежит не столько через новые технические методы исследования, сколько через совершенствование врачебного мышления». Медицинская техника приказывает врачу, у которого нет своего мнения, тогда как думающего врача она обеспечивает лишь дополнительной информацией, делая его решение более убедительным.

Авторы: Абаев Ю. К.
  • Я только что вернулся с большого международного форума врачей и ученых, проходившего в Санкт-Петербурге. На нем обсуждались вопросы совершенствования диагностики и лечения хронического миелолейкоза. Мы теперь уже добились того, что продолжительность жизни таких больных увеличилась в четыре раза, в России уже живут, радуются жизни и трудятся люди, излеченные от этого тяжелого заболевания... На форуме наряду с отечественными клиницистами выступали гематологи из Хьюстона (США), Турина (Италия), Мангейма (Германия).
  • Я вспоминаю свои беседы с больными — преподавателями медицинского института, профессорами. Что говорить, трудно с ними работать! Трудно с ними говорить и действовать, как со всеми остальными пациентами...Что еще характерно для заболевшего врача в психологическом плане? Частенько такой пациент напрочь забывает не только действие препаратов, но и время их приема, хотя сам в своей жизни неоднократно назначал их.
  • При осмотре мы прежде всего также уделяем особое внимание кожному покрову. Нормальная кожа и изменения ее при различных заболеваниях довольно подробно представлены в учебниках и монографиях. Здесь мне хочется лишь привести некоторые сведения, которые будут интересны врачам различных специальностей и позволят понять, почему кожа претерпевает изменения. Известно, что кожа — это полноценный орган, который дополняет и дублирует функции различных внутренних органов. Она активно участвует в процессе дыхания, выделения, обмене веществ.
  • Я никогда не заканчиваю расспроса-беседы с больным без того, чтобы выяснить хотя бы ориентировочно состояние взаимоотношений в семье. Полипрагмазия — бич современной медицины, клиники внутренних болезней. На обходах часто приходится видеть, как больным назначают 13—16 препаратов, нередко с взаимоисключающими фармакологическими свойствами.
  • Изучив сотни диагностических ошибок, сотрудники нашего коллектива убедились, что в ходе диагностического процесса практические врачи нарушают даже самые элементарные правила логики. Например, они неправильно применяют методы аналогии, индукции, дедукции.
  • А в настоящее время мне самому приходилось и в поликлиниках, и в стационарах слышать такие «уважительные и милые» обращения медицинских работников (и даже студентов, которые берут со старших пример!!!), как «голубушка», «бабуля», «золотце», «милочка», «голубчик», «бабуся», «дедуся», «дедуля», «женщина», «человек», «старик», «папаша», «мамаша», «отец», «мать», «барышня», «мужик», «тетя», «дядя» и т. д. Многие из таких слов для больных обидны, полны презрения, как правило, задевают самолюбие пациентов и их родственников.
  • Он редко выслушивал до конца доклад о больном, часто сразу же задавал вопросы, уточняющие характер течения болезни, особенности жизни. Удивительно, что вслух он мог сказать: «Что-то тут мне не ясно. Чего-то не хватает в истории болезни». И начинал сам собирать и выяснять эти «недостающие звенья».
© Редакция журнала «Здравоохранение» - 1924 - 2014гг.
Разработка сайта - doktora.by - сайт для врачей Беларуси