Почему пациенты в Беларуси так часто жалуются на врачей?

Абаев Юрий Кафарович

Технологический прогресс и коммерциализация медицины наложили отпечаток на образ современного врача. Для него характерны скептическое отношение к физическим методам исследования, недостаточно развитое клиническое мышление, ориентация на новые медицинские технологии, избыточный прагматизм и снижение мотивации к общению с пациентом, что порождает спешку, поверхностный осмотр, неумелое клиническое обследование и увеличивает вероятность ошибок в диагностике и лечении.

Успех врачевания в значительной степени зависит от навыков общения с пациентом. Эта сфера неизменно считалась тонкой и деликатной. Недуг и особенно пребывание в больнице — чрезвычайное событие для любого человека. «Больничная обстановка ущемляет достоинство человека и вызывает стрессовое состояние у него, даже если болезнь не так уж серьезна: необходимость все время быть на глазах у чужих людей, разлука с семьей и друзьями, постоянное сознание своей зависимости, нарушение сна, болезненность процедур, побочное проявление лекарств, страх, как бы тебе не навредили, утрата контроля, неуверенность в восстановлении здоровья. Все это вызывает отрицательные эмоции, тревогу, чувство вины, стыд, ярость, которые усугубляют у больного ощущение бессилия, затравленности и депрессии. Молчаливый, мрачноватый, необщительный врач вырастает в грозного великана, а больной превращается в жалкого лилипута» (Б. Лаун, 2010).

Встреча с врачом — явление особое, его ждут с нетерпением и надеждой. Давно замечено — пациент не всегда ставит на первое место профессиональные навыки медика, отдавая предпочтение душевным качествам. Внешний вид доктора, аккуратность и скромность в одежде, его настроение, доброжелательная сдержанность, терпеливое выслушивание жалоб и обдуманность каждого слова имеют не меньшее значение, чем медикаментозное лечение.

Учеба в медицинском вузе становится все более технологичной, однако подготовить врача нельзя, применяя даже самые совершенные методы формализации учебного процесса. В современный «век тестов» особое значение имеет «обучение медицине в палатах» (У. Ослер), позволяющее приблизить будущего врача к пациенту, овладеть навыками анализа результатов клинического, инструментального и лабораторного обследования, формулировки диагноза и назначения лечения.

Лучшая форма демонстрации такого умения — клинический обход и разбор пациентов.

Конечно, их обучающая и воспитательная сила связана с личностью педагога, его интеллектом и моральными качествами. Здесь можно встретить профессионализм и напряженную мысль Учителя, заботу о пациенте, добросовестность и принципиальность в выполнении врачебного долга. Искусный анализ и синтез становятся апофеозом мышления, а опыт и эрудиция предстают во всей полноте и величии, позволяя раскрыть глубинный механизм развития болезни. Здесь начинают формироваться столь необходимые врачу наблюдательность и внимание, доброта и приветливость, сочувствие и терпимость, умение анализировать результаты обследования, формулировать диагноз и назначать лечение. Будущий врач учится постигать душевный мир пациента, оценивать его психологическое состояние, скрытый подтекст жестов и высказываний, осваивать столь важную для медика «самоподачу». Все это поможет овладеть культурой общения, в основе которой лежит подход к пациенту как к личности.

Однако там где, казалось бы, находится самая суть врачебной работы, студент-медик видит далеко не всегда то, с чем он встретится на практике.

Причина заключается в том, что кафедра потеряла свой статус, который имела прежде.

Былой авторитет упал, отношения с клинической базой оставляют желать лучшего, сотрудникам кафедры запрещают участвовать в лечебном процессе, доступ к пациентам ограничен — чтобы получить разрешение, преподаватель должен договориться с лечащим врачом, заведующим отделением. И даже после этого может получить отказ, тогда занятие проводится в учебной комнате с разбором темы «на пальцах». Можно ли таким образом освоить навыки общения с пациентом?

Стать врагом для пациента врач может, не только совершив промах в лечении и нанеся ущерб здоровью. Конфликт, потеря доверия, утрата согласованных действий в лечебном процессе и усугубление течения болезни приведут к аналогичному результату. Это подтверждает высокий уровень жалоб, в основе которых лежит неумение врача вести диалог с пациентом. Между тем только диалог способен сделать их единомышленниками — не теми, кто думает одинаково, а теми, кто думает об одном.


Автор(ы): Абаев Ю. К.