Мудрые мысли знаменитых врачей: Николай Иванович Пирогов (1810-1881)

  • Без вдохновения нет воли, без воли нет борьбы, а без борьбы — ничтожество и произвол.
  • Без здравого смысла все правила нравственности ненадежны.
  • Будущее принадлежит медицине предохранительной. Эта наука, идя рука об руку с государственною, принесет, несомненно, пользу человечеству.
  • Быть, а не казаться — девиз, который должен носить в своем сердце каждый гражданин, любящий свою родину. Служить правде как в научном, так и в нравственном смысле этого слова.
  • Быть внимательным к мыслям больного человека — искусство нелегкое, ему нельзя научиться, если не упражняться с ранних лет.
  • Быть счастливым счастьем других — вот настоящее счастье и земной идеал жизни всякого, кто посвящает себя медицинской науке.
  • В воспитании нет ничего ничтожного.
  • В науках прикладных служить истине не так легко. Тут доступ к правде затруднен не одними только научными препятствиями, то есть такими, которые могут быть и удалены с помощью науки. Нет, в прикладной науке, сверх этих препятствий человеческие страсти, предрассудки и слабости с разных сторон влияют на доступ к истине и делают ее нередко вовсе недоступною.
  • Вести себя у постели больного следует так, чтобы не подрывать надежды, а вселять веру в скорое выздоровление.
  • Воспитание после религии есть самая высокая сторона нашей общественной жизни.
  • Воспитание человека — вот задача школы. Истинное просвещение — это могучий источник мужества и сил для борьбы за правду.
  • Врачу необходимо общечеловеческое образование.
  • Все высокое и прекрасное в нашей жизни, науке и искусстве создано умом с помощью фантазии, и многое — фантазией при помощи ума. Можно смело утверждать, что ни Коперник, ни Ньютон без помощи фантазии не приобрели бы того знания в науке, которым они пользуются.
  • Все знают, что надо уважать старость, но не знают, что надо уважать молодость.
  • Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели.
  • Война — это травматическая эпидемия.
  • Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников.
  • Где господствует дух науки, там творится великое и малыми средствами.
  • Главное — не терять уверенность в значении дела, которому посвящена жизнь, в пользе, доставленной вами страждущим людям… Мы должны только знать и помнить, что взгляды и мнения судей не могут быть у всех одни и те же…
  • Дело без внутреннего убеждения, выработанного наукой самосознания, все равно, что дерево без корня. Оно годится на дрова, но расти не будет.
  • Для учителя такой прикладной науки как медицина необходима, кроме научных сведений и опытности, еще добросовестность, приобретаемая только трудным искусством самосознания, самообладания и знания человеческой натуры.
  • Должно помнить, что дар слова есть единственное и неоцененное средство проникать внутрь явления.
  • Жить на белом свете—значит постоянно бороться и постоянно побеждать.
  • Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком.
  • Книга — это общество. Хорошая книга, как хорошее общество, просвещает и облагораживает чувства и нравы. Скажи мне, какие книги ты читаешь, и я скажу, кто ты.
  • Кто хочет телесным наказанием пристыдить виновного, не значит ли — хочет стыдом действовать на человека, потерявшего стыд?
  • Мое искреннее желание, чтобы мои ученики относились ко мне с критикой, моя цель будет достигнута, когда они убедятся в том, что я действую последовательно; действую ли правильно — это другое дело; это смогут показать лишь время и опыт.
  • Молодежь — барометр общества.
  • Мы не должны дозволить никому переделывать историческую истину.
  • Надо быть выше бедствий. Трудно этого достигнуть. Если сам не задушишь твердой волей бедствия жизни, то они задушат тебя.
  • Наука заставила меня любить истину, наука послужила к развитию во мне святой идеи о долге и обязанности до такой степени, что я самое чувство подчинил этой идее и готов умереть хладнокровно, когда этого будет требовать долг, возлагаемый на меня наукой.
  • Науки не просто граничат одна с другой, а внедряются и проникают друг в друга.
  • Начиная — нужно верить.
  • Не медицина, а администрация играет главную роль в деле помощи раненым и больным на театре войны.
  • Ничто великое в мире не обходилось без содействия фантазии.
  • Односторонний специалист есть либо грубый эмпирик, либо ученый-шарлатан.
  • Отделить учебное от научного в университете нельзя. Но научное и без учебного все-таки светит и греет, а учебное без научного — как бы ни была приманчива его внешность — только блестит.
  • … отрицательные примеры зачастую имеют большую ценность, чем положительные…
  • Покажите образованному в самом ограниченном масштабе на какой-нибудь частичке науки только на самом деле метод и механизм, каким современная наука доходит до ее результатов,— и остальное он добудет все сам, если он действительно ищет знания.
  • Правда, хотя бы и жестоко выраженная, не должна быть страшна никому.
  • При научных занятиях метод и направление — вот главное. А этому из одних лекций не научишься, из книг также. Не отыскав верного метода, не найдя направления, растеряешь множество времени и сам растеряешься.
  • Пусть учится тот, кто хочет учиться, это его дело. Но кто хочет у меня учиться, тот должен чему-нибудь научиться — это мое дело.
  • Религия везде, для всех народов, была только уздою.
  • Розга исправляет только слабодушного, которого исправили бы и другие средства, менее опасные.
  • Самый высокий талант легко опозорится, если слишком самоуверенный захочет с первого раза измерить свои силы в таком деле, которое требует огромных предварительных сведений, зрелости ума в суждении и опыта в жизни.
  • Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу, людей и самого себя.
  • Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное.
  • Учиться и жить есть одно и то же.
  • Фунт предупреждения стоит пуда лечения.
  • Чем менее раздвоился внутренний быт ваш, тем неразрывнее связаны у вас мысль, слово и дело.
  • Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселиться в его духовный мир.
  • Я не верю в действие медицины самой по себе на уменьшение смертности масс и особливо в повальных болезнях. Будущее общественной медицины в руках государственной и научной администрации, а не врачебной техники. Только идя рука об руку с рациональными государственными распоряжениями во всех отраслях народного хозяйства и просвещения, медицина может содействовать уменьшению распространения и предотвращению болезненностей, и тогда этим косвенным путем, а не лечением может содействовать, наконец, и уменьшению смертности масс.
  • Я положил за правило ничего не скрывать от учеников, и если не сейчас же, то потом и немедля открывать перед ними сделанную ошибку.

Подготовил В. С. Улащик


Автор(ы): Улащик В. С.