Редакция и редколлегия журнала «Здравоохранение» сердечно поздрав­ляют вас с Днем медицинского работника!

Абаев Юрий Кафарович

Дорогие коллеги!

Редакция и редколлегия журнала «Здравоохранение» сердечно поздрав­ляют вас с Днем медицинского работника! Бесценный багаж ваших зна­ний — оплот настоящего и залог успешного будущего белорусской меди­цины. Пусть этот праздник подарит хорошее настроение, бодрость и оптимизм, признание и благодарность пациентов. Крепкого здоровья, удачи и счастья!

С давних пор ведется спор: медицина — это наука или искусство? В далеком прошлом медицину причисляли к искусству. Научный багаж вра­чей был настолько скуден, что приходилось полагаться на опыт, интуи­цию и целебное влияние своей личности. Ныне арсенал научных знаний огромен. Многие врачи твердо уверены в том, что медицина является полноценной наукой, и с негодованием отвергают любые претензии от­стоять ее древнюю связь с искусством. Апологетам науки чудится в этом что-то обидное, как будто искусство делает медицину менее рес­пектабельной. Однако наука занимается поиском ответов на вопросы «как?» и «почему?», поэтому знания сами по себе еще не облегчают нашу жизнь. Вот почему от фундаментальных наук отпочковываются прикладные дисциплины. Медицина так­же разделилась на две части: одна — чистая наука, вторая — практическое применение научных знаний, то есть врачевание.

Казалось бы, если научные исследования выяснили суть болезни и способы ее лечения, то использо­вать эти знания не составляет особого труда, но когда молодой врач, «напичканный» новейшими научны­ми знаниями, встречается с пациентом, часто испытывает растерянность. Причина проста: в учебни­ках болезнь рассматривается в изолированном виде, тогда как любой недуг неразрывно связан с живым человеком и его индивидуальные особенности неизбежно влияют на течение болезни. Поэтому врач вы­нужден сам, без посторонней помощи выяснять диагноз и подбирать оптимальное лечение в этом гу­стом тумане неопределенности.

Для успешного врачевания нужны не только обширные знания, но и собственный индивидуальный опыт. В последнее время значение этого опыта принижается. Энтузиасты новой формации твердо верят в то, что доказательная медицина развенчивает миф о том, что интуиция и несистематизированный клинический опыт не являются достаточным основанием для принятия клинических решений. Однако в любой науке результаты эксперимента, как правило, воспроизводимы, кто бы его ни повторял. Медицина не может похвалиться такой повторяемостью. Даже имея дело с одним и тем же пациентом, врачи нередко ставят разные диагнозы и назначают неодинаковое лечение. Но если диагностика и результаты лечения зависят от таких неопределенных факторов, как личный опыт, интуиция и талант врача, то исход медицинского вмешательства нельзя предсказать заранее. В таком случае врачевание теряет свою претензию быть полноценной наукой. Это горькая пилюля для энтузиастов безраздельного господ­ства науки в медицине.

Искусство в медицине — это знать, когда, где и как использовать научные знания. Искусство врачева­ния заключается в умении приложить эти знания к нуждам пациента, который сейчас просит вашей помощи, и выбрать лечение, которое будет подходить ему наилучшим образом. Но как нелегко усмот­реть индивидуальные особенности заболевшего человека, которые могут сказаться на результатах лечения. Доказательная медицина стала популярной отчасти потому, что позволяет обойти трудно­сти, связанные с индивидуализацией. Когда пациентов много, сопутствующие факторы, которые так смущают врача у постели больного, нивелируются. В результате получается ясный ответ на вопрос, как действует данное лекарство на болезнь в «чистом» виде. Иными словами, дается четкая рекоменда­ция, как лечить «диагноз» болезни. На самом деле, редко попадается пациент, который имеет заболева­ние в «чистом» виде. Конечно, «путь искусства долог и труден», как говорил Гиппократ, да и не каждому удается далеко продвинуться по этой дороге. И все-таки, даже теперь, имея научно обоснованные кли­нические рекомендации, не следует отказываться от попыток глубже узнать своего пациента и при­менять научные знания творчески, то есть стараться овладеть искусством врачевания.

Известный клиницист академик А. Ф. Билибин писал: «При врачевании должно использоваться не одно крыло (наука), а два крыла — наука и искусство. Для настоящего полета (врачевание) нужен взмах обоих крыльев. Без проникновения во внутренний мир больного человека, чему способствует искусство, врачевание неполноценно».

С уважением, профессор

Ю. К. Абаев

Ключевые слова:
Автор(ы): Абаев Ю.К.
Медучреждение: Редакция журнала "Здравоохранение"