Перейти к основному содержанию

Научно-практический рецензируемый ежемеcячный журнал. Орган Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Входит в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по медицинским и биологическим наукам. Журнал включен в систему Российского научного цитирования.
Журнал издается с 1924 года.

Мудрые мысли знаменитых врачей: Уильям Ослер (1849—1919)

Благословенна способность забывать.

Великая республика Медицина не признавала и не признает государственных границ.

Веселье и здоровый юмор значительно способствуют изучению медицины и практике.

Внешний облик болезней познается медленно.

Врач нуждается в культуре не менее, чем в науке. Он может достичь учености Гарвея и обладать искусством Сиденхема, и тем не менее ему может не хватать тонких качеств сердца и ума, которые так много значат в жизни.

Врач нуждается в ясной голове и добром сердце. Его труд сложен и труден, требует очень высокого развития ума, постоянного апеллирования к эмоциям и утонченным чувствам.

Врачу культура необходима в равной степени, как и образование.

Держите рот закрытым, и это спасет вашу жизнь.

Единое мнение в медицине встречается редко и оно обычно обратно пропорционально уровню образования.

Живите простой и умеренной жизнью так, чтобы отдавать все силы своей профессии.

Изучение медицины без книг подобно плаванью в открытом море без карты, а изучение медицины лишь по книгам означает вообще не выходить в море.

Искусство сохранить беспристрастность — редкий и бесценный дар.

Как бы ни было тягостно признание невежества, но оно все же более нравственно, чем безапелляционная уверенность, покоящаяся на тонком налете знания.

Начинающий врач выписывает по двадцать лекарств для каждой болезни; опытный врач — одно лекарство на двадцать болезней.

Любой случай поучителен, но урок не всегда усваивается.

Молодому врачу, вооруженному священной жаждой познания и знаниями, полученными на предыдущих этапах, нужны как минимум три вещи для обучения и поддержания должного уровня образования: блокнот, библиотека и пятилетнее промывание мозгов.

Наш разум с легкостью попадает в колею, образованную одним или двумя наблюдениями.

Нельзя не удивляться врачу, который не следит за литературой и все же лечит больных, но нет ничего удивительного в том, что лечит он их очень плохо.

Нет более могущественного противоядия против разрушительного влияния алчности, чем деятельность братства людей, преданных науке.

Никогда не ставьте однозначных диагнозов.

Нужно немало твердости и еще больше умения карабкаться по отвесной скале, чтобы удалиться и от вершины, и от подножия социальной лестницы..

Образование врача, окончившего вуз, осуществляется через больных, книги и журналы и научные общества, которые должны быть присовокуплены через пять или шесть лет практики, чтобы избавить от неминуемой неряшливости в методах работы.

Образование есть путь длиною в жизнь, студент лишь делает на нем первые шаги во время прохождения университетского курса.

Пациентам следует назначать покой, пищу, свежий воздух и физические упражнения — четырехугольник здоровья.

Разговоры о заболеваниях подобны сказкам тысячи и одной ночи.

Разнообразие — закон жизни.

Речь дарована для того, чтобы скрывать мысли.

Самый первый шаг к успеху в любом деле — заинтересоваться им.

Сначала выяснить, что следует делать, и лишь затем делать это — вот целая философия практической жизни.

Современная наука почти каждому из вас подарила несколько дополнительных лет жизни.

Среди шума и суеты лишь немногим из нас удается согреть руки на огне жизни.

Существует два типа врачей: одни работают мозгами, другие — языком.

Счастье заключается в обретении какого-то призвания, которое заполнит всю душу.

Терапевт, не знающий физиологии и химии, обращаясь с лекарствами, как с пугачом, борется и с болезнью, и с больным, сам не ведая, с кем из них в большей степени.

Уделяйте больше внимания конкретному больному, а не поиску специфических признаков болезни.

Удивительно, как часто реальные события укладываются в схемы, составленные заранее.

Учить других может лишь тот, кто учится сам.

Физические основы человеческого кровообращения сходны с таковыми у городского водопровода, но, выйди они из строя, их невозможно починить одинаковыми способами.

Подготовил В. С. Улащик

  • Я только что вернулся с большого международного форума врачей и ученых, проходившего в Санкт-Петербурге. На нем обсуждались вопросы совершенствования диагностики и лечения хронического миелолейкоза. Мы теперь уже добились того, что продолжительность жизни таких больных увеличилась в четыре раза, в России уже живут, радуются жизни и трудятся люди, излеченные от этого тяжелого заболевания... На форуме наряду с отечественными клиницистами выступали гематологи из Хьюстона (США), Турина (Италия), Мангейма (Германия).
  • Я вспоминаю свои беседы с больными — преподавателями медицинского института, профессорами. Что говорить, трудно с ними работать! Трудно с ними говорить и действовать, как со всеми остальными пациентами...Что еще характерно для заболевшего врача в психологическом плане? Частенько такой пациент напрочь забывает не только действие препаратов, но и время их приема, хотя сам в своей жизни неоднократно назначал их.
  • При осмотре мы прежде всего также уделяем особое внимание кожному покрову. Нормальная кожа и изменения ее при различных заболеваниях довольно подробно представлены в учебниках и монографиях. Здесь мне хочется лишь привести некоторые сведения, которые будут интересны врачам различных специальностей и позволят понять, почему кожа претерпевает изменения. Известно, что кожа — это полноценный орган, который дополняет и дублирует функции различных внутренних органов. Она активно участвует в процессе дыхания, выделения, обмене веществ.
  • Я никогда не заканчиваю расспроса-беседы с больным без того, чтобы выяснить хотя бы ориентировочно состояние взаимоотношений в семье. Полипрагмазия — бич современной медицины, клиники внутренних болезней. На обходах часто приходится видеть, как больным назначают 13—16 препаратов, нередко с взаимоисключающими фармакологическими свойствами.
  • Изучив сотни диагностических ошибок, сотрудники нашего коллектива убедились, что в ходе диагностического процесса практические врачи нарушают даже самые элементарные правила логики. Например, они неправильно применяют методы аналогии, индукции, дедукции.
  • А в настоящее время мне самому приходилось и в поликлиниках, и в стационарах слышать такие «уважительные и милые» обращения медицинских работников (и даже студентов, которые берут со старших пример!!!), как «голубушка», «бабуля», «золотце», «милочка», «голубчик», «бабуся», «дедуся», «дедуля», «женщина», «человек», «старик», «папаша», «мамаша», «отец», «мать», «барышня», «мужик», «тетя», «дядя» и т. д. Многие из таких слов для больных обидны, полны презрения, как правило, задевают самолюбие пациентов и их родственников.
  • Он редко выслушивал до конца доклад о больном, часто сразу же задавал вопросы, уточняющие характер течения болезни, особенности жизни. Удивительно, что вслух он мог сказать: «Что-то тут мне не ясно. Чего-то не хватает в истории болезни». И начинал сам собирать и выяснять эти «недостающие звенья».
© Редакция журнала «Здравоохранение» - 1924 - 2014гг.
Разработка сайта - doktora.by - сайт для врачей Беларуси