О небезопасности эпизодического употребления алкоголя студентами

Приведены факты о том, что даже редкое, эпизодическое, употребление алкоголя является небезопасным для молодого человека. Это проявляется в снижении концентрации внимания и более низкой академической успеваемости у студентов, употребляющих алкоголь, по сравнению с аналогичными показателями у трезвенников.

Алкоголь является самым распространенным психоактивным веществом, употребляемым молодежью [12, 20, 23]. Алкоголь, в отличие от других психоактивных веществ, наносит огромный вред физическому и психическому здоровью человека, который его употребляет, а также окружающим его людям (семья, друзья и другие) (рис. 1).

Алкоголь влияет на социальную, психологическую, медицинскую, экономическую, конфессиональную сферы жизни человека [12, 15, 27]. Его употребление рассматривается как этиологический фактор возникновения более 60 заболеваний [12, 15, 27]. Наиболее встречаемыми проблемами, связанными с употреблением алкоголя, у молодежи являются социальные и правовые, дополняемые у студентов и школьников еще и снижением академической успеваемости [18, 31]. Проявление вышеперечисленных проблем имеет некоторые особенности и может зависеть от ряда факторов: биологических (генетическая уязвимость, гендерные и физиологические особенности); социальных (традиции, поводы для употребления алкогольных напитков, социальный контроль, доступность алкоголя); психологических и других (вид алкогольного напитка, его доза и частота употребления) [30]. По оценкам ВОЗ, в 2004 г. «…во всем мире от причин, связанных с употреблением алкоголя, умерли 2,5 млн человек, в том числе 320 000 молодых людей в возрасте 15— 29 лет» [3]. В связи с этим актуальным является мониторинг распространенности употребления алкоголя учащейся молодежью (студенты) для повышения осведомленности о вреде, который причиняет употребление спиртного уязвимыми группами населения [3].

Вследствие значительного влияния алкоголя на социальную сферу ВОЗ сформировала глобальные стратегии по снижению употребления алкоголя [3]. Подобные стратегии сформированы во многих странах [25, 26]. В Республике Беларусь принята национальная программа действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма [10], которая нацелена на предупреждение пьянства и алкоголизма среди молодежи и женщин. Это обусловлено наибольшей распространенностью употребления алкоголя в данной возрастной группе населения и увеличением алкогольных проблем в женской популяции [12, 20, 23]. В рамках выполнения стратегии закономерно возникает вопрос о безопасном уровне употребления алкоголя молодежью, который требует серьезной коррекции в сторону его существенного снижения [14, 32].

Цель настоящего исследования — изучить распространенность употребления алкогольных напитков среди студентов, проанализировать последствия его приема с учетом разовой и месячной доз этанола для умственной работоспособности и академической успеваемости респондентов по сравнению с аналогичными показателями у трезвенников.

Материал и методы

Принять участие в исследовании предлагалось 379 студентам III—VI курсов Белорусского государственного медицинского университета. Среди них 95 студентов отказались от участия. Анкеты 19 респондентов, набравших по тесту «Искренность» 50% и менее, были исключены из обработки. Статистическому анализу подвергнуты данные 265 анкет.

В исследовании принимали участие одновременно от 5 до 15человек. Втечение 1,5 ч респонденты заполняли различные анкеты: «Общая», «Искренность», «MAST», «CAGE», «AUDIT» и другие. Затем в течение 5 мин каждый испытуемый выполнял тест на внимание. Исследование проводилось анонимно.

Анкета «Общая» содержала 53 вопроса для получения общих сведений об испытуемом (пол, возраст, физическая активность, режим труда и отдыха, распорядок дня и длительность сна, пищевой режим, наличие вредных привычек, вероисповедание). В анкете отсутствовали графы «ФИО», «№ группы». Встроенный в анкету «Общая» тест «Искренность» содержал 10 вопросов шкалы «Ложь» из методики «Уровень невротизации — психопатизации» [8]. Результаты анкетирования учитывались, если число правдивых ответов составляло не менее 6 (то есть 60—100%). Правдивые ответы на вопросы дали 265 студентов.

Тесты «AUDIT», «CAGE» и «MAST», предложенные ВОЗ [16, 17] для выявления начальных признаков алкогольных проблем и алкогольной зависимости и рекомендованные для использования в наркологической и общемедицинской практике в Республике Беларусь [2, 11] и других странах [14, 19], применяли по прямому назначению. Признаваемые дозы принятого этанола рассчитывали на основе признаваемого (заявленное в ответе на 2-й вопрос по шкале теста «AUDIT») количества алкоголя. Расчет реальной дозы этанола проводили на основе признаваемого его употребления путем увеличения признаваемой дозы алкоголя в 1,25 раза для пива, в 1,95 раза — для вина; в 2,0 раза — для водки и других крепких напитков [22].

Оценку функционального состояния человека и степени его утомления проводили по результатам выполнения студентами психометрического теста «САН» (самочувствие, активность, настроение) и его укороченной версии «САН-8» согласно принятым рекомендациям [1, 5]. Состояние нервно-психической адаптации оценивали с помощью метода Гурвича, тревоги и тревожности — по шкале реактивной тревоги и личностной тревожности [13]. Функцию внимания и умственной работоспособности — по результатам выполнения теста «Корректурная проба» с буквенными таблицами Анфимова [6, 7].

Анкета «Академическая успеваемость» содержала сведения обо всех оценках по всем сданным на день тестирования экзаменам и дифференцированным зачетам (включая пересдачи). Рассчитывали 2 важных показателя учебной деятельности студентов: средний балл экзаменационных оценок (СБЭО) и эффективность сдачи экзаменов с 1-го раза по каждой сессии. Значимость различий между показателями у студентов разных групп определяли с учетом критерия Стьюдента и ™2-критерия согласия Пирсона.

Cтатистическую обработку данных проводили с помощью программы EXCEL 2007 и стандартного статистического пакета SP5516.0 параметрическими и непараметрическими методами [7].

В ы в о д ы

ЛИТЕРАТУРА
1.    Авиационные правила медицинского обеспечения полетов государственной авиации Республики Беларусь.— Минск, 2005.
2.    Александров А. А. // Медицина.— 2007.— № 1.— С. 12—15.
3.    Глобальная стратегия сокращения вредного употребления алкоголя.— Женева, ВОЗ, 2010.
4.    Гурвич И. Н. // Вестн. гипнологии и психотерапии.— СПб., 1992.— С. 46—53.
5.    Доскин В. А., Лаврентьева Н. А., Мирошников М. П., Шарай В. Б. //Вопр. психологии.— 1973.— № 6.— С. 141—145.
6.    Загрядский В. П., Сулимо-Самуйлло Э. К. Методы исследования в физиологии труда.— Л., 1991.
7.    Зайцев В. М., Лифляндский В. Г., Маринкин В. И. Прикладная медицинская статистика.— СПб., 2006.
8.    Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике.— Л., 1983.
9.    Копытов А. В., Куликовский В. Л. // Мед. журн.— 2012.— № 1.— С. 52—57.
10.    О государственной программе национальных действий по преодолению пьянства и алкоголизма на 2011—2015 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 27 от 11.01.2011 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.— 2011.— № 8.— № 5/33 153.
11.    Разводовский Ю. Е. Эпидемиология алкоголизма в Беларуси. — Гродно, 2004.
12.    Велком М. О., Разводовский Ю. Е., Переверзева Е. В., Переверзев В. А. Состояние когнитивных функций у студентов-медиков Беларуси с различным отношением к алкоголю / Под ред. В. А. Переверзева.— Минск, 2013.
13.    Ханин Ю. Л. // Вопр. психологии.— 1978.— № 6.— С. 94—106.
14.    Adewuya А. О. // Alcohol Alcohol.— 2005.— Vol. 40, № 6.— P. 575—577.
15.    Alderazi Y., Brett F. // Cur. Diag. Pathol.— 2007.— Vol. 13, № 3.— P. 203—209.
16.    Babor T. F., Higgins-Biddle J. C. //Addiction.— 2000.— Vol. 95, № 5.— P. 677—686.
17.    Babor T. F., Higgins-Biddle J. C., Saunders J. B., Monteiro M. G. The Alcohol Use Disorders Identification Test (AUDIT).— Geneva, 2001.
18.    Balsa A. I., Giuliano L. M., French M. T. // icon. Educ. Rev.— 2011.— Vol. 30, № 1.— P. 1—15.
19.    Braitman A. L. Kelley M. L., Ladage J., et al. // J. Alcohol. Drug Educ.— 2009.— Vol. 53, № 2.— P. 169—188.
20.    Cheever A., Weiss J. // Calif. J. Health Prom.— 2009.— Vol. 7, Is. 1.— P. 86—98.
21.    Ebirim I. C. C., Mayowa M. О. // BMC Pub. Health.— 2011.— № 11.— P. 118.
22.    Fryer M. Kalafatelis E., McMillen P., Shane P. N. South Wales Health.— New Zealand, 2004.
23.    Gill J. S. // Alcohol Alcohol.— 2002.— Vol. 37, № 2.— P. 109—120.
24.    Globetti G. // Prohibition Norms and Teenage Drinking. Drinking Alcohol in American Society Issues and Current Research / Ed. J. A. Ewing, B. A. Rouse.— Chicago, 1978.— P. 159—170.
25.    Humphreys K., Moos R. H.// Psych. Serv.— 1996.— Vol. 47, № 7.— P. 709—713.
26.    Mortimer D., Segal L. // Alcohol Alcohol.— 2005.— Vol. 40, № 6.— P. 549—555.
27.    Nutt D. J., King L. A, Phillips L. D. //Lancet.— 2010.— Vol. 376, Is. 9752.— P. 1558—1565.
28.    Poelen E. A. P., Scholte R. H. J., Engels R. C. M. E, et al. // Drug Alcohol Depend.— 2005.— Vol. 79, № 3.— P. 413—421.
29.    Prasad R. // Lancet.— 2009.— Vol. 373, Is. 9657.— P. 17—18.
30.    Rehm J., Gmel G. // Addiction.— 1999.— Vol. 94, № 6.— P. 899—912.
31.    Singleton R. A. // J. Stud. Alcohol Drugs.— 2007.— Vol. 68, № 4.— P. 548—555.
32.    Wechsler H., Nelson T.F. // J. Stud. Alcohol Drug.— 2008.— Vol. 69, № 4.— P. 481—490.

Поступила 19.02.14.

Адрес для корреспонденции:
Переверзев Владимир Алексеевич.
Белорусский государственный медицинский университет.
220116, г. Минск, пр. Дзержинского, 83; сл. тел. (8-017) 207-98-91.

Ключевые слова: , , , , ,
Автор(ы): Переверзев В. А.
Медучреждение: Белорусский государственный медицинский университет