Национальная стратегия Беларуси по противодействию неинфекционным заболеваниям

Обсуждение разработки Национальной стратегии по противодействию неинфекционным заболеваниям стало темой встречи министра здравоохранения Василия Жарко и директора отдела неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья на всех этапах жизни Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения доктора Гаудена Галеа. Об особенностях реализации данного проекта доктор Г. Галеа поведал журналу «Здравоохранение».

В течение нескольких лет специалисты ВОЗ разрабатывали план борьбы с неинфекционными заболеваниями, который поддержали в странах Центральной и Восточной Европы, проявив заинтересованность в развитии этого направления в рамках национальных программ. Министерство здравоохранения Республики Беларусь также официально обратилось с просьбой оказать поддержку в разработке Национальной стратегии борьбы с неинфекционными заболеваниями, а также содействовать в проведении программ скрининга онкопатологии.

Республика Беларусь представляет большой интерес в плане поддержки со стороны ВОЗ, учитывая национальные особенности.

Статистические данные указывают на то, что риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в Беларуси в 2 раза и более выше, чем в странах Европейского региона, особенно среди трудоспособного населения (с одной стороны, в этой группе отмечается высокий процент курильщиков, лиц, злоупотребляющих алкоголем, с другой стороны, они редко обращаются в учреждения здравоохранения).

Вместе с тем отмечаются и положительные моменты: за последние 2—3 года значительно уменьшился уровень потребления спиртных напитков, снизилось количество сопутствующих заболеваний, которые могут быть обусловлены употреблением алкоголя. В Беларуси оказывают медицинскую помощь высокого уровня, наблюдается заинтересованность руководства страны, принимающего политические решения, в развитии системы здравоохранения.

Войдет ли в основу белорусской Национальной стратегии по противодействию неинфекционным заболеваниям разработанный ВОЗ документ?

План действий (один из них ориентирован только на Европейский регион, другой на страны всего мира) включает в себя список мероприятий, которые с точки зрения затрат и эффективности являются наиболее предпочтительными для внедрения. Например, запрет или контроль рекламы спиртных напитков, увеличение цен на алкогольную продукцию или обеспечение целенаправленного ведения пациентов с хроническими заболеваниями (сахарный диабет, артериальная гипертензия). Эти мероприятия созвучны с целями (насчитывается 9 целей и 25 индикаторов), какие хотим достичь в итоге. В этом контексте будет актуальным исследование уровня потребления алкоголя в молодежной среде и среди взрослых.

Тесно сотрудничая с Министерством здравоохранения Республики Беларусь, мы оказываем помощь в процессе исследования таких факторов риска, как курение, употребление алкоголя, соли и недостаточная физическая активность. Также планируем провести оценку системы здравоохранения страны, чтобы выяснить, какие мероприятия на уровне первичной помощи сейчас оказываются и как можно совершенствоваться в этом направлении. Результаты проведенных исследований лягут в основу разработки национальной стратегии.

В каком качестве выступает ВОЗ?

Специалисты ВОЗ предлагают консультативную помощь. Мы предоставляем руководству страны последние сведения о факторах риска, помогаем адаптировать международные данные к национальному контексту и ситуации, а также делимся опытом по внедрению подобных проектов в других странах, причем не только в Европейском регионе, но и за его пределами. Уровень знаний национальных экспертов в Беларуси высокий (доктор Г. Галеа в течение 3 лет в качестве эксперта консультировал белорусских коллег по многим вопросам. Прим. автора), поэтому мы ожидаем, что ведущую роль в процессе разработки Национальной стратегии по противодействию неинфекционным заболеваниям в Беларуси займут национальные органы управления, мы же предоставим всю необходимую поддержку.

Учитывая многолетний опыт, вы способны предположить, какие трудности могут возникнуть?

Можно выявить несколько потенциальных препятствий для внедрения подобного плана. Во-первых, важна политическая приверженность к изменению ситуации. Типичные трудности возникают на этапе взаимодействия министерств и ведомств. Предполагаемые меры для уменьшения числа случаев неинфекционных заболеваний, как правило, затрагивают интересы получения дополнительной прибыли. К примеру, в странах, где отмечается высокий уровень потребления алкоголя, реализация спиртных напитков является высокодоходным бизнесом. В Беларуси достигнут прогресс в этом направлении, но глупо было бы полагать, что на этом можно остановиться.

Во-вторых, следует учитывать способность принять научно обоснованные данные об эффективности предлагаемых мероприятий. Врачи в силу психологии излишне полагаются на свой опыт, они на протяжении многих лет выполняли определенные манипуляции, поэтому очень сложно изменить манеру консультирования, ведения пациентов. Все согласны опираться на доказательные данные, полученные в области здравоохранения, многие утверждают, что уже применяют их в своей практике. Когда же речь заходит о том, что согласно последним доказательным данным нужно несколько изменить врачебную тактику, медики упорно пытаются доказать неправоту экспертов.

Любое мероприятие в области здравоохранения должно опираться на доказательные данные о его эффективности. Нужно научиться взаимодействовать с другими ведомствами и министерствами, искать точки соприкосновения интересов. В этом и заключается главная сложность: суть не в том, чтобы разработать дополнительный документ, а добиться изменений в социальной области и здравоохранении.

Существуют и другие потенциальные барьеры, но я не хочу делать этот список длинным. Убежден, что все трудности будут преодолены, учитывая высокую приверженность и заинтересованность Министерства здравоохранения Республики Беларусь, высокий уровень знаний национальных экспертов. Наш стиль мышления сохранять позитивный взгляд: все препятствия рассматривать как здоровый вызов для позитивных изменений, путь, который нужно преодолеть. Предпринятые общие усилия в конце концов приведут к тому, что в Беларуси снизится заболеваемость сердечнососудистой патологией, улучшится качество жизни пациентов.

Беседовала Татьяна Ясевич


Автор(ы): Галеа Г.