Уже сложилась определенная прослойка жалобщиков и юристов, специализирующихся в области защиты прав потребителей. Такой симбиоз преследует единственную цель — заработать

Абаев Юрий Кафарович

Правовой подход к оказанию медицинской помощи и ее юридическому регулированию меняется. Причина — переход на возмездную основу некоторых видов помощи и приобретение ими свойств услуги. Это привело к важным последствиям — пациент преобразовался в потребителя услуг с соответствующим увеличением объема прав и полномочий. Позицию законодателя в данном случае можно обозначить тезисом «потребитель всегда прав», в связи со спецификой медицинских услуг это означает «пациент всегда прав».

Никто не увидит изъяны в работе системы здравоохранения лучше, чем больные, их родственники и близкие. Сталкиваясь с неудовлетворительной организацией лечебного дела, они остро реагируют на недостатки в отрасли. Эта естественная реакция выливается в претензии и замечания, нередко справедливые и полезные. Однако в потоке объективной критики все чаще встречаются необоснованные жалобы, преследующие корыстные цели. Появился своеобразный «медицинский экстремизм», когда пациент, получивший качественную услугу, провоцирует находящееся в сфере правового регулирования недоразумение. Начинается конфликт, целью которого является возмещение денежных затрат, скидки, преференции, повышенное внимание и т. д.

Появлению «медицинского экстремизма» способствовала бывшая ранее полностью бесплатной медицина и патерналистский подход, когда врач имел только обязанности и ответственность, а пациент — права и требования. Это породило потребительское отношение к здравоохранению и сформировало представление, что пациенту «все должны». Но главная причина состоит в применении общих норм гражданского законодательства о защите прав потребителей без учета специфики медицинских услуг, коллизионности, расплывчатости формулировок законов и нормативных актов, позволяющих инициировать правовые конфликты. «Специфика именно медицинской деятельности нигде никак законодательно не отражена, чтобы ее учитывала судебная правоприменительная практика. Вот и применяет суд единую меру к обвесу-обсчету потребителей в магазинах, ларьках и на рынках к отношениям врачевания» (А. В. Тихомиров, 2012). Еще одна причина «экстремизма» — юридическая беспечность руководителей медицинских учреждений.

Основной расчет «пациента-экстремиста» основан на боязни субъекта оказания медицинских услуг огласки и негативных последствий для своей репутации. Предъявляя претензии, он хорошо осведомлен, насколько тернисты пути разрешения конфликта, и рассчитывает, что с жалобщиком связываться не будут, пойдут на досудебное соглашение. В противном случае конфликт может перерасти в публичный скандал со всеми полагающимися атрибутами — тенденциозное освещение в прессе, проверки, санкции и т. д.

Главное направление в борьбе с «медицинским экстремизмом» — юридическая проработанность процедур взаимодействия пострадавшей стороны и жалобщика. Если учреждение уверено в своей правоте и запаслось доказательствами, не следует поддаваться шантажу.

Усилия следует направить не на примирение, а на выработку аргументированной позиции для отказа в удовлетворении претензий и уверенно отстаивать свое доброе имя.

В противном случае, заняв невыгодное положение защиты, медицинский центр или клиника обречены на долгие разбирательства, которые кроме потери времени и материальных издержек негативно отразятся на имидже учреждения. А злые языки, как известно, страшнее пистолета. Конечно, истина восторжествует, но порок здесь никогда не наказывается. Это хорошо знают жалобщики. Так демократический, необходимый и полезный для общества инструмент — право жаловаться — превращается в свою противоположность, терроризируя и сковывая инициативу медиков.

Частота привлечения врачей и учреждений здравоохранения к судебной ответственности растет. На Западе стремительно увеличивается число адвокатов — экспертов по медицинским делам, ведь в случае выигрыша процесса жалующийся получает 60% истребуемой суммы, адвокат — 40%. При малейшей надежде на успех больных буквально подбивают подавать иски. Мы идем по этому же пути. Уже сложилась определенная прослойка жалобщиков и юристов, специализирующихся в области защиты прав потребителей. Такой симбиоз преследует единственную цель — заработать.

«Медицинский экстремизм» — явление новое, родина его — заграница но, попав на отечественную почву, сдобренную предприимчивостью и формирующимися рыночными отношениями, зерно соблазна «содрать денег» может дать богатый урожай. Рецепт профилактики — идеальная юридическая «чистота» в отношениях с пациентом.


Автор(ы): Абаев Ю. К.