Перейти к основному содержанию

Научно-практический рецензируемый ежемеcячный журнал. Орган Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Входит в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по медицинским и биологическим наукам. Журнал включен в систему Российского научного цитирования.
Журнал издается с 1924 года.

Мудрые мысли знаменитых врачей: Николай Иванович Пирогов (1810-1881)

  • Без вдохновения нет воли, без воли нет борьбы, а без борьбы — ничтожество и произвол.
  • Без здравого смысла все правила нравственности ненадежны.
  • Будущее принадлежит медицине предохранительной. Эта наука, идя рука об руку с государственною, принесет, несомненно, пользу человечеству.
  • Быть, а не казаться — девиз, который должен носить в своем сердце каждый гражданин, любящий свою родину. Служить правде как в научном, так и в нравственном смысле этого слова.
  • Быть внимательным к мыслям больного человека — искусство нелегкое, ему нельзя научиться, если не упражняться с ранних лет.
  • Быть счастливым счастьем других — вот настоящее счастье и земной идеал жизни всякого, кто посвящает себя медицинской науке.
  • В воспитании нет ничего ничтожного.
  • В науках прикладных служить истине не так легко. Тут доступ к правде затруднен не одними только научными препятствиями, то есть такими, которые могут быть и удалены с помощью науки. Нет, в прикладной науке, сверх этих препятствий человеческие страсти, предрассудки и слабости с разных сторон влияют на доступ к истине и делают ее нередко вовсе недоступною.
  • Вести себя у постели больного следует так, чтобы не подрывать надежды, а вселять веру в скорое выздоровление.
  • Воспитание после религии есть самая высокая сторона нашей общественной жизни.
  • Воспитание человека — вот задача школы. Истинное просвещение — это могучий источник мужества и сил для борьбы за правду.
  • Врачу необходимо общечеловеческое образование.
  • Все высокое и прекрасное в нашей жизни, науке и искусстве создано умом с помощью фантазии, и многое — фантазией при помощи ума. Можно смело утверждать, что ни Коперник, ни Ньютон без помощи фантазии не приобрели бы того знания в науке, которым они пользуются.
  • Все знают, что надо уважать старость, но не знают, что надо уважать молодость.
  • Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели.
  • Война — это травматическая эпидемия.
  • Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников.
  • Где господствует дух науки, там творится великое и малыми средствами.
  • Главное — не терять уверенность в значении дела, которому посвящена жизнь, в пользе, доставленной вами страждущим людям... Мы должны только знать и помнить, что взгляды и мнения судей не могут быть у всех одни и те же...
  • Дело без внутреннего убеждения, выработанного наукой самосознания, все равно, что дерево без корня. Оно годится на дрова, но расти не будет.
  • Для учителя такой прикладной науки как медицина необходима, кроме научных сведений и опытности, еще добросовестность, приобретаемая только трудным искусством самосознания, самообладания и знания человеческой натуры.
  • Должно помнить, что дар слова есть единственное и неоцененное средство проникать внутрь явления.
  • Жить на белом свете—значит постоянно бороться и постоянно побеждать.
  • Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком.
  • Книга — это общество. Хорошая книга, как хорошее общество, просвещает и облагораживает чувства и нравы. Скажи мне, какие книги ты читаешь, и я скажу, кто ты.
  • Кто хочет телесным наказанием пристыдить виновного, не значит ли — хочет стыдом действовать на человека, потерявшего стыд?
  • Мое искреннее желание, чтобы мои ученики относились ко мне с критикой, моя цель будет достигнута, когда они убедятся в том, что я действую последовательно; действую ли правильно — это другое дело; это смогут показать лишь время и опыт.
  • Молодежь — барометр общества.
  • Мы не должны дозволить никому переделывать историческую истину.
  • Надо быть выше бедствий. Трудно этого достигнуть. Если сам не задушишь твердой волей бедствия жизни, то они задушат тебя.
  • Наука заставила меня любить истину, наука послужила к развитию во мне святой идеи о долге и обязанности до такой степени, что я самое чувство подчинил этой идее и готов умереть хладнокровно, когда этого будет требовать долг, возлагаемый на меня наукой.
  • Науки не просто граничат одна с другой, а внедряются и проникают друг в друга.
  • Начиная — нужно верить.
  • Не медицина, а администрация играет главную роль в деле помощи раненым и больным на театре войны.
  • Ничто великое в мире не обходилось без содействия фантазии.
  • Односторонний специалист есть либо грубый эмпирик, либо ученый-шарлатан.
  • Отделить учебное от научного в университете нельзя. Но научное и без учебного все-таки светит и греет, а учебное без научного — как бы ни была приманчива его внешность — только блестит.
  • ... отрицательные примеры зачастую имеют большую ценность, чем положительные...
  • Покажите образованному в самом ограниченном масштабе на какой-нибудь частичке науки только на самом деле метод и механизм, каким современная наука доходит до ее результатов,— и остальное он добудет все сам, если он действительно ищет знания.
  • Правда, хотя бы и жестоко выраженная, не должна быть страшна никому.
  • При научных занятиях метод и направление — вот главное. А этому из одних лекций не научишься, из книг также. Не отыскав верного метода, не найдя направления, растеряешь множество времени и сам растеряешься.
  • Пусть учится тот, кто хочет учиться, это его дело. Но кто хочет у меня учиться, тот должен чему-нибудь научиться — это мое дело.
  • Религия везде, для всех народов, была только уздою.
  • Розга исправляет только слабодушного, которого исправили бы и другие средства, менее опасные.
  • Самый высокий талант легко опозорится, если слишком самоуверенный захочет с первого раза измерить свои силы в таком деле, которое требует огромных предварительных сведений, зрелости ума в суждении и опыта в жизни.
  • Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу, людей и самого себя.
  • Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное.
  • Учиться и жить есть одно и то же.
  • Фунт предупреждения стоит пуда лечения.
  • Чем менее раздвоился внутренний быт ваш, тем неразрывнее связаны у вас мысль, слово и дело.
  • Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселиться в его духовный мир.
  • Я не верю в действие медицины самой по себе на уменьшение смертности масс и особливо в повальных болезнях. Будущее общественной медицины в руках государственной и научной администрации, а не врачебной техники. Только идя рука об руку с рациональными государственными распоряжениями во всех отраслях народного хозяйства и просвещения, медицина может содействовать уменьшению распространения и предотвращению болезненностей, и тогда этим косвенным путем, а не лечением может содействовать, наконец, и уменьшению смертности масс.
  • Я положил за правило ничего не скрывать от учеников, и если не сейчас же, то потом и немедля открывать перед ними сделанную ошибку.

Подготовил В. С. Улащик

Авторы: Улащик В. С.
  • Я только что вернулся с большого международного форума врачей и ученых, проходившего в Санкт-Петербурге. На нем обсуждались вопросы совершенствования диагностики и лечения хронического миелолейкоза. Мы теперь уже добились того, что продолжительность жизни таких больных увеличилась в четыре раза, в России уже живут, радуются жизни и трудятся люди, излеченные от этого тяжелого заболевания... На форуме наряду с отечественными клиницистами выступали гематологи из Хьюстона (США), Турина (Италия), Мангейма (Германия).
  • Я вспоминаю свои беседы с больными — преподавателями медицинского института, профессорами. Что говорить, трудно с ними работать! Трудно с ними говорить и действовать, как со всеми остальными пациентами...Что еще характерно для заболевшего врача в психологическом плане? Частенько такой пациент напрочь забывает не только действие препаратов, но и время их приема, хотя сам в своей жизни неоднократно назначал их.
  • При осмотре мы прежде всего также уделяем особое внимание кожному покрову. Нормальная кожа и изменения ее при различных заболеваниях довольно подробно представлены в учебниках и монографиях. Здесь мне хочется лишь привести некоторые сведения, которые будут интересны врачам различных специальностей и позволят понять, почему кожа претерпевает изменения. Известно, что кожа — это полноценный орган, который дополняет и дублирует функции различных внутренних органов. Она активно участвует в процессе дыхания, выделения, обмене веществ.
  • Я никогда не заканчиваю расспроса-беседы с больным без того, чтобы выяснить хотя бы ориентировочно состояние взаимоотношений в семье. Полипрагмазия — бич современной медицины, клиники внутренних болезней. На обходах часто приходится видеть, как больным назначают 13—16 препаратов, нередко с взаимоисключающими фармакологическими свойствами.
  • Изучив сотни диагностических ошибок, сотрудники нашего коллектива убедились, что в ходе диагностического процесса практические врачи нарушают даже самые элементарные правила логики. Например, они неправильно применяют методы аналогии, индукции, дедукции.
  • А в настоящее время мне самому приходилось и в поликлиниках, и в стационарах слышать такие «уважительные и милые» обращения медицинских работников (и даже студентов, которые берут со старших пример!!!), как «голубушка», «бабуля», «золотце», «милочка», «голубчик», «бабуся», «дедуся», «дедуля», «женщина», «человек», «старик», «папаша», «мамаша», «отец», «мать», «барышня», «мужик», «тетя», «дядя» и т. д. Многие из таких слов для больных обидны, полны презрения, как правило, задевают самолюбие пациентов и их родственников.
  • Он редко выслушивал до конца доклад о больном, часто сразу же задавал вопросы, уточняющие характер течения болезни, особенности жизни. Удивительно, что вслух он мог сказать: «Что-то тут мне не ясно. Чего-то не хватает в истории болезни». И начинал сам собирать и выяснять эти «недостающие звенья».
© Редакция журнала «Здравоохранение» - 1924 - 2014гг.
Разработка сайта - doktora.by - сайт для врачей Беларуси