Перейти к основному содержанию

Научно-практический рецензируемый ежемеcячный журнал. Орган Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Входит в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по медицинским и биологическим наукам. Журнал включен в систему Российского научного цитирования.
Журнал издается с 1924 года.

Совместима ли этика и современные биомедицинские технологии?

Дорогие коллеги! Со времен Гиппократа общепризнано: нравственная культура врача - это не только заслуживающее уважения свойство его личности, но и качество, определяющее профессионализм. Не устарела ли эта оценка в век современной технологичной медицины? Сегодня медицина обладает невиданными ранее возможностями, которые могут быть использованы как во благо, так и во вред, причем не только конкретному человеку, но и всему человеческому роду. Врач располагает средствами, с помощью которых осуществляется контроль над поведением человека, рождаемостью, жизнью и смертью. Его действия могут повлиять на демографию, экономику, право и мораль. Как это ни парадоксально, со второй половины XX века средствами медицины осуществляется не только продление, но и обесценивание человеческой жизни.

Развитие трансплантологии приводит к созданию «рынка» человеческих органов с «теневым» бизнесом, уносящим тысячи человеческих жизней. Успехи реаниматологии увеличили интерес к проблеме эвтаназии. Искусственное оплодотворение предполагает уничтожение жизнеспособных, но «лишних» эмбрионов человека. Генетическое прогнозирование с целью «искусственного отбора» в руках политиков определенного толка может превратиться в орудие массового уничтожения (И. В. Силуянова, 2007).

Что лежит в основе этого явления? Распространение в обществе этического нигилизма и прагматических моральных воззрений. Истоки последних уходят в номинализм XIV века (У. Оккам) и антропоцентризм, который, эволюционировав в XX веке, провозгласил человека самодетерминируемым существом, «творцом» своей жизни и самого себя, способным переустроить не только собственную среду обитания Землю, но и Космос к преобразованию, грозящему уничтожением всего живого (П. А. Флоренский, 1992). Для антропоцентризма характерно удовлетворение естественных потребностей человека при использовании новых этических стандартов «право на смерть», «убийство из милосердия», «технология деторождения», «искусственный отбор» и т.п. Связующим звеном этих стандартов являются «права человека».

При этом понятие «добро» перестает выполнять функцию оценки как высшей точки отсчета регулирования человеческих отношений, «добром» оказывается право каждого. Лишаясь своей нравственной определенности, «добро» превращается в «право как преимущество» и этика вслед за этим сводится к подсчету «прав», «преимуществ», «интересов» и «пользы». Пример гедонистический принцип «удовольствие - единственное добро».

Антропоцентризм опасен не новыми возможностями управления процессами рождаемости или смертности самими по себе. Опасно забвение подлинной «естественности» человека, с которой связано регулирующее положение традиционных нравственных ценностей в христианской традиции, не предполагающей произвольного манипулирования биологической природой человека. В ее границах доминирует не противопоставление науки этике и религии, а плодотворное согласие познания с чувством ответственности и совести, с пониманием значения различия добра и зла (И. В. Силуянова, 2000). Сторонники традиционной нравственной культуры вкладывают в понятие «этическое» регуляцию человеческих отношений со сверхзадачей сохранения жизни человека, популяции, культуры.

История свидетельствует: некоторые «новейшие» технологии в медицине не так уж и новы. Многие из них зарождались в недрах христианской культуры. Первый опыт искусственного оплодотворения произвел аббат Л. Спалланцани (1729-1799), основателем генетики является монах Г. Мендель (1822-1884). Моральный смысл их научных исследований был определен мощным потенциалом милосердия и святости жизни, который «питал» медико-биологическое знание на протяжении 19 столетий вплоть до середины XX века.

Утрата морального смысла медицинской деятельности равносильна потере ее полноты и цельности. Ф. М. Достоевский, рассуждая о тенденции секуляризации знания, ввел понятие «полунаука», проявляющей себя отсутствием благоразумия нравственной неполнотой разума. Феномен «полунауки» обнаруживает себя в некоторых современных биомедицинских технологиях. Воля и интеллект человека, не ограниченные нравственным законом и вооруженные новейшими достижениями науки, подобны стихийному бедствию. Забвение этической составляющей медицины равносильно ее распаду.

С уважением, Ю. К. Абаев

Авторы: Абаев Ю. К.
  • Я только что вернулся с большого международного форума врачей и ученых, проходившего в Санкт-Петербурге. На нем обсуждались вопросы совершенствования диагностики и лечения хронического миелолейкоза. Мы теперь уже добились того, что продолжительность жизни таких больных увеличилась в четыре раза, в России уже живут, радуются жизни и трудятся люди, излеченные от этого тяжелого заболевания... На форуме наряду с отечественными клиницистами выступали гематологи из Хьюстона (США), Турина (Италия), Мангейма (Германия).
  • Я вспоминаю свои беседы с больными — преподавателями медицинского института, профессорами. Что говорить, трудно с ними работать! Трудно с ними говорить и действовать, как со всеми остальными пациентами...Что еще характерно для заболевшего врача в психологическом плане? Частенько такой пациент напрочь забывает не только действие препаратов, но и время их приема, хотя сам в своей жизни неоднократно назначал их.
  • При осмотре мы прежде всего также уделяем особое внимание кожному покрову. Нормальная кожа и изменения ее при различных заболеваниях довольно подробно представлены в учебниках и монографиях. Здесь мне хочется лишь привести некоторые сведения, которые будут интересны врачам различных специальностей и позволят понять, почему кожа претерпевает изменения. Известно, что кожа — это полноценный орган, который дополняет и дублирует функции различных внутренних органов. Она активно участвует в процессе дыхания, выделения, обмене веществ.
  • Я никогда не заканчиваю расспроса-беседы с больным без того, чтобы выяснить хотя бы ориентировочно состояние взаимоотношений в семье. Полипрагмазия — бич современной медицины, клиники внутренних болезней. На обходах часто приходится видеть, как больным назначают 13—16 препаратов, нередко с взаимоисключающими фармакологическими свойствами.
  • Изучив сотни диагностических ошибок, сотрудники нашего коллектива убедились, что в ходе диагностического процесса практические врачи нарушают даже самые элементарные правила логики. Например, они неправильно применяют методы аналогии, индукции, дедукции.
  • А в настоящее время мне самому приходилось и в поликлиниках, и в стационарах слышать такие «уважительные и милые» обращения медицинских работников (и даже студентов, которые берут со старших пример!!!), как «голубушка», «бабуля», «золотце», «милочка», «голубчик», «бабуся», «дедуся», «дедуля», «женщина», «человек», «старик», «папаша», «мамаша», «отец», «мать», «барышня», «мужик», «тетя», «дядя» и т. д. Многие из таких слов для больных обидны, полны презрения, как правило, задевают самолюбие пациентов и их родственников.
  • Он редко выслушивал до конца доклад о больном, часто сразу же задавал вопросы, уточняющие характер течения болезни, особенности жизни. Удивительно, что вслух он мог сказать: «Что-то тут мне не ясно. Чего-то не хватает в истории болезни». И начинал сам собирать и выяснять эти «недостающие звенья».
© Редакция журнала «Здравоохранение» - 1924 - 2014гг.
Разработка сайта - doktora.by - сайт для врачей Беларуси