«Канон врачебной науки» Авиценны

В декабре 2013 г. в Республике Беларусь проведена Международная конференция, посвященная 1000-летию создания Авиценной «Канона врачебной науки». Признавая значимость вклада Авиценны в науку, ЮНЕСКО учредила специальную премию в его честь — «Премию Авиценны за этику в науке», которую поддерживает Исламская Республика Иран. Одним из организаторов конференции был Белорусский государственный медицинский университет.

…Здоровье сохранять —задача медицины, Болезней суть понять и устранить причины.
Авиценна

Тысячу лет назад в Бухаре жил гениальный человек— Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (Авиценна). На протяжении многих столетий благодарные потомки преклоняются перед его умом, прозорливостью, способностью осмысливать знания и делать выводы, которые и в настоящее время являются актуальными. Специалисты из разных стран обращаются к творческому наследию Авиценны, восхищаются им и задаются вопросом — кем он был? Врачи говорят, что он великий врач! Математики считают его известным астрономом и математиком! Литераторы — поэтом и писателем! Геологи — теоретиком геологии! Музыканты — теоретиком музыки! Философы — великим мыслителем!
На протяжении многих столетий Авиценну сопровождали почетнейшие титулы как дань глубокого уважения и признания. На Востоке его называли «аш-Шейх» — Мудрец, Духовный Наставник, «ар-Раис» — Глава, Правитель, «Худжат аль-Хак» — Авторитет Истины; на Западе — «князь философов», «князь врачей». В наши дни американский ученый Г. Хавзер назвал Авиценну «Солнцем медицинского мира».

Признание заслуг Авиценны в разных отраслях знаний символично запечатлено в памятнике-мавзолее над его могилой в г. Хамадане (Иран). Памятник представляет собой 12 устремившихся ввысь колонн, соединенных вверху куполом. Они символизируют 12 основных отраслей знаний того времени, которыми в совершенстве владел великий ученый. Авиценна оставил потомкам богатейшее творческое наследие: более 450 трудов, из которых сохранилось около 240. Философским, мировоззренческим проблемам посвящено 150 книг, 40 — медицине, 50 — остальным наукам. До наших дней многие стороны его учения до конца еще не раскрыты и не получили должной оценки.
Медицинские труды Авиценны по направленности можно разделить на 3 группы: работы общего характера, общие и теоретические вопросы медицины; труды о патологии отдельного органа или об одной конкретной болезни; труды по лекарствоведению. Среди них специалисты выделяют 2 главных труда — «Кита аш-шифа» («Книга исцеления»), посвященная достижениям науки того времени в области естествознания, психологии, астрономии и теории музыки, а также медицине, и «Ал-канун-фит-тибб» («Канон врачебной науки») — вершина медицинской мысли средневековья.

Судьба творческого наследия Авиценны в разные исторические периоды была различной. Через 100 лет после его смерти были сожжены его философские книги. А в XII веке «Канон врачебной науки» был переведен с арабского языка на латинский и разошелся во множестве рукописей. Когда был изобретен печатный станок, «Канон врачебной науки» оказался среди первых печатных книг и по числу изданий соперничал с Библией. Впервые латинский текст «Канона врачебной науки» был издан в 1473 г., а на арабском языке — в 1593 г. За период с XV века по XVIII век в Европе вышло 29 изданий «Канона врачебной науки».

В «Каноне врачебной науки» собраны и обобщены с учетом взглядов и опыта того времени медицинские знания, накопленные греческими, римскими, индийскими и среднеазиатскими врачами. Авиценна, работая с материалами своих предшественников, преследовал цель избежать их ошибок и заблуждений. Не ограничиваясь пересказом прошлого, он подверг их наследие критическому разбору и пересмотру. Благодаря этому «Канон врачебной науки» стал поистине новым этапом в развитии медицины, послужил основой для ее быстрого расцвета, начавшегося в XVI—XVII веках.

«Канон врачебной науки» — один из крупнейших в истории медицины трудов, заслуженно получивший статус медицинской энциклопедии. В нем рассматривается все, что относится к здоровью и болезням человека. Почти 5 веков он являлся основным руководством для изучения медицины в университетах.

«Канон врачебной науки» — обширный труд в 5 книгах.

Первая книга посвящена теории медицины и представлена в 4 частях. В них последовательно рассматриваются определение медицины, понятия «о болезнях», сохранении здоровья, способах лечения.

Во 2-й книге излагается учение Авиценны о «простых» лекарствах, их природе и их испытаниях. По алфавиту расположены 811 средств растительного, животного и минерального происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения.

Книга 3-я, самая обширная, посвящена патологии и терапии — описанию отдельных болезней и их лечению. Каждый раздел снабжен анатомо-топографическим введением.

Книга 4-я посвящена хирургии, лечению вывихов и переломов, общему учению о лихорадке (кризисах при болезнях). В ней говорится об опухолях, гнойных воспалениях, заразных болезнях.

Книга S-я содержит описание «сложных» лекарств, а также ядов и противоядий.

Материалы о лекарственных средствах изложены также в произведениях: «Книга о лекарствах при сердечных болезнях», «О свойствах цикория», «О свойствах уксусомеда», «Поэма о медицине». Авиценна, обобщив опыт предшественников, добавил в обращение новые виды лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения, ввел в медицинскую практику препараты, полученные химическим путем: «Знай, что у тебя могут возникнуть четыре потребности, и ты не найдешь для них природного лекарства, а только искусственное».

Из 2600 лекарственных средств, описанных в «Каноне врачебной науки», 1400 имеют растительное происхождение. Рекомендуемые к применению лекарственные препараты разнообразны, многие из них позднее вошли в научную фармакологию. Среди 3 основных орудий врача, признаваемых Авиценной, — слово, травы и нож; лечение растительными средствами он считал наиболее предпочтительным. Шведский естествоиспытатель, врач, создатель единой системы классификации растительного и животного мира К. Линней для увековечения имени Авиценны назвал род растений семейства Акантовых Авиценнией.

В медицине, наряду с клиникой, значителен вклад Авиценны в профилактику. Он указывал, что «самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем режим пищи и режим сна». Ибн Сина описал восстановительный и лечебный массажи, дал рекомендации по закаливанию, проведению водных процедур, которые и сегодня являются составной частью оздоровительной физической культуры.

Исходя из собственных наблюдений, осмысления высказываний древних ученых, он создал гипотезу о факторах заражения инфекционными заболеваниями и разработал рекомендации по их предупреждению. Ему первому принадлежит предположение о существовании мельчайших невидимых существ, играющих решающую роль в передаче и распространении инфекции. Пройдет более 800 лет и великий Л. Пастер подтвердит гипотезу Авиценны. Авиценна первым описал чуму, холеру, желтуху, проанализировал причины, симптомы и способы лечения таких тяжелых болезней, как менингит, язва желудка и многих других.

Авиценна предлагал лечить не болезнь, а больного, рассматривать нарушения, возникающие в организме, во взаимодействии с окружающей средой, поскольку лучший терапевтический эффект достигается при создании благоприятной окружающей среды. При рассмотрении любого заболевания он обязательно указывал на условия, способствующие его возникновению, а также на возможные пути предупреждения. Первичными этиологическими факторами болезни Авиценна считал воздух, характер местности, время года. Такая направленность позволяла ему искать меры профилактики для многих заболеваний. Применительно к каждому времени года он разработал рекомендации по качеству и количеству пищи. В процессе лечения он придавал значение мобилизации внутреннего потенциала больного, защитных сил его организма, при трактовке состояния больного исходил из наличия тесной связи причины и следствия.

В искусстве сохранения здоровья Авиценна рекомендовал уделять основное внимание 7 факторам: уравновешенности натуры; выбору пищи; очистке тела от излишков; сохранению правильного телосложения; улучшению того, что вдыхается через нос; приспособлению одежды; уравновешенности физического и душевного движения. Все это соответствует современным представлениям о здоровом образе жизни.

Важным фактором сохранения здоровья, по мнению Авиценны, является рациональное питание. Наряду с его разнообразием существенную роль играет режим приема пищи в теплое и холодное время года, возраст людей: «Для принятия пищи имеется определенный порядок, которого должен придерживаться каждый берегущий свое здоровье». Ценными являются рекомендации рассматривать пищевые продукты как лекарства, а при лечении придерживаться определенного режима питания. Выдающиеся врачи Древнего мира оставили потомкам завещание: «Пища должна быть лекарством, лекарство— пищей».

Столь же пристальное внимание уделялось качеству воды, ее очистке. Авиценна высказал предположение в отношении благоприятного воздействия солнца на качество воды. В то время еще не было известно о существовании ультрафиолетовых лучей и их бактерицидном действии. Вместе с тем «хорошая вода текущих ручьев открыта для солнца, … течение воды должно быть направлено к солнцу, особенно в летний период».

На состояние здоровья оказывает влияние место жительства: «Тому, кто себе выбирает место жительства, следует знать, какова там почва, насколько земля возвышена или низменна, открыта или закрыта, какова там вода.».

В сохранении здоровья значимая роль принадлежит физической активности: «умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, . но упражнения должны быть соответствующими для каждого человека, . организм поддается воспитанию, … бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений».

Многие позиции великого мыслителя о медицине звучат удивительно современно, пережили века и сохранили практическое значение в настоящее время. Важно, что Авиценна при определении диагностического значения симптома рассматривал его в комплексе с другими проявлениями болезни. Распознавание и правильная оценка различных признаков болезни, считал он, дают врачу возможность точно выбрать лечение, установить прогноз и добиться у больного глубокого доверия к своим действиям.

Не потеряли ценность указания Авиценны о необходимости различать признаки по их значению: признаки ли это основного заболевания, сопутствующего ли («соучаствующего») или осложнения. В каждом конкретном случае они и определяют терапевтическую тактику врача.

Рассуждая о развитии заболеваний, Авиценна указывал на роль нервной системы, считая ее взаимосвязанной с окружающей средой. Такие действия, как «действие рассудка», активные движения, сон и бодрствование, характер ответной реакции на внешние факторы (тепло, холод и др.) он рассматривал в связи с различными отклонениями «мизаджа». Под «мизаджем» («смешением») подразумевается темперамент, конституция, «натура». «Мизадж» бывает 4 степеней — горячий, холодный, сухой и влажный. Авиценна придерживался основного терапевтического принципа древних врачей «лечить противоположным». Среди лекарств для «урегулирования мизаджа» он называл растворяющие, разогревающие, обжигающие, охлаждающие, разъединяющие, разжижающие, заживляющие, общеукрепляющие, очищающие, успокоительные и др. Знания о «мизадже» он применял и для инактивации ядовитых свойств лекарств.

Представленные в трудах Авиценны вопросы развития, воспитания и лечения детей позволили историкам медицины считать его одним из основоположников педиатрии. В «Каноне врачебной науки» говорится о необходимости всестороннего воспитания ребенка, чтобы из него вырос добрый, умный, умелый и физически здоровый человек.

Прежде всего Авиценна определил особенности анатомического строения и физиологических функций детского организма. Он придавал особое значение внутриутробному развитию плода, указывал на возможные нарушения в организме будущего ребенка при воздействии причин, возникающих в начале его формирования, уделял пристальное внимание правильному ведению родов, так как они в значительной степени определяют дальнейшее развитие младенца.

Авиценна представил возрастную периодизацию человеческой жизни. Был выделен возраст роста или юности — до 30 лет, который он также разделил на 3 этапа. Первый — младенчество, когда органы новорожденного не подготовлены для движения и вставания. Второй — детство, после вставания и укрепления органов, когда зубы еще не полностью выпали и не выросли. Третий именовался собственно возрастом роста или подростковым. Он предшествовал половой зрелости. С точки зрения такого деления знаменитый врач рассматривал развитие и болезни детей.

Воспитанию здорового ребенка Авиценна посвящал особые главы «Канона врачебной науки»: «О режиме ребенка с момента его рождения и до того, как он встанет на ноги», «О режиме кормления грудью и отнятии от груди», «О заболеваниях грудных детей и их лечении», «О режиме детей при переходе в отрочество». Многие суждения поражают своей глубиной, а разумные советы не утратили актуальности. Среди них, например, — о вскармливании новорожденных.

Описывая вскармливание новорожденных, Авиценна подчеркивал преимущество грудного молока: оно «походит на ту пищу, которую ребенок получил внутриутробно». Писал он и о том, что «практикой установлено предотвращение различных страданий у ребенка при сосании соска матери». При малом количестве либо отсутствии грудного молока рекомендовал улучшить питание матери или же нанять кормилицу. Авиценна подробно описывал требования к кормилице (возраст, внешность, характер), качеству молока, необходимый режим питания. Он считал, что с ростом и развитием грудного ребенка одного молока будет недостаточно и с S—6 месяцев следует давать легкоусваиваемую пищу. С появлением первых зубов рекомендовал более плотную пищу — «хлеб с водой и молоком». «Отнимать ребенка от груди нужно постепенно». Естественным периодом кормления в «Каноне врачебной науки» назван срок 2 года. Эти воззрения великого врача нашли отражение в трудах российских и белорусских педиатров А. Ф. Тура, Г. Н. Сперанского, И. В. Коршун.

С особенностями физиологических функций детского организма Авиценна связывал необходимость специального режима и ухода, утверждая, что они могут устранить даже те изъяны, которые «получены при (самом) зарождении». Также отмечал необходимость оберегать детей от падений и ударов, прежде чем члены окрепнут и станут сильными, убирать колющие и режущие предметы с тех мест, где дети находятся. Он обращал внимание на полезность физических упражнений, способствующих нормальному росту и развитию. Предостерегал от чрезмерных физических воздействий, оказывающих нередко обратное действие.

Авиценна описывал ряд патологических состояний и лечение больных детей грудного возраста. Диагностика должна опираться на объективные данные — опрос, результаты осмотра, определение пульса, влажность или сухость кожи, данные о физиологических выделениях.

Как исследователь Авиценна всегда стремился раскрыть причины болезни и в соответствии с ними построить лечение. Нужно отметить, что при любых заболеваниях детей Авиценна рекомендовал назначать количество лекарственных средств соразмерно весу ребенка. В «Каноне врачебной науки» описаны наиболее часто встречаемые у грудных детей проблемы: прорезывание зубов, диарея, расстройства дыхания, лихорадка, кожные сыпи, грыжи и др.

Авиценна первым описал признаки глистной инвазии у детей. Он указывал: «В животе у детей иногда появляются черви, которые беспокоят их. Большей частью они находятся в области заднего прохода. Появляются также и длинные черви, но плоские образуются очень редко. При появлении длинных червей детей лечат малым количеством настоя цитварной полыни, давая его пить соразмерно с силами ребенка». Только в 1830 г. Калер и Альмс из надземных частей растения цитварной полыни выделили вещество сантонин, обладающее глистогонным эффектом. Интересным с точки зрения истории является тот факт, что цитварная полынь (дармина) — ядовитое лекарственное растение, которое в 1884 г. привлекло внимание купцов Н. Савинкова и Н. Иванова. В долине реки Арысь они построили Шимкентский завод по выработке сантонина — в то время дорогого антигельминтного средства. Строительство завода было важной вехой развития фармацевтической промышленности в царской России.
Великий врач описывал симптомы, методы лечения ряда болезней нервной системы у детей, уделяя особое внимание профилактике заболеваний. Это клиника менингита, менингоэнцефалита, гидроцефалии, эпилепсии, функциональных расстройств нервной системы (неврозов). О глубине практических знаний свидетельствует и тот факт, что он знал о прогностическом значении каждого симптома. Так, к неблагоприятным признакам при менингите Авиценна относил появление косоглазия, уменьшение одного глаза.

Ученый указывал на возможность возникновения судорог у детей при острых лихорадках, испуге. Он писал: «Вообще дети быстро впадают в спазмы вследствие слабости сил их мозга и органов и слабости мышц, но столь же легко выходят из этого состояния». Тем самым он указывал на анатомо-физиологическую незрелость организма ребенка.
Успех «Канона врачебной науки» был вызван ясностью, убедительностью, простотой описания клинической картины болезней, точностью терапевтических и диетических предписаний. Эти особенности быстро создали «Канону врачебной науки» огромную популярность, а его автору обеспечили «самодержавную власть в течение пяти столетий во всем медицинском мире средних веков».

Для пропаганды передовых достижений медицины среди народных масс средневековые ученые часто прибегали к стихотворной форме написания своих произведений. «Поэма о медицине» («Урджуза») — медицинский трактат Авиценны, которому специалисты отводят второе по значимости место после «Канона врачебной науки».
В «Поэме о медицине» Авиценна ответил на вопросы о назначении и сущности медицины, указал на единство науки и практики, описал функциональные обязанности врачей. «.А в практике все так разделено: хирургом исцеляется одно, подчинено другое терапевту: лекарство назначать или диету.».

В трактате рассматривались элементы медицинской этики и деонтологии:

«…Больной, который только встал с постели, Себя напоминает еле-еле… Врач, помни, назначая что-нибудь, Вдвойне к нему внимательнее будь… Заботой щедрой окружи его, Не говори плохого ничего. Входи с улыбкой доброю к нему. Все назначай с особенным вниманьем, Следи за организма состояньем.». В произведении автор дает разъяснения естественным компонентам и элементам природы, мужскому и женскому началу, возрасту, телесным натурам, пище. В поэме Авиценна объяснял значимость и пропагандировал необходимость соблюдения режима бодрствования и сна, питья и питания. Практические части «Медицинская практика, осуществляемая с помощью диеты и лекарств», «Хирургическая практика — три раздела хирургии» содержат описание причин болезней, их симптомы, стадии кризиса, методы лечения, признаки выздоровления.

Арсенал рекомендуемых Авиценной средств велик. Поэтому в своих произведениях он подробно останавливался на правилах, которыми следует руководствоваться врачу при назначении лекарства. Требовал от врача отчетливого понимания, почему он прописывает именно это, а не другое лекарство. Ученый настаивал на необходимости производить расчет дозировки. Рекомендовал врачу определиться со временем употребления лекарственного препарата— часы и дни. Предписывал соблюдение строгого режима приема веществ. Делал акцент на способах и месте введения лекарственных средств.

Поражает количество различных форм препаратов, готовившихся тысячу лет назад:

«Одни принять вовнутрь лекарства нужно, Другие применяются наружно. Средь них пилюли, порошки, облатки. Припарки, травы против лихорадки. Сиропы, мази, зубочистки, пудры И палочка мисвака зубы чистить утром, Татуировки, крашенья, бандаж, а также обмыванья и массаж. Окуривания, пластыри.».

На протяжении всего периода лечения неотъемлемой функцией врача Авиценна называл наблюдение за изменениями в состоянии больного. Разъяснял, что лекарственные вещества в организме претерпевают изменения, инактивируются и/или задерживаются в различных органах и вследствие этого вызывают различный терапевтический эффект. Ученый писал о возможности усиления направленного терапевтического эффекта лекарства.

Во время первого посещения Хамадана был написан трактат «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия»). В произведении подробно описана роль сердца в возникновении и проявлении «пневмы», особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.

Авиценна создал учение о пульсе («Трактат о пульсе» — «Рисолайи набзийа»): «пульс может быть волнообразный и веретенообразный, двухударный, долгий, дрожащий, короткий, малый, медленный, муравьиный, мягкий, напряженный нервный, низкий, пилообразный, полный, пустой».

Завершенность и логичность выводов и умозаключений Авиценны — великого мыслителя, ученого, гуманиста — сделали его учителем для всех последующих поколений.

Мысли и идеи Авиценны продолжают служить современности, помогают глубже и шире изучать мир. Его учение вечно, имя — бессмертно!

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.    Абу Али Ибн Сина. Его медицинские и некоторые философские воззрения: Материалы Республ. науч. конф., посвящ 1000-летию Абу Али Авиценны.— Ташкент, 1980.
2.    Абу Али Ибн Сина. К 1000-летию со дня рождения.— Ташкент, 1980.
3.    Абу Али Ибн Сина. Канон врачебной науки: Избранные разделы. В 3 ч.— М., 1994.
4.    Петров Б. Д. Ибн Сина (Авиценна).— М., 1980.
5.    Сагадеев А. В. Ибн Сина (Авиценна).— М., 1980.

Поступила 18.02.14.

Адрес для корреспонденции:
Павлович Татьяна Петровна.
Белорусский государственный медицинский университет.
220030, г. Минск, ул. Ленинградская, 6; сл. тел. (8-017) 328-58-94.

Ключевые слова: , , , , ,
Автор(ы): Павлович Т. П., Пилипцевич Н. Н., Ушакевич И. Г., Халямина И. И.
Медучреждение: Белорусский государственный медицинский университет