Перейти к основному содержанию

Научно-практический рецензируемый ежемеcячный журнал. Орган Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Входит в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по медицинским и биологическим наукам. Журнал включен в систему Российского научного цитирования.
Журнал издается с 1924 года.

Мудрые мысли знаменитых врачей: Матвей Яковлевич Мудров (1776—1831)

♦Бодрое настроение — это лекарство, которое может помочь и тогда, когда все другое не помогает.

♦Больной делается крайне сомнительным к искусству нашему, если врач долго будет сидеть над чистым рецептом, станет его перемарывать либо рвать старый и писать новый. Рецепт должно писать одним разом и четким почерком. Прочитать оный внимательно, положить перед больным и протолковать ему предстоящий образ приема предписанного лекарства, сказать вкус, цвет, запах и действие оного. Тогда больной будет принимать его с восхищением, а сие восхищение, радость и уверенность бывают иногда полезнее самого лечения.

♦В болезнях надобно с корня начинать лечение, то есть с причин, тогда и ветви ее, или припадки болезни, сами по себе иссохнут и отпадут.

♦Весьма выгодно для врача и больных не допускать их до страха и печали. Неприятные чувства предрасполагают тело к принятию заразы, напротив, радость, уверенность в безопасности, надежда на бога и врача в опасности способствуют ее избежанию.

♦Взять в свои руки людей здоровых, предохранить их от болезней наследственных или угрожающих, предписать им надлежащий образ жизни есть честно и для врача покойно, ибо легче предохранить от болезней, нежели их лечить. И в сем состоит первая его обязанность.

♦Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку.

♦Врач без книг, что рабочий без рук.

♦Врач посредственный более вреден, чем полезен.

♦Врачебная наука, терапия учат основательному лечению самой болезни, врачебное искусство, практика и клиника учат лечению собственно самого больного. По теории и по книгам почти все болезни исцеляются, а на практике и в больницах многие больные умирают. Книжное лечение болезней легко, а деятельное лечение больных трудно.

♦Врачевание не состоит в лечении болезни. Врачевание состоит в лечении самого больного.

♦Врачу необходимо гуманное отношение к больному, бескорыстие, правдивость, ученость, скромность, трудолюбие, культурность, коллегиальность, участие в общественной жизни, постоянное совершенствование своих знаний и любовь к Родине.

♦Вся природа должна быть аптекой.

♦Вся суть медицины в том, чтобы лечить больного, а не болезнь.

♦Держись сказанного Гиппократом. С Гиппократом вы будете и лучшие люди, и лучшие врачи.

♦Для сохранения здравия, а тем паче для предупреждения нормальных болезней нет ничего лучше упражнений телесных или движений.

♦Заблаговременное соединение теории с практикой составляет особый круг в медицине. Как науки, они имеют свои идеальные начала, почерпнутые из существа вещей. Как науки практические, они преосуществляются в искусство. Кто соединил науки с искусством, тот художник.

♦Задача врача — не столько лечить болезни, сколько предупреждать их, а наиболее — учить беречь свое здоровье.

♦Здоровье не в одних только аптекарских склянках. Следует обращать внимание на весь режим больного и, в частности, на диету.

♦Зная взаимные друг на друга действия души и тела, почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они почерпывают- ся из науки мудрости, чаще из психологии. Сим искусством печального утешишь, сердитого умягчишь, нетерпеливого успокоишь, бешеного остановишь, дерзкого испугаешь, робкого сделаешь смелым, скрытого откровенным, отчаянного благодетельным. Сим искусством сообщается больным та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания и которая самые болезни, например, нервические, иногда покоряет воле больного.

♦Исследуя больного, помни, что в это же время больной исследует тебя.

♦ История болезни должна иметь достоинство точного повествования о случившемся, следственно, должна быть справедлива... Историю болезни должно писать рачительно... подобно живописцу, малейшие черты и тени изображающему на лице человека.

♦Каждый больной, по различию сложения своего, требует особого лечения, хотя болезнь одна и та же.

♦ Кто хочет успеть в науке предвидения, коей нет труднее, полезнее и славнее для врача, тот имеет для сего два средства: первое — изучение семиотики или науки о знаках..., второе— ежедневное наблюдение перемен при постели больного.

♦Легче предохранить от болезней, нежели лечить их.... Гораздо легче беречь, нежели возвращать потерянное здоровье.

♦Медицина как наука дает известную сумму знаний, но самое знание не дает еще уменья применять его в практической жизни.

♦Одна и та же болезнь, но у двух различных больных требует весьма разнообразного лечения.

♦Первое — надо познать болезнь, ибо познание болезни есть уже половина лечения.

♦Посредственный врач приносит больше вреда, чем пользы: больные, оставленные без медицинской помощи, могут выздороветь, а пользованные этим врачом умрут.

♦Средний врач не нужен. Уж лучше никакого врача, чем плохой.

♦Теперь ты изучил болезнь и знаешь больного, но ведай, что и больной тебя испытал и знает, каков ты. Из сего ты заключить можешь, какое нужно терпение, благоразумие и напряжение ума при постели больного, чтобы выиграть всю его доверенность и любовь к себе, а сие для врача всего важнее.

♦Умный врач... никогда замечания сиделки не презрит, но паче воспользуется ими.

Подготовил В. С. Улащик

Авторы: Улащик В. С.
  • Я только что вернулся с большого международного форума врачей и ученых, проходившего в Санкт-Петербурге. На нем обсуждались вопросы совершенствования диагностики и лечения хронического миелолейкоза. Мы теперь уже добились того, что продолжительность жизни таких больных увеличилась в четыре раза, в России уже живут, радуются жизни и трудятся люди, излеченные от этого тяжелого заболевания... На форуме наряду с отечественными клиницистами выступали гематологи из Хьюстона (США), Турина (Италия), Мангейма (Германия).
  • Я вспоминаю свои беседы с больными — преподавателями медицинского института, профессорами. Что говорить, трудно с ними работать! Трудно с ними говорить и действовать, как со всеми остальными пациентами...Что еще характерно для заболевшего врача в психологическом плане? Частенько такой пациент напрочь забывает не только действие препаратов, но и время их приема, хотя сам в своей жизни неоднократно назначал их.
  • При осмотре мы прежде всего также уделяем особое внимание кожному покрову. Нормальная кожа и изменения ее при различных заболеваниях довольно подробно представлены в учебниках и монографиях. Здесь мне хочется лишь привести некоторые сведения, которые будут интересны врачам различных специальностей и позволят понять, почему кожа претерпевает изменения. Известно, что кожа — это полноценный орган, который дополняет и дублирует функции различных внутренних органов. Она активно участвует в процессе дыхания, выделения, обмене веществ.
  • Я никогда не заканчиваю расспроса-беседы с больным без того, чтобы выяснить хотя бы ориентировочно состояние взаимоотношений в семье. Полипрагмазия — бич современной медицины, клиники внутренних болезней. На обходах часто приходится видеть, как больным назначают 13—16 препаратов, нередко с взаимоисключающими фармакологическими свойствами.
  • Изучив сотни диагностических ошибок, сотрудники нашего коллектива убедились, что в ходе диагностического процесса практические врачи нарушают даже самые элементарные правила логики. Например, они неправильно применяют методы аналогии, индукции, дедукции.
  • А в настоящее время мне самому приходилось и в поликлиниках, и в стационарах слышать такие «уважительные и милые» обращения медицинских работников (и даже студентов, которые берут со старших пример!!!), как «голубушка», «бабуля», «золотце», «милочка», «голубчик», «бабуся», «дедуся», «дедуля», «женщина», «человек», «старик», «папаша», «мамаша», «отец», «мать», «барышня», «мужик», «тетя», «дядя» и т. д. Многие из таких слов для больных обидны, полны презрения, как правило, задевают самолюбие пациентов и их родственников.
  • Он редко выслушивал до конца доклад о больном, часто сразу же задавал вопросы, уточняющие характер течения болезни, особенности жизни. Удивительно, что вслух он мог сказать: «Что-то тут мне не ясно. Чего-то не хватает в истории болезни». И начинал сам собирать и выяснять эти «недостающие звенья».
© Редакция журнала «Здравоохранение» - 1924 - 2014гг.
Разработка сайта - doktora.by - сайт для врачей Беларуси