Об эффективности реализуемых мер по борьбе с табакокурением среди молодежи в Республике Беларусь

Цель исследования. Провести сравнительную оценку потребления табака среди подростков 13—15лет за 10-летний период наблюдения путем реализации Глобального обследования употребления табака среди подростков (Global Youth Tobacco Survey— GYTS) в Республике Беларусь. GYTS расширяет возможности стран по мониторингу употребления табака среди молодежи, направляет национальные программы по профилактике и борьбе против табака, а также облегчает сравнение данных, связанных с табаком, на национальном, региональном и глобальном уровнях. Результаты GYTS также эффективно используются для мониторинга осуществления различных положений закона о борьбе против табака и соответствующих статей Рамочной конвенции ВОЗ.

Материал и методы. GYTS является национальным репрезентативным обследованием, которое проводилось на базе 38 школ республики среди 2992 учащихся 160 классов в возрасте 13—15лет, с помощью последовательного стандартного протокола.

Результаты. Благодаря принятию технических нормативно-правовых актов по предупреждению табакокурения совместными усилиями органов государственного управления и организациями санитарно-эпидемиологической службы, учреждениями Министерства образования Республики Беларусь в стране за последние 10 лет четко отмечается снижение количества подростков, употребляющих табак и табачные продукты. Это подтверждает необходимость ведения и поддержания дальнейшей согласованной политики в области борьбы с табакокурением среди молодежи. Особая роль в этом процессе как инициатора разработки и реализации регуляторных политик в этой сфере, а также мероприятий, направленных на борьбу с курением, непосредственного участника принадлежит санитарно-эпидемиологической службе, спектр вмешательств которой различен и разнообразен. Именно благодаря этому Беларусь добилась определенного успеха в сфере контроля потребления табака и именно поэтому необходимо сохранить устойчивость и полномасштабное исполнение принятых мер. Индикатором проводимой работы является снижение за 10лет в 3,5раза числа курящих школьников 13—15 лет.

Заключение. Профильные вмешательства на популяционном уровне в сфере неинфекционных заболеваний, имеющих отношение к потреблению табака, имеют доказательную основу и высокую эффективность.

Табакокурение является поведенческим фактором, характеризующим образ жизни человека и его отношение к собственному здоровью. Формирование навыков здоровьесберегающе- го поведения в подростковом возрасте и усилия, направленные на лучшую защиту данной возрастной группы от рисков, обеспечат более продолжительную и качественную жизнь для всего населения.

В стране уже сделаны важные шаги в политике усиления контроля над табакокурением — в сентябре 2005 г. Беларусь ратифицировала Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака, которая вступила в силу в декабре того же года.

Политическая приверженность Республики Беларусь отчетливо прослеживается благодаря принятию соответствующих законодательных мер по борьбе с курением [1—5].

Основной законодательный акт, регулирующий вопросы борьбы с курением и оборот табачной продукции, — Декрет Президента Республики Беларусь № 28 от 17 декабря 2002 г. «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий», налагающий запрет на курение в ряде общественных учреждений и мест общественного пользования, продажу табака и табачных изделий гражданам в возрасте до 18 лет и обязывающий указывать сведения о вреде курения на упаковках табачных изделий.

Также приняты закон Республики Беларусь № 225-З от 10 мая 2007 г. «О рекламе», налагающий запрет на размещение (распространение) рекламы табачных изделий и государст-венная политика противодействия потреблению табака на 2011—2015 гг., перспективный план действий по борьбе с курением с перечнем мероприятий.

Специалистами санитарно- эпидемиологической службы Министерства здравоохранения подготовлено Постановление Минздрава №111 от 3 ноября 2011 г. «О внесении дополнений и изменений в санитарные нормы», правила и гигиенические нормативы, касающиеся запрещения курения в учреждениях здравоохранения, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения.

Помимо этого, реализовывался комплексный план мероприятий по борьбе против табакокурения на 2011—2015 гг. На площадке Таможенного союза специалисты Министерства здравоохранения принимали активное участие в разработке «Технического регламента на табачную продукцию», устанавливающего обязательные для применения и исполнения требования к табачной продукции, информации (маркировке), наносимой на потребительскую упаковку (ТР ТС 035/204, утв. решением Комиссии Таможенного союза №107 от 12 ноября 2014г., вступил в силу с 15 мая 2016 г.).

Материал и методы

Республика Беларусь уже дважды участвовала в Глобальном обследовании употребления табака среди учащихся 13—15 лет (Global Youth Tobacco Survey — GYTS). Сотрудники Научно- практического центра гигиены Минздрава Республики Беларусь выполняли Глобальное обследование в 2004 и 2015 годах, что позволило провести адекватное сравнение по изучаемым вопросам.

Анкетирование было анонимным и конфиденциальным. Дети отмечали выбранные ответы по следующим ключевым индикаторам: употребление табака и бездымных табачных продуктов, доступ и доступность учеников к табаку; их отношение к отказу от курения; пассивное курение; табачная реклама/антиреклама в средствах массовой информации; роль школы в борьбе с табакокурением; знание и отношение к курению. Заполненные анкеты обрабатывались в Центре по контролю и профилактике заболеваний ВОЗ.

Анкета GYTS содержит 56 вопросов с несколькими вариантами ответов. Обследование 2015 г. в Республике Беларусь проводилось с применением двухступенчатой кластерной выборки с целью получить национальную репрезентативную выборку учащихся 7—10 классов. На первом этапе были вы-браны школы с вероятностью выбора, пропорциональной количеству учащихся этой школы подходящего возраста. Второй этап выборки состоял из систематического отбора с равной вероятностью (со случайным стартом) классов из каждой школы, выбранной на первом этапе.

Сбор данных проходил с 10 апреля по 25 мая 2015 г., в нем были задействованы 8 выездных сотрудников.

Анализ данных. Весовой коэффициент был применен к записи каждого учащегося для корректировки вероятности отбора, отсутствия ответа и корректировки после стратификации в соответствии с показателями по населению. Пакет программного обеспечения SUDAAN для статистического анализа сложных данных обследования был использован для расчета взвешенных оценок распространенности и стандартных ошибок (SE) оценок (доверительные интервалы [ДИ] 95% были рассчитаны из SE). Были разработаны частотные таблицы для вопросов обследования, которые считаются ключевыми показателями борьбы против табака GYTS.

Изучаемые показатели соответствуют Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака и техническому комплекту мер ВОЗ (шесть научно обоснованных мер борьбы против табака, которые доказали свою эффективность в сокращении потребления табака): мониторинг потребления табака и политика профилактики, защита людей от табачного дыма, предложение помощи в целях прекращения употребления табака, предупреждение об опасностях, связанных с табаком, обеспечение соблюдения запретов на рекламу, стимулирование продажи и спонсорства со стороны табачных компаний, повышение налогов на табачные изделия.

В обследовании GYTS 2015 г. в Республике Беларусь приняли участие 2992 учащихся в 38 школах, из которых 2428 были в возрасте 13—15 лет. Уровень ответов школ составил 100%, уровень ответов классов составил 100%, уровень ответов учащихся — 81,3%, общий уровень ответов — 81,3%.

Результаты и обcуждение

Обращает на себя внимание достоверное снижение распространенности потребления табака в динамике 10-летнего периода. Количество подростков — курильщиков сигарет уменьшилось за изучаемый период в 3,5 раза (с 26,5% в 2004 г. до 7,5% в 2015 г.), причем среди юношей эта разница достигает 4,3 раза (табл. 1).

Установлено, что треть современных подростков когда-либо пробовали курить (хотя бы одну или две затяжки): 35,7% — любые табачные продукты, 31,2% — сигареты, 15,3% — другие виды. В то время как 10 лет назад в 2 раза больше школьников этого же возраста когда-либо пробовали курить (62,5%, причем среди них 70,2% — мальчики и 54,8% — девочки).

Несмотря на популяризацию бездымных табачных изделий только 0,6% учащихся 13— 15-летнего возраста за последний месяц употребляли жевательный или нюхательный табак. Причем когда-либо пробовавших было в 5,7 раза больше (3,5%), в основной массе это юноши — 5,1% против 1,9% девочек. Стоит отметить, что число подростков, употребляющих бездымный табак, снизилось в 5 раз по срав-нению с 2004 г. (меньше 1% при обследовании в 2015 г., в то время как в 2004 г. в 3 раза больше учащихся).

Заслуживают внимания показатели распространенности табакокурения по данным GYTS 2015 г. Склонны к употреблению табака в будущем 6,5% учащихся. Меньше 2% учащихся никогда не курили, но думают, что им бы понравилось выкурить сигарету. Лишь 3,3% курящих подростков чувствуют потребность в сигаретах, что является одним из признаков никотиновой зависимости.

Как свидетельствуют полученные данные, первые признаки зависимости от курения отмечают 80% мальчиков и 67% девочек (те, кто ответили «иногда или всегда курят табак или им хочется курить табак первым делом с утра, или у них возникает сильное желание закурить снова в течение одного полного дня после курения»).

Важно учитывать, что в подростковом возрасте усиливается авторитет сверстников, увеличивается восприимчивость к негативным влияниям «улицы». Тем не менее лишь 3,5% курящих подростков считают, что курение помогает в общении со сверстниками, делает их более привлекательными.

Отмечена выраженная положительная динамика по снижению числа восприимчивых к употреблению табака в будущем — в 7,5 раза меньшее число учащихся (6,5% против 48,9%, р<0,001).

Почти половина из числа подростков, курящих сигареты (43%, причем девочек достоверно больше чем мальчиков — 52% против 32,9%), курят от 2 до 5 сигарет в день (табл. 2), более трети учащихся — ежедневно не более 1 сигареты.

Стоит отметить, что каждый десятый начинает курить в возрасте до 10 лет! Основная масса учащихся начинает пробовать курить в средней школе— переломный период для школьников — переход на предметное обучение (11—12 лет) и как результат— около 40% вовлекаются в процесс курения.

Пассивное курение является одним из ключевых индикаторов распространенности табакокурения. Каждый 4-й подросток (25,1%) страдает от пассивного курения у себя дома, каждый 3-й (30,3%) — за его пределами: внутри закрытых общественных мест (магазины, рестораны, торговые центры, кафе, кинотеатры, школа). Обращает на себя внимание, что каждый 2-й подросток подвергается воздействию табачного дыма внутри открытых общественных мест (игровые площадки, пешеходные тротуары, парки, остановки общественного транспорта и др.). До принятия соответствующих законодательных мер на национальном уровне (по данным 2004 г.) число подростков, подвергающихся пассивному курению, было в 3 раза больше (75,3% и 90,1% детей соответственно подвергались воздействию табачного дыма дома и вне его).

Важным фактором, влияющим на распространенность табакокурения, является доступ подростков к табаку (табл. 4). В соответствии с результатами анкетирования, до сих пор актуальным является безотказная продажа табачной продукции подросткам, несмотря на снижение с 47,0% (в 2004 г.) до 36,3% (в 2015 г.). Именно столько школьников свободно приобретают сигареты в торговой сети. Каждый 3-й курящий юноша (32,6%) и каждая 2-я девушка (45,1%) берут сигареты у другого курильщика.

Половина курящих подростков (56,4% в 2004 г. и 47,2% в 2015 г.) не получали отказа в продаже сигарет из-за своего возраста. Подавляющему большинству девушек, желающих приобрести сигареты, возраст не является препятствием. Так, количество девушек, которые пытались купить сигареты в течение последних 30 дней достоверно больше, чем юношей (59,2% и 39,4% соответсвенно, р<0,001). Почти все опрошенные подростки, покупавшие в течение последних 30 дней сигареты (96,9% девушек и 83,0% юношей), приобретали пачку целиком, что никак не способствует отказу от курения.

По результатам опроса, 40% девушек предпочитают более дорогие сигареты (26—50 тыс. рублей), в то время как аналогичное число юношей (39,7%) выделяют в сети более дешевые сигареты (11—25 тыс. рублей). Дорогие сигареты (больше 50 тыс. рублей) может купить лишь каждый 10-й подросток-курильщик.

Подавляющее большинство опрошенных (83,8%) среди курящих подростков замечали предупреждения о вреде для здоровья на пачках сигарет. Достоверно большее число девочек (88,8% по сравнению с 78,1% мальчиков) обращают внимание на предупреждения о вреде курения на пачках сигарет, и, как результат, каждую 3-ю девушку (36,3% по сравнению с 24,9% мальчиков) подобная антитабачная информация побуждала к мыслям о прекращении курения. Среди никогда не куривших две трети подростков подумали о том, что не будут начинать курить из-за предупреждений о вреде для здоровья на пачках сигарет (61,5% мальчиков и 65,0% девочек).

Так как анкетирование проводилось до и после принятия закона Республики Беларусь «О рекламе», который запрещает размещение (распространение) рекламы табачных изделий, это позволило оценить отношение школьников к рекламе/антирекламе табака. Стоит отметить положительную динамику по антитабачной рекламе в сравниваемые годы — в 2015 г. 70,2% подростков наблюдали антитабачные сообщения в СМИ, в то время как аналогичное количество опрошенных школьников (63,8%) в 2004 г. видели любую рекламу табачных изделий. Почти столько же видели антитабачные сообщения на спортивных мероприятиях. Тем не менее, на наш взгляд, данный охват является недостаточным.

Настораживает популяризация табака в телепередачах, других видео или фильмах. Более двух третей подростков (77,2% от всех учащихся) видели употребление табака в кино, по телевизору.

В вопросах профилактики табакокурения приоритетной остается роль школы. Анализ данных анкетирования позволил установить, что 86,5% школьников осведомлены о вредном воздействии табачного дыма на здоровье посредством получения знаний на любом уроке в школе. Как свидетельствуют данные, достоверно большее количество девочек (89,2% девочек по сравнению с 83,9% мальчиков) получали антитабачную информацию об опасностях употребления табака в школе.

У 5% школьников (13,05% в 2004 г.) есть вещи с изображением логотипа какого-либо табачного бренда. Среди никогда не употреблявших табак каждый 5-й имеет что-нибудь с нанесенным логотипом бренда табачного изделия, что считается восприимчивостью к маркетингу табака и не исключает риск употребления табака в будущем (16,9% девочек по сравнению с 19,8% мальчиков). Удельный вес подростков, которые получали бесплатные табачные изделия от представителей табачной компании, составил 2%, при опросе в 2004 г. — 5,3%.

Практически треть подростков (36,5%) считают, что если кто-то начал курить табак, то бросить сложно (табл. 5). Каждый 5-й подросток (18,3% девочек и 21,9% мальчиков) убежден, что курение табака помогает людям чувствовать себя более комфортно на торжествах, вечеринках или других общественных мероприятиях.
Большинство подростков (69,0%) считают, что дым от курения табака другими людьми вреден для них. Численность данной когорты учащихся увеличилась в 1,5 раза — с 44% в 2004 г. до 69% в 2015 г. (р<0,001).

Подавляющее большинство (92,2% в 2015 г. против 86,4% в 2004 г.) поддерживают запрет курения внутри закрытых общественных мест. Чуть меньшее количество (84,0%) подростков поддерживают запрет курения в открытых общественных местах. Обращает на себя внимание отсутствие гендерных различий в отношении к пассивному курению.

Обобщая результаты GYTS, необходимо отметить следующее.

1.    Большинство опрошенных учащихся в возрасте 13—15 лет сообщают, что могли бросить курить, если бы захотели, но только лишь 5-я часть из них когда-либо получала помощь или совет о том, как бросить курить.

2.    Данные свидетельствуют о раннем возрасте начала курения сигарет среди подростков Республики Беларусь. Поэтому необходимо сформулировать правила и политику школ для профилактики и борьбы против употребления табака с обязательным вовлечением контингента младшей школы. Тем не менее в настоящее время охват учащихся антитабачной информацией профилактической направленности в школьной программе ограничен.

3.    Каждый 4-й подросток сообщает о том, что подвергается вторичному воздействию табачного дыма дома, каждый 3-й — внутри закрытых общественных мест. Учитывая тот факт, что не существует безопасного уровня воздействия пассивного курения, меры, которые будут защищать молодежь от такого воздействия, необходимы.

4.    Подростки Республики Беларусь в определенной степени страдают от двойного бремени курения сигарет и других форм табачных изделий, таких как жевательный табак, нюхательный табак и т. д.

5.    Учащиеся Республики Беларусь по-прежнему сообщают, что подвергаются воздействию протабачных кампаний в СМИ. Борьба с данным воздействием сокращает число начавших курить среди молодежи.

6.    Внедрение информационных программ для детей и подростков с учетом гендерных, региональных, а также возрастных особенностей с широким привлечением средств массовой информации, способствующее повышению уровня информированности учащихся, формированию положительной мотивации и поведенческих реакций должно быть продолжено.

7.    Необходимо дальнейшее развитие законодательства по вопросам усиления контроля над табаком и проведение мониторинга распространенности табакокурения среди подростков для контроля эффективности внедряемых мероприятий.

Таким образом, благодаря принятию технических нормативно-правовых актов по предупреждению табакокурения совместными усилиями органов государственного управления и организациями санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Республики Беларусь в стране за последние 10 лет отмечается снижение распространенности употребления табачных продуктов среди подростков. Это подтверждает необходимость ведения и поддержания дальнейшей согласованной политики в области борьбы с табакокурением среди молодежи.

Особая роль в этом процессе как инициатора разработки и реализации регуляторных политик в этой сфере, а также мероприятий, направленных на борьбу с курением, и непосредственного участника принадлежит санитарно-эпидемиологической службе, спектр вмешательств которой различен и разнооб-разен. Именно благодаря комплексу реализуемых мероприятий Республика Беларусь добилась определенного успеха в сфере контроля потребления табака и поэтому необходимо сохранить устойчивость и полномасштабное исполнение принятых мер.

Контактная информация:
Пронина Татьяна Николаевна — канд. мед. наук, зав. лабораторией гигиены детей и подростков. Научно-практический центр гигиены.
2200012, г. Минск, ул. Академическая, 8; сл. тел. (8-017) 292-82-49. Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования: С. С. И., П. Т. Н. Сбор и обработка материала: П. Т. Н. Написание текста: П. Т. Н. Редактирование: П. Т. Н., С. С. И.
Конфликт интересов отсутствует.

RЕFЕRЕNСЕS
1.    Presidential Decree of December 17, 2002 № 28 «On state regulation of production, trafficking and consumption of tobacco and tobacco products» (registered in the National Register of Legal Acts of the Republic of Belarus on December 19, 2002. N1 / 4234). Available at: http://www.minfin.gov.by/upload/gosznak/acts/dekret_171202_28.pdf.
2.    Law of the Republic of Belarus of May 10, 2007 № 225-Z «On Advertising», imposing a ban on the placement (distribution) of advertising of tobacco products (registered in the National Register of Legal Acts of the Republic of
Belarus May 16, 2007 N 2/1321). Available at: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=2/1321.
3.    The Order of the Ministry of Health of the Republic of Belarus April 15, 2011 № 385 «On approval of the concept of implementation of the state policy on combating tobacco consumption for 2011—2015 and a comprehensive action plan for tobacco control for 2011—2015». Available at: http://www.minzdrav.gov.by/lcfiles/000128_872503_PrikazMZ_N385_2011.doc.
4.    The Ministry of Health Decree №111 dated November 3, 2011. on Making Amendments and Addenda to the sanitary norms, rules and hygienic standards relating to the prohibition of smoking in health care, education, sports, at trade and consumer services (Registered in the National Register of Legal Acts of the Republic of Belarus 16 February 2012 N 8/ 24929). Available at: http://www.minzdrav.gov.by/dadvfiles/000349_67613_PostMZ_N111_2011.doc. (Assessed 25 May 2016).
5.    Technical Regulations of the Customs Union «Technical Regulations on Tobacco Products» (CU TR 035/2014).
Available at: http://www.eurasiancommission.org/ru/Lists/EECDocs/635538246691906663.pdf.
Поступила 30.05.16.

Ключевые слова: , , , , , ,
Автор(ы): Пронина Т. Н., Сычик С. И.
Медучреждение: Научно-практический центр гигиены