Максим Петрович Кончаловский (1875—1942)

М. П. Кончаловский — один из корифеев советской медицины, заслуженный деятель науки РСФСР, видный общественный деятель. Внес достойный вклад в развитие многих разделов отечественной медицины: гастроэнтерологии, ревматологии, кардиологии, гематологии, курортологии и др. Известны его труды по теоретическим вопросам терапии, истории медицины и реформированию медицинского образования. Изданные им «Клинические лекции» и «Учебник внутренних болезней» способствовали формированию клинического мышления многих поколений врачей. Его выступлениям были присущи красочность и высокая культура речи, широта знаний во всех областях науки и искусства, благодаря чему высказываемые им мысли, идеи и предложения носили мудрый, инновационный и афористический характер. Наиболее яркие из них приводятся ниже.

  • Аспирант — это вдыхающий науку молодой человек.
  • Болезнь — это своеобразное нарушение жизненного процесса под влиянием различных болезнетворных причин при условии нарушения компенсаторных защитных приспособлений организма.
  • Болезнь — сумма разнообразных реакций организма на нападающий фактор или агрессор.
  • Важнейшим элементом клинического наблюдения является знание течения болезни или ее эволюции.
  • В действиях врача сочетаются, с одной стороны, знания, а с другой — известная сноровка, известное умение или искусство. Последнее особенно необходимо для хирургии, но и во внутренней медицине умение и чутье чрезвычайно важны для врача.
  • Великие клиницисты напоминают великих актеров, ибо огромное влияние имеет на восприятие их идей живая речь…
  • В клинике — сначала знание, потом опыт, всегда— суждение.
  • В натуре человека есть две стороны — интеллектуальная и эмотивная. Красота личности в гармоническом сочетании этих двух сторон.
  • Внутренняя медицина является основной и ведущей как по широте охватываемых проблем, так и по ее значению для понимания сущности патологических процессов в человеческом организме.
  • В симптоматологии каждого случая мы должны различать симптомы действия и симптомы противодействия. Последние складываются преимущественно из защитных и компенсаторных факторов. Организм по свойству живой материи на вредное воздействие отвечает обычно гиперкомпенсацией.
  • Говоря об отдельной функции какого-либо органа, не должны забывать не только функцию всего органа в целом и функцию соседних органов, но и всего организма.
  • Главными качествами человеческой личности являются ум и сердце или гуманные чувства.
  • Диагноз индивидуален и по отношению к больному и по отношению к врачу.
  • Изучение специальных клинических дисциплин без усвоения общеобразовательных предметов крайне затрудняет подготовку полноценного врача.
  • Клиническая база, выделенная для преподавания, должна отличаться от обыкновенного больничного отделения более богатым и усовершенствованным оборудованием. Для студентов должно быть предоставлено достаточное количество лабораторий с необходимым инвентарем, комнаты для занятий и аудитории со всеми приспособлениями для демонстрации. Клиники должны быть образцовыми, иметь библиотеки и по возможности — экспе-риментальные отделения.
  • Клиническая картина болезни рисуется не столько признаками воздействия микроба (токсина), сколько сложным комплексом реактивных явлений.
  • Клиническая медицина не является дисциплиной неподвижной или стабильной. Клиника допускает и варианты форм, и варианты мысли.
  • Лекции, подкрепляемые большим демонстрационным материалом, — единственный способ передать молодому поколению врачебную эрудицию.
  • Медицина основана на естествознании, но в то же время сама медицина представляет собой такое огромное количество знаний или разделов знаний, что, в сущности говоря, каждый, кто интересуется со-вершенствованием своего ума, может найти в ней огромную пищу.
  • Между медициной и науками, изучающими устройство человеческого общества, в настоящее время перекинут уже мост; совершенно ясно, что предупреждение болезней, или профилактика, возможны именно при овладении специальными и медицинскими науками.
  • Можно быть плохим писателем, слабым художником, бездарным актером, но преступно быть плохим врачом.
  • Несмотря на успехи современной медицины, знание того, как пойдет процесс и чем кончится (прогноз), остается самой трудной областью.
  • Никакое большое, действительно большое и действительно новое, дело не бывает без риска для его пионеров и зачинателей. И в области классовых битв, и в области труда, и в области науки люди — и притом лучшие люди, самые самоотверженные, самые храбрые, те у кого горит мысль и пламенеет действенная страсть, нередко гибнут, чтобы осуществить заветную цель своей жизни, свою субъективно поставленную «задачу», перед которой трепещет объективная общественная сила.
  • Опыты над животными не могут заменить клинических наблюдений, так как процессы, наблюдаемые в клинике, сложнее и разнообразнее.
  • Ошибаются, главным образом, на банальных, на часто встречающихся болезнях. Редкие болезни распознаются лучше.
  • Патология производит над человеческим организмом весьма сложный эксперимент, и повторить его на животных невозможно.
  • Переливание крови есть пересадка живой, функционирующей ткани, которая не только замещает, восполняет питание, но и стимулирует различные системы и органы реципиента.
  • Подлинная врачебная культура возможна лишь при гармоничном развитии всех интеллектуальных сторон жизни человека.
  • Подлинная научная работа может вестись лишь в плановом порядке и комплексно, в пределах не только одной клиники, но и родственных или пограничных между собой клиник.
  • Понимание физиологических взаимосвязей в организме помогает выяснению патогенеза заболевания, а это ведет к наиболее рациональной и эффективной терапии.
  • Пребывание в сильном коллективе, проникнутом общим энтузиазмом, где врачи учатся медицине друг у друга — лучший путь укрепления самостоятельности клинициста.
  • Преподаватель должен дать студенту определенный запас прочно установленных теоретических сведений, научить его умению приложить эти сведения к больному человеку и при этом всегда рассуждать, то есть логически, клинически, диалектически мыслить.
  • Прогноз — это диагностика будущего.
  • Русская интеллигенция по своей внутренней культуре выше заграничной, у нее шире кругозор, меньше мелкобуржуазных условностей, а главное, душа глубже и шире.
  • Самое драгоценное в человеческой натуре — это умение выбирать лучшее и отделять главное от второстепенного, освобождая огромное количество накопленного материала от мишуры и излишних подробностей.
  • Старые признаки уходят в историю, появляются новые, и каждый день мы видим, что открываются все новые и новые страницы этой заманчивой книги, которая называется клиникой, и мы не знаем, кем и когда будет написана ее последняя страница.
  • Успехи клинической медицины будут еще больше, если мы будем меньше говорить о наших блестящих диагнозах, а будем объективно и спокойно обсуждать наши ошибки и помнить о том, что диагноз больного надо понимать не как наклеенный на больного диагностический ярлык, а как стройное здание, охватывающее все проявления, все этапы и все вариации того сложного эксперимента, который делает патология над человеческим организмом.
  • Хирург обязан быть хорошим терапевтом. Ведь операция — это только этап, эпизод в общем лечении больного.
  • Хирурги, подобно актерам, очень самолюбивы и тщеславны, их в большинстве случаев интересует сама операция, ее техника и за их искусством сам больной уходит в сторону.
  • Человек не имеет права быть плохим врачом, ибо врачу доверяют самое ценное — жизнь и здоровье.
  • Эксперимент является лишь преддверием к пониманию некоторых звеньев патологического процесса, так как он не в состоянии создавать болезнь в таком виде, в каком она наблюдается у человека.

Подготовил В. С. Улащик