Совместима ли этика и современные биомедицинские технологии?

Абаев Юрий Кафарович

Дорогие коллеги! Со времен Гиппократа общепризнано: нравственная культура врача — это не только заслуживающее уважения свойство его личности, но и качество, определяющее профессионализм. Не устарела ли эта оценка в век современной технологичной медицины? Сегодня медицина обладает невиданными ранее возможностями, которые могут быть использованы как во благо, так и во вред, причем не только конкретному человеку, но и всему человеческому роду. Врач располагает средствами, с помощью которых осуществляется контроль над поведением человека, рождаемостью, жизнью и смертью. Его действия могут повлиять на демографию, экономику, право и мораль. Как это ни парадоксально, со второй половины XX века средствами медицины осуществляется не только продление, но и обесценивание человеческой жизни.

Развитие трансплантологии приводит к созданию «рынка» человеческих органов с «теневым» бизнесом, уносящим тысячи человеческих жизней. Успехи реаниматологии увеличили интерес к проблеме эвтаназии. Искусственное оплодотворение предполагает уничтожение жизнеспособных, но «лишних» эмбрионов человека. Генетическое прогнозирование с целью «искусственного отбора» в руках политиков определенного толка может превратиться в орудие массового уничтожения (И. В. Силуянова, 2007).

Что лежит в основе этого явления? Распространение в обществе этического нигилизма и прагматических моральных воззрений. Истоки последних уходят в номинализм XIV века (У. Оккам) и антропоцентризм, который, эволюционировав в XX веке, провозгласил человека самодетерминируемым существом, «творцом» своей жизни и самого себя, способным переустроить не только собственную среду обитания Землю, но и Космос к преобразованию, грозящему уничтожением всего живого (П. А. Флоренский, 1992). Для антропоцентризма характерно удовлетворение естественных потребностей человека при использовании новых этических стандартов «право на смерть», «убийство из милосердия», «технология деторождения», «искусственный отбор» и т.п. Связующим звеном этих стандартов являются «права человека».

При этом понятие «добро» перестает выполнять функцию оценки как высшей точки отсчета регулирования человеческих отношений, «добром» оказывается право каждого. Лишаясь своей нравственной определенности, «добро» превращается в «право как преимущество» и этика вслед за этим сводится к подсчету «прав», «преимуществ», «интересов» и «пользы». Пример гедонистический принцип «удовольствие — единственное добро».

Антропоцентризм опасен не новыми возможностями управления процессами рождаемости или смертности самими по себе. Опасно забвение подлинной «естественности» человека, с которой связано регулирующее положение традиционных нравственных ценностей в христианской традиции, не предполагающей произвольного манипулирования биологической природой человека. В ее границах доминирует не противопоставление науки этике и религии, а плодотворное согласие познания с чувством ответственности и совести, с пониманием значения различия добра и зла (И. В. Силуянова, 2000). Сторонники традиционной нравственной культуры вкладывают в понятие «этическое» регуляцию человеческих отношений со сверхзадачей сохранения жизни человека, популяции, культуры.

История свидетельствует: некоторые «новейшие» технологии в медицине не так уж и новы. Многие из них зарождались в недрах христианской культуры. Первый опыт искусственного оплодотворения произвел аббат Л. Спалланцани (1729-1799), основателем генетики является монах Г. Мендель (1822-1884). Моральный смысл их научных исследований был определен мощным потенциалом милосердия и святости жизни, который «питал» медико-биологическое знание на протяжении 19 столетий вплоть до середины XX века.

Утрата морального смысла медицинской деятельности равносильна потере ее полноты и цельности. Ф. М. Достоевский, рассуждая о тенденции секуляризации знания, ввел понятие «полунаука», проявляющей себя отсутствием благоразумия нравственной неполнотой разума. Феномен «полунауки» обнаруживает себя в некоторых современных биомедицинских технологиях. Воля и интеллект человека, не ограниченные нравственным законом и вооруженные новейшими достижениями науки, подобны стихийному бедствию. Забвение этической составляющей медицины равносильно ее распаду.

С уважением, Ю. К. Абаев


Автор(ы): Абаев Ю. К.