У врача нередко возникают ситуации, в которых необходима консультация юриста. Только где такого консультанта взять?

Абаев Юрий Кафарович

В нашей стране отношения медицинских работников и па­циентов регулируются нормативно-правовыми документами, в которых наблюдается явный дисбаланс в пользу интересов пациента. Это характерно и для стран Западной Европы и США. Сегодня в странах Европейского союза активно обсуждается вопрос о защите врача, потому что наряду с жалобами, имеющими под собой основания, увеличивается число необоснованных претензий к медикам. Практика свидетельствует о росте числа заявлений, обладающих сомнительной доказательной базой, исходящей от не вполне добросовестных заявителей — пациентов, «обиженных» медиками.

Количество «медицинских» дел растет и это неоспоримый факт (см. статью А. Ю. Гусакова и соавт.). Судебная практика уверенно пошла по пути защиты прав и интересов пациента. Будучи истцом, в гражданском процессе вину врача он доказывать не обязан. Напротив, медику или медицинскому учреждению необходимо доказать, что лечили правильно, неосторожности и уж тем более умысла не было, а сыграли роль тяжелое состояние больного, индивидуальные особенности организма и др. Точку зрения законодателя, как правило, разделяют следствие и суд. Так обнаружилась новая проблема — необходимость защиты самого врача. Пациента уже достаточно обезопасили, как в ситуации с Законом «О защите прав потребителей» — права потребителей так защитили, что они начали злоупотреблять его применением.

Изучение правового поля, в котором может действовать врач, — задача не из легких. Лишь немногие медики могут хорошо владеть основами законодательства. В ходе рассмотрения дела беспомощность и беззащитность врача просто бросаются в глаза. Он не может сориентироваться в судебном процессе. Даже специалисты со званиями нервничают, заикаются, бледнеют, у них дрожат руки. На суд и участников процесса допрашиваемый врач часто производит впечатление лица, безусловно, виновного либо допустившего серьезную ошибку, которая вот-вот станет очевидна всем. Законодательные нормы написаны малопонятным языком, обладают множеством нюансов и возможностью разночтений, в которых медику трудно разобраться. Вместе с тем юристу сложно понять работу врача, особенно — как он может работать в условиях диагностических трудностей и медикаментозных ограничений, почему лечение разных пациентов так отличается при одинаковом диагнозе, в каких случаях врач принимает решение идти на риск, а в каких нет и т. д. Юристу значительно легче защищать пациента — здесь все ясно, есть проблема и реальная история, рассказанная на понятном языке.

Дела, относящиеся к разряду медицинских — одни из самых сложных в юридической практике в связи со спецификой врачебной деятельности, риском причинения вреда здоровью пациента и возможностью летального исхода. В таких делах врачу необходим юрист, сведущий в медицине, поскольку отсутствие познаний в этой области делает защиту неэффективной. Медики всегда говорят о важности своевременного обращения за помощью. Выражение «своевременная помощь» употребляют и в юридической практике, где часто именно этот факт решает, как и в медицине, исход дела.

У врача нередко возникают ситуации, в которых необходима консультация юриста. Только где такого консультанта взять? Выход один — заключение лечебным учреждением договора со специалистом в области медицинского права (такие специалисты должны быть), чтобы при необходимости в экстренном порядке врач мог услышать ответ на интересующий его вопрос (скорая юридическая помощь).

В чем же причина того, что медик в данной ситуации оказывается «крайним»? Вероятно, в недостаточной культуре безопасности в здравоохранении и правовой незащищенности медика. Необходимо уважать врача больше и обеспечить его юридическую защиту. Ведь именно ему доверяется самое главное, что у нас есть — здоровье и жизнь.


Автор(ы): Абаев Ю. К.