Перейти к основному содержанию

Научно-практический рецензируемый ежемеcячный журнал. Орган Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Входит в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по медицинским и биологическим наукам. Журнал включен в систему Российского научного цитирования.
Журнал издается с 1924 года.

Кто он — современный преподаватель медицинского вуза?

Дорогие коллеги

Социальный заказ общества предъявляет высокие требования к специалисту-медику, а значит и к преподавателям высшей медицинской школы. Право стать воспитателем врачей — представителей самой гуманной профессии — может быть дано лишь тем, кто имеет призвание и профессиональную готовность выполнять эту ответственную миссию. Однако педагогический коллектив медицинских вузов и его основное звено — преподаватели клинического профиля — не всегда представлен Учителями, способными зажечь сердца своих учеников жаждой знаний и духовного совершенствования. Иногда это узкопрофильные специалисты, усматривающие цель подготовки врача лишь в том, чтобы просто передать свои знания и умения студентам.

Современные требования к педагогу-медику практически полностью основаны на оценке его научных достижений и в меньшей степени — врачебного мастерства. Такой подход имеет ряд нежелательных последствий. Главное — это абсолютизация пра­гматических тенденций в подготовке врача. Негативную роль играет «процветающий» тестовый контроль знаний и все более широкое использование методов формализации учебного процесса. Встречаются и такие несуразности в обучении, когда вместо живого общения студента с преподавателем и пациентом господствует примат методических разработок, инструкций и рекомендаций, превращающих занятия в унылую догму, наполненную сухим практицизмом и лишенную духовных начал. Из каких животворных истоков у будущих медиков могут зарождаться нравственные основы врачевания, если они похоронены самой дидактической установкой подготовки врачебных кадров?

Кто он — современный преподаватель медицинского вуза? Как правило, это специалист, имею­щий несколько дипломов — врача, кандидата или доктора наук, доцента и даже профессора. Нет только диплома педагога высшей школы, так как его просто не существует, ибо система подготовки вузовских педагогических кадров отсутствует. Официально она регламентирована в форме аспирантуры, однако реальная значимость ее невелика. Тем не менее и этот официальный путь подготовки педагогов-медиков далек от совершенства.

Кому отдают предпочтение при отборе в аспирантуру? Чаще всего вчерашним отличникам учебы, проявившим склонность к научной работе, активным общественникам. Автоматически предполагается, что хороший педагог обязательно состоится, ведь аспирант — обладатель «красного» диплома, автор научных работ, да еще и активный общественник. Насколько вескими являются эти аргументы? Усердие, прилежание, активность в научной и общественной работе и, конечно, профессионализм являются необходимыми качествами педагога высшей школы. Но достаточно ли их? Необходимы способности, которыми определяются сущность и специфика педагогического труда, талант воспитателя. Может быть недостатки отбора устраняются в процессе учебы в аспирантуре? Едва ли. Аспирант ориентирован на защиту диссертации, меньше времени он уделяет врачебному совершенствованию и эпизодически приобщается к учебному процессу. Сомнительно, чтобы этого было достаточно для становления будущего педагога.

Не лучшими являются и другие варианты пополнения кафедр медицинского вуза. На должность преподавателя могут быть избраны врачи практического здравоохранения, научные сотрудники вузов, НИИ и РНПЦ. Здесь также на первом месте стоят научные достижения. И получается, что научный работник, зачастую еще неопытный врач и совсем не педагог становится учителем и наставником будущего медика. Готов ли он профессионально и эффективно выполнять эту ответственнейшую миссию?

При такой, мягко говоря, несовершенной системе подготовки преподавателей необходимый и естественный процесс кадровой смены происходит с большими изъянами. А если иметь в виду падающий престиж кафедрального сотрудника и невысокую зарплату начинающего педагога-­медика, то общая картина выглядит еще печальнее. В итоге — неуклонно возрастающая проблема дефицита преподавательских кадров, которая через несколько лет достигнет критического уровня. Вряд ли можно найти оправдание положению, при котором подготовка преподавателей медицинских вузов фактически пущена на самотек и подобна печально известному методу обучения плаванию, когда новичка без подготовки бросают в воду.

С уважением Ю. К. Абаев

Авторы: Абаев Ю. К.
  • Я только что вернулся с большого международного форума врачей и ученых, проходившего в Санкт-Петербурге. На нем обсуждались вопросы совершенствования диагностики и лечения хронического миелолейкоза. Мы теперь уже добились того, что продолжительность жизни таких больных увеличилась в четыре раза, в России уже живут, радуются жизни и трудятся люди, излеченные от этого тяжелого заболевания... На форуме наряду с отечественными клиницистами выступали гематологи из Хьюстона (США), Турина (Италия), Мангейма (Германия).
  • Я вспоминаю свои беседы с больными — преподавателями медицинского института, профессорами. Что говорить, трудно с ними работать! Трудно с ними говорить и действовать, как со всеми остальными пациентами...Что еще характерно для заболевшего врача в психологическом плане? Частенько такой пациент напрочь забывает не только действие препаратов, но и время их приема, хотя сам в своей жизни неоднократно назначал их.
  • При осмотре мы прежде всего также уделяем особое внимание кожному покрову. Нормальная кожа и изменения ее при различных заболеваниях довольно подробно представлены в учебниках и монографиях. Здесь мне хочется лишь привести некоторые сведения, которые будут интересны врачам различных специальностей и позволят понять, почему кожа претерпевает изменения. Известно, что кожа — это полноценный орган, который дополняет и дублирует функции различных внутренних органов. Она активно участвует в процессе дыхания, выделения, обмене веществ.
  • Я никогда не заканчиваю расспроса-беседы с больным без того, чтобы выяснить хотя бы ориентировочно состояние взаимоотношений в семье. Полипрагмазия — бич современной медицины, клиники внутренних болезней. На обходах часто приходится видеть, как больным назначают 13—16 препаратов, нередко с взаимоисключающими фармакологическими свойствами.
  • Изучив сотни диагностических ошибок, сотрудники нашего коллектива убедились, что в ходе диагностического процесса практические врачи нарушают даже самые элементарные правила логики. Например, они неправильно применяют методы аналогии, индукции, дедукции.
  • А в настоящее время мне самому приходилось и в поликлиниках, и в стационарах слышать такие «уважительные и милые» обращения медицинских работников (и даже студентов, которые берут со старших пример!!!), как «голубушка», «бабуля», «золотце», «милочка», «голубчик», «бабуся», «дедуся», «дедуля», «женщина», «человек», «старик», «папаша», «мамаша», «отец», «мать», «барышня», «мужик», «тетя», «дядя» и т. д. Многие из таких слов для больных обидны, полны презрения, как правило, задевают самолюбие пациентов и их родственников.
  • Он редко выслушивал до конца доклад о больном, часто сразу же задавал вопросы, уточняющие характер течения болезни, особенности жизни. Удивительно, что вслух он мог сказать: «Что-то тут мне не ясно. Чего-то не хватает в истории болезни». И начинал сам собирать и выяснять эти «недостающие звенья».
© Редакция журнала «Здравоохранение» - 1924 - 2014гг.
Разработка сайта - doktora.by - сайт для врачей Беларуси