МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ПОИСКУ РЕШЕНИЙ

Демографическая безопасность является приоритетным направлением социальной политики белорусского государства. На фоне снижения общей смертности и улучшения ряда показателей здоровья населения сохраняется высокий уровень смертности лиц трудоспособного возраста, особенно среди мужчин. Отмечается значительный разрыв по показателям здоровья городского и сельского населения, между мужчинами и женщинами. Уровень рождаемости недостаточен для количественного воспроизводства населения страны. Отмечается увеличение численности пожилых людей и их доли в общей численности населения. Сохраняется нестабильность брачных и семейных отношений, происходит снижение ценности семейного образа жизни и связи поколений.

Для анализа медико-демографических проблем в редакции журнала «Здравоохранение. Healthcare» прошел круглый стол с участием медицинской общественности, социологов, экономистов, представителей Белорусской православной церкви. С его материалами можно ознакомиться на сайте zdrav.by.

 

Ю. Г. Дегтярев, зам. главного редактора журнала «Здравоохранение. Healthcare», доктор медицинских наук:

— Беларусь занимает 17-е место в Европе и 92-е в мире по численности населения. С 1993 г. численность населения Беларуси снижается, на начало 2019 г. составила 9 475 174 человека. Средний возраст городского населения 38,8 года, сельского — 34,6. По прогнозу экспертов ООН, к 2100 г. население Беларуси может сократиться до 7,6 млн жителей. Существующая ситуация в структуре населения страны обусловлена исторически сложившимися и современными тенденциями рождаемости, развития брачных, семейных отношений, института семьи, состоянием системы здравоохранения. Беларусь — первая страна на постсоветском пространстве, которая поставила задачу преодоления проблем, связанных с растущей депопуляцией и демографическим кризисом. В соответствии с Законом Республики Беларусь от
4 января 2002 г. № 80-З «О демографической безопасности Ре­спублики Беларусь» разработана и реализуется Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь, цель которой — стабилизировать численность населения путем увеличения рождаемости и продолжительности здоровой жизни в интересах устойчивого развития страны. Одним из заказчиков, разработчиков и исполнителей национальной программы в области здоровья населения является Министерство здравоохранения Республики Беларусь. Людмила Анатольевна, каких результатов в стабилизации демо­графической ситуации достигла служба охраны материнства и детства?

Л. А. Легкая, начальник отдела медицинской помощи матерям и детям Главного управления организации медицин­ской помощи, экспертизы, обращений граждан и юридических лиц Министерства здравоохранения Республики Беларусь:

— Основным программным документом в нашей работе с 2016 г. является государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь». Это первая программа, в которой составляющая здоровья народа представлена объемно и последовательно, включены индикаторы, методика расчета. Подробнее остановлюсь на подпрограмме «Семья и детство», на значимых для нашей службы показателях. Одним из целевых показателей подпрограммы является стабилизация младенческой смертности.
В 2018 г. коэффициент младенческой смертности составил 2,4. С 1991 по 2018 г. она снизилась почти в 5 раз. Данные показателей младенческой смертности в 2011 г. подтверждены экспертами ВОЗ.

Многие из вас бывают в отделениях реанимации и видят «космическое» оборудование, благодаря которому, а также технологиям и, конечно, нашим специалистам выхаживают недоношенных детей с низкой и экстремально низкой массой тела, детей с тяжелыми заболеваниями.

За этот период в 4,7 раза снизился показатель смертно­сти детей до 5 лет. Детская смертность достигла рекордно низких цифр и составила 28 на 100 000 детского населения с рождения до 17 лет. С 2012 г. значительно снизился показатель смерти детей от внешних причин и в 2018 г. он составил 7,3 на 100 000 детского населения.

Должны использоваться все возможности для предотвращения смертности детей от внешних причин. Благодаря поддержке ЮНИСЭФ и ВОЗ, была разработана стратегия, планы профилактики детского травматизма. Совместная работа позволила достичь положительных результатов.

В прошлом году было зарегистрировано 3 случая материнской смертности. Каждый такой случай рассматривается как чрезвычайная ситуация, разбирается на всех уровнях с целью выработки подходов оказания медицинской помощи. Разбор критических случаев в акушерстве позволил сделать прорыв в работе службы охраны материнства и детства. Сейчас четко работает комиссия, рассматриваются тяжелые клинические случаи без указания фамилий пациенток, организации здравоохранения. Анализ проводится не с точки зрения наказания, критики, а с целью предотвращения таких ситуаций и недопущения ошибок. Это хорошая школа для врачей.

Остановлюсь подробнее на общих тенденциях в здоровье детей. Низкая младенческая и детская смертность требуют определенных подходов в реабилитации, развития службы раннего вмешательства. Из родильного дома ребенок переводится под наблюдение в поликлинику. При выявлении нарушений здоровья или риска их развития ребенку будет оказана ранняя помощь в соответствии с приказом по организации раннего вмешательства. С 2005 г. отмечен рост показателей первичной детской инвалидности. В 2018 г. он составил 21,7 на 10 000 детского населения. Несмотря на это, тяжесть первичной детской инвалидности ежегодно снижается приблизительно на 3%. Мы прилагаем все усилия для того, чтобы ребенок с инвалидностью социализировался и имел высокое качество жизни.

Показатель заболеваемости детей за последние 15 лет существенно не изменился. Показатели первичной и общей заболеваемости остались на уровне 1,8 и 2,0 соответственно на 1000 детского населения, однако изменилась ее структура. За последние 5 лет увеличилась доля болезней глаз на 21%, травм на 3,7%, инфекций на 12%, болезней уха на 10%, болезней КМС на 14%, ВПР на 14,5%. Отмечено снижение доли болезней органов пищеварения и психических расстройств на 20%.

При относительно стабильном уровне заболеваемости сахарным диабетом среди детей отмечено изменение его возрастной структуры: раньше превалировала возрастная группа 15—17 лет, потом от 10 до 17 лет, сейчас дети раннего возраста 0—4 года. Это требует индивидуального подхода, адекватной инсулиновой терапии, использования современных систем мониторинга гликемии.

Говоря о здоровье женщин, стоит сказать о современных тенденциях. Женщины стали рожать позже. Возраст рождения первого ребенка стремительно приближается к 29 годам, последующие дети рождаются после 30 лет. К такому возрасту у женщин чаще имеется соматическая патология, которая может влиять на течение беременности, поэтому ведение беременности диктует свои особые условия. В прошлом году вышли новые клинические протоколы, которые разрабатывались большой группой специалистов с учетом европейских и российских подходов, мнений экспертов в различных сферах медицины. Третий год подряд мы отдаем на экспертизу международным экспертам наши клинические протоколы. Впервые вышел клинический протокол по ведению нормальных родов.

Структура заболеваемости беременных не изменилась. В основном это анемия, заболевания щитовидной железы, мочеполовой системы, угроза прерывания беременности. При анализе мы ориентируемся не на заболевание и на его влияние, а на исход беременности и родов. При планируемой беременности исходы бесспорно благоприятнее. Мы вместе с педагогами, родителями должны работать с молодежью, объяснять, что репродуктивный потенциал и его реализация имеют значительно лучший прогноз при рождении ребенка в возрасте с 19 до 24 лет. В Беларуси рожают женщины с любой патологией, к беременности противопоказаний нет. Около 40 женщин уже родили после операции по трансплантации органов. Медицина сегодня высокотехнологична, поэтому женщина в любом случае должна иметь возможность реализовать свои репродуктивные права, а задача медицины помочь ей в этом. Эти тенденции имеют свое значение для совершенствования службы охраны материнства и детства. Высокие технологии внедряются в акушерство на всех уровнях. Тяжелым пациенткам медицинская помощь оказывается на 3-м или 4-м уровне, то есть областном или республикан­ском. Такая система выстроена еще с начала 1990-х гг., она себя оправдала, имеет результат, остается вносить только некоторые организационные коррективы.

Ю. Г. Дегтярев:

— В Беларуси низкая младенческая и материнская смертность, что соответствует уровню западноевропейских стран. Даже в США при родах ежегодно умирает около 700 женщин при финансировании здравоохранения в десятки раз выше, чем в Беларуси. За счет чего в нашем государстве достигнуты такие результаты?

Л. А. Легкая:

— Снижение уровня младенческой и материнской смертности стало возможным благодаря выстроенной государственной политике, стабильному бюджетному финансированию, приоритету службы охраны материнства и детства, обеспечению наблюдения во время беременности и родов (практически 100% родовспоможений проходит в организациях здравоохранения), созданной разноуровневой системы организации перинатальной помощи. Четко работают выездные реанимационные бригады на местах и бригады РНПЦ «Мать и дитя» при возникновении критической ситуации, высокий уровень подготовки и практических навыков имеют специалисты. На обучающем семинаре «Школа главного акушера-гинеколога» рассматриваем все проблемные случаи и проводим мастер-классы. Только комплексные меры могут привести к высоким результатам.

Ю. Г. Дегтярев:

— Екатерина Анатольевна, Вы участвовали в разработке концепции Национальной программы демографической без­опасности Республики Беларусь. Какие факторы, кроме медицинских, влияют на демографическую ситуацию в стране?

Е. А. Антипова, зав. кафедрой экономической и социальной географии Белорусского государственного университета, доктор географических наук, профессор:

— На наш взгляд, один из ключевых концептов разработки национальной программы демографической безопасности — это ее междисциплинарность. Достигнутые успехи в решении проблем демографической ситуации в стране связаны в том числе с тем, что при разработке программы, ее основных методических подходов, выборе целевых показателей и их пороговых значений Министерство труда и социальной защиты обращалось к широкому кругу экспертов, среди которых были демографы, экономисты, социологи, медики, геодемографы. Белорусский государственный университет исторически в лице нашей кафедры готовит демографов для Беларуси. Многолетний опыт подготовки специалистов и трудоуст­ройства их на рынке труда Беларуси свидетельствует о том, что одним из инструментов регулирования демографической ситуации в стране является повышение уровня демографической культуры и образования. Наша кафедра готовит квалифицированных специалистов, которые могут наблюдать и анализировать демографическую ситуацию комплексно, делать выводы о международных тенденциях демографиче­ских процессов. Мы изучаем и сравниваем демографические процессы с использованием международных баз данных ООН и можем наблюдать, как меняется система международных индикаторов для их оценки и какие международные индикаторы являются в тот или иной период наиболее важными для оценки демографической безопасности страны. Национальную программу демографической безопасности, разработанную до 2015 года, можно назвать в каком-то роде пионерной на постсоветском пространстве. Это объясняется, например, введением в терминологический оборот инновационного в годы разработки термина «демографическая безопасность» и приданием ей ранга в системе национальной безопасности. Это сильная конкурентная позиция нашей страны. Ряд российских экспертов перенимают белорусский опыт, в том числе и для оценки региональной демографической безопасности.

Ю. Г. Дегтярев:

— ВОЗ осуществляет мониторинг региональной и глобальной демографической ситуации, изучает ее тенденции. Как ВОЗ оценивает проводимые республикой мероприятия и какие рекомендации дает по обеспечению демографической стабильности?

В. З. Русович, координатор программ общественного здравоохранения странового офиса ВОЗ в Республике Беларусь:

— ВОЗ считает, что каждая смерть, которая наступает до 70 лет, — преждевременная. С точки зрения всех международных организаций, в Беларуси очень большая разница в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами. В среднем белорусская женщина живет 79 лет, мужчина — 69. Иными словами, сегодня в Беларуси обычный мужчина погибает преждевременно. С точки зрения ВОЗ, основная причина смертности белорусов — неинфекционные болезни (сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, сахарный диабет, хроническая обструктивная болезнь легких) и во вторую очередь травматизм. В прошлом году ВОЗ опубликовала важный отчет «Профилактика неинфекционных заболеваний и борьба с ними в Беларуси: аргументы в пользу инвестирования» по итогам проведенного исследования распространенности факторов риска неинфекционных заболевания в Беларуси STEPS в рамках финансируемого Европейским союзом проекта «БЕЛМЕД». По оценкам ВОЗ, в Беларуси от неинфекционных заболеваний ежегодно умирает чуть больше 120 000 человек. Это значит, каждый день, включая сегодняшний, умирает более 300 человек. Из них сегодня в Беларуси около 50 человек умрет от заболеваний, связанных с употреблением алкоголя, которое включает инфаркты, инсульты и сердечную недостаточность, 8 разновидностей рака, вызываемых алкоголем (рак гортани, желудка, толстого кишечника и так далее), преднамеренного и непреднамеренного травматизма в результате алкогольной интоксикации, а также смертей в результате случайных отравлений алкоголем. Еще 40 человек сегодня умрут от заболеваний, связанных с курением. Как и в ситуации с вредным употреблением алкоголя, ни в одном свидетельстве о смерти не будет написано, что человек умер от табака или курения. Там будет указано, что смерть наступила от сердечно-сосудистых заболеваний, одной из 28 локализаций рака, связанных с курением или хронической обструктивной болезнью легких, основная причина которой — курение. Таким образом, 1/3 смертей в Беларуси возможно предотвратить, целенаправленно воздействуя на снижение употребления алкоголя и табака. Как это сделать? Согласно последнему STEPS-исследованию в Беларуси, только по мужскому курению Беларусь третья в Европе после закавказских республик, с распространенностью 48%. Нужно отметить достигнутый небольшой прогресс: 10 лет назад в Беларуси курили 56% мужчин. Даже при уменьшении интенсивности курения на каждый процент достигаются значительные изменения в снижении заболеваемости и смертности от неинфекционных заболеваний. Согласно STEPS-исследованию, в Беларуси каждый 3-й мужчина и каждая 10-я женщина отметили случаи эпизодического употребления в больших количествах (более 6 стандартных единиц, где 1 единица равна 10 г чистого спирта, или 30 мл крепких спиртных напитков, в течение одного повода) алкоголя в течение последнего года. Это наиболее опасный тип его употребления. Сложившийся в Беларуси тип употребления алкоголя с преобладанием крепких спиртных напитков и высоким процентом эпизодического употребления алкоголя в больших количествах резко отличается от европейского. Это приносит колоссальный дозозависимый вред с точки зрения общественного здравоохранения.

Хотелось бы рассказать о разноплановых, но напрямую связанных с демографической безопасностью рекомендациях ВОЗ для Беларуси, которые направлены на решение демо­графических проблем, уменьшение смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение ее качества. Все эти рекомендации ВОЗ относятся к так называемым bestbuys (оптимальные по затратам) мероприятиям с точки зрения оценки «затраты — эффективность», а некоторые приносят дополнительные поступления в государственный бюджет для дальнейшего инвестирования в здоровье. Глобальный отчет ВОЗ в отношении профилактики неинфекционных заболеваний так и называется «Спасение жизней — снижение затрат. Стратегические меры борьбы с неинфекционными заболеваниями». Действительно, мало таких ситуаций, когда международные организации предлагают высокоэффективные меры для спасения жизней и укрепления здоровья, которые при этом приносят дополнительные средства в государственный бюджет. ВОЗ рекомендует Беларуси реформы в 6 направлениях, которые касаются в основном снижения факторов риска неинфекционных заболеваний.

Давайте их разберем с точки зрения жизненного цикла. Прежде всего ВОЗ рекомендует обратить внимание на уровень исключительного грудного вскармливания. Международная цель — 60% матерей должны вскармливать грудью ребенка до возраста 6 мес. Это важно для предотвращения многих факторов риска, в том числе для снижения вероятности возникновения избыточного веса и ожирения в подростковом возрасте. Исключительное грудное вскармливание означает, что ребенок получает только грудное молоко. Он не получает никаких других жидких или твердых веществ, даже воду, за исключением перорального регидратационного раствора или капель/сиропа, содержащих витамины, минералы или лекарства.

В этом году ЮНИСЕФ будет проводить в Беларуси очередное международное исследование MICS, которое позволит уточнить эти цифры в 2019 г. Однако согласно последнему исследованию MICS (2012 г.), которое позволяет сравнивать страны между собой, только 9% женщин в Беларуси до
6 мес кормят своего ребенка исключительно грудью. Это предполагает необходимость дальнейшего продвижения в республике исключительно грудного вскармливания до достижения ребенком возраста 6 мес.

Вакцинация и традиционно высокие уровни охвата являются огромными преимуществами белорусской системы здравоохранения, которые нужно сохранить всеми силами. ВОЗ призывает Беларусь сохранить существующий уровень вакцинации детей в рамках действующего календаря и добавить вакцинирование против вируса папилломы человека (ВПЧ) в качестве бесплатной вакцины. Это самая эффективная мера против рака шейки матки и заболеваний мужчин и женщин, вызванных ВПЧ.

Президентом Республики Беларусь подписан Декрет, касающийся вопросов совершенствования оборота и потребления табачных изделий, электронных систем курения и си­стем для потребления табака, который вступает в силу с
27 июля 2019 г. По расчетам ВОЗ, данные меры позволят снизить распространенность курения в Беларуси на 11—12% в течение 40 лет. Это, казалось бы, небольшое снижение предотвратит 116 000 смертей среди населения Беларуси в течение 40 лет. Другой эффективной мерой, рекомендуемой ВОЗ, которая неоправданно сложно внедряется в Беларуси, но приносит дополнительное поступление в бюджет, является повышение акцизных налогов минимум до 75% от стоимости пачки сигарет. Сегодня в Беларуси акцизный налог составляет 35% — это в 2 раза ниже, чем рекомендует ВОЗ. Здесь вступают в конфликт табачная индустрия и общественное мнение. По самым скромным расчетам Всемирного банка, при ежегодных поступлениях в бюджет Беларуси 500 млн долларов США от табачных акцизов, республика тем не менее теряет каждый год еще 200 млн долларов дополнительных поступлений из-за очень низких акцизов. Высокие цены на сигареты — самая эффективная мера по предотвращению ра­спространения курения среди молодежи. Лучший пример — Австралия, где пачка сигарет стоит 20 долларов. Правительство объявило, что в течение 5 лет цена вырастет до
30 долларов, а к 2030 г. континент будет объявлен свободным от курения (распространенность потребления табака составит менее 5%). Для тех, кто уже курит, важно, чтобы представители первичного звена проводили квалифицированное мотивационное индивидуальное консультирование, которое помогает бросить курить и спасти жизни. Для Беларуси ВОЗ рекомендует использовать опыт стран Западной Европы, где пациентам, которые хотят бросить курить, доступна финансовая компенсация никотинозаместительной терапии и приобретение никотиновых пластырей или жевательных резинок. В Беларуси пока такая компенсация отсутствует.

Следующие важные для Беларуси рекомендации касаются подросткового здоровья и использования психоактивных веществ. Исследование ЮНИСЕФ обнаружило большую брешь в белорусском законодательстве в отношении ограничений по продаже алкоголя и табака несовершеннолетним в возрасте до 18 лет. Это важный момент, который касается доступности курения и алкоголя в торговой сети для подростков. По данным МВД, на официальном учете в милиции состоит 14 000 подростков, которые попали в поле зрения милиции при упо­треблении алкоголя. Как вы думаете, сколько точек продаж алкоголя лишили лицензии? Ни одной. Почему? Причина в том, что в Беларуси ответственность за продажу несовершеннолетним алкогольных напитков и табака несет только конкретный продавец, а не администрация или собственник магазина. Исследование показало, что это ограничение выполняется в Беларуси очень слабо. ВОЗ рекомендует увеличить ответственность собственников за реализацию алкоголя и табачных изделий несовершеннолетним. По исследованию ЮНИСЕФ, 40% курящих подростков, и 25% тех подростков, которые употребляют алкоголь, могут приобрести спиртное и сигареты без предъявления паспорта. Для Беларуси с учетом международного опыта Швеции можно предложить двухступенчатое ограничение возраста продажи алкоголя. Скандинавская модель разрешает употреблять алкоголь любой крепости людям, достигнувшим 18 лет, в баре или кафе, а также до достижения 18 лет — в присутствии родителей. При этом собственники кафе несут ответственность и обязаны прекратить продажу алкоголя при возникновении выраженных признаков опьянения у своих клиентов. Эта же модель предполагает, что продажа крепких алкогольных напитков (свыше 5%) в розничной сети возможна только лицам старше 20 лет. ВОЗ рекомендует для Беларуси поднимать акцизные налоги в зависимости от уровня содержания алкоголя. Скандинавская модель предполагает, что крепкие спиртные напитки облагаются почти 10-кратным налогом по отношению к акцизам для слабоалкогольных напитков. Это объясняется дозозависимым вредом алкоголя. Спорным для Беларуси, в отличие от многих стран Европы, остается вопрос ограничения розничных продаж алкоголя по времени (ночное время) и месту (только в торговых точках, гарантирующих непродажу алкоголя несовершеннолетним).

Важный аспект в демографической безопасности касается рекомендаций по питанию. Исследование STEPS показало, что белорусы употребляют в 2 раза больше соли, чем советуют международные организации. ВОЗ рекомендует указывать количество соли на упаковке продуктов, изменить рецепты в столовых, технологии приготовления пищи. Сюда же относятся рекомендации ВОЗ, имплементированные в некоторых странах, по введению дополнительного налога на сладкие газированные напитки с высоким содержанием сахара в качестве меры борьбы с детским ожирением.

Следующие рекомендации ВОЗ касаются изменений скоростного режима в пределах городов и населенных пунктов: ограничить скорость в городах до 50 км/ч. Сейчас в Беларуси разрешенная скорость составляет 60 км/ч, и, как показывает практика, штрафные санкции применяют начиная с 67 км/ч. Почему это плохо? ВОЗ оперирует следующими научно обоснованными фактами: в городах снижение скорости среднего потока на 10 км/ч приведет к сокращению на 40% травматизма и смертности среди незащищенных участников дорожного движения (велосипедисты и пешеходы). Эти рекомендации внедрены в странах Европейского союза, в том числе в Прибалтийских странах и Польше. Кроме того, скорость не выше 50 км — это самое главное условие начала велосипедного движения в городах. Именно с этим ограничением связана безопасность, выравнивание попутных потоков между различными видами транспорта. Как следствие, если снизить разрешенную скорость по городу до 50 км/ч, то на проезжей части можно обозначать велодорожки и люди смогут добираться на работу на велосипеде. Например, согласно сегодняшним правилам движения, Беларусь — практически единственная страна в мире, где велосипедистам официально запрещено передвигаться по дорогам городов (только по велодорожкам и тротуарам). Езда на велосипеде обеспечивает профилактику депрессии, сахарного диабета, избыточного веса. Это простое изменение, которое несложно сделать, чтобы сохранить жизни, теряемые одновременно в результате травматизма и неинфекционных заболеваний.

Наконец, существуют рекомендации ВОЗ для Беларуси, направленные на оптимизацию системы лечения сердечно-сосудистых заболеваний, — «Обзор организации неотложной помощи и реабилитации при инфарктах и инсульте в Беларуси». По мнению ВОЗ, в республике для эффективной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний не хватает си­стемы компенсации стоимости амбулаторного лечения по
3 группам препаратов, а именно: для снижения давления, уровня холестерина крови у пациентов с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний и использования при никотинозаместительной терапии. Бесплатная медицинская помощь — это большое достижение белорусской системы здравоохранения, которое нужно сохранить, но Беларусь уже отстает от соседних стран по обеспечению компенсации стоимости лечения артериальной гипертензии, повышенного уровня холестерина, что входит в понятие ВОЗ о «всеобщем охвате медицинской помощи». Например, Украина уже в 2017 г. нашла возможность бесплатного обеспечения нуждающихся пациентов этими препаратами, страны Прибалтики делают это уже более 20 лет, в странах Западной Европы такое обеспечение считается основной формой профилактики сердечно-сосудистых заболеваний для тех, у кого есть высокий риск развития таких заболеваний. В Беларуси (так сложилось с советских времен) компенсировали только 6 мес применения антигипертензивных препаратов при возникновении инфаркта, инсульта или наличии инвалидности, что является недостаточным с точки зрения эффективной борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Ю. Г. Дегтярев:

— Проблему демографической стабильности необходимо рассматривать также в сфере нравственного сознания и духовной жизни человека. В Белорусской православной церкви создана Синодальная комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Отец Павел, каким образом церковь может повлиять на демографическую ситуацию в республике? Существует ли программа конкретных правовых и церковно-общественных решений демографической проблемы?

П. Ю. Сердюк, председатель Синодальной комиссии Белорусской православной церкви по вопросам семьи, защиты материнства и детства, протоиерей:

— Хотелось бы рассказать о мерах и возможных меро­приятиях по совершенствованию нашей национальной демо­графической модели. При составлении перечня рекомендаций, приводимых ниже, мы руководствовались кризисным демографическим положением в стране, существующим международным опытом, нежелательностью использования за­претительных механизмов и долгосрочностью демографиче­ских циклов (исчисляемых не столько в годах, сколько в поколениях). Принимался в учет и тот факт, что меры сугубо экономического характера, к сожалению, обладают слабой и кратковременной эффективностью. По мнению демографов, уровень рождаемости в решающей степени определяется психолого-мировоззренческими мотивами. На фоне разнообразия позитивных, но фрагментарных, зарубежных практик ни одна страна в мире до настоящего времени не проводила попыток реализации комплексной, системной и долгосрочной семейно-демографической политики, направленной на преодоление депопуляции населения. Как правило, во всех государствах, где принимались меры, направленные на повышение рождаемости, все сводилось исключительно к улучшению материальных условий семей. В то же время негативная демографическая динамика в Республике Беларусь ставит общество и государство перед острой необходимостью разработки принципиально новой модели указанной выше политики. Опираясь на исследования авторитетных экспертов, считаем необходимыми условиями (направлениями) такой политики следующие.

  1. Дифференциация мер семейно-демографической политики. Как следует из эмпирических данных, системная политика в данной сфере не должна содержать единые (универсальные) меры в отношении всех типов семей. Учитывая специфику различных семейных типов, наиболее эффективный способ повышения рождаемости состоит в разработке целевых «социальных пакетов» для отдельных категорий семей: молодая семья, многодетная семья, расширенная семья, неполная семья и так далее. Аналогичный подход в наши дни успешно практикуется во Франции и Монголии.
  2. Пересмотр системы пенсионного обеспечения. Низкая рождаемость и стремительное старение населения подрывают жизнеспособность существующей в развитых странах системы пенсионного обеспечения, что вполне очевидно, поскольку эта система была задумана Отто фон Бисмарком в эпоху высокой рождаемости и исходила именно из нее. Более того, существует компетентное мнение, что именно государственные пенсии в свое время стали «детонатором» рождае­мости, поскольку фактически «убили» экономическую мотивацию к деторождению. В этой связи привлекает внимание идея привязки размера государственной пенсии к числу рожденных (усыновленных) детей. Не так давно такая постановка вопроса возникла в недрах правящей партии Казахстана «Нур Отан».
  3. Введение семейного компонента на всех уровнях образования. Это направление, которое во многом реализовывается приходами, священнослужителями, епархиальными отделами по вопросам семьи. Вы можете почитать на tut.by, какое недовольство поднялось по поводу уроков «Основы православной культуры» на Новогрудчине. Это не реакция светского общества, это попытка вновь приклеить так усиленно отрывающийся ярлык церковного невежества. Мы можем находиться в спокойном диалоге с любым обществом, с любыми людьми. Данное направление, введение семейного компонента в образование, включает два вектора. Первый подразумевает внедрение семейно-ориентированного предмета в обязательные образовательные программы дошкольных учреждений, средних школ и вузов. В Министерстве образования подобный факультатив разработан, остается открытым вопрос о том, кто будет его преподавать. Очень важен момент личной мотивации педагога. Второй вектор направлен на интеграцию семейных знаний и навыков в образовательную программу в целом, включая общегуманитарные дисциплины (однако, ими не ограничивается). Подобный опыт, несмотря на его фрагментарность, положительно зарекомендовал себя в Турции, Малайзии, Южной Корее и ряде других государств. Для Беларуси образовательно-просветитель­ское направление семейно-демографической политики особенно актуально, так как значительная часть детей лишена полноценного семейного опыта (поло-ролевых родительских и супружеских моделей), поскольку проживает в неполных семьях.
  4. Радикальное увеличение просемейного контента в эфире СМИ. Уже неоднократно встречаемся в аудитории, где обсуждаем такие вопросы, но я никогда не вижу представителей Министерства информации. Сегодня медийное поле — главный инструмент формирования мировоззренческих установок и ценностей в том числе. Учитывая колоссальную роль телевидения и других СМИ, формирующих современный образ жизни и социальные модели для подражания, представляется целесообразным, с одной стороны, проведение предварительной фамилистической экспертизы всех медиа­продуктов, а с другой — формирование государственного заказа на производство семейных фильмов, телесериалов, телепрограмм (включая ток-шоу), социальной рекламы, историй успеха (озвученных национальными лидерами мнений).
  5. Снижение числа абортов. По мнению экспертов, устойчивое повышение рождаемости, в то время когда страна является одним из мировых лидеров по числу ежегодно совершаемых абортов, невозможно по определению. Исключая государственный запрет на прерывание беременности, мы готовы предложить целый комплекс мер, способных в перспективе привести к сокращению числа абортов на 80—90%. Приведем лишь одну из возможных мер, зарекомендовавшую себя в некоторых штатах США. Речь идет о визуализации плода на ранних сроках (показ беременной женщине, желающей сделать аборт, динамического изображения ее внутриутробного ребенка) на современном ультразвуковом оборудовании. Такое оборудование сегодня имеется в подавляющем большинстве белорусских родовспомогательных учреждений.
  6. Профилактика разводов. На сегодня это один из ключевых факторов, сдерживающих демографическое развитие. При этом опыт Ирландии, Польши и других стран показывает, что проблема разводов (носящая в Беларуси характер эпидемии) поддается эффективному регулированию. В качестве одного из решений предлагается создание сетевой структуры семейных консультаций при участии системы органов ЗАГС, Православной Церкви и ряда профильных ведомств. Многочисленные исследования доказывают, что более 60% разведенных со временем утверждают, что первый брак надо было сохранить любой ценой. Основная целевая группа:
    молодые семьи со стажем семейной жизни менее 5 лет, на которые приходится 70—80% всех разводов.
  7. Просемейная градостроительная и жилищная политика. Как известно, жилищные условия также выступают одним из факторов, влияющих на репродуктивное поведение. Известный западный демограф Алан Карлсон одним из важнейших направлений антидепопуляционной демографической стратегии называет проведение «жилищной политики, реставрирующей связь семьи с землей».

В отличие от мер монетарного стимулирования в виде пособий и льгот, массовая смена типа поселения — с многоэтажного (урбанистического) на малоэтажный воздействует непосредственно на образ жизни и ментальные установки. Есть множество исторических и современных примеров, доказывающих высокую роль стратегии расселения в демографическом развитии. Так, результаты целого ряда исследований, проведенных в Москве, Новгородской и Самарской областях в 2003—2005 гг., свидетельствуют о том, что более высокая оценка собственных жилищных условий связана с более высокими репродуктивными установками. Характерной особенностью российских регионов с наиболее высокими показателями рождаемости (Алтай, Бурятия, Дагестан,
Ингушетия, Тыва, Чечня) является более высокая, чем в среднем по стране, доля семей, проживающих в малоэтажных частных домах, в то время как самые низкие показатели рождаемости наблюдаются в наиболее урбанизированных регионах (Москва, Санкт-Петербург, Ивановская, Смоленская,
Ярославская области).

В случае заинтересованности, мы готовы представить развернутый комплекс мер и поэтапный план действий по всем указанным выше направлениям и по целому ряду других аспектов, представляющих важность в рамках формирования эффективной семейно-демографической политики.

Ю. Г. Дегтярев:

— В 2008 г. создано общественное благотворительное объединение «Центр поддержки семьи и материнства «Матуля»
при Минской епархии Белоруской православной церкви, целью которого является организация работы по предупреждению абортов и распространению идеала здоровой многодетной семьи. Екатерина Александровна, что лежит в основе работы центра «Матуля»?

Е. А. Гуреева, ответственный секретарь Синодальной комиссии Белоруской православной церкви по вопросам семьи и защиты материнства и детства, юрист ОБО «Центр поддержки семьи и материнства «Матуля»:

— Восемь психологов нашего общественного объединения проводят предабортное консультирование в Минске. Летом мы принимали участие в недельном марафоне «Родильный дом, доброжелательный к семье». Акция была направлена на получение парами, которые готовятся стать родителями, бесплатной правовой, психологической и медицинской помощи. Проводились экскурсии по родильным домам, лекции различных специалистов. В итоге через онлайн-голосование выбирали лучший родильный дом Минска. Совместно с комитетом по здравоохранению Мингорисполкома мы реализовали проект «Ты не одна», благодаря которому беременным оказывается помощь в кризисных ситуациях. Была создана специальная онлайн-карта, на которой представлены всевозможные виды помощи. В нее включена наша общественная организация и комиссия Белорусской православной церкви по вопросам семьи. На базе Минской духовной академии уже второй год осуществляется бесплатная духовная, психологическая и правовая помощь семьям, находящимся в кризисной ситуации. Благодаря таким локальным акциям реализуется межведомственное взаимодействие. На базе Минского областного института развития образования ежегодно проводится семинар с выдачей сертификатов государственного образца для специалистов, которые занимаются предабортным консультированием. Мы принимали участие в VI форуме «Святость материнства». Работает горячая республиканская линия, на которую обращаются женщины в различных трудных жизненных ситуациях. У нас есть приют, где принимаем беременных женщин, работаем с ранним материнством. Особенно остро стоит вопрос с беременными несовершеннолетними девочками-сиротами, которых негде поселить и нет возможности содержать в стенах учебного учреждения. Так как я сама являюсь многодетной матерью, могу отметить важность работы над изменением образа многодетной семьи. Всеми возможными способами уходить от ассоциаций с социально опасным положением. С Министерством образования и несколькими центрами, дружественными подростку («Юникс», «Ювентус») мы заключили договоры, выступаем там с лекциями и другими образовательными мероприятиями. Посещение — всегда по желанию, но у нас уже есть своя аудитория слушателей. Активно взаимодействуем с министерствами труда и социальной защиты, здравоохранения, внутренних дел, а также комитетом по здравоохранению Мингорисполкома. Очень хотелось бы создать контакты с министерствами культуры и информации.

Ю. Г. Дегтярев:

— Георгий Игнатьевич, Вы более 60 лет занимались не только лечением, но организацией и руководством акушер­ско-гинекологической службы республики. В чем Вы видите проблемы общественного здоровья в республике?

Г. И. Герасимович, заслуженный деятель науки Республики Беларусь, профессор кафедры акушерства и гинекологии БГМУ, доктор медицинских наук:

— Сегодня мы много говорим о том, что делается. Но хотелось бы услышать о результатах работы. В Беларуси очень хорошо лечат, выхаживают недоношенных детей, корректируются тяжелые патологии. Подходы к лечению продолжают совершенствовать. Но недостаточно развита профилактика заболеваний, которая требует больших затрат: государственных, профессиональных, финансовых.

Хотелось бы также озвучить критическое замечание в отношении протоколов. Они очень важны для начинающего врача, для решения спорных вопросов, но противоречат индивидуальному подходу. Кто должен разрабатывать индивидуальные схемы лечения? Этим может заниматься профессура, доценты или заместитель главного врача по медицинской части. Но они тоже работают по протоколам, и каждое отклонение должно быть письменно врачом объяснено. Безусловно, протоколы нужны, но требуется реформирование метода их использования. Система индивидуального лечения должна быть организована легче и проще.

Демографическому кризису свойственны повторы. Очень низкая рождаемость в Беларуси была в 2002—2004 гг., родилось мало детей и еще меньше девочек. Из-за этого через некоторое время кризис повторится.

Ю. Г. Дегтярев:

— Институт экономики НАН Беларуси участвует в научном обеспечении проводимой в стране социальной и экономической политики, осуществляет прикладные исследования. Виолетта Руслановна, как социологи участвуют в решении проблемы демографической ситуации в республике?

В. Р. Шухатович, зав. отделом социологии социальной сферы Института экономики НАН Беларуси, кандидат социо­логических наук:

— Опыт социальной политики Беларуси показывает, что консолидация усилий государства и общества позволяет существенно уменьшить остроту демографических проблем и найти продуктивные способы их решения. Солидарная ответственность за здоровье повышает эффективность осуществляемых мер и мероприятий, а рассогласованность действий может привести к утрате инвестиций в человеческий капитал.

В настоящее время среди причин смертности доминируют социально обусловленные причины смерти. Это обстоятельство во многом объясняет востребованность социологов при разработке мер демографической политики.

Институт социологии НАН Беларуси с 2002 г. в рамках государственных программ активно сотрудничает с Республиканским центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. За период с 2002 по 2017 г. по заказу РЦГЭиОЗ были проведены экспертные опросы и опросы населения Республики Беларусь, направленные на изучение самосохранительного поведения населения и поведенческих факторов риска: неправильного питания, избыточного веса, табакокурения, злоупотребления алкогольными напитками, потребления наркотических и психоактивных веществ. Разработанные социологами предложения и рекомендации нашли отражение в программных документах и практической деятельности различных министерств и ведомств. Эти меры привели к улучшению ситуации. Результаты проведенных исследований показывают, что наблюдается рационализация образа жизни населения. В последние годы (2017—2018) именно среди молодежи наблюдается наибольшая распространенность практик здорового образа жизни: высокий уровень самоорганизации, соблюдение баланса труда и отдыха, занятие физической культурой, отказ от вредных привычек (по разным показателям, до 40%).

В результате проведения соответствующих исследований и изучения мнения населения было выявлено, что доминирующим фактором риска для здоровья, согласно самооценке людей, выступает стресс и чрезмерное нервное напряжение. Исследование этой проблемы, изучение социальных и личностных факторов социального стресса и самочувствия, которые проявляют себя латентно, находятся в фокусе
нашего внимания. Мы изучаем прежде всего управляемые факторы, в частности личностные качества и значимые типологические характеристики образа жизни различных социальных общностей и категорий населения.

В рамках междисциплинарных научно-практических семинаров социологи нашего института продуктивно сотрудничают с кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Белорусской медицинской академии последипломного образования. Обсуждение демографических проблем в кругу экспертов различного профиля позволяет рассматривать их в широком гуманитарном контексте, способствует согласованию позиций специалистов по чувствительным аспектам социальных проблем здоровья и здравоохранения — удовлетворенности, доверия, своевременной обращаемости за медицинской помощью, самолечения.

Это общение приводит к пониманию важности социальной профилактики заболеваний, которая осуществляется по самым различным направлениям. В частности, возникает необходимость контроля и мониторинга медиапространства с позиций соответствия системе ценностей белорусского общества, а также необходимость более активного представления в СМИ семейных ценностей, норм и традиций, без которых воспроизводство общества не представляется возможным.

Позитивным является тот факт, что ресурсы отечественного здравоохранения постепенно переориентируются на профилактику заболеваний. Это, несомненно, приведет к позитивному эффекту в долгосрочной перспективе.

В плане возможностей повышения рождаемости важным, на наш взгляд, является внимание к вопросам коммуникации между медицинским сообществом и родителями. Имеется в виду создание профильных сайтов и других форм взаимодействия врачей с целевыми группами населения по вопросам просвещения. Работа, проводимая в настоящее время врачами различных специальностей, интервью ведущих специалистов в СМИ является бесценным вкладом медицинских работников, так как способствует повышению доверия населения медицине, которое, в свою очередь, является важным фактором формирования мотивации к рождению детей и свое­временному обращению за медицинской помощью.

Согласно национальным опросам, для большинства жителей Беларуси идеальным для семьи является два-три ребенка. Главное — предоставить возможность всем желающим осуществить их репродуктивные права, планы и мечты. Если говорить о мерах поощрения рождаемости, то, на наш взгляд, это должны быть нравственно корректные меры. Прежде всего необходимо оказывать поддержку мотивации рождения детей — медицинскую, экономическую, социальную, а также не допускать стигматизации многодетности. Важно транслировать через СМИ те образцы и примеры семейного образа жизни, которые соответствуют идеалам и ценностям белорусского общества и способствуют их воспроизводству.

Ю. Г. Дегтярев:

— Существенным социальным благом в республике является 3-летний декретный отпуск, что исключает женщину на длительный период из профессиональной деятельности. Не приведет ли это к уходу женщин из профессий?

В. Р. Шухатович:

— На вопрос, стимулирует или препятствует 3-летний декретный отпуск сохранению женщины в профессии, еще предстоит ответить. С одной стороны, рождение ребенка — это стимул к личностному развитию и росту, поскольку происходит переосмысление жизни и переоценка ценностей,
освоение новой социальной роли, осознание своей значимости в продолжении рода, ответственности за жизнь и воспитание родного человека. С другой стороны, несомненно, существует риск депрофессионализации, и если мы обратимся к опыту зарубежных стран, более благополучных в экономическом отношении по сравнению с Беларусью, то увидим, насколько взвешенными и адресными являются меры по поддержке материнства, в том числе, касающиеся сроков после­родового отпуска и материальной поддержки.

Мы должны исходить из реальной ситуации в своей стране (демографической, экономической, в сфере занятости) и постараться не допустить утраты инвестиций в человече­ский капитал — прежде всего в профессиональное образование и здоровье. Очевидно, что необходимы условия для гибкой занятости женщин во время декретного отпуска, доступные возможности делегирования ухода за ребенком специальным службам или детским дошкольным учреждениям. Необходимо предусмотреть какие-то способы дистанционного профессионального образования и повышения квалификации во время декрета.

Эффективность демографической политики во многом связывают с обеспечением адресности и гибкости, то есть способности учитывать существенные для конкретной проблемы и поставленной цели критерии дифференциации. Это одна из наиболее сложных аналитических задач. Необходимо учитывать и статус семьи — количество детей, материальное положение, регион и место проживания, жилищный статус, а также перспективы развития семьи. Эти критерии, или «границы», также важны для выделения целевых групп, являю­щихся потенциальными реципиентами помощи и исследования их мотивации к рождению детей, так как мотивы и стимулы должны быть когерентны. В противном случае может возникнуть ситуация, при которой даже очень затратные меры не будут восприняты в качестве стимула, и это приведет к необоснованным расходам.

Ю. Г. Дегтярев:

— Даже в странах с сильными экономиками наблюдается спад рождаемости, уменьшение численности населения. Анастасия Григорьевна, каким образом социально-экономиче­ские условия и условия жизни влияют на демографические показатели?

А. Г. Боброва, зав. отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук:

— Социально-экономические условия и условия жизни сильно влияют на демографию. Сегодня надежду на рождение второго ребенка возлагаем на женщин в возрасте 30—34 лет, несмотря на то, что увеличивается возраст рождения первого ребенка. Возраст рождения первого ребенка увеличивается, потому что женщины много внимания уделяют образованию, строят карьеру, самореализовываются, стремятся к финансовой независимости. Возможно из-за повышения уровня образования сократилась материнская и младенческая смертность, женщины стали более ответственно относиться к своему здоровью и здоровью ребенка. С ростом уровня образования поднимаются определенные критерии к качеству жизни.

В дифференциацию я бы включила позицию город — село. Городских в 5 раз больше, чем сельских. Сельские женщины отличаются от городских, у них разные требования. В городе важна гибкость занятости. У сельских в приоритете инфраструктура, медицина, возможности для досуга и развития ребенка. Мы разделяем молодые и многодетные семьи. Важно выделить еще и двухдетные семьи. На рождение первого ребенка больше влияют психологические факторы, семью с тремя детьми активно поддерживает государство. А второй ребенок остается без должной социальной поддержки, но многодетная семья невозможна без второго ребенка. Поэтому обсуждаются меры, ориентированные на двухдетную семью как основу. Во Франции суммарный коэффициент рождаемости высокий, там работают экономические, воспитательные меры, социальные, осознание того, что полная семья — это два или три ребенка. Все меры очень гибкие, женщина может сочетать карьеру, семью, образование. На такие схемы ориентируемся и мы.

Хотелось бы отметить несколько положительных моментов в нашей демографической политике. Демографическая безопасность на протяжении 10 лет является частью национальной безопасности, на таком же уровне как экономиче­ская, военная и другие. Сейчас в основе Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016—2020 годы лежит
интеграционный подход. Это инновация не только для нашей страны. Возможно, именно благодаря интеграции демографической программы и программ здравоохранения можно будет ожидать прорыва в решении проблем. Нужно помнить, что результативность выполнения программы, которую в основном увязывают со здравоохранением, зависит и от социальной защиты, и от благоприятной экономической ситуации. Важно при стремлении к увеличению количества населения не потерять в качестве жизни людей. Здоровье должно быть приоритетом.

Ю. Г. Дегтярев:

— В республике увеличивается численность пожилых людей в белорусском обществе. Александр Васильевич, смогут ли геронтологи обеспечить продление жизни и ее достойное качество пожилому населению Беларуси?

А. В. Байда, зав. кафедрой гериатрии и геронтологии БелМАПО, кандидат медицинских наук, доцент:

— Геронтология, гериатрия — особый аспект в жизни нашего общества. Эта особенность определяется  рядом психологических аспектов. Разговор о детях, естественно, насыщен положительными эмоциями. Пожилые, старые люди чаще ассоциируются с определенным негативом, пессимизмом.

Поэтому соглашусь с моими коллегами, которые говорили о важности работы со СМИ: в обществе необходимо создать положительный образ пожилого человека. У того, кто не чтит своего прошлого, нет будущего. А ведь пожилые люди отдали свою жизнь стране, нашему обществу. Они нас воспитали, выучили, дали возможность дальнейшего развития. И забывать об этом мы не вправе. К сожалению, в СМИ пожилой человек чаще представлен в рекламе слабительных средств, в лучшем случае — хондропротекторов. Но я ни разу не видел, чтобы он олицетворял собой жизненную мудрость. А ведь с учетом жизненного и профессионального опыта — это золотой фонд нашего общества. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1991 года четко определены ориентиры работы с пожилыми людьми: обеспечение их независимо­сти, возможности реализации внутреннего потенциала.

Очень важно с точки зрения преемственности поколений, нравственного оздоровления общества привлекать молодежь к уходу за пожилыми людьми. В наших семьях родители чаще заняты поисками заработка, а дети предоставлены сами себе. А ведь пожилые люди могут внести колоссальный вклад в формирование молодежи. За рубежом активно развито волонтерское движение помощи пожилым людям. Бывая там, я видел, как молодые люди на прогулке везли коляски с пожилыми и инвалидами. Они делали это совершенно спокойно, достойно и с чувством уважения. В Беларуси тоже есть много похожих примеров, и это надо активно пропагандировать в СМИ. Работа с пожилыми людьми может принципиально изменить мышление, образ поведения молодого человека, дать ему правильные жизненные ориентиры.

В Беларуси много делается для пожилых людей. Но немало и нерешенных вопросов. Это касается в первую очередь организации питания — колоссального фактора воздействия на организм пожилого человека. Так, в 2008—2010 гг. в Национальном центре продовольствия НАН Беларуси была разработана широкая линейка продуктов питания, которые обладают доказанным геродиетическим и геропротекторным действиями. Основу этих продуктов составляет комплексная обогатительная смесь, которую разработали наши белорусские ученые. Но производство таких продуктов предприятиями пищевой промышленности оказалось нерентабельным
из-за того, что они оказались несколько дороже обычных. Организм пожилого человека имеет значительное отличие от молодого организма. Например, появляется белковая недостаточность. Так, для людей до 60 лет достаточно около 0,7 г белка на килограмм массы тела в суточном рационе питания. Для пожилого же человека это норма почти в 2 раза больше. Хотелось бы, чтобы было организовано сбалансированное питание для пожилых людей, чтобы в магазинах были созданы уголки питания для них и, что немаловажно, по приемлемым ценам. В некоторых странах в торговой сети широко представлены напитки для пожилых людей, обогащенные амино­кислотами, чтобы восполнить недостаток белка. Это также важный фактор предупреждения синдрома старческой саркопении, который характеризуется деградацией поперечнополосатой мускулатуры и ускоренным старением.

Организация надлежащего ухода за пожилыми людьми — серьезный вопрос, и одним медикам его не решить. Поэтому основным ориентиром в международной гериатрии, геронтологии является оказание медико-социальной помощи. Только в сотрудничестве с социальными службами, учреждениями образования и науки, соответствующими общественными структурами мы вправе рассчитывать на положительный результат. Забота о пожилых людях — наш долг перед собой и нашими родителями, это, в конечном счете, наше будущее.

Ю. Г. Дегтярев:

— Марина Викторовна, Вы занимаетесь переподготовкой и повышением квалификации руководителей здравоохранения всех уровней, знакомы с отчетами организаций здравоохранения. Какие тенденции отмечаются при динамическом мониторинге за демографическими показателями в Беларуси?

М. В. Щавелева, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения БелМАПО, кандидат медицинских наук, доцент:

— Мы живет в необыкновенно интересное время. У нас масса проблем и вызовов, с которыми мы сталкиваемся и которые преодолеваем. Складывающаяся проблемная ситуация в сфере демографии и обусловила тематику сегодняшнего круглого стола: рождаемость в 2018 г. — 9,9 на 1000 человек населения, смертность — 12,7. В Беларуси третий год подряд отмечается увеличение естественной убыли населения: от –0,1‰ в 2015 г. до –2,8‰ в 2018-м. Параллельно уменьшается число женщин репродуктивного возраста. Сотрудники кафедры общественного здоровья и здравоохранения считают, что только при межведомственном взаимодействии возможно решение существующих проблем. Широкого распространения здорового образа жизни, уменьшения факторов риска неинфекционных заболеваний только Министерство здравоохранения не добьется. Об этом сегодня говорили многие. Не могу не сказать об одном документе, имеющем международное звучание, — Минской Декларации, принятой в октябре 2015 года на Европейской министерской конференции ВОЗ «Охват всех этапов жизни в контексте положений политики “Здоровье—2020”». Принцип «Охват всех этапов
жизни» состоит, как отмечено в Декларации, из 3 основных компонентов: «действовать как можно раньше» (об этом
прекрасно рассказала Л. А Легкая); «действовать надлежащим образом по отношению к переходным этапам жизни» (вспомним сегодняшние выступления Л. А. Легкой и
А. В. Байды); «действовать сообща, силами всего общества» — об этом говорят все присутствующие за данным столом. В дополнение к словам В. З. Русовича хочу обратить ваше внимание на материалы круглого стола, посвященного результатам доклада ВОЗ «Профилактика НИЗ и борьба с ними в Беларуси: аргументы в пользу инвестирования», прошедшем в апреле прошлого года в Минске под председательством Министра здравоохранения В. А. Малашко и главы странового офиса ВОЗ в Беларуси Б. Бердыклычева. В одном из докладов (А. Куликов, сотрудник штаб-квартиры ВОЗ) были приведены следующие данные (по материалам газеты «Медицин­ский вестник»): «Инвестиции в здоровье населения путем профилактики и контроля неинфекционных заболеваний (НИЗ) приносят колоссальную прибыль. Все равно что положить средства в банк под проценты. Если вложить деньги в сокращение потребления соли, получите 626% годовых, потребления табака — 206%, в профилактику злоупотребления алкоголем — 80%, в физическую активность — 34%. Это скрытый Клондайк, но чтобы добыть такое золото, необходимо использовать межсекторальный подход к профилактике НИЗ». А что мы видим сейчас? — это в дополнение к словам В. З. Русовича о потреблении табака и алкоголя. В госпрограмме «Здоровье народа и демографическая безопасность» планомерно ужесточается ряд целевых показателей, в первую очередь ожидаемой продолжительности жизни при рождении, потребления алкоголя на душу населения (сравните первую и нынешнюю редакции) — это говорит о нашей готовности и возможности справиться со многими вызовами современности. Но по соли все обстоит с точностью наоборот: целевой показатель в редакции 2016 г. — «уменьшение потребления поваренной соли в сутки до 5 грамм»; в редакции от 29 декабря 2017 г. уже написано про 7,5 г. К сожалению, нам пока не удается убедить население, что уменьшение потребления соли — это действительно инвестиция в здоровье.

В сентябре прошлого года на Генеральной Ассамблее ООН заслушивали два вопроса, значимые для здравоохранения, — туберкулез и неинфекционные заболевания. В приведенном ООН перечне факторов риска преждевременной (до 70 лет) смерти на первом месте — нездоровое питание.

В продолжение и окончание темы факторов риска, здорового образа жизни и межведомственного взаимодействия. Существует Национальная стратегия устойчивого развития до 2030 г., одобренная Советом Министров Республики Беларусь, в планах — разработать до 2035 г. В основе стратегии — увеличение продолжительности здоровой и качественной жизни населения.

Ю. Г. Дегтярев:

Уважаемые коллеги, кто хочет дополнить, структурировать замечания по обсуждаемым вопросам?

А. Г. Боброва:

— Благодаря просветительской деятельности, которая проводится на всех уровнях, население стало больше осознавать необходимость придерживаться здорового образа жизни. Каждому в первую очередь самому необходимо отвечать за свое здоровье, думать о себе и своей семье.

В. Р. Шухатович:

— Не первый год более 70% белорусов называют здоровье среди самых главных ценностей. В то же время только 30% открыто заявляют о том, что предпринимают конкретные действия, направленные на обеспечение безопасности, улучшение здоровья.

В одной из своих публикаций И. В. Залуцкий писал о связи стресса с онкологическими заболеваниями. Я пытаюсь продолжать изучение этой темы. Н. М. Рымашевская, основатель социодемографической школы России, уделяла этому вопросу большое внимание. Она выделила две основные причины сверхсмертности населения после распада СССР: бедность и социальный стресс. Бедность в Беларуси мы смогли преодолеть, а по поводу социального стресса не все так очевидно. Сейчас мы наблюдаем сильный разрыв поколений, отторжение между ними, несмотря на тенденцию развития инклюзивного общества. Это латентная проблема, она не фиксируется медиками, но сильно влияет на организм человека. Этой темой заинтересованы очень многие исследователи на постсоветском пространстве.

Е. А. Антипова:

— Решение демографической проблемы нуждается в информационной поддержке во всех областях: культуре, социальной защиты, здравоохранения. Демографическая проблема неразрывно связана с кризисом семейных ценностей и института семьи. Создание благоприятного имиджа белорусской семьи, укрепление традиционных семейных ценностей — важные аспекты, без которых 2 ребенка в семье не появятся.

Г. И. Герасимович:

— Демографическая политика будет эффективной только при комплексной реализации. Комплексное решение требует значительных финансовых инвестиций. Здесь нужно все учитывать: жилье, бесплатную учебу, доступную медицину, размер пенсии и так далее. Тогда мы сможем приблизиться к успехам Франции, где высокая рождаемость и люди живут до 85 лет, сохраняя достойное качество жизни.

В. З. Русович:

— Важно, чтобы Беларусь воспользовалась знаниями, которые есть в мире по эффективной борьбе с неинфекционными заболеваниями, спасая жизни своим гражданам, дополнительно пополнила госбюджет и экономику прямым и не прямым способом, как за счет поступления средств от роста акцизных налогов, так и за счет увеличения продолжительности жизни населения. Вторая рекомендация — жесткое ограничение продажи алкоголя и сигарет подросткам. 14 000 подростков, которые стоят на учете в милиции, — это только верхушка айсберга, естественно, несовершеннолетних подростков, употребляющих алкоголь, гораздо больше. Много негативных последствий влечет за собой вредное употребление алкоголя даже один-единственный раз; незащищенные половые связи и рост количества абортов, инфекций, передаваемых половым путем и ВИЧ; увеличение вероятности употребления наркотиков после употребления алкоголя, что становится причиной проблем с правоохранительными органами и отбывания длительных сроков по действующему законодательству; увеличение количества ДТП; производственный и бытовой травматизм и так далее. Поэтому брешь в законодательстве о продаже алкоголя подросткам нужно устранить с введением ответственности при факте продажи не только для продавцов, но и для администрации и собственника торговой точки, вплоть до лишения лицензии на продажу табака и алкоголя.

Л. А. Легкая:

— В Беларуси много ответственности лежит на здравоохранении, начиная от медицинской модели инвалидности до ухода за пожилыми людьми. Участия социальных служб недостаточно. Мы должны продолжать формировать у людей сознание, что только они ответственны за свое здоровье. Чем больше здравоохранение занимает места в жизни каждого человека, тем больше будет нареканий. Уклад жизни, отношение к своему здоровью, пищевые привычки, формирование ценностей зависят от семьи. Если каждый человек будет надлежащим образом заботиться о своем здоровье, это станет огромным вкладом в повышение уровня общественного здоровья. Демография в первую очередь зависит от каждого из нас, от того, что мы дадим своим детям, внукам, какие установки у них сформируем.

П. Ю. Сердюк:

— Исходя из опыта совместной деятельности дородового консультирования, можно заметить, что один из ведущих факторов, подвигающих женщину на прерывание беременности, — жесткие социальные установки ближайшего
окружения. Закладывается межпоколенческий конфликт, связанный с прерыванием беременности. Он длится годами, иногда всю жизнь.

Взрослый человек со временем слабеет и требует заботы, и я вижу некий удивительный, таинственный круг жизни, когда старшее поколение становится похоже на младенцев. Дело не в деградации умственных способностей, не в деменции, а именно в необходимости заботы. Это тот опыт заботы, в котором старшее поколение отказывает молодым на старте, во многом влияет на предотвращение появления новой жизни, порою качание этого маятника мы, священники, наблюдаем в семьях.

Библия, Евангелие транслируют смыслы, которые вдохновляют людей быть пассионарными, полными жизненных сил. А один из таких самых удивительных способов реализации витальных сил — это дать новую жизнь. Богословие осмысливает деторождение как соучастие в творчестве разумных существ. Я говорю о плоскости культуры, формировании смыслов. У нас это отдано низовому площадному юмору, дурное дело нехитрое, а сегодня мы видим, что нужно возвращать сферу формирования высоких смыслов. Церковь сохранила и продолжает транслировать эти смыслы. Но мы не можем навязывать. Невольник — не богомольник. Убеждения, которые невозможно изменить, вырастают из внутреннего опыта, переживаний. Вовлеченность, публичное небезразличие — большой шаг в решении демографических проблем. Для меня сегодняшняя встреча является таким шагом.

Ю. Г. Дегтярев:

— Таким образом, демография служит основой устойчивого социально-экономического развития государства. Возрастная структура населения определяет социально-экономические процессы, происходящие в стране, в то же время она отражает результаты и эффективность политической и экономической ситуации. Для достижения целевых демографических показателей, определенных Национальной программой демографической безопасности Республики Беларусь, необходима координация усилий различных министерств и ведомств, общественных организаций, представителей различных религиозных конфессий, общественных организаций, всего гражданского общества Республики
Беларусь.

Подготовила М. Елистратова.

Фото автора.

 

 

 



Медучреждение: Редакция журнала "Здравоохранение"