Перейти к основному содержанию

Научно-практический рецензируемый ежемеcячный журнал. Орган Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Входит в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по медицинским и биологическим наукам. Журнал включен в систему Российского научного цитирования.
Журнал издается с 1924 года.

Как подготовить устное научное выступление

Статья посвящена устным выступлениям, стендовым докладам (постеры). Приведены общие советы для докладчиков. Рассмотрены виды устных выступлений. Статья адресована молодым ученым, аспирантам и студентам — тем, кто никогда еще не выступал или имеет незначительный опыт публичных вы­ступлений.

Устные выступления — это то, чему надо обязательно учиться. Люди с природным талантом оратора встречаются редко, но с помощью труда и практического опыта можно добиться хорошего уровня презентации. Для этого необходимо следовать нескольким простым правилам и приемам.

Не надо жалеть времени на подготовку устных выступлений: будущая научная и преподавательская карьера может зависеть от того, как вы умеете выступать и представлять свои результаты.

Наиболее распространенными видами устных выступлений являются обычный доклад на конференции, доклад на семинаре (коллоквиуме), лекция для студентов.

Каждый вид выступления имеет свои особенности. В настоящей статье приведены общие советы для докладчиков, подробно охарактеризованы разные виды устных выступлений.

Общие советы

В докладе, как правило, совмещаются 3 качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.

Доклад нужно строить вокруг одной идеи, используя все, что может раскрыть ее и выбрасывая то, что несущественно и может отвлечь внимание. Доклад должен быть хорошо сконструирован и представлен аудитории ясно и последовательно.

Главная цель любого доклада — донести до слушателей то, что вы хотите им сказать. Определите цель доклада в его начале и вернитесь к ней в конце. Между этими моментами обсуждайте, как ваш материал соотносится с целью. Выступление должно сразу вызвать интерес и приковать внимание аудитории, поэтому избегайте банальных начальных фраз («Спасибо оргкомитету за….») и технического жаргона.

Помните, что восприятие информации аудиторией снижается по ходу доклада. Психологи утверждают, что человек внимательно воспринимает устный текст в течение 3—5 мин, поэтому за это время вам нужно успеть заинтересовать слушателей. Если вы представляете ряд положений, то организуйте их от более к менее важным. А лучше менее важные положения вообще не включать в доклад.

О чем нужно помнить во время доклада

Нельзя недооценивать аудиторию. Слушатели научных докладов, как правило, достаточно умны. Поэтому не пытайтесь показать аудитории насколько умны вы. Если это действительно так, то слушатели это заметят.

Пытайтесь говорить не монотонно, иначе вы вскоре увидите борющихся со сном слушателей. Не забывайте про такой мощный инструмент докладчика, как интонация! Наиболее важные, на ваш взгляд, слова или фразы выделяйте более громким голосом, меняя тон или замедляя темп. Когда вы приближаетесь к кульминации речи, то аудитория должна это не только понять, но и почувствовать. Вся палитра интонаций должна создать воодушевление у зала и докладчика. Без этого невозможно никакое публичное выступление. Но не теряйте чувства меры! Воодушевление не должно пере­растать в напыщенность и театральность.

Отдайте должное вашим предшественникам, особенно если они есть среди слушателей. Это покажет, что вы знакомы с литературой. Кроме того, аудитория оценит, что вы не считаете, что разрешили «ударом гения» важный вопрос, который в течение многих лет не давался лучшим умам человечества (это случается очень редко, и поэтому вы смело можете полагать, что вас это не касается).

Если вы собираетесь кого-либо опровергнуть, не выпячивайте это (кто знает, быть может потом в этой роли окажется и ваша работа). Будьте вежливыми. Пусть слушатели сочтут, что это произошло благодаря более точным наблюдениям, лучшим вычислительным возможностям и т. п., а не благодаря вашему более развитому интеллекту.

Не надоедайте слушателям всем известными деталями. Это раздражает и приводит к потере внимания. Иногда бывает полезно сообщить свой основной результат в начале доклада. В противном случае слушатели могут начать проявлять нетерпение и торопить вас, чтобы вы скорее добрались до результата.

Не пытайтесь рассказывать обо всем, но только о теме выступления и в пределах отведенного времени.

Если доступен микрофон, то обязательно пользуйтесь им во время доклада. Лучше пренебречь небольшими личными неудобствами, но быть услышанным и понятым.

Для того чтобы показать что-либо на экране, пользуйтесь лазерной указкой.

Избегайте жаргона, понятного только узким специалистам. Это же относится и к аббревиатурам и сокращениям. Используйте их только на выступлениях перед специалистами, занимающимися той же узкой темой.

Следите за аудиторией. Лучше заранее вы­брать несколько человек в аудитории, за реакцией которых вы будете следить во время выступления.

Заранее решите, что вы можете исключить из доклада, если не будете укладываться в отведенное время. Начните с короткого вступления и избегайте разговоров о вещах, не относящихся к делу, по крайней мере в начале доклада.

Если вы не уложились в отведенное для выступления время, не пытайтесь показать с большой скоростью все оставшиеся иллюстрации на экране. Просто пропустите их. Если же они содержат очень важную информацию, суммируйте ее коротко вслух.

Не волнуйтесь, если доклад прерывают вопросами. Как правило, это вызвано интересом слушателей к сообщению. Если ответ на вопрос будет ясен из последующей части доклада, просто скажите это. Если же вы чувствуете, что из-за вопросов остается мало времени и придется комкать выступление, обратитесь к аудитории с предложением типа: «Я думаю, что более подробно мы обсудим это во время дискуссии или после доклада».

Если вы ожидаете, что какие-то конкретные вопросы будут обязательно заданы (вы можете даже специально спровоцировать их), хорошо подготовьтесь к ним. Иногда даже стоит приготовить дополнительные иллюстрации, объясняющие соответствующие детали.

Иллюстрации играют во время доклада очень важную роль. Докладчику они позволяют сохранять связанность и последовательность изложения и избавляют от необходимости за­глядывать в текст сообщения. Слушателям же они помогают еще больше: делать заметки, подумать о том, что вы только что сказали или еще собираетесь сообщить, позволяют следить за докладом даже после частичной потери внимания.

Текст должен быть напечатан большими буквами. Стоит заранее убедиться, что ваш текст будет различим в дальнем конце аудитории. Помещайте не более 8—10 строк на одной иллюстрации и используйте короткие фразы.

Не стоит показывать длинные таблицы, содержащие, как правило, лишнюю информацию. В некоторых случаях (конечно, не всегда) гораздо нагляднее использовать гистограммы.

Ограничьте использование математических уравнений только теми, которые действительно необходимы. Обилие уравнений может привести к нежелательному для вас мнению, что вы пытаетесь произвести впечатление на аудиторию. Однако во многих случаях уравнения действительно нужны. Используйте их, чтобы продемонстрировать, как наблюдаемые величины зависят от изменения разных параметров и т. д.

Избегайте большого числа малоинформативных и дублирующих друг друга рисунков. Рисунки не должны быть слишком сложными и запутанными. Лучше сделать новый рисунок, оставив на нем только то, что нужно для доклада, чем использовать иллюстрацию с излишней и отвлекающей информацией. Не забудьте сказать, что у вас отложено по осям и какие единицы измерения используются.

Не извиняйтесь за что-либо во время доклада. Если вы просите прощения, значит, плохо подготовились.

Самый важный фактор для хорошей презентации — тренировка. Не готовьте доклад наспех — его нужно успеть «обкатать». Тот, кто считает, что может выступить с ходу, делает одно из двух — либо беспорядочный, либо шероховатый и скучный доклад. Сначала репетируйте в приватной обстановке. Затем хорошо бы заснять себя на видеокамеру и критически посмотреть, что получилось. После нескольких прогонов сделайте пробное выступление перед коллегами и попросите высказать их свое мнение. Лучше тренироваться на людях, плохо знакомых с вашей темой, чем на узких специалистах, которые будут придираться к деталям.

По ходу репетиций попробуйте пересмотреть структуру доклада, связи между отдельными частями. Убирайте несущественные элементы. Помните: чем короче выступление, тем сложнее охватить материал ясно и полно. Будьте критичны к тому, что может быть важным для доклада, убирайте несущественные подробности.

Отрабатывайте все части доклада. Если вы всегда будете начинать сначала — у вас будет прекрасное начало выступления, но бледный конец. Начинайте иногда с середины или с конца. Не старайтесь выучить текст наизусть, при тренировках старайтесь говорить разными словами, придерживаясь основного направления. Думайте об основной идее доклада — и ваши слова будут «течь» естественно. Используйте короткие предложения с простой конструкцией. Не используйте жаргон.

Очень важно, чтобы ваша речь была ясной, четкой, грамотной и уверенной, что делает ее понятной и убедительной. Она должна быть не только понятной, но и выразительной. Это зависит от скорости, громкости и интонации. Если вы будете говорить быстро, торопливо, проглатывать окончания слов, целые слова или, наоборот, тихо и невнятно, то качество вашего выступления значительно снизится. Уверенная, спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует аудитории, а скучную, монотонную речь слушать неинтересно.

Недопустимо нарушение произношения, то есть если докладчик неверно делает ударение в слове, коверкает его или не знает, как правильно оно выговаривается. Если это произойдет с вами, то аудитория к вам настроится насмешливо, пренебрежительно, невзирая ни на какие достоинства доклада. Здесь вам помогут словари русского языка и иностранных слов. Постарайтесь также не употреблять совершенно незнакомые слова перед аудиторией.

Делайте все так, как отрепетировали, лучше не импровизировать. Старайтесь смотреть в глаза слушателям, но не фиксируйте взгляд только на ком-то одном, иначе он будет чувствовать себя неловко.

Повторяйте решающую информацию. Говорите не спеша, делайте иногда паузы, дайте время аудитории обдумать то, что вы говорите. После того, как вы показали новый слайд, сделайте небольшую паузу, чтобы зрители успели рассмотреть рисунок.

Длительность: никогда не превышайте отведенное время! Укорачивайте ваш доклад, выбрасывая детали. Часто, чтобы сократить время доклада, говорят быстрее. Вы уложитесь во времени, но не добьетесь главной цели. Оптимальная скорость — около 100 слов/мин. Чувство времени приходит с практикой, но имейте в виду, что на докладе из-за различных факторов может уйти до 20% больше времени, чем на репетиции.

Внешний вид играет немаловажную роль. Это касается позы, жестов, одежды, прически, макияжа, аксессуаров докладчика. Элегантность и аккуратность способствуют благоприятному впечатлению и расположению слушателей.

Во время доклада следите за своим поведением, постарайтесь не быть скованным, не шататься, не переступайте с ноги на ногу, избегайте некоторых привычек (не шагайте из угла в угол, не поправляйте одежду, не чешите волосы). Волнение часто бывает причиной неудачных жестов. Особенно избегайте нервного ломания пальцев, стучания ими по столу, кручения в руках ручки или очков, почесывания или поглаживания себя по лицу, галстуку и т. д. Следите за речью: не должно быть безграмотных, вульгарных и нелитературных выражений. Особое внимание обратите на слова-паразиты
(«э-э», «так сказать», «как бы», «значит», «типа» и пр.). Убедитесь, что вы говорите, обращаясь к аудитории, а не в угол, в потолок или экран. Не исчезайте за кафедрой (трибуной) — вас должны видеть.

Следите за жестами. Помните: каждое ваше движение находится под пристальным вниманием. Подходящие жесты не только допустимы, но и необходимы докладчику. Жесты оживляют речь, делают ее интереснее. В то же время жесты, как и одежда, прическа, макияж, аксессуары, не должны сами по себе стать объектом внимания аудитории.

В заключение обобщите основные концепции, которые вы обсуждали, и поясните, как ваша работа относится к вопросам, которые вы подняли. Постарайтесь помочь аудитории сохранить в памяти эту последнюю информацию. Заключение не должно застать слушателей врасплох. Оно должно плавно завершать вы­ступление. Отметьте начало заключения: «В заключение…». Заключительная фраза выступления: «Я закончил, благодарю за внимание».

Доклад на конференции

Устное выступление на конференции чаще вызывает больший (по сравнению со стендовым) интерес у слушателей и помогает вам получить качественные советы от находящихся в аудитории ученых. Кроме того, устный доклад считается более престижным, чем стендовый. Однако устный доклад необходимо уметь доходчиво рассказать, чтобы находящиеся в аудитории специалисты различных направлений сумели быстрее оценить главные результаты и особенности вашей работы и поставить грамотные вопросы.

Для молодого ученого или аспиранта представление работы на конференциях является необходимым шагом в научно-исследователь­ской деятельности и помогает перепроверить свои последние разработки перед публикацией.

Кроме положительной отчетности в своем университете, выступление на конференции также позволяет получить профессиональные советы от опытных специалистов, работающих в области ваших научных интересов или в смежных областях.

Зачем нужна структура

У любой конференции есть регламент, который отводит на один доклад ограниченный интервал времени. Как правило, на устное выступление отводится 10 мин. По объему оно составляет 3—4 страницы формата А4 с 1,5 интервалом. Поэтому надо тщательно отсортировать материал, убирая второстепенные вопросы, чтобы слушатели не утонули в потоке информации. Второстепенными вопросами будут те, которые можно опустить без особого ущерба для изложения идеи доклада.

В течение 10 мин вашего выступления важно успеть донести до зала:

— постановку проблемы и ее актуальность (научное и практическое значение);

— место вашей конкретной темы в общей проблеме;

— цель работы и задачи, которые надо решить для достижения поставленной цели;

— самые важные полученные результаты и их анализ;

— выводы, какие вы можете сделать из работы.

Если вы желаете, чтобы слушатели поняли ваш доклад, каждый из перечисленных пунктов должен раскрываться достаточно емко.

Вот почему крайне важно проработать детальный план, детализированную структуру вашего выступления и определить, сколько минут займет у вас рассказ по каждому пункту плана.

План выступления и презентация

Очевидно, что вы хорошо разбираетесь в своей работе. Однако не следует считать, что слушатели так же хорошо вникнут в ваше вы­ступление, если вы будете пропускать в нем какие-либо ключевые положения, даже если они вам кажутся очевидными.

Поэтому напишите детализированный план будущего выступления, где четко пропишите, что и за чем вы будете рассказывать. В таком плане можно, например, указать, какие тезисы, обосновывающие значимость выбранной вами темы, вы желаете упомянуть и о каких значимых результатах своей научной работы хотите рассказать. Сделайте план многоуровневым — это поможет вам хорошо подготовить слайды и не забыть важные моменты во время доклада. Обратите внимание, что рассказ об актуальности работы и выводы не должны занимать много времени — оптимально, если вы уделите по минуте на каждый из этих пунктов во время доклада.

Составив детализированный план доклада, презентацию готовить весьма легко. Просто по каждому пункту и подпункту плана создайте слайд, иллюстрирующий содержание данного подпункта/пункта. Вот тогда и слайды будут проще, и рассказывать вам будет удобно, и сама очередность слайдов поможет не сбиваться с мыслей.

Подготовка к докладу

Как только план написан и презентация для выступления готова, вам нужно сделать еще одну крайне важную вещь: запустить свою презентацию и 3—4 раза рассказать выступление либо вслух, либо про себя. Здесь очень важно, чтобы вы показывали на слайдах то, о чем рассказываете так, будто вы рассказываете эти слайды аудитории. Непременно засекайте по часам начало и конец выступления. Вы заметите, что хотя в первый раз доклад дался непросто и занял много времени, в дальнейшем вам становится все легче и легче рассказывать, задержки между предложениями в рассказе сокращаются, а ваш доклад длится все меньше времени. Это происходит потому, что когда вы в первый раз проговариваете ваш доклад, время уходит на то, чтобы найти слова, красиво построить фразы. А когда вы уже несколько раз рассказали его, то фразы и слова выстраиваются автоматически, а ваша речь становится уверенной и плавной.

Свое выступление на конференции начните с названия доклада, авторов и краткого описания проблемы.

Затем можно сразу привести ваш основной результат. Лучше сообщить его в начале, чем произнести скороговоркой, уже выбившись из времени, в конце доклада.

Оставшееся время посвятите наиболее важным подробностям работы.

В конце выступления снова покажите на экране иллюстрацию с основными результатами. Заключение (обобщение) должно быть подготовленным и запоминающимся, не поддавайтесь соблазну добавить несколько слов экс­промтом. Последние слова запоминаются сильнее, поэтому они должны быть подготовленными.

При изложении материала постарайтесь избежать двух крайностей: не надо напускать на себя напыщенно-торжественный вид и нельзя фамильярничать с аудиторией. И то и другое производит очень плохое впечатление. Максимум естественности!

Показателем успеха доклада являются задаваемые вопросы. Часто ответы на вопросы оставляют большее впечатление, чем сам доклад.

Повторите вслух заданный вам вопрос. Это даст вам время подумать и позволит многим слушателям узнать, о чем вас спросили.

Если вас спросили о том, чего вы не знаете или о чем вы не думали, признайте это. Не извиняйтесь. Иногда бывает полезно сказать, что заданные вопросы или сделанные замечания очень интересны и что вы обязательно учтете их в последующей работе (если, конечно, они заслуживают этого). Если вы не уверены, попросите переформулировать вопрос или пояснить, о чем спрашивают.

Если кто-либо из слушателей решительно не согласен с вами и агрессивно атакует детали доклада, попытайтесь перенести это обсуждение на другое время и место. Скажите, что эти детали лучше обсудить после доклада и в част­ном порядке. Если этот маневр не удался, примите вызов и постарайтесь объяснить вашу точку зрения. Помните, что вам нужно убедить слушателей, а не оппонента (его, как правило, все равно не убедить), и поэтому обращайтесь к аудитории. Вы можете предложить оппоненту детально объяснить и развить его возражения, но делайте это лишь в том случае, если вы абсолютно уверены в своей правоте. Какой бы резкостью не отличались вопросы и замечания в процессе дискуссии, вы обязаны вести ее на высоком уровне, проявляя корректность, выдержку и тактичность к оппонентам. Отвечая на вопросы, вы должны показать глубину знаний по избранной теме, умение защищать, об­основывать и отстаивать свою точку зрения, продемонстрировать общую культуру и эрудицию. Следует помнить две важные вещи. Во-первых, дискуссии способствуют прогрессу науки и ваш личный статус зависит, в частности, и от того, насколько компетентным вы показываете себя в научных дискуссиях и кто оказывается правым в результате. Во-вторых, вы ни в коем случае не должны публично оскорблять оппонента и не должны допускать этого в отношении самого себя. Если у слушателей не возникло вопросов, значит, вы говорили недостаточно ясно и доходчиво.

Доклад на коллоквиуме

Чаще всего доклад на коллоквиуме связан с отчетом о научной деятельности в учреждении. Коллоквиум, или семинар, — это то мероприяти, на котором вы можете объяснить свою работу во всех деталях. Если вы докладываете в организации, где занимаются подобной проблематикой, подробно опишите особенности вашего подхода к задаче. Если же слушатели мало знакомы с вашей темой, сделайте доклад на более популярном уровне, рассчитанном не только на экспертов.

— Начните с названия доклада и перечисления всех соавторов.

— Кратко опишите историю проблемы и сформулируйте задачу, которую вы решаете.

— Типичные разделы доклада: наблюдения, численные расчеты; обработка наблюдений или метод; результаты; сравнение с литературными данными; сравнение наблюдений с теоретическими расчетами; обсуждение результатов, планы на будущее и т. п.

— В конце доклада должны быть кратко и четко сформулированы результаты работы.

Учебная лекция

I. При подготовке лекции необходимо:

— четко определить цели и задачи лекции, дать название в строгом соответствии с учебным планом, программой предмета или курса;

— определить, что новое и оригинальное должно быть изложено в лекции;

— составить план лекции, а затем конспект с указанием перечня литературы и необходимых цифровых данных;

— подготовить необходимые иллюстративные материалы;

— просмотреть рекомендованную литературу.

II. Требования к лекции

а) по содержанию:

— глубокое научное содержание, актуальность темы, несокрушимая логика и неопровержимая научная доказательность;

— ясность темы, целей и задач лекции, принципиальный подход к ее построению и отбору учебного материала;

— постоянное и систематическое обновление учебного материала, пополнение его новейшими достижениями науки и практики;

б) по изложению:

— простота, ясность и последовательность изложения, точность и конкретность формулировок, изложение с опорой на план лекции;

— ораторское мастерство (темп, интонация, четкость изложения);

— владение вниманием слушателя и удержание его до конца лекции;

— доступность изложения с учетом состава аудитории;

— использование вспомогательных средств и иллюстративного материала;

в) по эффективности:

— глубокое понимания и максимальное
усвоение материала слушателями;

— изложение материала с расчетом на «среднего» слушателя, создание проблемных ситуаций и др.;

— использование всех видов обратной связи, включая пантомимическую, с целью коррекции тематики и содержания;

— предварительная информация о теме и плане лекции, а также основной литературе по теме;

— соответствие всех элементов лекционного процесса условиям ее чтения (аудитория, внутренний комфорт);

— построение лекции с учетом фактора утомления;

— создание условий для конспектирования лекции, снабжение слушателей наиболее важными таблицами и схемами.

III. Основные пути дальнейшего повышения качества и эффективности лекции:

— совершенствование тем и содержания лекций;

— совершенствование педагогического мастерства преподавателя;

— усиление возможностей лектора (методическое оснащение лекции);

— использование более эффективных прие­мов чтения лекции (обзорная проблема, комплексная и др.).

IV. Для повышения педагогического мастерства лектора следует применять:

— предварительное прослушивание лекций в записи на магнитофоне или видеомагнитофоне;

— систематическое обсуждение содержания лекций на методических совещаниях кафедры;

— регулярное взаимопосещение лекций;

— выступление преподавателей с открытыми показательными лекциями.

V. Правила поведения перед аудиторией

1. Педантичная дисциплина преподавателя. Необходимо полностью исключить всякого рода объективные причины («особые» случаи), влияю­щие на точность начала лекции или ее окончания. Лекция — самое важное в деятельности преподавателя высшей школы.

2. Беспощадная требовательность к себе. Литературность и строгость языка (избегать жаргонных словечек, канцелярских выражений, правильно расставлять ударения).

3. Постоянное наблюдение за аудиторией и «ощущение» ее.

4. Умение ответить на очень важный для учащихся вопрос: «А зачем это нужно?».

5. Не следует рассуждать о предметах, которые вы плохо знаете.

6. Не нужно произносить поучения, в которые вы сами не верите и в жизни не исполняете.

7. Не стоит рассказывать анекдоты, а «освежать аудиторию мудро, обогащая внутренний мир учащихся».

Очень важно помнить, что вы рассказываете студентам вещи, которые они, как правило, еще не знают. Вы должны вдаваться во все подробности, выводить формулы и т. д. Приглашайте слушателей задавать вопросы и регулярно проверяйте, успевают ли они за ходом ваших рассуждений, для чего обращайтесь к ним с вопросами.

124-131

124-132

Стендовые доклады

Помните, что ваш постер является лишь одним из многих и что его будут смотреть люди, уставшие от прослушивания устных докладов. Хороший стендовый доклад может быть гораздо эффективнее короткого устного выступления. Поэтому не жалейте времени на его подготовку.

Название постера должно быть написано крупными буквами и быть конкретным и кратким.

Следует по возможности использовать как можно больше рисунков и меньше текста.

Красивый и крупный рисунок будет заметен издалека и привлечет внимание к вашему постеру.

Во время постерной сессии находитесь неподалеку от постера — некоторым участникам могут потребоваться ваши разъяснения.

Если у вас есть препринты работ, на основе которых подготовлен постер, положите их рядом.

Никогда не заменяйте стендовый доклад приколотым к доске препринтом — это совсем разные жанры.

Если вы будете следовать всему вышеизложенному, то сможете избежать тех ошибок, которые часто совершают молодые ученые при публичном выступлении.

Поступила 27.09.13.

  • Я только что вернулся с большого международного форума врачей и ученых, проходившего в Санкт-Петербурге. На нем обсуждались вопросы совершенствования диагностики и лечения хронического миелолейкоза. Мы теперь уже добились того, что продолжительность жизни таких больных увеличилась в четыре раза, в России уже живут, радуются жизни и трудятся люди, излеченные от этого тяжелого заболевания... На форуме наряду с отечественными клиницистами выступали гематологи из Хьюстона (США), Турина (Италия), Мангейма (Германия).
  • Я вспоминаю свои беседы с больными — преподавателями медицинского института, профессорами. Что говорить, трудно с ними работать! Трудно с ними говорить и действовать, как со всеми остальными пациентами...Что еще характерно для заболевшего врача в психологическом плане? Частенько такой пациент напрочь забывает не только действие препаратов, но и время их приема, хотя сам в своей жизни неоднократно назначал их.
  • При осмотре мы прежде всего также уделяем особое внимание кожному покрову. Нормальная кожа и изменения ее при различных заболеваниях довольно подробно представлены в учебниках и монографиях. Здесь мне хочется лишь привести некоторые сведения, которые будут интересны врачам различных специальностей и позволят понять, почему кожа претерпевает изменения. Известно, что кожа — это полноценный орган, который дополняет и дублирует функции различных внутренних органов. Она активно участвует в процессе дыхания, выделения, обмене веществ.
  • Я никогда не заканчиваю расспроса-беседы с больным без того, чтобы выяснить хотя бы ориентировочно состояние взаимоотношений в семье. Полипрагмазия — бич современной медицины, клиники внутренних болезней. На обходах часто приходится видеть, как больным назначают 13—16 препаратов, нередко с взаимоисключающими фармакологическими свойствами.
  • Изучив сотни диагностических ошибок, сотрудники нашего коллектива убедились, что в ходе диагностического процесса практические врачи нарушают даже самые элементарные правила логики. Например, они неправильно применяют методы аналогии, индукции, дедукции.
  • А в настоящее время мне самому приходилось и в поликлиниках, и в стационарах слышать такие «уважительные и милые» обращения медицинских работников (и даже студентов, которые берут со старших пример!!!), как «голубушка», «бабуля», «золотце», «милочка», «голубчик», «бабуся», «дедуся», «дедуля», «женщина», «человек», «старик», «папаша», «мамаша», «отец», «мать», «барышня», «мужик», «тетя», «дядя» и т. д. Многие из таких слов для больных обидны, полны презрения, как правило, задевают самолюбие пациентов и их родственников.
  • Он редко выслушивал до конца доклад о больном, часто сразу же задавал вопросы, уточняющие характер течения болезни, особенности жизни. Удивительно, что вслух он мог сказать: «Что-то тут мне не ясно. Чего-то не хватает в истории болезни». И начинал сам собирать и выяснять эти «недостающие звенья».
© Редакция журнала «Здравоохранение» - 1924 - 2014гг.
Разработка сайта - doktora.by - сайт для врачей Беларуси