О государственной политике Республики Беларусь в отношении инвалидов

Излагаются основы государственной политики Республики Беларусь в отношении инвалидов, гарантии лииам с определенными ограничениями жизнедеятельности. Большое внимание уделяется научным подходам к улучшению качества жизни инвалидов. В частности рассматриваются вопросы информаиионных ресурсов в отношении инвалидов, разработки новых критериев и технологий, используемых в медико-социальной экспертизе и реабилитаиии, образования детей с особенностями психофизического развития, вопросы трудоустройства и обеспечения доступной среды жизнедеятельности инвалидов.

Целью государственной политики в области социальной поддержки населения в Республике Беларусь является повышение качества жизни социально уязвимых групп населения, более полное удовлетворение их нужд и потребностей.

Государственная политика в отношении инвалидов направлена на осуществление эффективных мер по их социальной защите, обеспечению равенства и полноправного участия в жизни общества и основывается на Конституции Республики Беларусь, законах Республики Беларусь «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», постановлениях правительства и иных нормативных правовых актах. Важную роль в осуществлении государственной политики в отношении инвалидов играют государственные программы, в том числе Национальная программа демографической безопасности,
Комплексная программа развития социального обслуживания, Государственная программа по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц и другие.

В основу национального законодательства по вопросам инвалидов положены принятые ООН Всемирная программа действий в отношении инвалидов и Декларация о правах инвалидов.

Так, Законом «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» определено, что каждый инвалид, который не в состоянии удовлетворить свои жизненные потребности собственными силами, имеет право на гарантированную помощь со стороны государства [1].

Законом «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» каждому инвалиду гарантирована реабилитационная помощь. Определено, что «реабилитация инвалидов — система мер, направленных на оказание помощи инвалидам в достижении ими оптимального физического, интеллектуального и социального уровней деятельности, а также поддержание их посредством предоставления необходимых средств, услуг, информации и иными способами, обеспечивающими улучшение качества жизни и расширение рамок их независимости, состоящая из медицинской, профессиональной, трудовой и социальной реабилитации» [2]. Этот закон определяет государственную политику Республики Беларусь в области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов как составную часть охраны общественного здоровья в целях гарантий и обеспечения условий для его сохранения, восстановления и компенсации нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и бытовой деятельности в соответствии с их интересами и потенциальными возможностями.

В охране здоровья важное место занимает реабилитация больных и инвалидов, то есть система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной и стойкой утрате трудоспособности, эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов, детей и взрослых в общество и к общественно полезному труду.

Реабилитация инвалидов осуществляется на основании индивидуальных программ их реабилитации, выдаваемых медико-реабилитационными экспертными комиссиями по результатам медико-социальной экспертизы [1, 3], которые являются документом, определяющим комплекс реабилитационных мероприятий, конкретные виды и сроки проведения реабилитации, ответственных за ее проведение исполнителей [2]. Следует помнить, что индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими государственными органами, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися реабилитацией инвалидов [1].

На законодательном уровне продекларированы также вопросы по предупреждению инвалидности. Закреплено право инвалида на получение образования, на труд, создание безбарьерной среды жизнедеятельности, социальную поддержку. Так, в соответствии с Законом «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» предупреждение инвалидности — это система социальных, медицинских, гигиенических, педагогических, профессиональных и других мер, направленных на уменьшение частоты и тяжести инвалидности [2].

Для координации государственной политики в отношении проблем инвалидности и выработки согласованных действий работает Республиканский межведомственный совет по проблемам инвалидов. В его состав входят руководители республиканских органов государственного управления, а также представители общественных объединений инвалидов и других организаций.

Таким образом, на законодательном уровне закреплены гарантии лицам с особыми потребностями, реализация которых возможна только при тесном взаимодействии Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты, Министерства архитектуры и строительства и многих других органов государственного управления, а реабилитация инвалидов и их социальная поддержка являются одним из ключевых приоритетов государственной социальной политики. Экспертно-реабилитаци- онное направление в научной деятельности имеет определяющее значение в формировании предложений по проведению социальной политики государства в отношении инвалидов, результаты научных исследований способствуют выработке основных направлений совершенствования законодательства Республики Беларусь в области реабилитации и социальной защиты лиц с ограниченными возможностями, содействуют успешной реализации стратегических задач социально-экономического развития Беларуси для обеспечения ее национальной безопасности и благополучия.

Конечной целью реабилитации является повышение качества жизни больных и инвалидов, их социальная интеграция в общество, в семью, в трудовой коллектив, а стратегической задачей реабилитации должна являться социальная интеграция реабилитанта и обеспечение ему приемлемого качества жизни, то есть достижение удовлетворенности человека своим физическим, психическим состоянием и социальным статусом. Неблагополучные тенденции в показателях здоровья и демографическом развитии выдвигают реабилитацию больных и инвалидов на одно из стратегических направлений деятельности социальных институтов нашего общества.

В республике большое внимание уделяется разработке и внедрению новых научно обоснованных реабилитационных и экспертных методов и технологий, направленных на улучшение качества жизни инвалидов.

Так, в 2015 г. заканчивается выполнение отраслевой научно-технической программы (ОНТП) «Разработать и усовершенствовать экспертно- реабилитационные технологии медицинской, профессиональной и трудовой реабилитации» («Экспертно-реабилитационные технологии»).

Разрабатываемые в рамках заданий ОНТП «Экспертно-реабилитационные технологии» количественные критерии оценки ограничения жизнедеятельности у больных и инвалидов прежде всего ориентированы на принципиально новый экспертный подход к оценке функций и структур организма, активности и участия, контекстовых факторов и доменов на основе Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) [7], применимых у пациентов с различной инвалидизирующей патологией. Это позволит значительно повысить прогностическую информативность экспертно- реабилитационной диагностики с доказательным обоснованием количественных экспертных критериев для определения инвалидности, оценки реабилитационного прогноза и реабилитационного потенциала пациентов для определения нуждаемости в различных видах реабилитации, даст врачам-экспертам и реабилитологам возможность применения дифференцированного подхода к назначению и планированию видов медицинской реабилитации и объема медико- социальной помощи.

Несмотря на значительные успехи в области информатизации здравоохранения, информационные ресурсы в отношении инвалидов и показателей инвалидности до сегодняшнего времени существуют в условиях отсутствия единой системы учета в виде обособленных ведомственных информационных систем, существенно отличающихся целями создания и функционирования, структурой и качеством данных. Содержащиеся в этих информационных системах сведения об инвалидах не всегда доступны иным органам государственной власти, органам местного самоуправления для оперативного практического использования. Внутриведомственный характер информационно-коммуникационных технологий не позволяет обеспечить координацию и межведомственное взаимодействие при осуществлении медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, осуществлять мониторинг и аудит результатов реабилитационных услуг. Использование различных информационных технологий (форматы данных, протоколы обмена и др.), низкий уровень автоматизации и отсутствие всеобъемлющей унифицированной классификации, справочников и других документов информационно-методического характера ограничивают возможности интеграции, обобщения и комплексного анализа информации в области реабилитации, содержащейся в различных системах, а также затрудняют доступ к указанным государственным ресурсам организаций и граждан. В результате усложняется актуальное и оперативное использование баз данных при осуществлении медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, проведении анализа и прогнозировании инвалидности, ее причин, реализации индивидуальных программ реабилитации, а также при оценке эффективности предоставленных реабилитационных услуг и расходования бюджетных средств. В связи с этим на ближайшие годы запланировано выполнение заданий, направленных на совершенствование персонифицированного учета инвалидов и оптимизацию информационного обеспечения службы медицинской экспертизы и реабилитации.

Действующие классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы в Республике Беларусь, разработанные на основе Международной классификации нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности (МКН), не в полной мере обеспечивают объективность и достоверность оценки ограничений жизнедеятельности инвалидов с учетом влияния на их жизнедеятельность факторов окружающей среды, что не позволяет разрабатывать и осуществлять эффективные индивидуальные программы реабилитации инвалидов [6, 8].

В связи с этим необходима разработка новых подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы и реабилитации.

Достижение поставленной цели возможно при решении задачи создания условий для объективизации оценок ограничений жизнедеятельности инвалидов, потребностей инвалидов в различных видах реабилитации, для чего необходимо разработать новые классификации, используемые при проведении медико- социальной экспертизы с учетом МКФ [9]. С целью более эффективного функционирования системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов необходим эволюционный переход на использование МКФ в оценке здоровья населения во всех организациях здравоохранения, осуществляющих медико-социальную экспертизу и медицинскую реабилитацию пациентов. Распространение положений МКФ не только для установления инвалидности в работе МРЭК, но и в деятельности всех учреждений здравоохранения и социальной сферы является условием, которое позволит унифицировать подход к медико-социальной реабилитации инвалидов, что вытекает из целей создания МКФ [7]. На реализацию этой цели направлены отдельные запланированные задания программы.

Применение предусмотренной МКФ классификации функций и структур организма, активности и участия, в том числе по степени выраженности, а также факторов окружающей среды позволит с высокой степенью достоверности и объективности оценивать здоровье индивида с биологической, психологической и социальной точек зрения и определять его нуждаемость в различных видах реабилитации. Для обеспечения принятия объективных экспертных решений МРЭК одним из заданий программы предусматривается разработать и нормативно установить кодификатор категорий инвалидности в зависимости от вида и тяжести ограничения жизнедеятельности с выделением основных групп инвалидов, дифференцированных по преимущественному виду помощи, в которой они нуждаются.

Методической основой первичной профилактики инвалидности и снижения ее тяжести являются технологии реабилитации пациентов, ориентированные на реализацию в соответствии с рекомендациями ВОЗ на амбулаторном и стационарном этапах реабилитации [4, 5]. В настоящее время существует высокая востребованность научного обоснования, разработки и внедрения в организациях здравоохранения новых технологий реабилитации пациентов с высоким риском выхода на инвалидность после ряда острых и хронических заболеваний и травм, комплексных методов медицинской реабилитации пациентов после кардиохирургических, нейрохирургических, онкологических и других сложных и высокотехнологичных методов лечения. Результаты запланированных научных исследований позволят повысить эффективность реабилитационных мероприятий, снизить сроки стационарного и амбулаторного лечения пациентов, количество посещений в поликлинике, уменьшить сроки временной нетрудоспособности, предупредить наступление инвалидности. Достижение социально-экономического эффекта после внедрения разработок в практическое здравоохранение будет обеспечено за счет минимизации инвалидизирующих проявлений основного заболевания и его последствий, повышения качества жизни пациентов, расширения всех аспектов их независимости, включая бытовую, экономическую и социальную.

Вопросы профессиональной пригодности и профессиональной реабилитации пациентов и инвалидов относятся к экспертной деятельности ВКК и МРЭК, являются наиболее сложными в практической работе врачей-экспертов. Исследование, разработка и внедрение в деятельность МРЭК и ВКК новых методик и технологий профессионального консультирования, направленных на своевременное решение экспертных вопросов о профессиональной трудоспособности пациентов, организации и проведения их профессиональной реабилитации, направленной на полное или частичное восстановление трудоспособности, включающей профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и повышение квалификации инвалидов, решаются в нескольких запланированных заданиях ОНТП.

Учитывая вышеизложенное, в 2016—2018 гг. предусмотрено выполнение очередной ОНТП «Разработать и усовершенствовать методы и технологии реабилитации пациентов, медицинской экспертизы, предупреждения инвалидности» («Реабилитация, экспертиза, предупреждение инвалидности»), основная цель которой состоит в повышении качества, объективности, доступности и эффективности медицинской экспертизы и реабилитации путем разработки и внедрения новых методов и технологий реабилитации и медико-социальной экспертизы.

Основными задачами для достижения цели являются:
•    повышение уровня объективности оценки ограничений жизнедеятельности инвалидов и обоснованности назначения методов и средств их реабилитации;
•    повышение доступности и эффективности медицинской реабилитации на всех этапах оказания реабилитационной помощи пациентам;
•    разработка инновационных подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов с учетом положений МКФ;
•    совершенствование персонифицированных данных учета инвалидов, учета и анализа показателей первичной инвалидности, заболеваемости с временной нетрудоспособностью работающих;
•    улучшение межведомственного взаимодействия при проведении медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
•    разработка высокотехнологичных методов и комплексных технологий медицинской реабилитации при основных нозологических формах инвалидизирующих заболеваний.

Решение поставленных задач и внедрение новых научных разработок в практику здравоохранения будет способствовать достижению медицинского эффекта — за счет повышения доступности реабилитационной помощи, минимизации и преодоления структурно-функциональных нарушений, приводящих к формированию ограничений жизнедеятельности пациентов, восстановлению их активной независимой жизни и трудоспособности; экономического эффекта — за счет снижения показателей заболеваемости с временной нетрудоспособностью, первичной инвалидности и ее тяжести; социального эффекта — за счет улучшения качества жизни пациентов и участия в социальной жизни общества. Внедрение научных разработок по результатам выполненных исследований в практику здравоохранения будет способствовать оптимизации и повышению объективности принятия экспертных решений, совершенствованию и унификации экспертных подходов, общему развитию реабилитационного направления.

Выполнение новых заданий в рамках формирующейся ОНТП позволит:
—    разработать новые и усовершенствованные методы медицинской, профессиональной, трудовой и социальной реабилитации пациентов;
—    создать комплексные автоматизированные системы для достижения межведомственного взаимодействия при проведении медико- социальной экспертизы и реабилитации;
—    адаптировать экспертно-реабилитацион- ные структуры к переходу на МКФ;
—    разработать современные критерии комплексной экспертно-реабилитационной диагностики и дифференцированной количественной оценки нарушений жизнедеятельности (функционирования).

В республике сформирована система специального образования, законодательные основы которой закреплены в Кодексе Республики Беларусь об образовании, вступившем в силу с 01.09.2011. Специальное образование в современных условиях рассматривается как неотъемлемая часть общей образовательной системы, и возможность получения образования обеспечивается детям, независимо от степени тяжести имеющихся у них нарушений.

Дети с особенностями психофизического развития (ОПФР) получают специальное образование в 49 специальных дошкольных учреждениях, 26 специальных общеобразовательных школах (школы-интернаты), 36 вспомогательных школах (вспомогательные школы-интернаты), 143 центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, около 6000 специальных и интегрированных классах в учреждениях общего среднего образования, более чем в 1760 специальных и интегрированных группах в учреждениях дошкольного образования.

Согласно информации Министерства образования Республики Беларусь, в 2013/2014 учебном году 2259 лиц с ОПФР, в том числе 373 инвалида, обучались в 85 учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования, 1191 инвалид— в учреждениях высшего образования, из них 923 на дневной форме получения образования.

В стране формируется система ранней комплексной помощи, предполагающая максимально раннее выявление нарушений в развитии ребенка и как можно более раннее начало работы с ребенком и его семьей.

Ежегодно в системе специального образования ранняя комплексная помощь оказывается более чем 1000 детей в возрасте до 3 лет. На базе центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации оборудованы и работают кабинеты ранней комплексной помощи. В Брестской области формируется система ранней комплексной помощи, основанная на межведомственном взаимодействии.

Следующим прогрессивным шагом в развитии специального образования в нашей стране будет переход к инклюзивному образованию, что является основной мировой тенденцией в сфере образования лиц с ОПФР. Инклюзивное образование означает, что все дети, независимо от нарушений, которые у них имеются, пола, национальности, принадлежности к этнической группе, религии и т. д., получают образование все вместе, в обычных школах, они включены в общую и единую образовательную среду, где для них созданы все необходимые для качественного образования условия.

Для реализации этого шага необходимы создание безбарьерной среды в учреждениях основного образования, подготовка педагогических кадров для работы в инклюзивной школе, разработка соответствующего учебно-методического обеспечения, развитие разных форм сотрудничества детей-инвалидов и обычных сверстников, формирование толерантного отношения социума к лицам с ОПФР.

Большое внимание в Республике Беларусь уделяется социально-бытовой, социально-трудовой и социально-психологической реабилитации инвалидов. Начиная с 2010 г., во всех 146 территориальных центрах социального обслуживания населения работают отделения дневного пребывания для инвалидов, в которых проводятся тематические занятия по развитию навыков самообслуживания, общения, творческих способностей. В отделениях работают 188 реабилитационно-трудовых мастерских, более 1000 кружков и секций по интересам. В настоящее время такие отделения на постоянной основе посещают более 4000 инвалидов.

Развитие системы социального обслуживания направлено на внедрение стационарозамещаю- щих форм социальной работы с инвалидами.

Так, в новой редакции Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании» продекларированы услуги сопровождаемого проживания (услуги помощника по сопровождению инвалида I группы с ограниченной способностью к передвижению, услуги ассистента инвалида I группы с ОПФР и услуги переводчика жестового языка), оказание которых будет способствовать адаптации инвалидов к условиям быта и трудовой деятельности, подготовке к самостоятельной жизни вне стационарных учреждений и их дальнейшее сопровождение.

Важной для семей, воспитывающих детей- инвалидов, станет услуга социальной передышки, которая предусматривает освобождение родителей от ухода за ребенком-инвалидом на определенный период времени в целях получения возможности для восстановления сил и решения семейно-бытовых вопросов, услуга почасового ухода за малолетними детьми (услуги няни).

Организация жизнедеятельности граждан, пребывание которых в домашних условиях по ряду причин невозможно, обеспечивается сетью стационарных учреждений социального обслуживания, которая по республике включает 79 домов-интернатов для престарелых и инвалидов: 46 психоневрологических домов-интернатов (12 000 человек); 23 дома-интерната для престарелых и инвалидов общего типа (4200 человек); 10 (1800) — для детей-инвалидов и молодых инвалидов.

Важным разделом реабилитации является трудовая и профессиональная реабилитация.

Системный подход к трудоустройству инвалидов в нашей стране включает обеспечение возможности прохождения профессиональной реабилитации, включающей профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации инвалидов, трудовую реабилитацию для адаптации к трудовой деятельности.

Инвалидам предоставляются дополнительные гарантии занятости путем создания рабочих мест и специализированных организаций, установления брони приема на работу, получения услуг по профессиональной ориентации, а также организации обучения по специальным программам.

Реабилитация инвалидов осуществляется также средствами физической культуры и спорта, путем интеграции инвалидов в культурную жизнь.

Особое внимание уделяется обеспечению инвалидов техническими средствами социальной реабилитации. Изготовление большинства средств реабилитации, включенных в государственный реестр, и оказание протезно-ортопедической помощи населению осуществляются РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр».

Обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества достигается в том числе посредством формирования безбарьерной среды жизнедеятельности.

Законодательством Республики Беларусь определена ответственность за невыполнение норм безбарьерной среды при проектировании, строительстве и приемке объектов.

Организация работы в нашей стране по обеспечению доступной среды жизнедеятельности осуществляется поэтапно в рамках выполнения Государственной программы по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц.

В Республике Беларусь освоены и серийно производятся платформы подъемные вертикального перемещения, подъемники боковые с ручным приводом, сборные модульные пандусы, изготавливаются пассажирские вагоны, осуществляется закупка электропоездов, специально оборудованных для перевозки инвалидов-колясочников, проводится целенаправленная работа по созданию безбарьерной среды в Минском метрополитене, приобретению низкопольного транспорта.

В данной работе максимально учитываются оценки самих инвалидов, привлекаются представители общественных объединений инвалидов и иных организаций, физически ослабленных лиц для участия в подготовке решений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, касающейся их интересов.

Один из ключевых моментов в деятельности государственных органов в отношении инвалидов в настоящее время — вопрос о присоединении Республики Беларусь к Конвенции о правах инвалидов.

Являясь одним из основателей ООН, Республика Беларусь традиционно и справедливо занимает место в авангарде стран, принимающих и поддерживающих международные соглашения в сфере защиты прав человека. Не исключением будет и участие в Конвенции о правах инвалидов. Этот документ и Факультативный протокол к нему приняты на 61-й Генеральной ассамблее ООН 13.12.2006 в Нью-Йорке и вступили в силу 03.05.2008. Как специальный международный договор в области защиты прав человека Конвенция устанавливает международные стандарты обеспечения прав и свобод инвалидов и конкретизирует обязательства государства по отношению к данной категории граждан.

Цель Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного осуществления инвалидами на равной основе всех прав человека. Она охватывает ряд таких ключевых вопросов, как доступность, индивидуальная мобильность, здоровье, образование, занятость, абилитация и реабилитация, участие в жизни общества, а также равенство и недискриминация. Конвенция меняет представление об инвалидности как о медицинской проблеме и сосредотачивается на вопросах максимально полной (в пределах возможного) интеграции инвалидов в жизнь общества. Она не предусматривает создание каких-либо новых прав или норм. Однако существующие в ней права представлены таким образом, что они отвечают потребностям инвалидов и их ситуации.

Факультативный протокол устанавливает процедуру рассмотрения индивидуальных обращений от находящихся под юрисдикцией государства-участника лиц или групп лиц, которые заявляют, что являются жертвами нарушения этим государством положений Конвенции, а также предусматривает возможность проведения Комитетом по правам инвалидов расследования конкретной ситуации в государстве- участнике с посещением территории соответствующего государства с его согласия.

Министерством труда и социальной защиты совместно с Представительством ООН/ПРООН в Беларуси реализован проект международной технической помощи «Содействие Республике Беларусь в присоединении к Конвенции о правах инвалидов и ее осуществлению». В рамках осуществления Проекта Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь проведен сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Беларусь и положений Конвенции о правах инвалидов, который показал, что «законодательство Республики Беларусь не противоречит объекту и цели Конвенции. В целом нормативные правовые акты, касающиеся инвалидов, соответствуют основным принципам и нормам Конвенции.

Более того, на законодательном уровне обеспечены правовые меры реализации и реального наполнения таких прав и свобод, разработаны соответствующие программы и стратегии».

Таким образом, социальная политика, проводимая в Республике Беларусь в отношении инвалидов, соответствует нормам и принципам Конвенции о правах инвалидов и направлена на дальнейшее развитие и совершенствование государственной политики в отношении инвалидов, что будет способствовать реализации прав человека на равной основе.

ЛИТЕРАТУРА

1.    Закон Республики Беларусь № 1224-XII от 11.11.1991 «Осоциальной защите инвалидов в Республике Беларусь».— 2010.
2.    Закон Республики Беларусь № 422-З от 23.07.2008 «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов».— 2013.
3.    Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 65 от 01.07.2011 «Об установлении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, утверждении Инструкции о порядке ее заполнения и о признании утратившим силу Постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 10 от 02.02.2009 г.».— 2012.
4.    Всемирный доклад об инвалидности.— Женева: ВОЗ.— 2011.
5.    Инвалидность и общество: Материалы между- нар. науч.-практич. конф.— Минск, 2009.
6.    Международная номенклатура нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности: Руководство по классификации болезней и причин инвалидности— М., 1994.
7.    Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья.— Женева: ВОЗ.— 2001.
8.    Смычёк В. Б. Реабилитация больных и инвалидов.— М, 2009.
9.    Смычёк В. Б. Основы МКФ.— Минск, 2015.
Поступила 24.06.15.

Адрес для корреспонденции:
Смычёк Василий Борисович.
Республиканский научно-практический центр медицинской экспертизы и реабилитации.
223027, Минский р-н, пос. Городище; сл. тел. (8-017) 507-04-19.

Ключевые слова: , , , ,
Автор(ы): Богданович Л. Н., Смычек В. Б., Богданович А. И.
Медучреждение: Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь 5-го созыва, РНПЦ медицинской экспертизы и реабилитации Минздрава Республики Беларусь, Брестский областной центр медицинской реабилитации для детей с психоневрологическими заболеваниями «Тонус»