Интегрированное ведение болезней детского возраста

Обсуждение стратегии интегрированного ведения болезней детского возраста стало темой республиканского совещания, состоявшегося 10 марта 2015 г. под эгидой Странового бюро ВОЗ в Беларуси. В форуме приняли участие представители практического здравоохранения, академической науки и Министерства здравоохранения Республики Беларусь, главные педиатры областей и Минска, сотрудники ведущих РНПЦ нашей страны. Эксперты Европейского регионального бюро ВОЗ изложили основные положения и принципы стратегии интегрированного ведения болезней детского возраста.

Опытом внедрения данной стратегии в Европейском регионе поделились А. Куттумуратова, медицинский специалист Программы «Здоровье детей и подростков» Европейского регионального бюро ВОЗ, М. Вебер, руководитель Программы «Здоровье детей и подростков» Европейского регионального бюро ВОЗ. На вопросах совершенствования клинических навыков медицинских работников, поддержки системы здравоохранения, улучшения практики в семьях и местных сообществах детально остановилась Е. Старец, консультант ВОЗ (Украина).

— Стратегия интегрированного ведения болезней детского возраста рассматривает ребенка как единое целое, — пояснила в разговоре с корреспондентом журнала «Здравоохранение» Айгуль Куттумуратова. — Данный подход работает на всех уровнях: как на уровне семьи, так и на уровне оказания первичной медико-санитарной помощи.

В чем состоит ценность стратегии, разработанной и представленной экспертами ВОЗ и ЮНИСЕФ. Интегрированное ведение болезней детского возраста нацелено на снижение детской и младенческой смертности, а также на обеспечение вклада в здоровое, всестороннее развитие ребенка. Главным преимуществом стратегии является то, что предложенные клинические руководства основаны на принципах доказательной медицины (солидная база, сформированная в течение 20—30 лет). Оценен опыт успешно проведенных программ, направленных на лечение отдельных заболеваний (пневмония, острые респираторные инфекции, диарея, вопросы грудного вскармливания).

Понятно, что далеко не у всех детей превалирует один симптом, в таком случае важно ничего не пропустить, лечить комплексно.

Минимальное количество клинических признаков, на которых акцентирует внимание стратегия интегрированного ведения болезней детского возраста, позволяет правильно оценить состояние ребенка, принять правильное решение о необходимости госпитализации в стационар. Как результат, значительно снижается число необоснованно госпитализированных детей, а вместе с ним и количество развившихся негативных последствий лечения (часто встречаются случаи поли- прагмазии), минимизирован риск развития госпитальной инфекции. Пациенты, не нуждающиеся в госпитализации, получают в полном объеме необходимое лечение, рекомендации по уходу и назначения, при этом ребенок остается дома, где, как говорят, и стены помогают.

Стратегия интегрированного ведения болезней детского возраста нацелена не только на снижение детской и младенческой смертности, но и инвалидизации, поскольку программа содержит множество профилактических компонентов. К тому же стратегия оказалась очень эффективной с точки зрения экономии финансовых средств: необходимо меньшее количество лекарственных препаратов, поскольку используются эффективные и безопасные для здоровья детей лекарства.

Этот подход позволяет также рационально использовать человеческие ресурсы, кадровый потенциал, активно вовлекая в процесс медицинский персонал со средним образованием: медицинские сестры, фельдшеры консультируют родителей по многим вопросам, проверяют правильность полученной информации, доводят до сведения, какие признаки опасности должны стать поводом для своевременного обращения за медицинской помощью.

—    В каких странах уже применяется данный подход?

—    Стратегия интегрированного ведения болезней детского возраста работает с 1999 г. в 15 государствах Европейского региона ВОЗ. Причем реализация стратегических направлений подкреплена политическими документами, многочисленными программами, — говорит консультант ВОЗ Елена Старец. — Украина, к примеру, уже прошла фазу раннего внедрения стратегии. Сегодня основы интегрированного ведения болезней детского возраста включены в программы медицинского образования.

Активно включены все три компонента: усовершенствование клинических навыков, изменение системы здравоохранения и активизация работы на уровне семьи и общины.

Залог успеха заключается в том, что стратегия интегрированного ведения болезней детского возраста созвучна с реформами, которые сегодня претерпевает система здравоохранения, сегодня ставку делают на первичное звено оказания медицинской помощи. В отличие от устоявшейся системы здравоохранения времен Советского Союза главное преимущество стратегии интегрированного ведения болезней детского возраста состоит в том, что она фокусируется на изменении практик на уровне семьи и общины.

Сегодня Украина идет дальше: внедряет систему интегрированного ведения болезней детского возраста не только на уровне первичного звена оказания помощи, но и затрагивает вопросы оказания помощи в стационарах, адаптируя карманный справочник врача.

—    С какими сложностями приходилось сталкиваться в процессе внедрения программы интегрированного ведения болезней детского возраста?

—    В каждой стране возникали свои сложности, что можно объяснить сутью природы человека, который боится и сопротивляется всему новому, — продолжила Елена Старец. — Важно понимать, что все изменения имеют под собой доказательную базу, все протоколы базируются на принципах доказательной медицины. К примеру, в Украине, в среде университетской науки программа интегрированного ведения болезней детского возраста встретила некоторое сопротивление, поскольку многим показалось, что предложенные подходы упростят (со знаком минус) систему оказания медицинской помощи. Как показала практика, данная стратегия, наоборот, сделала более качественной клиническую оценку состояния ребенка, привела к рациональному назначению лекарственных препаратов, а также способствовала усовершенствованию навыков консультирования медицинских работников. Вот почему важно привлекать к обсуждению данных вопросов не только практических врачей, но и представителей академической науки, лидеров здравоохранения страны.

Очень приятно отметить, что в совещании приняли участие заинтересованные люди, наши слова нашли живой отклик, состоялась дискуссия, в ходе которой участники форума задавали вопросы, высказывали свою точку зрения. Большинство сошлись во мнении, что в процесс обучения, направленный на улучшение клинических навыков, должны быть активно вовлечены медицинские сестры, фельдшеры, врачи общей практики, специалисты, которые оказывают медицинскую помощь в небольших населенных пунктах.

—    В Беларуси отмечается низкий показатель младенческой и детской смертности, но, как говорится, нет предела совершенству, — пояснила Ай- гуль Куттумуразова. — Программа интегрированного ведения болезней детского возраста обеспечивает доступность медицинской помощи, на которую вправе рассчитывать любой ребенок, что не должно зависеть от места его проживания. Конвенцию о правах ребенка, в которой делается акцент на качество и доступность медицинской помощи детям, ратифицировали все страны мира.

Недавно в Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане и Молдове проводили оценку прав детей (использовали предложенные ВОЗ инструменты) в стационарах, амбулаториях врачебной практики, поликлиниках. Такой подход помог выявить проблемные вопросы: качество оказания помощи, полнота информации о состоянии ребенка, его заболевании, назначенном лечении, предполагаемых действиях, условия пребывания детей в стационарах, медикаментозная нагрузка (особенно актуальна в случае необоснованной госпитализации ребенка).

—    Мне довелось встретить в Беларуси большое количество мотивированных, приверженных своему делу людей, которые все максимально делают для здоровья детей.

Очень впечатлен полученными показателями, особенно это касается уровня детской и младенческой смертности, — поделился впечатлениями Мартин Вебер. — Во время совещания и на встрече в Министерстве здравоохранения поднимали вопрос о повышении потенциала оказания медицинской помощи. Обсуждали, каким образом возможно достичь хороших результатов при низких затратах. Опыт внедрения стратегии интегрированного ведения болезней    М. Вебер детского возраста в других странах показывает, что предложенные подходы позволяют экономично расходовать средства при достижении поставленных целей.

Главный постулат— действовать в интересах ребенка. Один из возможных вариантов разъяснений и интерпретаций прав детей в контексте оказания медицинской помощи: ребенка следует госпитализировать только в случае крайней необходимости. Программа интегрированного ведения болезней детского возраста позволит правильно, четко и оперативно определить критерии для госпитализации пациента в стационар. Мы предлагаем национальным экспертам взглянуть на предложенную стратегию интегрированного ведения болезней детского возраста, ознакомиться с опытом других стран и достичь единого понимания, что будет полезно для системы здравоохранения Беларуси.

В число стран, внедривших программу интегрированного ведения болезней детского возраста, входят Казахстан и Узбекистан, где сумели обучить практически всех медицинских работников, вовлекли в процесс адаптации базовую и последипломную подготовку врачей, медицинского персонала, включить рекомендованные лекарства в национальные формуляры лекарственных препаратов. Основные позиции стратегии нашли отражение во многих национальных программах, финансируемых государством.

Как показывает практика, зачастую нелегко изменить клинические подходы, устоявшиеся годами. Участники совещания приводили примеры, когда грамотный подход врача, отказ от необоснованного назначения антибиотиков может стать причиной жалобы родителей ребенка.

Мы готовы предоставить техническую поддержку, оказать помощь в изучении опыта других стран по вопросам интегрированного ведения болезней детского возраста.

Повторюсь, изменение практики, подходов к ведению болезней детского возраста — самое трудное. Перемены требуют времени. Убежден, что новое поколение врачей охотно примет практику интегрированного ведения болезней детского возраста, которая базируется на принципах доказательной медицины.

Подготовила Татьяна Ясевич Фото автора