Перейти к основному содержанию

Научно-практический рецензируемый ежемеcячный журнал. Орган Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Входит в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по медицинским и биологическим наукам. Журнал включен в систему Российского научного цитирования.
Журнал издается с 1924 года.

К 85-летию белорусской медицинской академии последипломного образования

Приведены многочисленные факты, свидетельствующие о том, что Белорусская медицинская академия последипломного образования является уникальным учебно-педагогическим и научным центром, реализующим систему непрерывного повышения квалификации и переподготовки врачей, преподавателей медицинских вузов и ученых Республики Беларусь. Описана история становления и развития Белорусской медицинской академии последипломного образования.

Государственное учреждение образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования» (БелМАПО) в 2016 г. отмечает 85-летний юбилей. Академия является уникальным учебно-педагогическим и научным центром, реализующим систему непрерывного повышения квалификации и переподготовки врачей, преподавателей медицинских вузов и ученых Республики Беларусь. БелМАПО обладает значительным научно-педагогическим потенциалом. В академии работают два академика НАН Беларуси; два члена-корреспондента НАН Беларуси; три заслуженных деятеля науки; три заслуженных врача; 30 членов других академий (иностранных, общественных); 59 профессоров, 170 доцентов. На 51 кафедре на высоком уровне выполняется учебно-методическая работа в тесном взаимодействии с лечебно-профилактической и научной деятельностью.

Основные направления деятельности БелМАПО: повышение квалификации и переподготовка специалистов с высшим медицинским образованием; подготовка научно-педагогических кадров высшей научной квалификации в аспирантуре и докторантуре; подготовка высоко-квалифицированных медицинских кадров для практического здравоохранения в клинической ординатуре; оказание высококвалифицированной лечебно-консультативной медицинской помощи населению; расширение и углубление тематики научных исследований и эффективное внедрение их в практику отечественного здравоохранения; развитие международного сотрудничества в области последипломного медицинского образования и медицинской науки.

БелМАПО является преемником Института усовершенствования медицинских кадров, основанного в 1931 г. в Минске. Именно под таким названием он функционировал по 1941 г. С 1945 г. он возобновил свою деятельность как Белорусский государственный институт усовершенствования врачей Наркомздрава БССР.

Пройдя сложные периоды поисков форм и методов обучения, многолетнего становления всех необходимых функциональных подразделений и развития как самостоятельной структуры последипломного образования, Белорусский государственный институт усовершенствования врачей (с 2000 г. Белорусская медицинская академия последипломного образования) стал неотъемлемой частью здравоохранения Республики Беларусь.

Первым директором института (1931 — 1934) был профессор М. А. Хазанов, работавший до назначения доцентом кафедры нервных болезней и заместителем директора по учебной работе Белорусского медицинского института. Кафедры Института усовершенствования возглавляли по совместительству руководители кафедр Белорусского медицинского института и работали на тех же клинических базах (терапия, хирургия, акушерство и гинекология и др.). До войны директорами института были доцент В. А. Добрускин (1934—1938) и И. М. Нисенбаум (1938—1941).

В довоенный период деятельность института определялась задачами, решаемыми здравоохранением республики, развитием медицинской науки и потребностями медицинских служб. В 1941 г. уже функционировали самостоятельные кафедры хирургии, терапии, военно-полевой хирургии, детских болезней на собственных клинических базах. Обучение проводилось в основном по курсовой системе общей продолжительностью 3—5 мес.

Клинические кафедры возглавляли виднейшие ученые— профессора А. Е. Мангейм, Е. В. Корчиц, В. А. Леонов, Ю. М. Иргер, С. М. Фрид, И. Т. Титов, М. А. Дворжец, М. Л. Выдрин, Е. Л. Маршак. Большую помощь оказывали московские ученые.

В 1939 г. открыт филиал института усовершенствования врачей на базе кафедр терапии, хирургии и оториноларингологии Витебского медицинского института, где с 1939 г. В. О. Морзон возглавлял кафедру факультетской хирургии. Это были рациональные меры по повышению мощности системы последипломного образования в республике.

Всего с 1931 г. по 1941 г. в Институте усовершенствования медицинских кадров прошло под-готовку сравнительно небольшое количество врачей, однако наборы слушателей из года в год увеличивались. В 1940 г. количество подготовленных за год специалистов достигло 322. В 1941 г. планировалось обучить 500 и в 1942 г. — 800 врачей. Главным же итогом этого периода было становление института, поиск и выработка приемлемых и наиболее эффективных для того времени форм и методов работы.

В годы Великой Отечественной войны институт не функционировал, его имущество и документация были уничтожены и разграблены немецко-фашистскими оккупантами. В соответствии с Постановлением Правительства БССР от 19.02.1945 институт возрожден с 1 апреля 1945 г. как Белорусский государственный институт усовершенствования врачей (далее — БелГИУВ).

В послевоенный период директорами института работали Ф. Я. Шульц (1945—1946), профессор В. В. Бабук (1946—1949), профессор В. О. Морзон (1949—1953), профессор М. Н. Жукова (1953—1958), доцент Н. Ф. Павлов (1958— 1960), профессор Н. Е. Савченко (1960—1966), профессор А. В. Руцкий (1966—1998), профессор А. Г. Мрочек (1998—2004), профессор Г. Я. Хулуп (2004—2009), профессор Ю. Е. Демидчик (2009—2014). С октября 2014 г. академию возглавляет профессор М. А. Герасименко.

После войны на базе клиник и кафедр Минского мединститута было создано 7 кафедр (внутренних болезней, хирургии, акушерства и гинекологии, инфекционных болезней и эпидемио-логии, детских, кожных и венерологических болезней) и 6 курсов. Первый послевоенный план обучения врачей на 1946 г. составлял 274 человека. Фактически обучено 216 человек.Это было значительно ниже довоенного периода.

Существенно возросли возможности последипломной подготовки врачей в БелГИУВе после строительства Минской областной клинической больницы (1954), ставшей с 1957 г. основной клинической базой кафедр института, и строительства общежития на 400 мест (1959), в здании которого разместились кафедра гигиены, производственно-экспериментальная лаборатория, курс организации здравоохранения. В 1960 г. в институте было 20 кафедр и 2 курса. Кроме циклов специализации и общего усовершенствования продолжительностью 4—5 месяцев, начали проводиться курсы тематического усовершенствования. На базе областной больницы функционировали 9 кафедр (хирургии, терапии, педиатрии, невропатологии, ортопедии, офтальмологии, оториноларингологии, урологии и рентгенологии), остальные кафедры размещались на базе других лечебных учреждений города (туберкулеза, инфекционных болезней, стоматологии, дерматовенерологии, микробиологии, акушерства и гинекологии) и на собственных площадях. В 1963 г. в связи с увеличением мощности в институте организованы 2 факультета — терапевтический и хирургический.

Если за первые 15 послевоенных лет число кафедр почти утроилось, то в следующем 10-летии прирост составил только 6 кафедр. Периодом наиболее интенсивного роста стали 70—80-е годы (26 кафедр), что совпало с ускорением темпов развития специализации медицинской помощи в здравоохранении республики и всего СССР, многие регионы которого были прикреплены или тяготели к БелГИУВу благодаря высокому уровню обучения и более эффективному, по сравнению с другими регионами, здравоохранению в республике.

С 1950 г. институт начал готовить аспирантов и клинических ординаторов. В 1972 г. организована центральная научно-исследовательская лаборатория института, что облегчило подготовку кадров высшей квалификации в докторантуре, аспирантуре и клинической ординатуре.

Ускорению развития БелГИУВ в решающей степени способствовало изменение его ведомственной подчиненности. С 1966 г. он был передан в подчинение Минздрава СССР, что предопределило профилизацию учебной работы в рамках общесоюзной системы последип-ломного образования, унификацию планов и программ, более четкую регламентацию учебно-педагогических процессов и значительное улучшение финансирования. Последнее обстоятельство содействовало строительству девятиэтажного учебно-лабораторного корпуса с актовым залом на 530 мест, библиотекой и читальным залом, введенного в эксплуатацию в 1972 г., где разместились теоретические и фармацевтические кафедры и центральная научно-исследовательская лаборатория, а также подразделения управления и хозяйственно-технические службы института. Значительно расширился территориальный масштаб деятельности института, на его кафедрах стали проходить подготовку врачи прибалтийских республик, западных и других областей Российской Федерации, республик Кавказа и Средней Азии.

Во второй половине 60-х и в 70-х годах прошлого столетия были открыты кафедры детской хирургии, социальной гигиены и организации здравоохранения, анестезиологии и реаниматологии, клинической лабораторной диагностики, 4 кафедры фармацевтического профиля, топографической анатомии и оперативной хирургии, аллергологии и профессиональной патологии, врачебно-трудовой экспертизы, психиатрии, физиотерапии. В 1976 г. кафедра стоматологии реорганизована в три самостоятельные: хирургической, терапевтической и ортопедической стоматологии на отдельных клинических базах. В конце 70-х годов организованы курс детской анестезиологии и реаниматологии при кафедре детской хирургии, кафедра гематологии и трансфузиологии, кафедра терапии-1 реорганизована в кафедру кардиологии.

В этот период кафедры института возглавляли широко известные ученые-медики республики: академик АН БССР Д. А. Марков, заслуженные деятели науки, профессора А. А. Аденский, В. О. Маркс, А. И. Михельсон, Е. Б. Меве, И. Б. Олешкевич, В. А. Мохорт, В. Т. Колб; профессора К. Н. Бердыган, М. М. Золоторева, С. С. Несвижская, Ф. Э. Мазо и многие другие.

Признанием заслуг БелГИУВа стало проведение на его базе Всесоюзного совещания по вопросам специализации и повышения квалификации врачей и провизоров 12—14 июня 1973 г. Целью форума было изучение передового опыта БелГИУВа в области последипломной подготовки медицинских кадров и распространения его по всей стране (СССР). В это время в СССР действовало 13 институтов усовершенствования врачей и 26 факультетов при медицинских и фармацевтических институтах.

В 1980—1981 гг. в БелГИУВе организованы кафедры: неотложной терапии, хирургии, функциональной диагностики, детской невропатологии, детской рентгенологии, гастроэнтерологии и диетологии, неонатологии, вторая кафедра акушерства и гинекологии.

За заслуги в развитии здравоохранения и медицинской науки, подготовке высококвалифицированных врачебных и научных кадров и в связи с 50-летием плодотворной деятельности БелГИУВ в январе 1982 г. награжден орденом Трудового Красного Знамени.

К 1990 г. институт достиг пика в своем развитии: функционировали 52 кафедры и 2 курса, на которых работали 287 профессоров, доцентов и других преподавателей. В институте трудились 41 доктор наук, 208 кандидатов медицинских наук, 38 профессоров, 60 доцентов. В период с 1986 г. по 1990 г. последипломную подготовку в БелГИУВе прошли около 33 000 врачей.

Обретение независимости Республикой Беларусь поставило перед коллективом БелГИУВа задачу последипломной подготовки врачей всех специальностей внутри республики, обходясь собственными силами и возможностями.

В 1994 г. в связи с переводом последипломной подготовки провизоров и фармацевтов в Витебский мединститут были реорганизованы санитарно-гигиенический и фармацевтический факультеты.

На основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь № 824 от 07.12.1993 и в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 150 от 20.06.2000 изменен статус Белорусского государственного института усовершенствования врачей на статус Белорусской медицинской академии последипломного образования (БелМАПО).

Начиная с 2000 г. расширилось хозрасчетное направление деятельности БелМАПО. Кроме подготовки в клинической ординатуре иностранных слушателей, организовываются на платной основе курсы по информатике, рефлексотерапии, гомеопатии, мануальной терапии, а после 2004 г. — по косметологии, лазерным технологиям в медицине, пластической хирургии и др., что позволило несколько улучшить финансовое положение института.

В период с 2001 г. по 2004 г. значительно увеличилось количество врачей, ежегодно повышающих квалификацию в БелМАПО. Особенно интенсивным был прирост численности слушателей в 2002 г. и 2003 г. (33,2% и 23,1% соответственно). Это связано с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.03.2002, в соответствии с которым с 1 апреля 2002 г. установлена продолжительность курсов повышения квалификации не более 2 нед.

В результате реорганизации в 2005 г. в структуру БелМАПО включен Центр переподготовки и повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, который возглавил проф. И. И. Бураков. В 2007 г. Центр передан Республиканскому медицинскому колледжу.

В 2005 г. в БелМАПО организованы два новых факультета: стоматологический и педиатрический. В 2007 г. стоматологический факультет упразднен. Кафедры стоматологического профиля включены в структуру хирургического факультета, а кафедра детской стоматологии — в структуру педиатрического факультета.

С 2002 г. по 2008 г. число кафедр БелМАПО увеличилось до 54. В этот период были открыты кафедры геронтологии и гериатрии, ультразвуковой диагностики, детской онкологии и гематологии, патологической анатомии, общей стоматологии, детской стоматологии, кафедры поликлинической педиатрии, экономики и бухгалтерского учета в здравоохранении. Воссозданы кафедры детской неврологии и детской хирургии.

В 2007 г. на кафедре скорой медицинской помощи и медицины катастроф создан на функциональной основе учебно-тренировочный центр обучения навыкам оказания первой помощи, оснащенный уникальным оборудованием (производство Норвегии): манекены-тренажеры, учебные дефибрилляторы.

Развитие в республике высокотехнологичных видов медицинской помощи диктовало необходимость подготовки специалистов по кардиохирургии и трансплантологии. В 2008 г. в БелМАПО была открыта кафедра кардиохирургии, которую возглавил проф. О. П. Островский. С 2009 г. по 2012 г. при кафедре кардиохирургии функционировал курс трансплантологии.

В настоящее время БелМАПО руководит профессор М. А. Герасименко. Он является дейст-вительным членом Всемирной организации ортопедов-травматологов (SICOT) с 2008 г., действительным членом EFORT (Европейская Федерация Национальных Ассоциаций травматологов и ортопедов) с 2014 г., членом Правления Белорусского научного общества травматологов-ортопедов, заместителем председателя Правления Белорусской ассоциации хирургии колена, артроскопии и спортивной травматологии (BAKAST). Прошел стажировки в ведущих ортопедических клиниках и обучающих центрах Германии, Нидерландов, Франции, Польши, Австрии, Российской Федерации. Является официальным рецензентом Всемирной организации травматологов-ортопедов (SICOT), неоднократно приглашался в качестве докладчика и председателя на заседания конгрессов, конференций, секций, посвященных актуальным проблемам травматологии и ортопедии (Российская Федерация, Германия, Австралия, США, Франция, Нидерланды, Аргентина, ОАЭ, Швеция, Чехия, Бразилия, Таиланд и т. д.).

БелМАПО располагает современной материально-технической базой, профессорско-преподавательским составом, информационно-справочными и нормативно-методическими материалами, что позволяет обеспечить высокий уровень последипломной подготовки специалистов медицинского профиля практически по всем разделам современного здравоохранения.

Для качественного и своевременного обеспечения потребностей практического здравоохранения в повышении квалификации и переподготовке специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием в БелМАПО действует 4 факультета: терапевтический, хирургический, педиатрический и общественного здоровья и здравоохранения. Факультеты обеспечивают организационное руководство учебной и воспитательной работой, контроль за выполнением учебно-методической, научно-исследовательской и лечебно-профилактической работы кафедр.

Сегодня БелМАПО является крупнейшим в республике многопрофильным научно-педагогическим центром. Академия гордится научно-педагогической школой хирургов — профессорами А. В. Воробьем, Н. В. Завадой, Ю. М. Гаиным,
B.    Н. Подгайским. В академии преподают нейрохирург профессор Ю. Г. Шанько, оториноларингологи профессора Л. Г. Петрова, И. М. Король и Е. П. Меркулова, офтальмологи профессора Т. А. Имшенецкая, Г. Ф. Малиновский и В. Л. Кра-сильникова, уролог профессор А. А. Гресь. Кафедра травматологии и ортопедии, осуществляющая на самом высоком профессиональном и техническом уровне подготовку врачей, представлена профессорами М. А. Герасименко и О. П. Кезлей. Научно-педагогическая школа анестезиологов-реаниматологов представлена про-фессорами В. Г. Илюкевичем, И. И. Канусом. В академии работают две кафедры акушерства и гинекологии, на которых подготовку осуществляют 4 профессора: С. Л. Воскресенский,
C.    И. Михалевич, О. А. Пересада и П. С. Русаке-вич. Педиатрическая школа представлена профессорами Л. М. Беляевой и В. Ф. Жерносеком, Г. А. Шишко (неонатология) и А. А. Ключаревой (детские инфекционные болезни).

Подготовку врачей по клинической гематологии осуществляют видные ученые профессора Л. А. Смирнова, В. А. Змачинский, Т. И. Козарезова.

Старейшие терапевтические школы представляют в БелМАПО профессора М. С. Пристром (терапия), Ю. X. Мараховский и Н. Н. Силивончик, В. В. Пономарев и В. В. Евстигнеев (неврология), В. С. Пилотович (нефрология), А. М. Пристром, Т. Д. Тябут, И. Э. Адзерихо (кардиология), Е. В. Кундер (ревматология), А. П. Сиваков (рефлексотерапия), О. В. Панкратов (дерматовенерология), В. С. Коровкин, А. Н. Лаптев и А. С. Позднякова (фтизиатрия), доктор медицинских наук Е. А. Лаптева (пульмонология), профессор Л. И. Данилова (эндокринология).

Последипломную подготовку специалистов по лучевой диагностике осуществляет признанный в республике и за ее пределами специалист, академик НАН Беларуси профессор А. Н. Михайлов.

Научно-педагогическую школу онкологов, возглавляемую членом-корреспондентом НАН профессором Ю. Е. Демидчиком, представляют профессора Н. И. Крутилина и Л. С. Яскевич.

Подготовка врачей-стоматологов организована на четырех стоматологических кафедрах. Это направление последипломной подготовки врачей осуществляется под научным руководством профессоров И. К. Луцкой, А. С. Артюш-кевича, С. П. Рубниковича и Н. А. Юдиной.

На базе Республиканского научно-практического центра психического здоровья осуществляется подготовка врачей-психиатров. Кафедрой психиатрии и наркологии БелМАПО руководит профессор Р. А. Евсегнеев, возглавляющий научно-педагогическую школу психиатров.

Научно-педагогическую школу врачей-гигиенистов и эпидемиологов в академии возглавляют профессор кафедры гигиены и медицинской экологии В. И. Тернов и заведующая кафедрой эпидемиологии профессор Н. Д. Коло-миец. Признанным лидером в области клинической лабораторной диагностики в Республике Беларусь является заведующий одноименной кафедрой профессор В. С. Камышников. В академии преподает профессор С. А. Костюк (молекулярно-биологические методы).

Подготовка управленческих кадров в БелМАПО осуществляется на кафедре общественного здоровья и здравоохранения. В период с 1999 г. по 2009 г. подготовка резерва руководящих кадров для системы здравоохранения осуществлялась на 2-годичном заочном курсе «Управление здравоохранением». Курс отменен приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь №713 от 03.09.2007. Научно-педагогическая школа организаторов здравоохранения в БелМАПО представлена профессорами кафедры общественного здоровья и здравоохранения Э. А. Вальчуком, А. М. Вязьминым и Г. Я. Хулупом.

За последние 5 лет (2011—2015) в БелМАПО обучены 91 687 врачей-специалистов, в том числе 3889 врачей прошли переподготовку. Среднегодовое количество обученных — 18 337. Для сравнения в БелГИУВе/БелМАПО обучено: в 1946 г. 216 человек, в 1951 г. — 400 человек, в 1971 г. — 1599 человек, в 2001 г. — 9329 человек.

Учебными базами кафедр БелМАПО являются 87 лечебно-профилактических организаций республики, в том числе 15 РНПЦ, 7 учреждений здравоохранения республиканского подчинения, 9 учреждений здравоохранения Минской области, 50 учреждений здравоохранения Комитета по здравоохранению Мингорисполкома. Преподаватели кафедр курируют более 6000 коек, выполняют ежегодно около 7000 операций и ассистенций, осуществляют более 500 выездов в организации здравоохранения республики для оказания консультативной и методической помощи. Кроме того, повышению качества и доступности высококвалифицированной медицинской помощи способствует деятельность профессорского лечебно-консультативного центра, открытого в 2004 г.

Последипломная подготовка врачей в Бел-МАПО осуществляется на высоком методическом уровне, с использованием современных информационных технологий. В академии организовано проведение интернет-конференций, вебинаров, мастер-классов, онлайн-семинаров с участием специалистов ведущих европейских научных медицинских центров, активно используются видеотрансляции из операционных в учебные аудитории кафедр.

На интернет-сайте БелМАПО представлена информация, необходимая для самоподготовки врачей по всем медицинским специальностям, в том числе монографии, учебные пособия, учебно-методические разработки преподавателей кафедр академии, публикации авторов БелМАПО в научных медицинских журналах.

Проводится большая работа по внедрению дистанционной системы обучения. Разработано и размещено на сайте БелМАПО более 60 учебно-методических модулей по всем медицинским специальностям. С 1 декабря 2015 г. открыт бесплатный доступ к системе дистанционной формы обучения в режиме тестирования. Количество посещений раздела «Дистанционное обучение» за этот период составило 5500.

БелМАПО является лидирующим в Республике Беларусь учреждением образования ме-дицинского профиля по части научно-практических разработок в рамках социального заказа практического здравоохранения, реализации программ научно-технического развития и Фонда фундаментальных исследований. Научные исследования, выполняемые в академии, направлены на решение государственных задач в соответствии с приоритетными направлениями научно-технической деятельности. За прошедшую пятилетку (2011—2015) выполнены 494 темы НИР, из них 334 — финансируемые целевым назначением из государственного бюджета. Среднегодовое количество тем — 99. Для сравнения: в 1956 г. в БелГИУВе проводились научные исследования по 41 теме.

Патентно-лицензионное обеспечение является неотъемлемой частью инновационной дея-тельности БелМАПО и состоит в правовом сопровождении результатов учебной, научной и научно-технической деятельности академии. В 2011—2015 гг. патентно-лицензионная активность составила 430 патентов, заявок и рацпредложений. Среднегодовое количество — 86.

Академия обеспечивает подготовку научных работников высшей квалификации по специаль-ностям и отраслям науки в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников Республики Беларусь. Большое внимание уделяется подготовке научных кадров высшей квалификации через институт докторантуры, аспирантуры и соискательства по 35 специальностям. По состоянию на 01.01.2016 в БелМАПО в докторантуре обучалось 39 человек, в аспирантуре — 119.

Все диссертационные работы выполняются в рамках зарегистрированных в БелИСА тем НИР в соответствии с основными направлениями научной деятельности БелМАПО и потребностями практического здравоохранения. Научная деятельность БелМАПО строится в соответствии с приоритетными направлениями научно-технической деятельности.

При академии функционируют 6 советов по защите диссертаций по 14 специальностям: внутренние болезни, пульмонология, нервные болезни, клиническая лабораторная диагностика, эндокринология, хирургия, урология, анестезиология и реаниматология, трансплантология и искусственные органы, восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная медицина, курортология и физиотерапия, общественное здоровье и здравоохранение, глазные болезни, стоматология, болезни уха, горла и носа.

Подготовка в клинической ординатуре осуществляется в БелМАПО по 56 специальностям. В 2015 г. в клинической ординатуре обучалось 620 человек (337 на очной и 283 — на заочной форме подготовки). Из них подготовку в клинической ординатуре проходили 295 иностранных граждан.

В академии проводится аттестация врачей и специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием системы Министерства здравоохранения на высшую категорию, а работающих в республиканских медицинских учреждениях — на вторую, первую и высшую категории.

БелМАПО поддерживает широкие международные связи. Международная деятельность направлена на внедрение передового зарубежного опыта в научно-образовательный процесс, формирование высокого имиджа учреждения в международном сообществе и развитие экспорта образовательных и медицинских услуг.

Академия осуществляет активное международное сотрудничество в сфере образования путем участия в зарубежных научно-практических мероприятиях, конгрессах, конференциях, выставках, семинарах, представительства в международных организациях, получения дополнительного образования взрослых (по образовательным программам повышения квалификации специалистов, имеющих высшее образование, переподготовки специалистов, имеющих высшее образование, стажировки специалистов), послевузовского образования и подготовки в клинической ординатуре иностранных граждан.

В течение 2015 г. подписаны 15 международных договоров о сотрудничестве в области науки и образования со странами СНГ и дальнего зарубежья. Проведено более 40 международных встреч, семинаров, научно-практических конференций.

Активное продвижение образовательных, научных и лечебных услуг проводилось представителями администрации БелМАПО при посещении дипломатических миссий Палестины, Грузии, Казахстана, Ирана, Индии, консульства Ливана и др.

Действующие 54 международных договора позволяют БелМАПО активно сотрудничать с учреждениями образования и здравоохранения, научно-исследовательскими и научно-практическим центрами России, Азербайджана, Украины, Казахстана, Узбекистана, Польши,

Германии, Швеции, Австрии, Японии, Турции и др. Стратегия развития международных связей академии направлена на укрепление имиджа организации как современного высокопро-фессионального центра последипломной переподготовки, повышения квалификации врачей и специалистов с высшим медицинским образованием.

Гармонично сочетая традиции, опыт с новейшими образовательными технологиями, Бел-МАПО стала признанным учебно-научным центром. Академия, прогрессируя, совершенствуясь и динамично развиваясь, вносит достойный вклад в повышение профессионализма кадров отрасли на благо сильной и процветающей Беларуси. 85-летняя история БелМАПО свидетельствует об огромном ее участии в формировании здоровой нации и служении общечеловеческим идеалам гуманизма, просвещения и добра!

Контактная информация:
Калинина Татьяна Владленовна— к. м. н., доц., проректор по учебной работе.
Белорусская медицинская академия последипломного образования.

220013, г. Минск, ул. П. Бровки, 3, корп. 3; сл. тел. +375 17 292-15-S6.

Использованная литература
1.    Rutskiy A. V., et al., eds. Belarusian State Institute of Advanced Medical, 1932—1982. Minsk: Izd-vo BGU; 1982. (in Russian)
2.    Mrochek A. G., et al., eds. Belarusian Medical Academy of Postgraduate Education. 1931—2001. Minsk: BelMAPO; 2001. (in Russian)
3.    Khulup G. Ya., Kalinina Т. V., Ivashkevich M. Z., et al., eds. Belarusian Medical Academy of Postgraduate Education US years (1931—2006). Minsk: BelMAPO; 2006. (in Russian)
4.    Demidchik Yu. E., Kalinina Т. V., Malyushina V. A., eds. 80 years old Belarusian Medical Academy of Postgraduate Education. Minsk: Al'vento; 2011. (in Russian)
5.    Materials of All-Union Conference on the specialization and training of physicians and pharmacists held in June 12— 14, 1973 in Minsk. In: Modern Problems of Improvement of Doctors. Moscow; 1974: 3—1S. (in Russian)

Поступила 03.08.16.

  • Я только что вернулся с большого международного форума врачей и ученых, проходившего в Санкт-Петербурге. На нем обсуждались вопросы совершенствования диагностики и лечения хронического миелолейкоза. Мы теперь уже добились того, что продолжительность жизни таких больных увеличилась в четыре раза, в России уже живут, радуются жизни и трудятся люди, излеченные от этого тяжелого заболевания... На форуме наряду с отечественными клиницистами выступали гематологи из Хьюстона (США), Турина (Италия), Мангейма (Германия).
  • Я вспоминаю свои беседы с больными — преподавателями медицинского института, профессорами. Что говорить, трудно с ними работать! Трудно с ними говорить и действовать, как со всеми остальными пациентами...Что еще характерно для заболевшего врача в психологическом плане? Частенько такой пациент напрочь забывает не только действие препаратов, но и время их приема, хотя сам в своей жизни неоднократно назначал их.
  • При осмотре мы прежде всего также уделяем особое внимание кожному покрову. Нормальная кожа и изменения ее при различных заболеваниях довольно подробно представлены в учебниках и монографиях. Здесь мне хочется лишь привести некоторые сведения, которые будут интересны врачам различных специальностей и позволят понять, почему кожа претерпевает изменения. Известно, что кожа — это полноценный орган, который дополняет и дублирует функции различных внутренних органов. Она активно участвует в процессе дыхания, выделения, обмене веществ.
  • Я никогда не заканчиваю расспроса-беседы с больным без того, чтобы выяснить хотя бы ориентировочно состояние взаимоотношений в семье. Полипрагмазия — бич современной медицины, клиники внутренних болезней. На обходах часто приходится видеть, как больным назначают 13—16 препаратов, нередко с взаимоисключающими фармакологическими свойствами.
  • Изучив сотни диагностических ошибок, сотрудники нашего коллектива убедились, что в ходе диагностического процесса практические врачи нарушают даже самые элементарные правила логики. Например, они неправильно применяют методы аналогии, индукции, дедукции.
  • А в настоящее время мне самому приходилось и в поликлиниках, и в стационарах слышать такие «уважительные и милые» обращения медицинских работников (и даже студентов, которые берут со старших пример!!!), как «голубушка», «бабуля», «золотце», «милочка», «голубчик», «бабуся», «дедуся», «дедуля», «женщина», «человек», «старик», «папаша», «мамаша», «отец», «мать», «барышня», «мужик», «тетя», «дядя» и т. д. Многие из таких слов для больных обидны, полны презрения, как правило, задевают самолюбие пациентов и их родственников.
  • Он редко выслушивал до конца доклад о больном, часто сразу же задавал вопросы, уточняющие характер течения болезни, особенности жизни. Удивительно, что вслух он мог сказать: «Что-то тут мне не ясно. Чего-то не хватает в истории болезни». И начинал сам собирать и выяснять эти «недостающие звенья».
© Редакция журнала «Здравоохранение» - 1924 - 2014гг.
Разработка сайта - doktora.by - сайт для врачей Беларуси