Перейти к основному содержанию

Научно-практический рецензируемый ежемеcячный журнал. Орган Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Входит в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по медицинским и биологическим наукам. Журнал включен в систему Российского научного цитирования.
Журнал издается с 1924 года.

Cуть клятвы Гиппократа: не совершать абортов и эвтаназии, не вступать в интимные отношения с пациентами. Что еще?

Редакция журнала «Здравоохранение» сердечно поздравляет вас с Днем медика! Пусть этот праздник подарит хорошее настроение, оптимизм, признание и благодарность пациентов. Крепкого здоровья, удачи и счастья!

Пожалуй, нет человека, который не слышал бы о клятве Гиппократа. Ее дают врачи, получая диплом об окончании университета, а лекарей, заподозренных в корыстолюбии и алчности, попрекают неисполнением присяги. Первые врачебные обеты появились в древнем Египте. C эллинской эпохи они стали традицией. До нас не дошел подлинный вариант присяги, приписываемой «отцу медицины» — за прошедшие столетия она многократно переводилась и редактировалась.

Cуть клятвы заключается в соблюдении этических принципов: выполнять обязательства перед учителями, учениками и коллегами; не причинять больным вреда; не совершать абортов и эвтаназии; не дискредитировать профессию; не вступать в интимные отношения с пациентами; соблюдать врачебную тайну.

Клятва Гиппократа, обнаруживая поразительное соответствие основам христианской морали, задала врачебному сословию высокую нравственную планку. До Великой французской революции ее текст не претерпел существенных изменений. Французские революционеры, отрекаясь от старого мира, успешно боролись не только с монархией, но и с традиционным представлением об этике, в том числе и врачебной. Они узаконили аборты, являвшиеся тяжким преступлением с христианской точки зрения. В XIX веке на смену высокодуховной присяге пришли Факультетские обещания, где врачи отмежевались от шарлатанов, предлагавших эликсиры молодости и бессмертия, стали активно ратовать за развитие медицины.

Следующая редакция клятвы — Женевская декларация (1948), дополненная на II Международном деонтологическом конгрессе в Париже (1967). Теперь врачи давали обет посвятить жизнь служению человечеству: исполнять долг, не взирая на «религиозные, национальные, расовые, политические или социальные мотивы»; уважать человеческую жизнь с момента зачатия; «не использовать свои знания против законов человечности» и «обучаться всю жизнь». Образ самоотверженного специалиста, жертвующего всем во благо общества, как нельзя лучше соответствовал коммунистическим идеалам. «Присяге врача Советского Союза» (1971) с ее героическим пафосом наши сограждане обязаны представлению о медиках как о бескорыстных ангелах-стахановцах в белых халатах, а не о людях, которым не чуждо ничто человеческое.

Реалии современного общества потребления внесли коррективы в медицинскую этику. Рыночная экономика превратила здравоохранение в сферу услуг, усилилась конкуренция между врачами, в большинстве стран узаконены аборты, в Бельгии, Голландии, американских штатах Орегон и Вашингтон — эвтаназия, врачебная помощь террористам в США уголовно наказуема.

Один из самых болезненных вопросов медицинской этики — брать ли деньги за лечение? Гиппократ предлагал вначале оказать помощь, а потом говорить о вознаграждении. Иногда и вовсе лечить бесплатно, создавая себе хорошую репутацию. В дальнейших редакциях клятвы этот вопрос не поднимался. Было очевидно: человек, потративший не один год на обучение, не может существовать на милостыню. В Европе доктора всегда были зажиточной и уважаемой прослойкой населения. В нашей стране c неоднозначным прошлым, похоже, мы до сих пор живем по афоризму наркома здравоохранения Н. А. Семашко: «Хорошего врача народ прокормит, а плохие нам не нужны».

В СССР выпускники медицинских вузов подписывали присягу, которая обладала силой закона. Сейчас медиков можно привлечь к уголовной ответственности только за профессиональные правонарушения согласно УК РБ, а торжественное обещание уважать человеческую жизнь и всегда быть готовым оказывать медицинскую помощь — лишь дань прекрасной традиции. В действительности каждый врач руководствуется собственным представлением о нравственности.

Медицинская этика, как и мораль, в современном мире переживает кризис, и только воспитанием медиков проблему не решить. Необходимы общие заинтересованность и усилия. К сожалению, диспропорция между научно-техническим прогрессом и нравственной культурой общества постоянно растет — человечество становится все более эгоистичным, алчным, недальновидным и жестоким. Насилие и войны по-прежнему остаются одним из главных средств решения конфликтных ситуаций. «Сейчас, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного — научиться жить на земле, как люди» (Б. Шоу).

Авторы: Абаев Ю. К.
  • Я только что вернулся с большого международного форума врачей и ученых, проходившего в Санкт-Петербурге. На нем обсуждались вопросы совершенствования диагностики и лечения хронического миелолейкоза. Мы теперь уже добились того, что продолжительность жизни таких больных увеличилась в четыре раза, в России уже живут, радуются жизни и трудятся люди, излеченные от этого тяжелого заболевания... На форуме наряду с отечественными клиницистами выступали гематологи из Хьюстона (США), Турина (Италия), Мангейма (Германия).
  • Я вспоминаю свои беседы с больными — преподавателями медицинского института, профессорами. Что говорить, трудно с ними работать! Трудно с ними говорить и действовать, как со всеми остальными пациентами...Что еще характерно для заболевшего врача в психологическом плане? Частенько такой пациент напрочь забывает не только действие препаратов, но и время их приема, хотя сам в своей жизни неоднократно назначал их.
  • При осмотре мы прежде всего также уделяем особое внимание кожному покрову. Нормальная кожа и изменения ее при различных заболеваниях довольно подробно представлены в учебниках и монографиях. Здесь мне хочется лишь привести некоторые сведения, которые будут интересны врачам различных специальностей и позволят понять, почему кожа претерпевает изменения. Известно, что кожа — это полноценный орган, который дополняет и дублирует функции различных внутренних органов. Она активно участвует в процессе дыхания, выделения, обмене веществ.
  • Я никогда не заканчиваю расспроса-беседы с больным без того, чтобы выяснить хотя бы ориентировочно состояние взаимоотношений в семье. Полипрагмазия — бич современной медицины, клиники внутренних болезней. На обходах часто приходится видеть, как больным назначают 13—16 препаратов, нередко с взаимоисключающими фармакологическими свойствами.
  • Изучив сотни диагностических ошибок, сотрудники нашего коллектива убедились, что в ходе диагностического процесса практические врачи нарушают даже самые элементарные правила логики. Например, они неправильно применяют методы аналогии, индукции, дедукции.
  • А в настоящее время мне самому приходилось и в поликлиниках, и в стационарах слышать такие «уважительные и милые» обращения медицинских работников (и даже студентов, которые берут со старших пример!!!), как «голубушка», «бабуля», «золотце», «милочка», «голубчик», «бабуся», «дедуся», «дедуля», «женщина», «человек», «старик», «папаша», «мамаша», «отец», «мать», «барышня», «мужик», «тетя», «дядя» и т. д. Многие из таких слов для больных обидны, полны презрения, как правило, задевают самолюбие пациентов и их родственников.
  • Он редко выслушивал до конца доклад о больном, часто сразу же задавал вопросы, уточняющие характер течения болезни, особенности жизни. Удивительно, что вслух он мог сказать: «Что-то тут мне не ясно. Чего-то не хватает в истории болезни». И начинал сам собирать и выяснять эти «недостающие звенья».
© Редакция журнала «Здравоохранение» - 1924 - 2014гг.
Разработка сайта - doktora.by - сайт для врачей Беларуси