Перейти к основному содержанию

Научно-практический рецензируемый ежемеcячный журнал. Орган Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Входит в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по медицинским и биологическим наукам. Журнал включен в систему Российского научного цитирования.
Журнал издается с 1924 года.

Кардинальная ошибка многих врачей - не слушая пациента, отправить на дописcледования

Медицина — это уникальный сплав достижений фундаментальных и прикладных естественных наук, но в отличие от «чистого» естествознания она имеет дело не с веществом, полем или абстрактной информацией.

Цель приложения медицинских знаний — человек, поэтому медицина всегда имела гуманитарную направленность. К сожалению, успехи фундаментальных естественных дисциплин породили иллюзию того, что проникновение в глубины функционирования организма позволит постигнуть сущность процессов жизнедеятельности и излечить все недуги. Не случайно понятие «болезнь» у врача связано, скорее, с органическими изменениями в организме человека, нежели с психосоматическими и тем более ноогенными, а терапевтические возможности — с инструментально-фармакологическими манипуляциями.

Игнорируя единство духа и тела, медицина утрачивает свое гуманистическое содержание. За болезнью теряется человек, он становится не союзником в борьбе с недугом, а дополнением к ней, неким безликим существом, которое нужно обследовать и лечить, но говорить с ним не о чем.

Однако всякий пациент хотел бы, чтобы врач, пусть на короткое время, «увидел» не только его больное тело, но и душу.

Пренебрежение этим скромным, но справедливым желанием — результат чрезмерного увлечения инструментальными методами исследования, порождающего техницизм мышления, когда пациент — всего лишь объект, нуждающийся в «починке».

Между тем внимательный осмотр и доброжелательная беседа укрепляют доверие к врачу, повышают его авторитет, веру в назначенное лечение и напрямую связаны с качеством оказания медицинской помощи.

Разрушение целостного восприятия человека берет начало в медицинском вузе, где учеба ошибочно начинается с изучения отдельных органов тела в анатомическом музее.

Чтобы преодолеть ужас, будущие врачи рассматривают препарирование трупа, обработанного формальдегидом как действо над неодушевленным предметом, забывая, что это был живой человек. В процессе обучения в крупных стационарах, переполненных медицинской аппаратурой, отгораживающей врача от больного, представление о безликости пациента усиливается.

В итоге формируется преувеличенное мнение о роли дополнительных методов исследования и недооценка важности освоения навыков общения с пациентом.

Между тем это не только скрининг-тест, заставляющий врача мыслить в нужном направлении. Профессор Г. А. Захарьин (1829—1897) неизменно наставлял своих учеников: «Сколь бы вы, милостивые государи, ни выслушивали, ни выстукивали, вы никогда не сможете безошибочно определить болезнь, если не прислушаетесь к показаниям самого больного». Это утверждает и нобелевский лауреат американский кардиолог Б. Лаун: «Некоторые врачи считают, что технологические процедуры вполне могут заменить беседу с пациентом. А ведь он главный знаток собственной болезни. Внимательно изучив жалобы и историю заболевания правильный диагноз можно поставить 70% пациентов».

Иногда врачи жалуются, что их учили предметам, а не профессии. Медицинское образование направлено на подготовку врача — специалиста в определенной области, тогда как целью обучения должен стать врач-профессионал, освоивший не только естественнонаучные, но и гуманитарные основы своей профессии. Увы, профессиональная социализация все больше остается за рамками вузовского образования.

Молодой врач не обучен искусству «слушать» и не интересуется им. Такой подход справедливо называют ремесленническим. Не отсюда ли жалобы, диагностические ошибки, ятрогения и, в конечном счете, — искалеченные судьбы пациентов и горе-эскулапов?

В стране проводится реформа образования, связанная с «болонизацией». Сокращается число фундаментальных дисциплин в пользу узкоспециализированных, гуманитарные предметы выводятся из категории базовых. Может быть, это оправдано для некоторых специальностей, но

узкопрофильное обучение нанесет непоправимый удар по формированию духовности будущих медиков и отрицательно скажется на профессиональной подготовке врачей.

Интеграция в европейское образовательное пространство — дело нужное и, очевидно, неизбежное, однако здесь меньше всего следует подражать малопригодным иностранным моделям, не отвечающим интересам нации и ведущим к потере культурной самобытности.

Болонский процесс, организованный наиболее развитыми странами Запада, предназначен, прежде всего, для восполнения собственного интеллектуального потенциала и не имеет целью улучшение отечественной системы образования.

Авторы: Абаев Ю. К.
  • Я только что вернулся с большого международного форума врачей и ученых, проходившего в Санкт-Петербурге. На нем обсуждались вопросы совершенствования диагностики и лечения хронического миелолейкоза. Мы теперь уже добились того, что продолжительность жизни таких больных увеличилась в четыре раза, в России уже живут, радуются жизни и трудятся люди, излеченные от этого тяжелого заболевания... На форуме наряду с отечественными клиницистами выступали гематологи из Хьюстона (США), Турина (Италия), Мангейма (Германия).
  • Я вспоминаю свои беседы с больными — преподавателями медицинского института, профессорами. Что говорить, трудно с ними работать! Трудно с ними говорить и действовать, как со всеми остальными пациентами...Что еще характерно для заболевшего врача в психологическом плане? Частенько такой пациент напрочь забывает не только действие препаратов, но и время их приема, хотя сам в своей жизни неоднократно назначал их.
  • При осмотре мы прежде всего также уделяем особое внимание кожному покрову. Нормальная кожа и изменения ее при различных заболеваниях довольно подробно представлены в учебниках и монографиях. Здесь мне хочется лишь привести некоторые сведения, которые будут интересны врачам различных специальностей и позволят понять, почему кожа претерпевает изменения. Известно, что кожа — это полноценный орган, который дополняет и дублирует функции различных внутренних органов. Она активно участвует в процессе дыхания, выделения, обмене веществ.
  • Я никогда не заканчиваю расспроса-беседы с больным без того, чтобы выяснить хотя бы ориентировочно состояние взаимоотношений в семье. Полипрагмазия — бич современной медицины, клиники внутренних болезней. На обходах часто приходится видеть, как больным назначают 13—16 препаратов, нередко с взаимоисключающими фармакологическими свойствами.
  • Изучив сотни диагностических ошибок, сотрудники нашего коллектива убедились, что в ходе диагностического процесса практические врачи нарушают даже самые элементарные правила логики. Например, они неправильно применяют методы аналогии, индукции, дедукции.
  • А в настоящее время мне самому приходилось и в поликлиниках, и в стационарах слышать такие «уважительные и милые» обращения медицинских работников (и даже студентов, которые берут со старших пример!!!), как «голубушка», «бабуля», «золотце», «милочка», «голубчик», «бабуся», «дедуся», «дедуля», «женщина», «человек», «старик», «папаша», «мамаша», «отец», «мать», «барышня», «мужик», «тетя», «дядя» и т. д. Многие из таких слов для больных обидны, полны презрения, как правило, задевают самолюбие пациентов и их родственников.
  • Он редко выслушивал до конца доклад о больном, часто сразу же задавал вопросы, уточняющие характер течения болезни, особенности жизни. Удивительно, что вслух он мог сказать: «Что-то тут мне не ясно. Чего-то не хватает в истории болезни». И начинал сам собирать и выяснять эти «недостающие звенья».
© Редакция журнала «Здравоохранение» - 1924 - 2014гг.
Разработка сайта - doktora.by - сайт для врачей Беларуси