Перейти к основному содержанию

Научно-практический рецензируемый ежемеcячный журнал. Орган Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Входит в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по медицинским и биологическим наукам. Журнал включен в систему Российского научного цитирования.
Журнал издается с 1924 года.

Кризис медицины 21 века: врач лечит болезнь, а не пациента

Несмотря на впечатляющие успехи, в XXI век медицина вошла с грузом нерешенных проблем, среди них — утрата гуманистического содержания. Взгляд на человека как на биологический организм без учета духовной составляющей стал преобладающим. Врач больше не занимается личностью пациента, а только «ремонтирует отдельные неправильно работающие части» его организма. Из субъекта пациент превратился в объект, из цели — в средство для решения проблем клинической медицины, которые если и затрагивают интересы пациента, то лишь с точки зрения отрицательного воздействия на него. Наблюдается феномен «отчужденности» — медицина, цель которой сохранять здоровье и лечить человека, на самом деле отдаляется от него. Сближение если и происходит, то не медицины и пациента, а медицины и болезни, что находит свое выражение в том, что врач лечит болезнь, а не пациента.

Следствием пренебрежения гуманитарными аспектами познания человека является техницизм, обусловленный методологической парадигмой, утвердившейся со времен Р. Декарта (1596—1650), когда сформировалось классическое мышление в форме фундаментализма — для достижения всякого научного знания достаточно сложное разделить на простые составляющие. Медицина, следуя этой методологии, «разделила» человека на органы, сделав их объектом своего исследования, а заодно и лечения, «потеряв» при этом самого человека. Ситуация напоминает ребенка, который из любопытства разобрал игрушку, а собрать не может, ибо не знает принцип, на основе которого она устроена.

Так и медицина, «разобрав» человека, обратно «собрать» не может, поскольку нет общей теории, которая позволила бы «ухватить» его в цельности. «Разделение» человека потребовало создания технологий для диагностики и лечения патологии отдельных органов, на овладение которыми в основном и направлены усилия врача. Техницизм стал настолько очевидным, что является азбучной истиной не только для юных эскулапов, зачастую и от ученого-медика можно услышать: «Личность врача должна отойти в сторону — сегодня все решают технологии». Так врачевание из искусства превратилось в ремесло, а доктор из мастера — в технолога.

Возникает вопрос, медицина — наука естественная или гуманитарная? Если объект медицины — человек как единое целое, почему это естественная наука? А где психология? Ведь страдание тела — это и страдание души.

Странно, что психология, которая должна быть одной из основ медицинского образования, не изучается как общая теоретическая дисциплина.

«Нельзя врачевать тело, не врачуя душу» (Сократ). Естественнонаучная установка сужает взгляд на пациента, оставляя за его пределами такую важную сферу человеческого бытия, как духовность. При этом лечение сводится лишь к нормализации различных параметров организма медикаментозными и хирургическими методами и не зависит от личности врача.

В контексте естественнонаучного подхода человек предстает лишенным духовно-телесной сущности и это не просто лишает стимула развитие нравственной составляющей медицины. Взаимосвязь духовного и телесного не разрывается и в патологических процессах, что всегда было элементом обыденного опыта, подчеркивалось большинством религиозных учений и сегодня признается академической медициной (психосоматические болезни). «Плачет» мозг, а «слезы» — в сердце, желудке, кишечнике (Р.А. Лурия). Отказ от целостного взгляда на человека становится все менее обоснованным.

Ситуация может коренным образом измениться, если подойти к медицине как к дисциплине гуманитарной. Тогда объектом становится человек не только как организм, но и как личность. Смена объекта требует изменения методологии медицины.

В отличие от врача-естественника, нацеленного на овладение практиками инженерного типа, врач-гуманитарий ориентируется на ситуацию, где нет двух пациентов, у которых болезнь протекала бы одинаково.

Гуманитарная установка подчеркивает мощную терапевтическую роль деонтологического фактора — зависимость результатов лечения от духовной культуры врача, его мотивов и практики общения с пациентом (И.З. Шишков, 2010).

Научная медицина, ориентируясь на позитивизм и прагматизм, совершенствуя органолокалистический подход к патологии и замыкаясь в рамках естественнонаучных дисциплин, все больше заходит в методологический тупик. Необходима теория медицины, объектом которой является человек как личность, а лечение представляет собой уникальную ситуацию. Построение такой теории возможно на основе сближения фундаментальных естественнонаучных дисциплин и философской антропологии, а связующим звеном между ними может быть психология.

Авторы: Абаев Ю. К.
  • Я только что вернулся с большого международного форума врачей и ученых, проходившего в Санкт-Петербурге. На нем обсуждались вопросы совершенствования диагностики и лечения хронического миелолейкоза. Мы теперь уже добились того, что продолжительность жизни таких больных увеличилась в четыре раза, в России уже живут, радуются жизни и трудятся люди, излеченные от этого тяжелого заболевания... На форуме наряду с отечественными клиницистами выступали гематологи из Хьюстона (США), Турина (Италия), Мангейма (Германия).
  • Я вспоминаю свои беседы с больными — преподавателями медицинского института, профессорами. Что говорить, трудно с ними работать! Трудно с ними говорить и действовать, как со всеми остальными пациентами...Что еще характерно для заболевшего врача в психологическом плане? Частенько такой пациент напрочь забывает не только действие препаратов, но и время их приема, хотя сам в своей жизни неоднократно назначал их.
  • При осмотре мы прежде всего также уделяем особое внимание кожному покрову. Нормальная кожа и изменения ее при различных заболеваниях довольно подробно представлены в учебниках и монографиях. Здесь мне хочется лишь привести некоторые сведения, которые будут интересны врачам различных специальностей и позволят понять, почему кожа претерпевает изменения. Известно, что кожа — это полноценный орган, который дополняет и дублирует функции различных внутренних органов. Она активно участвует в процессе дыхания, выделения, обмене веществ.
  • Я никогда не заканчиваю расспроса-беседы с больным без того, чтобы выяснить хотя бы ориентировочно состояние взаимоотношений в семье. Полипрагмазия — бич современной медицины, клиники внутренних болезней. На обходах часто приходится видеть, как больным назначают 13—16 препаратов, нередко с взаимоисключающими фармакологическими свойствами.
  • Изучив сотни диагностических ошибок, сотрудники нашего коллектива убедились, что в ходе диагностического процесса практические врачи нарушают даже самые элементарные правила логики. Например, они неправильно применяют методы аналогии, индукции, дедукции.
  • А в настоящее время мне самому приходилось и в поликлиниках, и в стационарах слышать такие «уважительные и милые» обращения медицинских работников (и даже студентов, которые берут со старших пример!!!), как «голубушка», «бабуля», «золотце», «милочка», «голубчик», «бабуся», «дедуся», «дедуля», «женщина», «человек», «старик», «папаша», «мамаша», «отец», «мать», «барышня», «мужик», «тетя», «дядя» и т. д. Многие из таких слов для больных обидны, полны презрения, как правило, задевают самолюбие пациентов и их родственников.
  • Он редко выслушивал до конца доклад о больном, часто сразу же задавал вопросы, уточняющие характер течения болезни, особенности жизни. Удивительно, что вслух он мог сказать: «Что-то тут мне не ясно. Чего-то не хватает в истории болезни». И начинал сам собирать и выяснять эти «недостающие звенья».
© Редакция журнала «Здравоохранение» - 1924 - 2014гг.
Разработка сайта - doktora.by - сайт для врачей Беларуси