Перейти к основному содержанию

Научно-практический рецензируемый ежемеcячный журнал. Орган Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Входит в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по медицинским и биологическим наукам. Журнал включен в систему Российского научного цитирования.
Журнал издается с 1924 года.

Последипломная подготовка врачей Беларуси

It appears your Web browser is not configured to display PDF files. Download adobe Acrobat or click here to download the PDF file.

Click here to download the PDF file.

Вопросы профессионализма медицинских работников всегда имели особое значение. Для понимания путей и средств успешного решения задач последипломной подготовки врачей важно всестороннее изучение опыта становления и развития непрерывного медицинского образован

Ретроспективный анализ системы усовершенствования врачей в Беларуси показал ее постоянную количественную и качественную трансформацию и институциональное оформление в соответствии с потребностями и возможностями здравоохранения страны.

Первым правовым документом на территории Беларуси, в котором, наряду с общегосударственными вопросами, прямо или опосредованно регламентировались законодательные нормы в области образования, стал Статут Великого княжества Литовского (1529). Это один из первых в Европе крупных систематизированных сводов законов феодального права. Он действовал и после включения белорусских земель в состав России: в Витебской и Могилевской губерниях до 1831 г., в Виленской, Гродненской и Минской — до 1840 г.

Значительное место в Статуте занимали законодательные нормы, касающиеся организации жизни, здоровья, лечения населения. Так, в качестве цели поездки за границу Статут предусматривал образовательную, для ознакомления с европейским военным мастерством и лечение (раздел 3, артикул 16) [1].

За всю историю существования медицины как самостоятельной дисциплины врачи постоянно совершенствовали свои знания. Эта особенность является органичной частью профессии. Вместе с тем первые в мире элементы организационных форм повышения квалификации (ПК) относятся только к середине XIX века, когда в 1847 г. в Петербургской медико-хирургической академии (Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова) введено усовершенствование военных врачей, в 1858 г. здесь открыт факультет усовершенствования врачей [2].

Первое в мире специальное учебное заведение для усовершенствования врачей открыто в 1885 г. Это был Императорский клинический институт Великой княгини Елены Павловны — Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования. В среднем здесь занималось около 300 врачей в год. По ее образцу стали создаваться институты и факультеты усовершенствования врачей, формировалась система ПК (российская, советская) медицинских работников. Собственный институт усовершенствования медицинских кадров — Белорусская медицинская академия последипломного образования (БелМАПО) — в Беларуси появится через 46 лет — в 1931 г.

В дооктябрьский период в России были заложены основы достаточно эффективной системы усовершенствования квалификации врачей. Находилась она в ведении, как и все медико-санитарное дело в этот период, Медицинского департамента Министерства внутренних дел. Условия научного усовершенствования регламентировал Устав врачебный (ст. 42) [3]. Врачи могли быть командированы для научного усовершенствования в высшие медицинские учебные заведения и в больницы городов, где были университеты, причем как в пределах России, так и за рубежом. Широко практиковалось направление врачей для работы в крупных клиниках, институтах (Институт экспериментальной медицины, институты Ф. М. Блюменталя), лабораториях, санаториях и библиотеках. Медицинские кадры повышали свой профессиональный уровень путем интенсивной практической и научно-исследовательской работы под руководством опытных специалистов. Время усовершенствования зачитывалось врачам в действительную службу к чинопроизводству и к пенсии в том случае, если они представляли отчеты об учебных занятиях, признанные Управлением главного врачебного инспектора удовлетворительными. За каждый год научной командировки в пределах России врачи были обязаны отработать не менее двух лет.

Условия научного командирования за границу были несколько иными. Максимальная продолжительность одной научной командировки составляла три года. В последующем медицинский работник вновь мог уехать в научную командировку продолжительностью не более трех лет. После возвращения врачи были обязаны отработать в России такой же срок. Время командировки зачитывалось врачам в действительную службу к чинопроизводству и к пенсии, но не более одного трехлетнего срока. Усовершенствование за границей финансировалось только из личных средств врача.

В государственной казне были заложены специальные средства для финансирования командировок врачей с целью научного усовершенствования в пределах России. Условия финансового обеспечения врачей были разными. В одних случаях на время научной командировки сохранялось содержание по занимаемой должности, в других — врачам выдавалось ежемесячное жалованье в течение всего периода научной командировки и оплачивался труд руководителя (профессора), если таковой был.

В России в 1913 г. финансовое содержание врача, командируемого на научное усовершенствование, в среднем составляло 500 рублей в год. Жалованье земского врача в месяц — 25—40 рублей. Если медицинский работник командировался для борьбы с холерой, его жалованье достигало 300—360 рублей, а при командировке для борьбы с другими инфекционными болезнями — 210—360 рублей.

При командировании на усовершенствование имелись и организационные региональные особенности. Так, в «Инструкции об устройстве земской медицин­ской помощи населению» Оршанского земства (1913) отмечалось:

§ 31. Врачу, прослужившему 3 года, представляется право взять отпуск на 4 месяца с сохранением содержания для обновления знаний по медицине, но с тем, что по возвращении из отпуска врач должен прослужить земству не менее 2 лет. Выбор университета, а равно специальности, по которой врач желает обновить знания, представляется всецело усмотрению врача.

§ 32. О поездке врач обязан представить отчет с приложением удостоверения университетского начальства о слушании лекций или курсов для доклада зем­скому собранию.

§ 33. Для научных командировок выдается врачу от земства субсидия в размере 200 рублей [4].

Система ПК прошла сложные периоды поисков форм, методов, содержания, сроков обучения. Это были различные курсовые мероприятия, научные командировки в клиники, обзорные лекции.

Одной из важных форм усовершенствования медицинских знаний в дооктябрьский период в Беларуси было участие специалистов в работе Обществ врачей. Эта особенность характерна для территорий, где не было медицинских факультетов в университетах, и в их отсутствие медицинские общества брали на себя функции научных центров. Общества врачей были одними из первых врачебных обществ, организованных в России. Их создание датируется 60-ми годами XIX века. К началу XX века подобные общества функционировали во всех белорусских губернских центрах и некоторых уездных. Дошедшие до нас протоколы заседаний наиболее прогрессивных и активных Обществ врачей в Минске и Могилеве свидетельствуют об обязательных отчетах своих членов после командировок в научные центры Европы и России. Благодаря этим отчетам в медицинскую практику достаточно быстро приходили многие лечебные и диагностические приемы. За рубежом врачи на собственные средства приобретали медицинское оборудование, инструментарий и демонстрировали их на заседаниях обществ.

Другой формой усовершенствования знаний медицинских работников в крупных губернских центрах, не имевших университетов, были эпизодические лекции. Специально для чтения лекций в Беларусь приезжали известные ученые, профессора. Так, в Минске неодно­кратно выступал с публичными лекциями по гигиене
Г. И. Архангельский (1837—1899) — один из основателей социальной гигиены в России, редактор журнала «Архив судебной медицины и общественной гигиены» [5]. Большой интерес вызвало выступление в город­ском театре Минска в 1911 г. московского бактериолога Ф. М. Блюменталя [6, 7]. Известно также его выступление в 1912 г. перед врачами в Гродно.

Ф. М. Блюменталь вошел в историю медицины как создатель в Москве частного химико-бактериологического института (Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи РАМН) и аналогичных институтов в Германии (Берлин и Киссенген). Известность институтов Ф. М. Блюменталя была велика. Многие ученые-медики стремились повышать свою квалификацию в них.

Для ознакомления с медицинской практикой врачи Беларуси посещали клиники Берлина (М. Айзенштадт, А. Александров, И. Гатовский, И. Зак, Ф. Каплан,
Т. Кодис, С. Свенцинский, И. Стржалко, О. Федорович, Я. Шуберля), Парижа (А. Грабовский, С. Липинский, И. Стржалко, О. Федорович, А. Яхнин), Кракова
(Ч. Грабовецкий, Н. Селецкий, И. Малькевич, О. Федорович), Кенигсберга (С. Каминский, Ф. Кодис, А. Яхнин), Праги (И. Стржалко, О. Федорович), Берна (О. Федорович), Будапешта (С. Свенцинский) [8]. В 1903 г. И. Малькевич изучал организацию и методы лечения туберкулеза в санатории в Шварцвальде (Германия), а В. Клецкий и Ю. Севицкий — в Закопане (Польша). Санитарные врачи выезжали за границу для изучения работы оспенных институтов (оспенные телятники) [9]. 

Вопросы усовершенствования обсуждались на съездах врачей белорусских губерний. На I съезде врачей Минской губернии (1908) с объемным и содержательным докладом «О научных командировках врачей» выступил ординатор губернской земской больницы О. О. Федорович [10]. Съезд принял решение об организации курсов переподготовки врачей [11].

III съезд врачей Минской губернии состоялся в 1914 г. [12].

После 1917 г. в России центральным органом управления системой охраны здоровья населения стал Народный комиссариат (министерство) здравоохранения (1918). Беларусь стала суверенной республикой. Народный комиссариат здравоохранения БССР образован в 1919 г. [13].

Важнейшими государственными задачами молодой республики были: организация бесплатной и доступной медицинской помощи, ликвидация инфекционных заболеваний, формирование санитарных органов, системы охраны материнства и детства и др. Решение этих задач теснейшим образом было связано с профессионализмом врачебных кадров.

Достаточно рано начала создаваться сеть специальных учреждений образования — институтов усовершенствования врачей: Киев (1918), Одесса и Казань (1920), Харьков (1923), Новосибирск (1927). В Москве образован Центральный институт усовершенствования врачей (1930). Несколько позже институты усовершенствования медицинских кадров начали работать в Минске (1931), Ташкенте (1932), Тбилиси (1935), Баку (1935) и других городах.

Первоначальной базой усовершенствования врачей в БССР стали крупные лечебные учреждения. Они предоставляли возможность уездным врачам бывать в них, присутствовать на операциях, иногда зачисляли на должности врача-интерна, врача-экстерна.

До 1921 г. в Беларуси не было высшего медицин­ского учебного заведения. В 1921 г. в Минске открыт Белорусский государственный университет (БГУ), в составе которого был и медицинский факультет [14]. Первые мероприятия по организации ПК медицин­ских работников в Беларуси были сосредоточены в стенах данного учебного заведения. В постановлении II Всебелорусского съезда участковых врачей и работников здравоохранения (1927) было рекомендовано взять курс на создание научно-исследовательского центра по усовершенствованию медицинских знаний [15].

Деятельность по усовершенствованию медицин­ских кадров определялась задачами, решаемыми национальным здравоохранением, постоянно возрастающими требованиями и запросами науки и практики. Начиная с 1923 г. при медицинском факультете БГУ трижды были организованы высшие фармацевтические курсы, продолжительностью год. Суммарно на всех курсах прошло обучение 180 человек [16].

Налаживалось взаимное сотрудничество Беларуси с другими регионами СССР с целью обмена профессиональным опытом. Начиная с 1923 г. Беларуси предоставлена возможность повышать квалификацию врачей в Москве, Ленинграде, Киеве и других крупных научных центрах страны.

В 1925 и 1928 гг. на медицинском факультете БГУ действовали циклы усовершенствования для стоматологов.

В соответствии с задачами здравоохранения создаваемая в те годы система ПК предусматривала главным образом усовершенствование квалификации врачей общей практики, сельских участков и санитарных врачей [17—19].

Всего в это время в Беларуси работало 190 сель­ских врачей. Для них в 1926 г. на медицинском факультете БГУ организованы трехмесячные курсы усовершенствования [20]. В 1927 г. состоялось два цикла по усовершенствованию (в марте и сентябре) продолжительностью по три месяца каждый.

С целью повышения профессионального уровня врачей и освоения прогрессивных методов работы практиковались стажировки на базе клиник медицинского факультета БГУ. С 1926 по 1929 г. прошли переподготовку по неврологии 12 врачей. Некоторые из них были направлены невропатологами в окружные больницы. В 1927 г. на кафедре стоматологии БГУ три врача проходили стажировку продолжительностью 11 месяцев [21]. Неоднократно поднимался вопрос о повышении уровня знаний санитарных врачей. Предлагалось в области санитарной техники создать соответствующие курсы на 1—2 года в политехническом институте [22].

В 1930 г. медицинский факультет выделен в самостоятельный Белорусский (Минский) медицинский институт (БГМУ), который по-прежнему продолжал решать вопросы ПК. Постепенно разрозненные мероприятия по усовершенствованию квалификации врачей оформились в систему (до 1941 г.). Эта система включала кафедры медицинского факультета БГУ, медицинских институтов в Минске и Витебске, научно-исследовательские институты, окружные, областные больницы, областные санитарно-эпидемиологические станции (для госсанинспекторов, эпидемиологов).

Последипломное образование врачей осуществлялось в виде курсов усовершенствования, специализации, стажировок и научных командировок. Финансирование командировок происходило за счет стипендий НКЗ РСФСР, средств НКЗ БССР и местных органов здравоохранения. Врачи, командировки которых финансировали местные органы здравоохранения, обязаны были работать после окончания курсов в учреждениях того здравотдела, который их содержал.

Вопросы ПК всегда находились в центре внимания союзного и республиканского правительства, Нарком­здрава Беларуси. На развитие здравоохранения и в том числе усовершенствование врачей решающее влияние оказало постановление Совета Народных комиссаров БССР «Об обеспечении сельских местностей медицинской помощью и об улучшении материально-бытового положения участкового медицинского персонала» (1926) [23]. Согласно данному постановлению «участковым врачам должны предоставляться каждые три года в границах СССР научные командировки сроком до двух месяцев за счет НКЗ. За докторами, которые командируются, сохраняется их заработная плата» [23]. Ежегодно 40—50 врачей, половина которых была из сель­ских врачебных участков, командировались для ПК в Минск, Москву, Ленинград, Харьков.

На дальнейшее совершенствование системы ПК оказали влияние решения июльского (1928) и ноябрь­ского (1929) Пленумов ЦК ВКП (б) «Об улучшении подготовки новых специалистов» и «О кадрах народного хозяйства» [24, 25].

Расширялись возможности врачей в повышении своего профессионального уровня на базе местных учреждений здравоохранения. Были организованы центры ПК врачей в больницах областных городов (Могилев, Витебск, Бобруйск). Участковых врачей командировали в местные окружные больницы. Этот опыт дал успешные результаты, так как во главе крупнейших больничных учреждений и их отделений стояли специалисты, у которых было чему поучиться [26].

Свидетельством масштабности и интенсивности системы ПК в Беларуси в 20-е годы явились научные командировки ученых и врачей-практиков Беларуси в лучшие зарубежные научно-практические центры. Для ознакомления с преподаванием в зарубежных университетах и изучения методов диагностики и лечения белорусские медики с 1924 г. посещали Германию, Австрию, Чехословакию, Данию, Францию и др. страны (Ф. Гаусман, М. Кроль, Б. Эльберт, М. Шапиро, И. Перельман, Е. Федорова, С. Бурак, С. Рубашов, С. Каминский, Д. Марков, А. Прокопчук, В. Леонов и др.). В 1926 г. Наркомат просвещения Беларуси информировал Народный комиссариат здравоохранения, что в Германию разрешен выезд для научной работы 12 сотрудникам медицинского факультета Белорусского государственного университета (БГУ) [27].

В 1928 г. в Германию выезжал доцент кафедры социальной гигиены Б. Я. Смулевич, ассистент Д. А. Марков для исследования новых методов лечения нервных болезней, ассистент М. А. Хазанов для изучения эпидемиологии сонной болезни, ассистент И. А. Сутин к профессору О. Любаршу в Берлин [28].

Наряду с работой по специальности в своих зарубежных командировках ученые Беларуси изучали организацию ПК врачей (содержание, методология, продолжительность). Так, заведующий кафедрой факультет­ской хирургии БГУ профессор С. М. Рубашов обращал внимание научно-педагогических работников республики на организацию курсов усовершенствования в Западной Европе и Америке (1929) [29]. Продолжительность курсов усовершенствования за рубежом составляла от 3—4 нед до 1—5 лет. В учебные планы, помимо дисциплин по специальности, входили и такие предметы, как страхование, история медицины и др. Внимание профессора С. М. Рубашова привлекли курсы усовершенствования по общественному здравоохранению Эдинбургского университета (Шотландия). Их продолжительность составляла 2 года. Учебная программа включала разделы: бактериология, паразитология и медицинская энтомология, химия и физика, метеорология и климатология, основы общественного здравоохранения, эпидемиология и статистика движе ния народонаселения, санитарные законы и администрация, туберкулез. С. М. Рубашов настоятельно призывал использовать лучшее из зарубежного опыта последипломной подготовки врачей.

Беларусь испытывала острую потребность в высококвалифицированных специалистах. В этой ситуации весьма уместна была помощь ученых из других республик СССР. В Беларусь приезжали профессора, известные ученые, представители клинических школ Моск­вы, Ленинграда, Киева. Например, в мае—июне 1934 г. проведена «Московская медицинская неделя», во время которой перед аудиторией, насчитывавшей более 600 врачей Минска и близлежащих районов, выступили крупнейшие ученые Москвы с лекциями о достижениях медицины и здравоохранения. Вместе с тем многих высококвалифицированных белорусских ученых, врачей приглашали для чтения лекций как в другие советские республики, так и в зарубежные страны.

В 1928 г. ассистент медицинского факультета БГУ Р. Е. Гинзбург читала в Германии специальный курс по болезням крови [28]. Профессор И. М. Старобинский, заведующий кафедрой стоматологии и одонтологии медицинского факультета БГУ, одновременно директор Белорусского одонтологического института НКЗ БССР, командировался в Берлин и Гамбург для изучения организации обучения и научной деятельности в области зубоврачевания (1928). В 1929 г. профессор И. М. Старобинский два месяца находился в научной командировке в Берлине, Праге и Вене, где изучал организацию одонтологического образования, посещал лекции профессоров одонтологии Зубоврачебного института Берлинского университета, работал в челюстном отделении крупнейшей в Европе больницы «Virchow-Krankenhaus», руководимом профессором Вассмундом. В Берлине и Вене профессор И. М. Старобинский выступил с докладом «Одонтология и одонтологическое образование в СССР» [30].

Неоднократно приглашали выступать с лекциями в университеты Советского Союза и за границу заведующего кафедрой госпитальной терапии Минского медицинского института Ф. О. Гаусмана. В 1930 г. он читал лекции на международных курсах усовершенствования врачей в Карлсбаде. Его выступления получили высокую оценку коллег, отмечено, что за 12-летнее существование курсов впервые на них выступал представитель советской медицинской науки [31].

В последующие годы последипломная подготовка врачей Беларуси продолжала развиваться, разрабатывались эффективные формы и методы работы, совершенствовалась регламентация учебно-педагогического процесса. В ведущих учреждениях республики — БелМАПО и факультет ПК специалистов и переподготовки кадров Витебского медицинского университета — по-прежнему востребован опыт и традиции, заложенные много десятилетий назад. Именно эти традиции позволят сформировать и предопределить устойчивость современной системы последипломного образования в республике.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Статут Вялiкага княства Лiтоускага 1588 г.: Тэксты, давед., камент. / Беларуская савецкая энцыклапедыя.— Мiнск, 1989.

2. Большая медицинская энциклопедия.— Т. 4.— М., 1976.

3. Врачебно-санитарное законодательство в России. Узаконения и распоряжения правительства по гражданской медицинской, санитарной и фармацевтической частям.— СПб., 1913.

4. Инструкция об устройстве земской медицинской помощи населению, об условиях службы медицинского персонала и о порядке управления больницами Оршанского уездного земства.— Орша, 1913.

5. Кульпанович О. А. Благотворительность в медицине Беларуси (XVI—XXI века).— Минск, 2006.

6. Минские врачебные известия.— 1911.— № 5.— С. 114.

7. Кульпанович О. А. // Бюл. НИИ общественного здоровья РАМН.— М., 2006. — С. 94—96.

8. Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 502. Общество минских врачей.

9. Отчет о командировке в заграничные оспенные институты. Заведующий оспенным телятником санит. врач М. А. Морозов.— М., 1911.

10. Труды I съезда врачей Минской губернии 22—25 января 1908 г. — Минск, 1908.

11. Крючок Г. Р. Очерки истории медицины Белоруссии.— Минск, 1979.

12. Труды III съезда врачей Минской губернии.— Минск, 1914.

13. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 46. Комиссариат здравоохранения БССР.

14. Об открытии в Минске Бел. гос. университета: Постановление Президиума ЦИК Советов БССР от 18 апреля 1921 г.

15. Беларуская медычная думка.— 1927. —№ 1—2.— С. 9.

16. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 42. Народный комиссариат просвещения БССР, оп. 1, д. 2555, л. 10.

17. Кроль М. Б. // Бел. мед. думка.— 1925.— № 3.— С. 71—76.

18. Дихтяр С. Р. // Бел. мед. думка.— 1925.— № 3.— С. 77—80.

19. Барсуков М. И. // Бел. мед. думка.— 1925.— № 6—9.— С. 23.

20. Беларуская медычная думка.— 1926.— № 7—9.— С. 9.

21.Старобинский И. М. // Бел. мед. думка.— 1927.— № 3—12.— С. 61—65.

22. Беларуская медычная думка.— 1927.— № 6—8.— С. 195.

23. Постановление Совета Народных комиссаров БССР «Об обеспечении сельских местностей медицинской помощью и об улучшении материально-бытового положения участкового медицинского персонала» (1926).

24. Июльский Пленум ЦК ВКП (б) «Об улучшении подготовки новых специалистов» (1928).

25. Ноябрьский Пленум ЦК ВКП (б) «О кадрах народного хозяйства» (1929).

26. Гарбель М. Я. // Бел. мед. думка.— 1928.— № 4—5.— С. 26.

27. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 42. Народный комиссариат просвещения БССР, оп. 1, ед. хр. 338, л. 26.

28. Национальный архив Республики Беларусь. ф. 42. оп. 1, ед. хр. 1870, л. 30.

29. Пути развития высшего медицинского образования / БССР, Наркомздрав, Гос. Ин-т соц. гигиены.— Минск, 1929.

30. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 205. Белорусский государственный университет, оп. 1, ед. хр. 358, л. 43.

31. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 218. Минский государственный медицинский институт, оп. 1, д. 330, л. 26.

Поступила 20.02.09

  • Я только что вернулся с большого международного форума врачей и ученых, проходившего в Санкт-Петербурге. На нем обсуждались вопросы совершенствования диагностики и лечения хронического миелолейкоза. Мы теперь уже добились того, что продолжительность жизни таких больных увеличилась в четыре раза, в России уже живут, радуются жизни и трудятся люди, излеченные от этого тяжелого заболевания... На форуме наряду с отечественными клиницистами выступали гематологи из Хьюстона (США), Турина (Италия), Мангейма (Германия).
  • Я вспоминаю свои беседы с больными — преподавателями медицинского института, профессорами. Что говорить, трудно с ними работать! Трудно с ними говорить и действовать, как со всеми остальными пациентами...Что еще характерно для заболевшего врача в психологическом плане? Частенько такой пациент напрочь забывает не только действие препаратов, но и время их приема, хотя сам в своей жизни неоднократно назначал их.
  • При осмотре мы прежде всего также уделяем особое внимание кожному покрову. Нормальная кожа и изменения ее при различных заболеваниях довольно подробно представлены в учебниках и монографиях. Здесь мне хочется лишь привести некоторые сведения, которые будут интересны врачам различных специальностей и позволят понять, почему кожа претерпевает изменения. Известно, что кожа — это полноценный орган, который дополняет и дублирует функции различных внутренних органов. Она активно участвует в процессе дыхания, выделения, обмене веществ.
  • Я никогда не заканчиваю расспроса-беседы с больным без того, чтобы выяснить хотя бы ориентировочно состояние взаимоотношений в семье. Полипрагмазия — бич современной медицины, клиники внутренних болезней. На обходах часто приходится видеть, как больным назначают 13—16 препаратов, нередко с взаимоисключающими фармакологическими свойствами.
  • Изучив сотни диагностических ошибок, сотрудники нашего коллектива убедились, что в ходе диагностического процесса практические врачи нарушают даже самые элементарные правила логики. Например, они неправильно применяют методы аналогии, индукции, дедукции.
  • А в настоящее время мне самому приходилось и в поликлиниках, и в стационарах слышать такие «уважительные и милые» обращения медицинских работников (и даже студентов, которые берут со старших пример!!!), как «голубушка», «бабуля», «золотце», «милочка», «голубчик», «бабуся», «дедуся», «дедуля», «женщина», «человек», «старик», «папаша», «мамаша», «отец», «мать», «барышня», «мужик», «тетя», «дядя» и т. д. Многие из таких слов для больных обидны, полны презрения, как правило, задевают самолюбие пациентов и их родственников.
  • Он редко выслушивал до конца доклад о больном, часто сразу же задавал вопросы, уточняющие характер течения болезни, особенности жизни. Удивительно, что вслух он мог сказать: «Что-то тут мне не ясно. Чего-то не хватает в истории болезни». И начинал сам собирать и выяснять эти «недостающие звенья».
© Редакция журнала «Здравоохранение» - 1924 - 2014гг.
Разработка сайта - doktora.by - сайт для врачей Беларуси