Перейти к основному содержанию

Научно-практический рецензируемый ежемеcячный журнал. Орган Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Входит в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по медицинским и биологическим наукам. Журнал включен в систему Российского научного цитирования.
Журнал издается с 1924 года.

Максим Петрович Кончаловский (1875—1942)

М. П. Кончаловский — один из корифеев советской медицины, заслуженный деятель науки РСФСР, видный общественный деятель. Внес достойный вклад в развитие многих разделов отечественной медицины: гастроэнтерологии, ревматологии, кардиологии, гематологии, курортологии и др. Известны его труды по теоретическим вопросам терапии, истории медицины и реформированию медицинского образования. Изданные им «Клинические лекции» и «Учебник внутренних болезней» способствовали формированию клинического мышления многих поколений врачей. Его выступлениям были присущи красочность и высокая культура речи, широта знаний во всех областях науки и искусства, благодаря чему высказываемые им мысли, идеи и предложения носили мудрый, инновационный и афористический характер. Наиболее яркие из них приводятся ниже.

  • Аспирант — это вдыхающий науку молодой человек.
  • Болезнь — это своеобразное нарушение жизненного процесса под влиянием различных болезнетворных причин при условии нарушения компенсаторных защитных приспособлений организма.
  • Болезнь — сумма разнообразных реакций организма на нападающий фактор или агрессор.
  • Важнейшим элементом клинического наблюдения является знание течения болезни или ее эволюции.
  • В действиях врача сочетаются, с одной стороны, знания, а с другой — известная сноровка, известное умение или искусство. Последнее особенно необходимо для хирургии, но и во внутренней медицине умение и чутье чрезвычайно важны для врача.
  • Великие клиницисты напоминают великих актеров, ибо огромное влияние имеет на восприятие их идей живая речь...
  • В клинике — сначала знание, потом опыт, всегда— суждение.
  • В натуре человека есть две стороны — интеллектуальная и эмотивная. Красота личности в гармоническом сочетании этих двух сторон.
  • Внутренняя медицина является основной и ведущей как по широте охватываемых проблем, так и по ее значению для понимания сущности патологических процессов в человеческом организме.
  • В симптоматологии каждого случая мы должны различать симптомы действия и симптомы противодействия. Последние складываются преимущественно из защитных и компенсаторных факторов. Организм по свойству живой материи на вредное воздействие отвечает обычно гиперкомпенсацией.
  • Говоря об отдельной функции какого-либо органа, не должны забывать не только функцию всего органа в целом и функцию соседних органов, но и всего организма.
  • Главными качествами человеческой личности являются ум и сердце или гуманные чувства.
  • Диагноз индивидуален и по отношению к больному и по отношению к врачу.
  • Изучение специальных клинических дисциплин без усвоения общеобразовательных предметов крайне затрудняет подготовку полноценного врача.
  • Клиническая база, выделенная для преподавания, должна отличаться от обыкновенного больничного отделения более богатым и усовершенствованным оборудованием. Для студентов должно быть предоставлено достаточное количество лабораторий с необходимым инвентарем, комнаты для занятий и аудитории со всеми приспособлениями для демонстрации. Клиники должны быть образцовыми, иметь библиотеки и по возможности — экспе-риментальные отделения.
  • Клиническая картина болезни рисуется не столько признаками воздействия микроба (токсина), сколько сложным комплексом реактивных явлений.
  • Клиническая медицина не является дисциплиной неподвижной или стабильной. Клиника допускает и варианты форм, и варианты мысли. 
  • Лекции, подкрепляемые большим демонстрационным материалом, — единственный способ передать молодому поколению врачебную эрудицию.
  • Медицина основана на естествознании, но в то же время сама медицина представляет собой такое огромное количество знаний или разделов знаний, что, в сущности говоря, каждый, кто интересуется со-вершенствованием своего ума, может найти в ней огромную пищу.
  • Между медициной и науками, изучающими устройство человеческого общества, в настоящее время перекинут уже мост; совершенно ясно, что предупреждение болезней, или профилактика, возможны именно при овладении специальными и медицинскими науками.
  • Можно быть плохим писателем, слабым художником, бездарным актером, но преступно быть плохим врачом.
  • Несмотря на успехи современной медицины, знание того, как пойдет процесс и чем кончится (прогноз), остается самой трудной областью.
  • Никакое большое, действительно большое и действительно новое, дело не бывает без риска для его пионеров и зачинателей. И в области классовых битв, и в области труда, и в области науки люди — и притом лучшие люди, самые самоотверженные, самые храбрые, те у кого горит мысль и пламенеет действенная страсть, нередко гибнут, чтобы осуществить заветную цель своей жизни, свою субъективно поставленную «задачу», перед которой трепещет объективная общественная сила.
  • Опыты над животными не могут заменить клинических наблюдений, так как процессы, наблюдаемые в клинике, сложнее и разнообразнее.
  • Ошибаются, главным образом, на банальных, на часто встречающихся болезнях. Редкие болезни распознаются лучше.
  • Патология производит над человеческим организмом весьма сложный эксперимент, и повторить его на животных невозможно.
  • Переливание крови есть пересадка живой, функционирующей ткани, которая не только замещает, восполняет питание, но и стимулирует различные системы и органы реципиента.
  • Подлинная врачебная культура возможна лишь при гармоничном развитии всех интеллектуальных сторон жизни человека.
  • Подлинная научная работа может вестись лишь в плановом порядке и комплексно, в пределах не только одной клиники, но и родственных или пограничных между собой клиник.
  • Понимание физиологических взаимосвязей в организме помогает выяснению патогенеза заболевания, а это ведет к наиболее рациональной и эффективной терапии.
  • Пребывание в сильном коллективе, проникнутом общим энтузиазмом, где врачи учатся медицине друг у друга — лучший путь укрепления самостоятельности клинициста.
  • Преподаватель должен дать студенту определенный запас прочно установленных теоретических сведений, научить его умению приложить эти сведения к больному человеку и при этом всегда рассуждать, то есть логически, клинически, диалектически мыслить.
  • Прогноз — это диагностика будущего.
  • Русская интеллигенция по своей внутренней культуре выше заграничной, у нее шире кругозор, меньше мелкобуржуазных условностей, а главное, душа глубже и шире.
  • Самое драгоценное в человеческой натуре — это умение выбирать лучшее и отделять главное от второстепенного, освобождая огромное количество накопленного материала от мишуры и излишних подробностей.
  • Старые признаки уходят в историю, появляются новые, и каждый день мы видим, что открываются все новые и новые страницы этой заманчивой книги, которая называется клиникой, и мы не знаем, кем и когда будет написана ее последняя страница.
  • Успехи клинической медицины будут еще больше, если мы будем меньше говорить о наших блестящих диагнозах, а будем объективно и спокойно обсуждать наши ошибки и помнить о том, что диагноз больного надо понимать не как наклеенный на больного диагностический ярлык, а как стройное здание, охватывающее все проявления, все этапы и все вариации того сложного эксперимента, который делает патология над человеческим организмом.
  • Хирург обязан быть хорошим терапевтом. Ведь операция — это только этап, эпизод в общем лечении больного.
  • Хирурги, подобно актерам, очень самолюбивы и тщеславны, их в большинстве случаев интересует сама операция, ее техника и за их искусством сам больной уходит в сторону.
  • Человек не имеет права быть плохим врачом, ибо врачу доверяют самое ценное — жизнь и здоровье.
  • Эксперимент является лишь преддверием к пониманию некоторых звеньев патологического процесса, так как он не в состоянии создавать болезнь в таком виде, в каком она наблюдается у человека.

Подготовил В. С. Улащик

  • Я только что вернулся с большого международного форума врачей и ученых, проходившего в Санкт-Петербурге. На нем обсуждались вопросы совершенствования диагностики и лечения хронического миелолейкоза. Мы теперь уже добились того, что продолжительность жизни таких больных увеличилась в четыре раза, в России уже живут, радуются жизни и трудятся люди, излеченные от этого тяжелого заболевания... На форуме наряду с отечественными клиницистами выступали гематологи из Хьюстона (США), Турина (Италия), Мангейма (Германия).
  • Я вспоминаю свои беседы с больными — преподавателями медицинского института, профессорами. Что говорить, трудно с ними работать! Трудно с ними говорить и действовать, как со всеми остальными пациентами...Что еще характерно для заболевшего врача в психологическом плане? Частенько такой пациент напрочь забывает не только действие препаратов, но и время их приема, хотя сам в своей жизни неоднократно назначал их.
  • При осмотре мы прежде всего также уделяем особое внимание кожному покрову. Нормальная кожа и изменения ее при различных заболеваниях довольно подробно представлены в учебниках и монографиях. Здесь мне хочется лишь привести некоторые сведения, которые будут интересны врачам различных специальностей и позволят понять, почему кожа претерпевает изменения. Известно, что кожа — это полноценный орган, который дополняет и дублирует функции различных внутренних органов. Она активно участвует в процессе дыхания, выделения, обмене веществ.
  • Я никогда не заканчиваю расспроса-беседы с больным без того, чтобы выяснить хотя бы ориентировочно состояние взаимоотношений в семье. Полипрагмазия — бич современной медицины, клиники внутренних болезней. На обходах часто приходится видеть, как больным назначают 13—16 препаратов, нередко с взаимоисключающими фармакологическими свойствами.
  • Изучив сотни диагностических ошибок, сотрудники нашего коллектива убедились, что в ходе диагностического процесса практические врачи нарушают даже самые элементарные правила логики. Например, они неправильно применяют методы аналогии, индукции, дедукции.
  • А в настоящее время мне самому приходилось и в поликлиниках, и в стационарах слышать такие «уважительные и милые» обращения медицинских работников (и даже студентов, которые берут со старших пример!!!), как «голубушка», «бабуля», «золотце», «милочка», «голубчик», «бабуся», «дедуся», «дедуля», «женщина», «человек», «старик», «папаша», «мамаша», «отец», «мать», «барышня», «мужик», «тетя», «дядя» и т. д. Многие из таких слов для больных обидны, полны презрения, как правило, задевают самолюбие пациентов и их родственников.
  • Он редко выслушивал до конца доклад о больном, часто сразу же задавал вопросы, уточняющие характер течения болезни, особенности жизни. Удивительно, что вслух он мог сказать: «Что-то тут мне не ясно. Чего-то не хватает в истории болезни». И начинал сам собирать и выяснять эти «недостающие звенья».
© Редакция журнала «Здравоохранение» - 1924 - 2014гг.
Разработка сайта - doktora.by - сайт для врачей Беларуси