Перейти к основному содержанию

Научно-практический рецензируемый ежемеcячный журнал. Орган Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Входит в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по медицинским и биологическим наукам. Журнал включен в систему Российского научного цитирования.
Журнал издается с 1924 года.

Необходимость «омоложения» — признак неблагополучия в подготовке кадров в здравоохранении Беларуси

Важным фактором развития медицинской науки, начиная с конца XVIII века, являются научные школы — коллективы сотрудников и учеников, группирующихся вокруг руководителя — своего учителя. В формировании школы, наряду с научными устремлениями руководителя, большую роль играют его человеческие качества, щедрость и богатство души.

В научной школе как нигде в другом месте создаются благоприятные условия для выявления и роста талантов, здесь подбираются люди с разными наклонностями и интересами, способные развивать собственные направления исследований и закладывать основы новых научных коллективов. Такое «отпочкование» происходит по мере того, как талантливые ученики сами становятся руководителями и учителями, а это значит, что научная школа является не только кузницей рядовых научных работников, но и высших руководящих кадров науки. При этом часто сохраняется преемственность научных разработок, эстафета идей передается от учителей к ученикам, позволяющих расширить и углубить перспективные направления исследований, поэтому в крупных научных школах не стоит вопрос об «омоложении» кадров, о чем сегодня говорят как о важном факторе прогресса науки.

Необходимость «омоложения» — признак неблагополучия в подготовке кадров, нарушения естественной смены поколений, разрыва между зрелыми и молодыми генерациями ученых.

Ликвидация такого разрыва путем искусственного «омоложения» неминуемо приводит к «выбросу» в науку «незрелых научных элементов», не готовых к развитию собственных оригинальных направлений исследований (Д.С. Саркисов, 1993). Академик В.Х. Василенко так сформулировал эту проблему: «Старые кадры без молодых — это трагедия, а молодые кадры без старых — это комедия».

Причины такого положения разные. Чаще всего это случается в научных коллективах, руководитель которых не может или не хочет готовить себе смену, думая прежде всего о длительной стабильности своего положения, ревностно относясь к появлению среди сотрудников способного и перспективного ученика. Такая особенность наблюдается даже у крупных ученых. Правда нужно сказать и о том, что ученик, много лет лелеянный своим руководителем и выдвинутый на его место, иногда недостойно ведет себя по отношению к учителю. Плодотворное развитие научной школы возможно лишь в том случае и до тех пор, пока авторитет руководителя основывается на его безусловном интеллектуальном, профессиональном и нравственном превосходстве над сотрудниками и прекращается, как только власть авторитета сменяется авторитетом власти.

Отсюда сомнительным является правило отправлять на пенсию ученого, то есть отключать от полноценной научной деятельности, ориентируясь лишь на возрастной ценз (60—65 лет), а не на главный критерий значимости исследователя — его творческую, педагогическую и организаторскую активность.

Если бы И.П. Павлов, следуя этому правилу, ушел на пенсию, не было бы учения об условных рефлексах и сформулированных на его основе представлений о высшей нервной деятельности.

Преемственность — один из неписаных законов науки. Для успешной разработки научных проблем мало иметь перспективные идеи, чтобы их осуществить, необходима научная школа. Долг истинного ученого — создать такую школу и воспитать учеников, которые смогли бы продолжить дело учителя и обогатить его наследие. В Беларуси примером такого ученого является В.А. Бандарин — создатель разветвленной научной школы, внесшей и продолжающей вносить заметный вклад в развитие биологии и медицинской науки (В.С. Улащик, 2009).

Говорят, что время научных школ прошло, актуальны другие формы объединения исследователей. Так пытаются оправдать исчезновение крупных ученых и некогда славных научных школ. Между тем необходимость в ученых, способных руководить большими научными коллективами и воспитывать талантливых продолжателей своего дела, не только не уменьшилась, но ощущается все сильнее. Научные школы никогда не заменят временные творческие коллективы, прежде всего потому, что они временные, а фундаментальные разработки могут осуществляться только на основе многолетних традиций.

Исчезновение известных научных школ, определяющих общий уровень науки в стране, по своей невоспроизводимости должно быть приравнено к ликвидации отдельных видов животного или растительного мира. Это опасно еще и потому, что на месте исчезнувших научных школ бурно разрастаются «сорняки» из дилетантов, эпигонов, карьеристов и других попутчиков науки.

Авторы: Абаев Ю. К.
  • Я только что вернулся с большого международного форума врачей и ученых, проходившего в Санкт-Петербурге. На нем обсуждались вопросы совершенствования диагностики и лечения хронического миелолейкоза. Мы теперь уже добились того, что продолжительность жизни таких больных увеличилась в четыре раза, в России уже живут, радуются жизни и трудятся люди, излеченные от этого тяжелого заболевания... На форуме наряду с отечественными клиницистами выступали гематологи из Хьюстона (США), Турина (Италия), Мангейма (Германия).
  • Я вспоминаю свои беседы с больными — преподавателями медицинского института, профессорами. Что говорить, трудно с ними работать! Трудно с ними говорить и действовать, как со всеми остальными пациентами...Что еще характерно для заболевшего врача в психологическом плане? Частенько такой пациент напрочь забывает не только действие препаратов, но и время их приема, хотя сам в своей жизни неоднократно назначал их.
  • При осмотре мы прежде всего также уделяем особое внимание кожному покрову. Нормальная кожа и изменения ее при различных заболеваниях довольно подробно представлены в учебниках и монографиях. Здесь мне хочется лишь привести некоторые сведения, которые будут интересны врачам различных специальностей и позволят понять, почему кожа претерпевает изменения. Известно, что кожа — это полноценный орган, который дополняет и дублирует функции различных внутренних органов. Она активно участвует в процессе дыхания, выделения, обмене веществ.
  • Я никогда не заканчиваю расспроса-беседы с больным без того, чтобы выяснить хотя бы ориентировочно состояние взаимоотношений в семье. Полипрагмазия — бич современной медицины, клиники внутренних болезней. На обходах часто приходится видеть, как больным назначают 13—16 препаратов, нередко с взаимоисключающими фармакологическими свойствами.
  • Изучив сотни диагностических ошибок, сотрудники нашего коллектива убедились, что в ходе диагностического процесса практические врачи нарушают даже самые элементарные правила логики. Например, они неправильно применяют методы аналогии, индукции, дедукции.
  • А в настоящее время мне самому приходилось и в поликлиниках, и в стационарах слышать такие «уважительные и милые» обращения медицинских работников (и даже студентов, которые берут со старших пример!!!), как «голубушка», «бабуля», «золотце», «милочка», «голубчик», «бабуся», «дедуся», «дедуля», «женщина», «человек», «старик», «папаша», «мамаша», «отец», «мать», «барышня», «мужик», «тетя», «дядя» и т. д. Многие из таких слов для больных обидны, полны презрения, как правило, задевают самолюбие пациентов и их родственников.
  • Он редко выслушивал до конца доклад о больном, часто сразу же задавал вопросы, уточняющие характер течения болезни, особенности жизни. Удивительно, что вслух он мог сказать: «Что-то тут мне не ясно. Чего-то не хватает в истории болезни». И начинал сам собирать и выяснять эти «недостающие звенья».
© Редакция журнала «Здравоохранение» - 1924 - 2014гг.
Разработка сайта - doktora.by - сайт для врачей Беларуси