Перейти к основному содержанию

Научно-практический рецензируемый ежемеcячный журнал. Орган Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Входит в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по медицинским и биологическим наукам. Журнал включен в систему Российского научного цитирования.
Журнал издается с 1924 года.

Что сулит Болонский процесс и какие дополнительные возможности открывает перед медицинскими вузами Беларуси?

Сегодня высшее медицинское образование находится в состоянии модернизации. Если раньше в учебном процессе внимание акцентировалось на выявление у студентов знаний, умений и навыков, то сейчас медицинские вузы обязаны давать не только профессиональные знания и умения, но и воспитывать у будущего врача культуру системного мышления, стремление к саморазвитию, умение принимать решение и реализовывать его. Особенно актуально это в связи с повышением конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг и формированием единого европейского образовательного пространства (Болонский процесс).

В 2010 году начата процедура присоединения нашей страны к Болонскому процессу, что предусматривает демократизацию образования, оптимизацию социально-гуманитарного компонента в подготовке специалистов и академические свободы. Для этого следует перестроить не столько систему образования, сколько систему управления, которая, кроме министерских структур, должна включать преподавателей и, что еще важнее, студенческие союзы. У нас управление образованием происходит по вертикали: министерство образования – структура управления университета. Европейской традиции свойственно формирование собственного стандарта в различных университетах, что создает уникальность каждого вуза. Имеются и иные отличия – двухцикловое обучение, рейтинговая система оценки знаний, европейская система переводных кредитов (EСTS), соответствие квалификаций и приложений дипломов.

Однако не все из Болонской декларации подходит для отечественного высшего медицинского образования, например двухцикловое обучение. Первый цикл заканчивается получением академической степени бакалавра и дает право доступа ко второму для получения степени магистра. Но с разделением обучения возникнут проблемы у тех, кто получит степень только бакалавра. Их как "недоученных" специалистов будут неохотно брать на работу. Что касается магистратуры, в XIX веке магистры были в России, их готовили по теоретическим дисциплинам, не требующим клинической подготовки.

Что сулит болонизация и какие дополнительные возможности открывает перед медицинскими вузами? Участие в Болонском процессе позволит осуществить реформы высшего образования, разработать новые стандарты для базового, последипломного и непрерывного профессионального образования врачей, более обоснованно определять потребность и приоритеты в подготовке медицинских кадров. Совершенствование образовательного процесса напрямую связано с повышением качества оказания медицинской помощи, а это в конечном итоге – залог успеха в охране здоровья населения в целом.

Сегодня перед белорусскими вузами стоит проблема – как, сохраняя исторические традиции, собственные принципы и методологию обучения, прошедшие проверку временем, встроиться в единое европейское образовательное пространство. Безусловно, реорганизация потребует финансовых затрат, однако самое главное – определиться с целями, концепцией, системой управления высшей школы. Готовы ли медицинские вузы к внедрению новых форм обучения? Министерство образования не запрещает включать в учебный процесс новые схемы и подходы. Другое дело – где взять преподавателей с новым уровнем мышления?

Предлагаем руководителям, профессорско-преподавательскому составу медицинских университетов, Белорусской медицинской академии последипломного образования высказать свое мнение по данному вопросу на страницах журнала «Здравоохранение».

Авторы: Абаев Ю. К.
  • Я только что вернулся с большого международного форума врачей и ученых, проходившего в Санкт-Петербурге. На нем обсуждались вопросы совершенствования диагностики и лечения хронического миелолейкоза. Мы теперь уже добились того, что продолжительность жизни таких больных увеличилась в четыре раза, в России уже живут, радуются жизни и трудятся люди, излеченные от этого тяжелого заболевания... На форуме наряду с отечественными клиницистами выступали гематологи из Хьюстона (США), Турина (Италия), Мангейма (Германия).
  • Я вспоминаю свои беседы с больными — преподавателями медицинского института, профессорами. Что говорить, трудно с ними работать! Трудно с ними говорить и действовать, как со всеми остальными пациентами...Что еще характерно для заболевшего врача в психологическом плане? Частенько такой пациент напрочь забывает не только действие препаратов, но и время их приема, хотя сам в своей жизни неоднократно назначал их.
  • При осмотре мы прежде всего также уделяем особое внимание кожному покрову. Нормальная кожа и изменения ее при различных заболеваниях довольно подробно представлены в учебниках и монографиях. Здесь мне хочется лишь привести некоторые сведения, которые будут интересны врачам различных специальностей и позволят понять, почему кожа претерпевает изменения. Известно, что кожа — это полноценный орган, который дополняет и дублирует функции различных внутренних органов. Она активно участвует в процессе дыхания, выделения, обмене веществ.
  • Я никогда не заканчиваю расспроса-беседы с больным без того, чтобы выяснить хотя бы ориентировочно состояние взаимоотношений в семье. Полипрагмазия — бич современной медицины, клиники внутренних болезней. На обходах часто приходится видеть, как больным назначают 13—16 препаратов, нередко с взаимоисключающими фармакологическими свойствами.
  • Изучив сотни диагностических ошибок, сотрудники нашего коллектива убедились, что в ходе диагностического процесса практические врачи нарушают даже самые элементарные правила логики. Например, они неправильно применяют методы аналогии, индукции, дедукции.
  • А в настоящее время мне самому приходилось и в поликлиниках, и в стационарах слышать такие «уважительные и милые» обращения медицинских работников (и даже студентов, которые берут со старших пример!!!), как «голубушка», «бабуля», «золотце», «милочка», «голубчик», «бабуся», «дедуся», «дедуля», «женщина», «человек», «старик», «папаша», «мамаша», «отец», «мать», «барышня», «мужик», «тетя», «дядя» и т. д. Многие из таких слов для больных обидны, полны презрения, как правило, задевают самолюбие пациентов и их родственников.
  • Он редко выслушивал до конца доклад о больном, часто сразу же задавал вопросы, уточняющие характер течения болезни, особенности жизни. Удивительно, что вслух он мог сказать: «Что-то тут мне не ясно. Чего-то не хватает в истории болезни». И начинал сам собирать и выяснять эти «недостающие звенья».
© Редакция журнала «Здравоохранение» - 1924 - 2014гг.
Разработка сайта - doktora.by - сайт для врачей Беларуси