Перейти к основному содержанию

Научно-практический рецензируемый ежемеcячный журнал. Орган Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Входит в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по медицинским и биологическим наукам. Журнал включен в систему Российского научного цитирования.
Журнал издается с 1924 года.

Духовность и проблемы здоровья человека

Ученые всего мира интенсивно исследуют генетические, психологические, социальные, экологические и прочие факторы, неблагоприятно влияющие на здоровье человека и общества в целом. Однако нравственные факторы и духовный смысл болезни обычно остаются в тени. Разговор о духовных причинах различных недугов назрел давно. Знание духовных истоков заболеваний необходимо врачам, педагогам, психологам и другим специалистам, работающим с пациентами. Полезно оно и тем, кто ухаживает за ними. В редакции журнала «Здравоохранение» за круглым столом собрались врачи разных специальностей, представители православной и католической церкви обсудить значение духовности в развитии болезней человека.

Ю. К. Абаев (ведущий) главный редактор журнала «Здравоохранение», профессор, доктор медицинских наук:
— Беларусь имеет большие успехи в здравоохранении, совершенствуется материально-техническая база, внедряются передовые технологии, готовятся высокопрофессиональные кадры, за последние 5 лет достигнуто значительное улучшение медико-демографической ситуации в стране. По эффективности систем здравоохранения (рейтинг агентства Bloomberg 2015 г.) Беларусь занимает 47-е место в мире. И наряду с этим отмечается рост числа жалоб и исков населения к медицинским работникам. Преобладают жалобы, свидетельствующие о нарушении медицинской этики, неумении общаться с пациентом и его родственниками. Четко просматривается дефицит духовности, который лежит в основе многих проблем, существующих в здравоохранении. И не только в здравоохранении. Проблема нравственности стоит весьма остро и касается всего человеческого сообщества.

Причина довольно проста, хотя и не столь очевидна. Речь идет о драматической и все более углубляющейся диспропорции между темпом развития науки и наращиванием технического потенциала общества, с одной стороны, и прогрессом в области нравственной культуры— с другой. Если развитие науки и технические возможности человечества в настоящее время и в начале христианской эры не идут ни в какое сравнение, то различия в моральных и этических категориях оказываются гораздо менее контрастными. Как и две тысячи лет назад, человечество осталось эгоистичным, жадным, непредусмотрительным и жестоким. Насилие, в том числе войны, по-прежнему остается одним из главных средств решения конфликтных ситуаций.

Медицина тысячами нитей связана с ценностно- мировоззренческими представлениями людей. Этическая проблематика с ее основным вопросом — отношения между врачом и пациентом — неотделима от любого вида врачебной деятельности. Со времен Гиппократа общепризнанным и бесспорным является суждение о том, что нравственная культура врача— это не просто заслуживающее уважения свойство его личности, но и качество, определяющее его профессионализм. Теряет ли силу эта оценка сегодня в современной плюралистической в нравственном отношении культуре? Не устарела ли она для современной технологической медицины?

Присутствие за круглым столом представителей разных врачебных специальностей свидетельствует об актуальности данной проблемы. Профессор В. П. Крылов неоднократно выступал в печати, подчеркивая важность духовности в работе медицинских работников.

В. П. Крылов, главный научный сотрудник лаборатории хирургии сосудов РНПЦ «Кардиология», профессор, доктор медицинских наук:
— В Беларуси на достаточно высоком профессиональном уровне находятся трансплантология, кардиохирургия, онкология. Достижения отрицать нельзя. Но не все так благополучно. Наша медицина, несмотря на существенные достижения в материальном и техническом обеспечении консервативного и хирургического лечения больных, в принципе не решает проблем здоровья нации. Мы гордимся новыми технологиями, хирургическими возможностями, тратим на это достаточно большие для небогатого государства средства, но это не делает население страны в целом более здоровым. Деньги уходят на ремонтные работы организма, а суть проблемы — предотвращение и предупреждение его поломки брошена на самотек.

Жизнь показывает, что мы лечим не совсем так, как надо, не используем многие резервы. Дело в том, что нам трудно определиться с понятием сущности человека. А не поймем ее — и лечение будет неполным и малоэффективным. Давно замечено, что люди с высокой нравственностью живут дольше и намного легче переносят болезни. Это обусловлено чистым мышлением и соответствующим ему альтруистическим образом жизни. Там, где большие проблемы с нравственностью и моралью, никогда не будет хорошего здоровья, даже при хорошей наследственности и материальном достатке.

Имея более 60 лет врачебного стажа, я пришел к выводу, что главное наше заблуждение в том, что мы видим себя только телесной сущностью, грубо вещественным телом.

Как врач я замечал, что многие очень больные люди живут десятилетиями и хоть бы что. Другого, достаточно крепкого пациента берешь на операцию, а он умирает. Я понял: наши болезни, их течение обусловлены эгоцентризмом — жизнь только ради себя, забывая о других. Мы пришли в этот мир не случайно, а по какому-то сценарию. Если мы вписываемся в него, нет сбоев в работе нашей сущности, если не вписываемся — получаем тяжелые болезни и прочие напасти.

Лечение только материального тела является малоперспективной задачей. Бытовавшее в течение многих веков утверждение, что надо лечить человека, а не болезнь, к сожалению, уходит в небытие. Не потому, что это не актуально, а потому что медицина стала узкоспециализированной. Сегодня пациент «разобран» на органы и системы. В идеале лечить больного должны два специалиста — врач и священник. Я в свое время просил главных врачей больниц, чтобы в отделениях оборудовали молельные комнатки: уголок с иконкой, Библией, Кораном, чтобы человек в тяжелую минуту мог прийти и подумать о вечном. Так происходит укрепление духа и коррекция болезни. Это важно. Понимание этой проблемы есть у многих моих коллег.

Есть еще одна мечта — чтобы врач получал свою специальность только после проверки на «человеческую» пригодность: имеешь ли ты склонность к гуманитарному взгляду на жизнь, общечеловеческие ценности, признаешь ли ты другого человека такой же личностью, как и ты, готов ли посвятить себя пациенту. Но это нереально. Тогда будет лишь один врач «на всю губернию». Милосердие, на мой взгляд, главное качество врача. Оно воспитывается жизненным опытом, поиском истинных ценностей и своего места в жизни. Хотя может быть и не все так несбыточно, если пересмотреть организационную структуру системы здравоохранения. Наша поликлиническая служба в основном выдает больничные листы, она исчерпала свой ресурс. Нужно развивать институт семейных врачей. Доход семейного врача зависит от количества пациентов: чем больше, тем лучше. Прагматично? Да. Но больной может уйти к другому специалисту, если врач не будет совершенствоваться и быть «человечным», тогда ему придется менять отношение к людям и к своей профессии.

Ю. К. Абаев:
—    В системе медицинского образования будущих врачей учат этике и деонтологии. Насколько это эффективно?

В. П. Крылов:
—    Вопросы этики затрагиваются в медицинских университетах. Но я видел мало специалистов, которые могли бы точно сказать, что такое мораль и нравственность. Как-то на одной конференции я услышал, как одна акушер-гинеколог сказала: «Мы должны блюсти моральные принципы в работе с женщинами, идущими на аборт». Я тогда встал и сказал: «О чем вы говорите? Аборт— это абсолютно аморальное дело. За него будет расплачиваться женщина, доктор, медсестра и даже нянечка. Как вы можете говорить о моральных вещах и санкционировать убийство?»
Критерии морали известны и конкретны в различных культурах. У нас это христианские заповеди, среди которых есть «не убий». Поэтому не надо полемизировать, хорошо это или плохо, тем более с точки зрения государственной политики. Мы вкладываем большие средства в выхаживание глубоко недоношенных детей, часть из которых не получит социальной и медицинской адаптации и в то же время лишаем жизни миллионы полноценных не родившихся — разве это не абсурдно для прагматичного государства?

Ю. К. Абаев:
—    Что необходимо изменить в подготовке современного врача?

B. П. Крылов:
—    Профессиональная подготовка у нас поставлена нормально. Наши врачи знают, как лечить органы тела. Но есть душа и дух. И мы обязаны относиться к ним так же, как и к телу. Это равнозначные структуры интегрированной сущности человека. Менять образовательные основы нужно не только медикам, но и всему обществу. Сегодня во всем мире, с одной стороны, наступает переоценка возможностей материалистической науки, ибо далеко не все ее фундаментальные законы доказаны и незыблемы. С другой стороны, религия, обладая скрытыми от материалистов сакральными знаниями, продолжает цепляться за догмы, игнорируя достижения человечества, что делает большинство верующих людей попрошайками, перекладывающими решение своих проблем на Бога. Необходимо объединение материалистической и теологической наук. Пришло время уходить от узости мышления, расширять кругозор — в первую очередь в общегуманитарных науках. К сожалению, это не согласуется с существующей тенденцией развития медицинского образования, где урезается гуманитарная составляющая.

Ю. К. Абаев:
—    Профессор С. В. Федорович неоднократно проводил семинары и конференции, посвященные проблеме духовности, он является одним из инициаторов проведения данной дискуссии.

C.    В. Федорович, главный научный сотрудник РНПЦ гигиены министерства здравоохранения Республики Беларусь, профессор, доктор медицинских наук:
—    Семинары, посвященные взаимодействию медицины и церкви, неоднократно проводились при активном содействии и участии настоятеля костела Святого Симеона и Святой Елены ксендза-магистра В. М. Завальнюка. На семинарах обсуждались вопросы о роли духовности, здорового образа жизни и питания для человека; издаются книги, брошюры, посвященные данным проблемам. К сожалению, в медицинской среде этим вопросам уделяется явно недостаточное внимание, а между тем это могло бы принести значительную пользу как врачам в их повседневной лечебно-профилактической работе, так и населению, обращающемуся за медицинской помощью. Цели здравоохранения и церкви в данных вопросах совпадают. Медицина знает немало примеров, когда известные ученые и врачи имели духовное образование, были священниками, например, профессор В. Ф. Войно-Ясенецкий (отец Лука), причисленный к лику святых, известен своими фундаментальными трудами по хирургии, бывший министр здравоохранения Российской Федерации, кардиохирург профессор Ю.Л. Шевченко; создатель учения о доминанте академик А. А. Ухтомский и др. Необходимо более тесное сотрудничество медицинского сообщества с представителями церкви.

Ю. К. Абаев:
—    Медицина в определенной степени «вышла» из церкви, медицинская помощь в древности оказывалась в монастырях, священнослужители занимались врачеванием, французский священник В. Поль в 1617 г. организовал первую общину сестер милосердия. Существовала довольно прочная связь медицины и церкви, но в последующем их пути разошлись. Сегодня необходимо, чтобы они объединили свои усилия и опять начали совместно работать на благо здоровьесбережения человека.

Ксендз-магистр В. М. Завальнюк, настоятель костела Святого Симеона и Святой Елены, кандидат исторических наук:
—    Аздараўленне людзей — глабальная тэма, настолькі важная, як i само жыццё. Нягледзячы на вялякі прагрэс навукі, у тым ліку традыцыйнай медыцыны, чалавецтва ўсе больш хварэе. Паўстае пытанне: каму з усіх цывільных істытутаў i устаноў найбольш верыць сённяшнi чалавек i чалавечая супольнасць? Царкве i медыцыне. Адышоў ваяўнічы прымусовы атэiзм, адкрыты храмы, стала даступнай духоўная лiтаратура i iнфармацыя. «Ад духу багацця — да багацця духу», — заахвочвае доктар медыцынскіх навук Уладзiмiр Крылоў. Медыцына здзяйсняе цуды, годныя здзiўлення i даверу, але ў агульначалавечым маштабе людзi пакінуты самi сабе хварэць i заўчасна памiраць. Сучасны чалавек, патрапіўшы ў бяду, хваробу, думае, што малітвай цi пастаўленай свечкай ў храме або таблеткамi зможа вырашыць праблему. Вось адсюль, ад чалавечай абыякавасці, бяздушнасц i ляноты распачынаюцца праблемы як у царкве з духоўным выхаваннем-станаўленнем, так i у медыцыне з лячэннем-здароўем. Таму яшчэ раз хачу падкрэслiць вялiкую ролю Царквы i медыцыны у нашай краінее i свеце. Менавiта ў iх кампетэнцыi справа духоўнага дабра i здароўя чалавека, але, на жаль, што толькі у храмах i лячэбных установах, а трэба ва ўсеабдымным, дзяржауным маштабе— ад малога да старога, ад дзіцячага садка да сям'i і месца працы. I тут, як мы разумеем, без дапамогі дзяржавы ўсе будзе там, дзе есць. Асяродак, заганы, алкаголь i цыгарэты сярод падрастаючага пакалення, наркотыкі, разбураныя сем'i. Усё гэта ідзе ад няведання элементарных хрысціянскіх i медыцынскiх правiлаў. Мая пазіцыя — гэта глабальны падыход, шырокамаштабнае навучанне i аздараўленне людзей, а не ратаванне адзінак, свайго роду лiкбез, які павiнен быць лёгкiм, даступным i эфектыўным.

Необходна навучыць людзей культуры прыняцця ежы. «Усе захворваннi ад галавы да ног пачынаюцца з дрэннай работы кішэчніка», — канстатуе прафесар Кацудзо Ншы (Японiя). Адсюль 80% усіх чалавечых хвароб i заучаснай смерцi (10% траумы, 10% ад нараджэння). Сення людзi ў большасці сваей ядуць у два-тры разы болей дзеннай нормы i не ведаюць як, што, калi i з чымсцi. Адсюль вялiкая доля хвароб з летальным вынікам. Гэта цэлая навука, але яе можна за 2—3 лекцыі зразумець або прачытаць «Не единым хлебом» i «Второе пришествие поста».

Любая ежа толью тады здаровая, калi страўнiк пусты, ён iмгненна ўсе пераварыць. У перапоўненым - нават чорная iкра i вiтамiны становяцца ядам. Медыцына гаворыць пра аздараўляльную дыету ўжо хворых людзей. Спецыялісты-дыятолагі павінны распрацаваць i прапанаваць людзям здаровую норму харчавання.

Необходны элемент чалавечага здароўя — вада. Вада ачышчае увесь арганiзм чалавека, які складаецца на 80% з яе. Для захавання добрага здароуя трэба штодзенна прымаць 1—1,5 л чыстай вады, не сою i кампот, не лiманад i тонiк.

Паводле вучэння прафесара Кацудзо Нiшы, чалавечы арганізм на працягу сутак праходзiць тры этапы жыццядзейнай функцыянальнасці а менавiта: з 4.00 раніцы да 12.00 iдзе ачышчэнне арганізма, з 12.00 да 20.00 прыем ежы, з 20.00 да 4.00 пераварванне прынятай ежы. Вельмi важна з ранiцы да 12.00 прымаць чыстую ваду— арганізм проста уваскрасае, становiцца жывы, свежы i функцыянальны. Гэта вельмi важная i адкрытая тэма, якую трэба прызнаць i больш дасканальна даследаваць шырокаму колу медыкау.

Чысты пост. «Моцнае здароўе прадугледжвае i дасканалую разгрузку» — Гіпакрат (ачышчэнне праз пост). Трэба звярнуць увагу на практыку паста усiмi народамi ва ўсiм свеце на працягу тысячагоддзяў. Асаблiвую увагу заслугоўваюць хрысцiяне, якiя па сённяшы дзень практыкуюць шчырыя пасты. Яны iмкнуцца да духоўных высяў, але iм трэба дапамагчы кансультацыямi i з медыцынскага боку, як правільна аздаравiць фiзiчнае цела. Кожны з нас павiнен задаць сабе пытанне, як я хачу пражыць жыццё? У здароўі але як хачу, так i жыву, цi у здаровым даўгалецці? З гэтага трэба распачынаць размову-дыялог з кожным чалавекам, у якога павінна прысутнiчаць вера i добрая воля.

Ю. К. Абаев:
—    Протоиерей отец Кирилл работает в медицинских учреждениях и хосписе с одной из самых тяжелых категорий пациентов — с онкологическими больными.

Протоиерей отец Кирилл (К. В. Шолков), председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению БПЦ, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица»:
—    Приход храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» был образован в мае 2012 г. усилиями столичных врачей-онкологов и их пациентов. Сами врачи видели в этом необходимость для лечения людей, страдающих таким тяжелым недугом. Нам всегда удавалась помочь этим людям. Для нас это радость и очень важное дело, потому что мы можем взять частичку человеческой боли. За 3 года существования нам удалось организовать и воплотить в жизнь несколько проектов совместно с Министерством здравоохранения, которые способствуют духовной и физической поддержке онкологических пациентов на всех стадиях болезни. Сегодня приход окормляет следующие медицинские учреждения: Минский городской клинический онкологический диспансер (Часовня в честь иконы Божией Матери «Всецарица»), РНПЦ медицинской экспертизы и реабилитации, поселок Городище (Часовня в честь иконы Божией Матери «Целительница»), отделение паллиативной медицинской помощи «Хоспис» для взрослых в Минске (молельный угол). В каждом из лечебных учреждений находится больничный храм (часовня) или молельный угол, постоянно проходят Богослужения. В часовне при Минском городском клиническом онкологическом диспансере помимо молебнов также еженедельно служится Божественная литургия. Такой комплексный и всесторонний подход позволяет помогать онкологическим пациентам на всех стадиях болезни. Многие в этот нелегкий период их жизни впервые приходят к вере, готовятся к первой исповеди и причастию.

После окончания радикального лечения пациенты проходят реабилитацию в РНПЦ медицинской экспертизы и реабилитации в пос. Городище, где продолжается их путь к вере. Те же пациенты, состояние которых ухудшается, попадают в отделение паллиативной медицинской помощи «Хоспис» для взрослых в Минске или же их выписывают для ухода на дому. Замкнуть такую цепочку помощи онкологическим пациентам помогла организация при храме добровольческого движения. Сегодня движение насчитывает около 50 добровольцев, которые активно помогают в Минском городском клиническом онкологическом диспансере, отделении паллиативной медицинской помощи «Хоспис», РНПЦ медицинской экспертизы и реабилитации и нуждающимся на дому. Уверен, что вместе мы делаем очень большое дело.

Ю. К. Абаев:
—    Известный онколог, профессор Л. А. Путырский работает с пациентами, заболевание которых иногда воспринимается как приговор. Как Вы относитесь к болезни, причинам и ее значимости в жизни человека?

Л. А. Путырский, маммолог, профессор, доктор медицинских наук:
—    Если бы церковь приблизилась к медицине, врачи могли бы многому научиться. Обратимся к Библии: есть болезни, которые даются за грехи. Таких четыре вида. Первый вид болезней (страданий) за грехи естественные — естественные страдания. Человек уже рождается в страданиях. Сегодня мы живем совершенно не в тех условиях, в которых человек появился. Например, солнечная радиация, солнечные ожоги — это естественные страдания, которые могут быть у человека вне зависимости от его поведения в жизни. Второй вид (болезней) страданий — за осознанные человеческие грехи (Божий суд над грехом). Человек сознательно нарушает заветы Библии, ведет себя неподобающим образом в жизни. Многие ведут себя неправильно с духовной точки зрения: завидуют, злятся, мстят, оскорбляют. Постепенно все это способствует развитию болезней. Так человеку даются страдания за свои грехи. Причем страдать могут несколько поколений. Третье — непроизвольный грех, когда человек не знает, что творит. По Библии, большинство болезней происходит именно от этого, порой человек не знает меры, не знает, как правильно есть, пить. Четвертое — очищающая благодать. Это посланные нам болезни. Тогда, что бы мы ни делали, как бы ни лечились, мы не избавимся от этой болезни. В Библии много сказано о санитарии, о необходимости содержать и тело, и душу в чистоте. Много говорится о необходимости движения. Гиподинамия очень распространена в наше время и отсюда много проблем. Невозможно сидеть за столом целыми сутками, а потом выпить таблетку и стать здоровым. Человеку необходимо рационально отдыхать. Необходимо уметь разгружаться, черпать силы из окружающей нас природы. Если бы каждый из нас мог работать, отдыхать и жить достойно, сообразно с духовными заповедями, то, наверное, болели бы мы намного меньше.

Я часто задумываюсь, почему так много жалоб на медиков. Чтобы сформировался хороший врач, должно быть хорошее воспитание в семье с малого возраста. Недавно в Facebook было выставлено высказывание одного психиатра: «Врач настолько часто сталкивается с болью, горечью, что если он не будет отвечать черным юмором и хамством, то сойдет с ума». Не надо прикрывать свое плохое воспитание тяжелыми условиями работы, иначе можно оправдать и плохого учителя и грубого руководителя. Главные врачи больниц должны внимательно и чутко относиться к сотрудникам своего коллектива, следить за тем, чтобы условия работы были комфортными, не создавались стрессовые ситуации внутри коллектива. Тогда медик сможет соответственно относиться к своему пациенту и будет меньше конфликтных ситуаций и жалоб.

В. П. Крылов:
—    Врачи периодически обучаются на курсах повышения квалификации. Почему бы на этих циклах не затрагивать проблемы духовности, здорового образа жизни их связи с развитием заболеваний? Необходимо больше касаться этих вопросов.

Ю. К. Абаев:
—    Профессор Х. Х. Лавинский — известный гигиенист, какое Ваше мнение о роли духовности в медицине?

X. X. Лавинский, главный научный сотрудник лаборатории гигиены детей и подростков РНПЦ гигиены Министерства здравоохранения Республики Беларусь, профессор, доктор медицинских наук:
—    Духовность — категория управляемая и обусловленная принципами, а не распорядками или чьими-то ожиданиями. Было бы идеально, если бы врач и каждый медицинский работник соответствовал своему назначению, был человеком духовным. В истории медицины есть немало примеров жертвенности врача. Для того чтобы исполнить долг медика, нужна непоколебимая вера в человеческие добродетели. Мир устроен чрезвычайно рационально. И это не случайно. Французский философ Ф. Вольтер говорил: «Нужно быть слепым, чтобы не быть ослепленным этой картиной, нужно быть глупцом, чтобы не признавать ее Творца, нужно быть безумцем, чтобы перед Ним не преклоняться. В мнении, что Бог существует, есть свои трудности, но в противоположном мнении наличествует абсурд». Математически существование Бога доказали математик и богослов П. Флоренский, афганский математик Афган Афган, польский священник — математик профессор М.Халлер и другие ученые.

В мировой науке есть немало примеров знания, которые свидетельствуют о разумном устройстве Вселенной. Эти знания не только расширяют наш научный кругозор, но и необходимы в работе врача. К ним относится правило «золотого сечения». В 1597 г. немецкий астроном И. Кеплер писал: «Геометрия владеет двумя сокровищами: одно— это теорема Пифагора, а другое— правило «золотого сечения» или «sectio aurea». Правило «золотого сечения» позволяет по-новому решать вопросы «идеальной нормы» и диагностики патологических отклонений. Так, К. С. Симонян обнаружил, что в норме правило «золотого сечения» прослеживается при анализе соотношения между объемом плазмы крови и объемом циркулирующей крови. Это соотношение нарушается у пациентов с перитонитом.

Другим научным фактом, свидетельствующим о единстве и разумном устройстве мира является то, что все живые существа на Земле имеют один и тот же «генетический код».

Энергоинформационный обмен — объективная философская категория, процесс взаимодействия, обмена энергией и информацией между видами материи, формами ее движения и отдельными материальными объектами в природе. Врач, пациент, его родственники и коллеги активно участвуют в энергоинформационном обмене. Желательно, чтобы они были источниками положительного энергоинформационного воздействия.

Ю. К. Абаев:
—    Профессор Н. В. Завада возглавляет кафедру и клинику, где ежедневно оказывают помощь пациентам с тяжелыми экстренными хирургическими заболеваниями, где медики работают с чрезвычайно высокой психологической и физической нагрузкой. Какова роль духовности в развитии этой группы заболеваний и как можно охарактеризовать пациентов с данной патологией?

Н. В. Завада, зав. кафедрой неотложной хирургии БелМАПО, профессор, доктор медицинских наук:
—    Проблема души и тела всегда стоит очень остро для хирурга. Он решает вопросы жизни и смерти пациента. Разделить духовное и телесное в проблеме, которую мы сегодня обсуждаем, практически невозможно.

Среди острых хирургических заболеваний одно из основных мест занимает острый панкреатит, потому что он дает высокий процент летальности. Причиной острого панкреатита у большей части пациентов является прием алкоголя. Больше половины пациентов, которые поступают к нам, имеют хронические формы заболевания, то есть человек уже заработал алкогольный панкреатит и имеется реальная угроза для жизни, но он все равно продолжает употреблять алкогольные напитки. Здесь выходит на первое место не только безграмотность человека, касающаяся острой хирургической патологии, но и проблема борьбы с вредными привычками, в частности с алкоголизмом.

Еще одна проблема — это позднее поступление пациента в хирургические стационары. Если мы возьмем все острые хирургические заболевания, которые угрожают жизни пациента, то, к сожалению, наша статистика невеселая: 37,7% обращаются за медицинской помощью позже PR ч после начала заболевания.

Следующая проблема касается питания, потому что многие хронические заболевания с последующим обострением — результат несбалансированного питания. Острая пища, принятая накануне, провоцирует приступ калькулезного холецистита. Жирная пища с алкоголем вызывает приступ панкреатита. Непонимание, незнание, безграмотность населения должны решаться совместными усилиями медицины и церкви.

Очень остро стоит проблема поведения пациентов в больнице, которые грубят медицинским работникам, относятся неуважительно к тем, кто всю душу вкладывает в то, чтобы спасти их жизнь. Более тысячи пациентов в больницу скорой помощи поступают с диагнозом черепно-мозговая травма, из них 90% находятся в состоянии алкогольного опьянения, они дерзят, нередко дерутся с медицинским персоналом. Это большая проблема. Необходимо повышать не только грамотность, но и культурный уровень людей. Этого можно достигнуть путем взаимодействия медицины и церкви. Одним из основных направлений, касающихся экстренной медицины, является борьба не только с пьянством, алкоголизмом, но и другими вредными привычками, которые ведут к развитию заболеваний.

Я являюсь главным редактором журнала «Экстренная медицина». Каждый номер журнала выходит с иконой на обложке. Икона — это связь духовного и телесного. Публикуется описание иконы: где она находится, что обозначает, это способствует информированности врачей о религиозных ценностях.

Ю. К. Абаев:
—    Среди нас присутствуют педиатры. Какова роль духовности при оказании медицинской помощи детям, есть ли здесь какие-либо особенности?

Е. В. Войтова, доцент кафедры педиатрии Бел- МАПО, кандидат медицинских наук:
—    Я хочу отметить несколько моментов, которые очень важны. Сегодня распространена бездоказательная критика врачей, СМИ изображают их непрофессионалами и бездуховными личностями, иногда просто преступниками. Абсолютным заблуждением является стереотип о том, что медики осуждают общение пациентов и их родителей с представителями церкви. Эти настроения очень часто не соответствуют действительности и формируют искаженный образ врача у населения. Священники приходят в больницы, в реанимационные отделения к тяжелобольным. Мы преследуем одну цель— боремся за здоровье человека (телесное и духовное). Каждый на своем месте решаем общую задачу, а противостояние наносит вред. Мы всегда помним о нашем долге и большой ответственности.
Быть педиатром — это призвание. Каждый из тех, кто пришел в медицину, идет творить добро, помогать не только используя свои профессиональные знания, но и слово.
Нашим врачам-слушателям мы всегда говорим: «Работайте с душой родителей и ребенок тоже будет под этим благодатным воздействием!».

Ю. К. Абаев:
—    Среди участников дискуссии военный медик. Витольд Антонович, что Вы могли бы сказать о значимости обсуждаемой проблемы для военной медицины?

В. А. Жарин, зам. начальника, начальник медицинской части 432-го главного военного клинического центра Вооруженных Сил Республики Беларусь, кандидат медицинских наук:
—    Обсуждаемая сегодня тема многогранна. Первая задача медицины — профилактика заболеваний; вторая — доступность медицинской помощи высокого качества; третья — обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Особое значение имеет профилактика, в основе которой лежат здоровый образ жизни, отсутствие вредных привычек, правильное питание. Мы сотрудничаем с настоятелем костела Святого Симеона и Святой Елены ксендзом В. М. Завальню- ком. Проводим семинары, конференции, читаем лекции. Издаются монографии, пособия, брошюры по формированию здорового образа жизни. Большое значение уделяем рациональному питанию, хотя чаще мы говорим о разгрузочно-диетической терапии. Разрабатываются и совершенствуются рационы питания для военнослужащих. Так, вместо сахара в паек участников спецопераций включен мед. В формировании здорового образа жизни важен личный пример врача, а начало должно быть положено в семье. К сожалению, в этом плане врач не всегда может служить примером. Курящий врач — явление не редкое.

Ю. К. Абаев:
—    Немало сказано о важности здорового питания. Известно, каким полезным является мед. Здесь присутствует наш коллега из Пинска, возглавляющий производство меда и медопродуктов, одобренных Минздравом Республики Беларусь.

Н. Н. Качановский, директор ЧПТУП «Фармакомпания «Качановский»:
—    Наше предприятие имеет свою пасеку, расположенную на особо охраняемой территории заказника «Средняя Припять». С 199S г. компания производит и поставляет в торговую сеть мед луговой, липовый, гречишный, падевый деликатесный, мед-крем, лесной «Медовый Спас», пыльцу, пергу, прополис, мед «Ассорти» (майский/луговой), мед в сотах «Золото Полесья», мед с прополисом «Бальзам», мед с прополисом и пыльцой «Бальзам плюс», мед с маточным молочком «Многие лета», мед с пергой «Долголет», мед с пыльцой, пергой, прополисом, маточным молочком и черникой «Эликсир здоровья». Апитерапия является связующим звеном между фитотерапией (использование трав) и друидотерапией (использование энергетики деревьев, листьев, соплодий, шишек, сока, смолы), поскольку пчелы собирают нектар (цветочный и падевый), пыльцу и прополис как с трав, так и с деревьев. Самым полезным для человека считается падевый мед (растительного и животного происхождения).
«Вся природа должна быть лекарством», — так утверждал основоположник клинической медицины в России профессор М. Я. Мудров (1776—1831). Травы и пчелопродукты способствуют поддержанию и сохранению иммунитета. Многие болезни при профилактическом приеме трав с добавлением продуктов пчеловодства «замирают» и могут никогда себя не проявить. Мудрецы во все времена утверждали: «Ваше здоровье у вас под ногами». Это значит, что чем ближе к нам произрастают травы, ягоды, овощи, фрукты, с которых собирается пчелами мед, прополис и пыльца, тем выше их целебный эффект, поскольку между миром животным и миром растительным существует тесная биологическая связь. Мы в своем производстве используем пчелопродукты только белорусского происхождения.

Ю. К. Абаев:
— Дискуссия получилась многогранной, высказаны разные точки зрения, но в одном все участники единодушны — для медицины проблема духовности чрезвычайно важна.
Вспоминаю наблюдение в одной из больниц. Неудовлетворенная беседой пациентка говорит врачу: «У вас нет души, доктор». «По поводу души — это в церковь, а мы лечим тело», — отвечает врач. Это довольно типичная ситуация. Профессор В. П. Крылов подчеркнул, что тело и душа — это равнозначные структуры интегрированной сущности человека. И каждому медику необходимо учитывать это в своей работе. Церковь много делает для возвращения духовности в наше общество. Об этом говорили протоиерей отец Кирилл и ксендз-магистр В. М. Завальнюк. Работа в хосписе, которую проводят священнослужители с пациентами, уходящими из жизни, поистине бесценна. У всех участников дискуссии есть понимание необходимости сотрудничества и упрочения контактов с церковью.

Профессор Н. В. Завада показал роль вредных привычек в развитии тяжелых хирургических заболеваний, сообщил, под каким психологическим прессом работают медработники отделения экстренной хирургии. Участники дискуссии много говорили о здоровом образе жизни и рациональном питании. Это, по сути, профилактика заболеваний, которая непосредственно связана с духовным образом жизни человека. Медицина, провозгласив профилактику одним из основных направлений своей деятельности, больше занимается лечением болезней. Проводимые в настоящее время реформы в здравоохранении, направленные на организацию общеврачебной практики (семейная медицина), позволят более эффективно осуществлять профилактические мероприятия с упором, прежде всего, на формирование здорового образа жизни, рациональное питание и искоренение вредных привычек.

Существует зависимость резерва здоровья от психического состояния человека — эмоций, ценностных установок, жизненных приоритетов, смысла жизни. С глубокой древности известна зависимость тела от «духа». Все больше подтверждается правота религиозных мыслителей, сформировавших учение о «смертных грехах». К ним относятся нравственно- эмоциональные характеристики человека и общества, ведущие к душевной смерти, — гордыня, гнев, тоска, сребролюбие, блуд и другие, которые ведут к физической гибели, являясь, по сути, эпидемиологическими факторами риска смерти.

В длительных когортных исследованиях показано, что депрессия, безысходность, бессмысленность жизни, тревожность, агрессивность способствуют угнетению защитных систем организма и увеличению риска развития сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний. Озлобленность, враждебность, цинизм, гневливость вызывают значительное сокращение продолжительности жизни. Таким образом, осуществляется влияние нематериальной энергии настроения на материальные процессы в организме.

Духовное неблагополучие оказывает повреждающее влияние на организм не только непосредственно, но и косвенно, стимулируя другие механизмы риска: вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), избыточный или недостаточный вес и др. Высокую заболеваемость и смертность населения объясняют разными причинами, в том числе вредными экологическими условиями. Но причиной экологического кризиса является кризис духовный.

Отрицать наличие изъянов духа, ведущих к болезни, абсурдно. Сведения о них обогащают врачебные представления, повышают эффективность лечения и помогают исцелять не только болезнь, но и душу больного, изменять ее в лучшую сторону. Вот почему так важно общение с пациентом, особенно в настоящее время, когда широкое использование сложной лечебно-диагностической техники привело к тому, что между врачом и пациентом вырос своеобразный технический «барьер» и вместо классических взаимоотношений «врач—больной» все больше утверждаются отношения «врач—прибор—больной». В этом усматривается ослабление столь важных в клинической медицине личностных контактов, процесс «дегуманизации» медицины.

Признание духовного компонента болезни обязывает нас нести ответственность за свое поведение. Повышение нравственных устоев общества и здоровый образ жизни принесут намного больше пользы здоровью нации, чем самое совершенное лечение износившихся и искореженных аморальным поведением человеческих тел. Это подтверждает закон духовно-демографической детерминации (И.А. Гундаров, 2001)— при прочих равных условиях улучшение (ухудшение) духовного состояния общества сопровождается снижением (ростом) заболеваемости и смертности.

Все знают легенду о том, что родоначальником медицины является Асклепий, сын бога Аполлона, покровителя искусств, забывая, что у Аполлона был еще один сын — Платон. Асклепий лечил тело, а Платон — душу и только вместе они добивались успеха. К сожалению, современная медицина о Платоне забыла.

Подготовила М. Елистратова.
Фото автора.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Агаджанян Н. А. Нравственное здоровье и экология души. Социальная модель / Н. А. Агаджян // Психотерапия,— 2008,— № 10,— С. 33—48.
Андрущакевич А. А. Духовно-нравственное и нервно-психическое здоровье: медико-психологические аспекты диагностики, восстановления и формирования / А. А. Андрущакевич.— Н. Новгород, 2001.— 280 с. (Шифр 538636).
Берестов А. (иеромонах). Духовно-нравственное воспитание молодого поколения россиян как наилучший фактор предотвращения наркотизации российского сообщества / А. Берестов (иеромонах) // Наркология.— 2009.— Т. 86, № 2.— С. 85—89.
Галимов А. Р. Здоровье как нравственная ценность и его самооценка врачами / А. Р. Галимов, В. Т. Кайбы- шев // Медицина труда и промышленная экология.— 2005.— № 7.— С. 37—42.— Библиогр.: 6 назв.
Дубограй Е. В. Влияние религиозности на отношение россиян к здоровью / Е. В. Дубограй, Н. В. Присяжная // Социология медицины.— 2015.— № 1.— С. 13—18.— Библиогр.: 12 назв.
Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) (30 лет со дня основания 32 Центрального военно-морского клинического госпиталя): сб. материалов V Междунар. науч.-практич. конф. / Глав. воен. клинич. госпиталь им. Н. Н. Бурденко.— М.: Глав. воен. клинич. госпиталь им. Н. Н. Бурденко, 2013.— 488 с. (Шифр 591753).
Лукьянова Л. И. Интеллектуально-нравственные приоритеты современного поколения студентов-медиков / Л. И. Лукьянова // «Здоровье для всех»: материалы IV Междунар. науч.-практич. конф.— Пинск, 2012.— Ч. 3.— С. 137—139. (Шифр 586177).
Три кита здоровья. Целостность физического, душевного и духовного в человеке // Мир медицины.— 2015.— № 2.— С. 37—39.
Трушина И. А. Здоровье и духовность в медицине и философии / И. А. Трушина // Рос. оториноларингология.— 2009.— № 1.— С. 13—20.
Цыганков В. А. Духовно ориентированная реабилитационная программа «Лествица трезвения» / В. А. Цыганков, Г. И. Григорьев, Р. Мизерене // Вестн. психотерапии.— 2010.— № 36.— С. 86—97.

Подготовила Наталья Дмитриевна Гололоб, главный библиограф отдела справочной и нормативно-правовой информации РНМБ, т. 226-21-56;
e-mail: NGololob@rsml.med.by.

  • Я только что вернулся с большого международного форума врачей и ученых, проходившего в Санкт-Петербурге. На нем обсуждались вопросы совершенствования диагностики и лечения хронического миелолейкоза. Мы теперь уже добились того, что продолжительность жизни таких больных увеличилась в четыре раза, в России уже живут, радуются жизни и трудятся люди, излеченные от этого тяжелого заболевания... На форуме наряду с отечественными клиницистами выступали гематологи из Хьюстона (США), Турина (Италия), Мангейма (Германия).
  • Я вспоминаю свои беседы с больными — преподавателями медицинского института, профессорами. Что говорить, трудно с ними работать! Трудно с ними говорить и действовать, как со всеми остальными пациентами...Что еще характерно для заболевшего врача в психологическом плане? Частенько такой пациент напрочь забывает не только действие препаратов, но и время их приема, хотя сам в своей жизни неоднократно назначал их.
  • При осмотре мы прежде всего также уделяем особое внимание кожному покрову. Нормальная кожа и изменения ее при различных заболеваниях довольно подробно представлены в учебниках и монографиях. Здесь мне хочется лишь привести некоторые сведения, которые будут интересны врачам различных специальностей и позволят понять, почему кожа претерпевает изменения. Известно, что кожа — это полноценный орган, который дополняет и дублирует функции различных внутренних органов. Она активно участвует в процессе дыхания, выделения, обмене веществ.
  • Я никогда не заканчиваю расспроса-беседы с больным без того, чтобы выяснить хотя бы ориентировочно состояние взаимоотношений в семье. Полипрагмазия — бич современной медицины, клиники внутренних болезней. На обходах часто приходится видеть, как больным назначают 13—16 препаратов, нередко с взаимоисключающими фармакологическими свойствами.
  • Изучив сотни диагностических ошибок, сотрудники нашего коллектива убедились, что в ходе диагностического процесса практические врачи нарушают даже самые элементарные правила логики. Например, они неправильно применяют методы аналогии, индукции, дедукции.
  • А в настоящее время мне самому приходилось и в поликлиниках, и в стационарах слышать такие «уважительные и милые» обращения медицинских работников (и даже студентов, которые берут со старших пример!!!), как «голубушка», «бабуля», «золотце», «милочка», «голубчик», «бабуся», «дедуся», «дедуля», «женщина», «человек», «старик», «папаша», «мамаша», «отец», «мать», «барышня», «мужик», «тетя», «дядя» и т. д. Многие из таких слов для больных обидны, полны презрения, как правило, задевают самолюбие пациентов и их родственников.
  • Он редко выслушивал до конца доклад о больном, часто сразу же задавал вопросы, уточняющие характер течения болезни, особенности жизни. Удивительно, что вслух он мог сказать: «Что-то тут мне не ясно. Чего-то не хватает в истории болезни». И начинал сам собирать и выяснять эти «недостающие звенья».
© Редакция журнала «Здравоохранение» - 1924 - 2014гг.
Разработка сайта - doktora.by - сайт для врачей Беларуси