Мудрые мысли знаменитых врачей: Сергей Петрович Боткин (1832—1889)

  • Бодрое состояние духа врача необходимо как для больного, так и для окружающих.
  • Болеет только живой организм, и так как болезнь составляет одно из многих проявлений жизни, то изучение этой последней и должно составлять основу научной медицины.
  • Болезнь не есть нечто особенное, самостоятельное, — она представляет обычные явления жизни при условиях, не выгодных организму, который или умирает, или в силу своей приспособляющейся способности восстанавливает свое равновесие, достигая таким образом более или менее полного выздоровления, или же остается больным, сохраняя иногда способность передать болезнь или расположение к ней потомству.
  • Болезнь как явление нарушенного равновесия жизни должна была явиться с первыми ее признаками на земле. Изучение человека и окружающей его природы в их взаимодействии, с целью предупредить болезни, лечить и облегчать — составляет ту отрасль человеческого знания, которая известна под общим именем медицина.
  • В клинике вы должны научиться рациональной практической медицине, которая изучает больного человека и отыскивает средства к излечению или облегчению его страданий.
  • В некоторых случаях совет разумного человека бывает лучше совета плохого специалиста, действующего под влиянием какого-нибудь ложного или одностороннего воззрения.
  • Все истинные популяризаторы и проповедники каких-либо новых идей едва ли бы имели успех, не будучи фанатами.

Все лекарственные вещества, применяемые по соответствующим показаниям, хороши, каждое из них имеет свои права. Но употребляя различные лечебные методы, не думайте только, что вы лечите самую суть болезни. Врач лишь помогает организму справиться с болезнью его собственными защитными приемами.

  • Главнейшие и существенные задачи практической медицины — предупреждение болезни, лечение болезни развившейся и, наконец, облегчение страданий больного человека. Единственный путь к выполнению этих высоких задач — изучение природы, изучение здорового и больного человека.
  • Если учащийся овладел клиническим методом, то он вполне готов для самостоятельной деятельности, исследовать, наблюдать, делать заключения не по инстинкту, а сознательно на основании своего знания, подкрепленного трудами других наблюдателей, с которыми он будет знакомиться путем литературных занятий.
  • Задача клинического преподавания состоит в том, чтобы начинающий овладел методом клинического исследования и приемами умозаключения в такой степени, чтобы быть самостоятельным деятелем.
  • Индивидуализация каждого случая, основанная на осязательных научных данных, и составляет задачу клинической медицины и вместе с тем самое твердое основание лечения, направленного не против болезни, а против страдания больного.
  • Каждая наша диагностика есть в сущности только гипотеза, то более, то менее вероятная, и мы не можем отказаться от построения ее, каким бы запутанным ни был случай… Гипотеза тем ближе к факту, чем больше было данных, на основании которых она построена.
  • Казуистика есть основание практической медицины и лучшая школа для практического врача.
  • Клиницист-преподаватель ставит себе первой задачей передать учащимся тот метод, руководствуясь которым молодой практик был бы в состоянии впоследствии самостоятельно применять свои теоретические врачебные сведения к больным индивидуумам, которые ему встретятся на его практическом поприще.
  • Клиническая медицина есть связующее звено теории с практикой и имеет главной целью научить лечить больного.
  • Лучший тот врач, который умеет внушить больному надежду: во многих случаях это является наиболее действенным лекарством.
  • Медицина представляет ту область человеческого знания, зачатки которого относятся к первым шагам сознательного отношения человека к окружающей его среде.
  • Наблюдая больного, необходимо помнить, что диагноз есть более или менее вероятная гипотеза, которую необходимо постоянно проверять.
  • Нелегко дается применение знаний к индивидуальным случаям, и каждый из нас проходит через ряд мучительных сомнений и ошибок, прежде чем достигнет умения правильно применять с гуманной целью свои теоретические врачебные сведения, со спокойной совестью, без последующих нравственных пыток.
  • Необходимо иметь истинное призвание к практической деятельности врача, чтобы сохранить душевное равновесие при различных неблагоприятных условиях его жизни, не впадая при неудачах в уныние или самообольщение при успехах. Нравственное развитие врача-практика поможет ему сохранить его душевное равновесие, которое дает ему возможность исполнять священный долг перед ближним и Родиной, что и будет обусловливать истинное счастье его жизни.
  • Необходимо читать с выбором, умея пропускать несущественное, мало дающее, останавливаясь на солидных трудах и исследованиях, дающих новые факты и, главное, новые истины.
  • Особенность военной медицины состоит в особенности быта солдат… Изучение быта солдат должно быть главнейшей основой деятельности военного врача.
  • … Первая задача при лечении должна состоять в том, чтобы держать вашего больного в состоянии возможного физиологического равновесия, соединенного с переменой обстановки и образа жизни.
  • Понятие болезни неразрывно связано с ее причиной, которая исключительно всегда обусловливается внешней средой, действующей или непосредственно на заболевший организм или через его ближайших и отдаленных родственников.
  • Предупреждать развитие заболеваний, уменьшить количество тех, кто заболел, будет еще важнее, чем вылечить захворавшего.
  • Преподавание знаний в форме катехизисных истин не возбуждает пытливости, обусловливающей дальнейшее развитие.
  • При практических занятиях чрезвычайно полезно чтение брошюр и монографий, относящихся к тем случаям, которые подлежат наблюдению в данное время.
  • Приемы, употребляемые в практике для исследования, наблюдения и лечения больного, должны быть приемами естествоиспытателя, основывающего свое заключение на возможно большем количестве строго и научно наблюдаемых фактов.
  • Простуда — это толчок, нарушающий равновесие в нашем организме.
  • Реакция организма на вредно действующее на него влияние внешней среды и составляет сущность больной жизни.
  • Совет больному разумного человека гораздо лучше рецепта худого врача.
  • Успех и прочное развитие практической медицины будут обусловливаться уменьшением значения в ней инстинкта и большего подчинения науке или разуму. Чем более сознательным будет заключение врача при постели больного, тем более оно будет удачным.
  • Учащегося нельзя познакомить в течение клинического преподавания со всеми разнообразными индивидуальными проявлениями жизни больного организма, клиницист-преподаватель ставит себе первой задачей передать учащимся тот метод, руководствуясь которым молодой практик был бы в состоянии впоследствии самостоятельно применять свои теоретические врачебные сведения к больным индивидуумам, которые ему встретятся на его практическом поприще.
  • Целью клинической медицины является предупреждение болезней, лечение развившейся болезни и облегчение страданий больного человека.
  • Чтобы избавить больного от случайностей, а себя от лишних угрызений совести и принести истинную пользу человечеству, неизбежный для этого путь есть научный, …который не должны оставлять, приступая к практической медицине.
  • Эксперимент на человеке допускается только в исключительных случаях, когда мы вполне можем быть убеждены в его безвредности.

Я считаю непозволительным врачу высказывать больному сомнения о возможности неблагоприятного исхода болезни.

С. П. Боткин — основатель обширной школы русских клиницистов, и влияние его сохранится на все времена.
И. И.Мечников
В русской медицине он то же самое, что Тургенев в литературе — по таланту…
А. П. Чехов

Подготовил В. С. Улащик


Автор(ы): Улащик В. С.