Улучшение качества оказания медицинской помощи зависит от качества преподавания в медицинском вузе философии и общей патологии

Абаев Юрий Кафарович

Профессиональная деятельность врача зависит от многих факторов, важнейший из которых — качество мышления. Однако именно эта особенность мышления выпускников медицинского вуза наиболее уязвима. Многие из них плохо представляют, какие требования к мышлению предъявляет избранная специальность и как его развивать. А ведь именно мышление является главным инструментом врачебной деятельности, от которого зависит не только здоровье, но и жизнь пациента. Современная высокотехнологичная медицина все больше нуждается во враче-мыслителе с широким естественнонаучным кругозором.

Из всех фундаментальных наук философия помогает развитию способностей к анализу и синтезу фактов, моделированию конкретной ситуации и системному мышлению.

Однако именно эта дисциплина до сих пор остается побочной по отношению к медицинским предметам, ее изучение носит формальный характер, что дает мало пользы. На кафедре философии изучаются различные предметы: политология, биомедицинская этика, культурология, религиоведение и другие, однако научному объяснению принципиальных вопросов теоретической медицины с философской точки зрения уделяется весьма скромное место. Знания, полученные студентом в клинике и на кафедре философии, существуют порознь, без взаимного обогащения, а ведь именно в этом состоит значение философского образования. Оно должно расширять кругозор будущих врачей, развивать умение связывать воедино разобщенные факты, направлять на поиски закономерностей, лежащих в их основе.

Другой основой формирования врачебного мышления является общая патология.

Уходя своими корнями в частные проявления различных болезней, общая патология синтезирует их, сводит к минимальному числу, дает представление о типовых процессах, присущих всем заболеваниям, формируя представление о болезни как о совокупности важнейших явлений, присущих любой форме недуга и составляющих его сущность.

Академик Д. С. Саркисов писал: «Общая патология — это алгебра медицины, ее основной закон, конституция, формирующаяся на основе клинического и экспериментального изучения процессов жизнедеятельности организма. Здесь происходит органическое слияние общемедицинского и философского образования будущих врачей». Общая патология — это универсальный ключ к решению частных вопросов в любой врачебной специальности. Терапевт, не использующий ее закономерности, останется у внешних проявлений болезни; хирург — не достигнет успеха в разработке эффективных методов лечения; врач поликлиники — не сможет правильно интерпретировать ранние симптомы заболевания. Студент, опираясь не на зазубривание отдельных фактов, а на законы, их связывающие, легче усвоит принципы, лежащие в основе жизнедеятельности организма.

К сожалению, в процессе обучения в медицинском вузе общей патологии — по существу теоретической основе медицины — не уделяется должного внимания. Одна из причин — преобладание изучения частностей над общими закономерностями.

Будущие врачи из года в год «начиняются» все большим количеством фактических данных, не обучаясь главному — умению думать и размышлять над этими фактами.

Студенты не в состоянии понять закономерности, лежащие в основе того или иного процесса или явления, хотя до того, как они определились в своей специальности, им необходимо, прежде всего, знание законов функционирования здорового и больного организма, то есть, не столько отдельных фактов, сколько принципов. «(Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов» (К. Гэльвеций).

Для формирования естественнонаучного кругозора и врачебного мышления философию и общую патологию нужно использовать в качестве важнейшего инструмента. Тогда прямым следствием будет не только повышение теоретического уровня врача, но и улучшение качества оказания медицинской помощи.

Академик Е. И. Чазов утверждал: «(Самый быстрый, общедоступный, организационно и экономически выигрышный путь повышения эффективности врачебной деятельности лежит не столько через новые технические методы исследования, сколько через совершенствование врачебного мышления». Медицинская техника приказывает врачу, у которого нет своего мнения, тогда как думающего врача она обеспечивает лишь дополнительной информацией, делая его решение более убедительным.


Автор(ы): Абаев Ю. К.