Перейти к основному содержанию

Научно-практический рецензируемый ежемеcячный журнал. Орган Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Входит в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по медицинским и биологическим наукам. Журнал включен в систему Российского научного цитирования.
Журнал издается с 1924 года.

Почему пациенты в Беларуси так часто жалуются на врачей?

Технологический прогресс и коммерциализация медицины наложили отпечаток на образ современного врача. Для него характерны скептическое отношение к физическим методам исследования, недостаточно развитое клиническое мышление, ориентация на новые медицинские технологии, избыточный прагматизм и снижение мотивации к общению с пациентом, что порождает спешку, поверхностный осмотр, неумелое клиническое обследование и увеличивает вероятность ошибок в диагностике и лечении.

Успех врачевания в значительной степени зависит от навыков общения с пациентом. Эта сфера неизменно считалась тонкой и деликатной. Недуг и особенно пребывание в больнице — чрезвычайное событие для любого человека. «Больничная обстановка ущемляет достоинство человека и вызывает стрессовое состояние у него, даже если болезнь не так уж серьезна: необходимость все время быть на глазах у чужих людей, разлука с семьей и друзьями, постоянное сознание своей зависимости, нарушение сна, болезненность процедур, побочное проявление лекарств, страх, как бы тебе не навредили, утрата контроля, неуверенность в восстановлении здоровья. Все это вызывает отрицательные эмоции, тревогу, чувство вины, стыд, ярость, которые усугубляют у больного ощущение бессилия, затравленности и депрессии. Молчаливый, мрачноватый, необщительный врач вырастает в грозного великана, а больной превращается в жалкого лилипута» (Б. Лаун, 2010).

Встреча с врачом — явление особое, его ждут с нетерпением и надеждой. Давно замечено — пациент не всегда ставит на первое место профессиональные навыки медика, отдавая предпочтение душевным качествам. Внешний вид доктора, аккуратность и скромность в одежде, его настроение, доброжелательная сдержанность, терпеливое выслушивание жалоб и обдуманность каждого слова имеют не меньшее значение, чем медикаментозное лечение.

Учеба в медицинском вузе становится все более технологичной, однако подготовить врача нельзя, применяя даже самые совершенные методы формализации учебного процесса. В современный «век тестов» особое значение имеет «обучение медицине в палатах» (У. Ослер), позволяющее приблизить будущего врача к пациенту, овладеть навыками анализа результатов клинического, инструментального и лабораторного обследования, формулировки диагноза и назначения лечения.

Лучшая форма демонстрации такого умения — клинический обход и разбор пациентов.

Конечно, их обучающая и воспитательная сила связана с личностью педагога, его интеллектом и моральными качествами. Здесь можно встретить профессионализм и напряженную мысль Учителя, заботу о пациенте, добросовестность и принципиальность в выполнении врачебного долга. Искусный анализ и синтез становятся апофеозом мышления, а опыт и эрудиция предстают во всей полноте и величии, позволяя раскрыть глубинный механизм развития болезни. Здесь начинают формироваться столь необходимые врачу наблюдательность и внимание, доброта и приветливость, сочувствие и терпимость, умение анализировать результаты обследования, формулировать диагноз и назначать лечение. Будущий врач учится постигать душевный мир пациента, оценивать его психологическое состояние, скрытый подтекст жестов и высказываний, осваивать столь важную для медика «самоподачу». Все это поможет овладеть культурой общения, в основе которой лежит подход к пациенту как к личности.
 
Однако там где, казалось бы, находится самая суть врачебной работы, студент-медик видит далеко не всегда то, с чем он встретится на практике.

Причина заключается в том, что кафедра потеряла свой статус, который имела прежде.

Былой авторитет упал, отношения с клинической базой оставляют желать лучшего, сотрудникам кафедры запрещают участвовать в лечебном процессе, доступ к пациентам ограничен — чтобы получить разрешение, преподаватель должен договориться с лечащим врачом, заведующим отделением. И даже после этого может получить отказ, тогда занятие проводится в учебной комнате с разбором темы «на пальцах». Можно ли таким образом освоить навыки общения с пациентом?

Стать врагом для пациента врач может, не только совершив промах в лечении и нанеся ущерб здоровью. Конфликт, потеря доверия, утрата согласованных действий в лечебном процессе и усугубление течения болезни приведут к аналогичному результату. Это подтверждает высокий уровень жалоб, в основе которых лежит неумение врача вести диалог с пациентом. Между тем только диалог способен сделать их единомышленниками — не теми, кто думает одинаково, а теми, кто думает об одном.

Авторы: Абаев Ю. К.
  • Я только что вернулся с большого международного форума врачей и ученых, проходившего в Санкт-Петербурге. На нем обсуждались вопросы совершенствования диагностики и лечения хронического миелолейкоза. Мы теперь уже добились того, что продолжительность жизни таких больных увеличилась в четыре раза, в России уже живут, радуются жизни и трудятся люди, излеченные от этого тяжелого заболевания... На форуме наряду с отечественными клиницистами выступали гематологи из Хьюстона (США), Турина (Италия), Мангейма (Германия).
  • Я вспоминаю свои беседы с больными — преподавателями медицинского института, профессорами. Что говорить, трудно с ними работать! Трудно с ними говорить и действовать, как со всеми остальными пациентами...Что еще характерно для заболевшего врача в психологическом плане? Частенько такой пациент напрочь забывает не только действие препаратов, но и время их приема, хотя сам в своей жизни неоднократно назначал их.
  • При осмотре мы прежде всего также уделяем особое внимание кожному покрову. Нормальная кожа и изменения ее при различных заболеваниях довольно подробно представлены в учебниках и монографиях. Здесь мне хочется лишь привести некоторые сведения, которые будут интересны врачам различных специальностей и позволят понять, почему кожа претерпевает изменения. Известно, что кожа — это полноценный орган, который дополняет и дублирует функции различных внутренних органов. Она активно участвует в процессе дыхания, выделения, обмене веществ.
  • Я никогда не заканчиваю расспроса-беседы с больным без того, чтобы выяснить хотя бы ориентировочно состояние взаимоотношений в семье. Полипрагмазия — бич современной медицины, клиники внутренних болезней. На обходах часто приходится видеть, как больным назначают 13—16 препаратов, нередко с взаимоисключающими фармакологическими свойствами.
  • Изучив сотни диагностических ошибок, сотрудники нашего коллектива убедились, что в ходе диагностического процесса практические врачи нарушают даже самые элементарные правила логики. Например, они неправильно применяют методы аналогии, индукции, дедукции.
  • А в настоящее время мне самому приходилось и в поликлиниках, и в стационарах слышать такие «уважительные и милые» обращения медицинских работников (и даже студентов, которые берут со старших пример!!!), как «голубушка», «бабуля», «золотце», «милочка», «голубчик», «бабуся», «дедуся», «дедуля», «женщина», «человек», «старик», «папаша», «мамаша», «отец», «мать», «барышня», «мужик», «тетя», «дядя» и т. д. Многие из таких слов для больных обидны, полны презрения, как правило, задевают самолюбие пациентов и их родственников.
  • Он редко выслушивал до конца доклад о больном, часто сразу же задавал вопросы, уточняющие характер течения болезни, особенности жизни. Удивительно, что вслух он мог сказать: «Что-то тут мне не ясно. Чего-то не хватает в истории болезни». И начинал сам собирать и выяснять эти «недостающие звенья».
© Редакция журнала «Здравоохранение» - 1924 - 2014гг.
Разработка сайта - doktora.by - сайт для врачей Беларуси