
Уровень здравоохранения в Беларуси в последние годы значительно вырос, однако это произошло в основном за счет использования достижений зарубежной, а не отечественной науки, и если учесть темпы развития научных исследований в передовых странах, отставание медицинской науки в республике будет увеличиваться. В чем причины этого явления?
Недостаточное финансирование — важный, но не единственный фактор.
В отличие от точных наук и технического производства, где изъяны научных исследований и неконкурентоспособность продукции обнаруживаются довольно быстро, в медицине ситуация несколько иная. Оценка научных разработок иногда страдает субъективизмом, требует длительной проверки на практике и, при наличии высокого административного положения, позволяет ограничить инакомыслие и опередить конкурентов.
Не менее значимы и другие последствия использования административного ресурса.
Назначение на высокую научную должность почти автоматически возносит руководителя в ранг крупного ученого и он начинает «управлять» отраслью науки, которой ранее, возможно, не занимался. Высокое положение и большие возможности создают формальные условия для образования научной школы. Значение подобной «школы», как правило, невелико. Новых, оригинальных идей почти нет, цели и устремления малозначимы, поскольку действующий патернализм самостоятельности не предусматривает, а конформизм делает независимое мышление непрактичным.
В этом причина того, что на съездах и конференциях дискуссий нет, а вместо них читаются установочные лекции ведущих руководителей (Ю. Н. Штейнгардт, 2012).
Негативно влияют на развитие науки и другие условия. Результаты научной деятельности оцениваются преимущественно количественно, поэтому усилия направлены прежде всего на то, чтобы выпустить как можно больше кандидатов и докторов наук, публикаций, получить премии, почетные звания, заключить хоздоговора и увеличить штат, а не добиться международного признания. Все это позволяет «результативно» отчитаться перед министерством, повысить рейтинг и достигнуть высоких уровней научной иерархии без существенного вклада в науку и практику.
Сомнительна для прогресса науки и реальная ценность обилия кандидатов и докторов наук.
Получение ученой степени — это плацдарм для реализации интеллекта, отдачи накопленных знаний и опыта в практическое здравоохранение, что является конечной целью приложения медицинской науки. К сожалению, после защиты диссертации научное творчество нередко угасает. «Жажда знаний тревожит немногих» (Н. И. Пирогов). Массовое «остепенение» при номинальном росте количества ученых приводит к девальвации ученой степени и создает ложное представление об уровне достижений в медицине.
Существующая оценка диссертаций как крупного вклада в науку также не всегда соответствует действительности.
Защитить диссертацию и внести значительный вклад в науку, а тем более решить важную научную проблему — далеко не одно и то же. Финансовые, методические и другие возможности при выполнении диссертации обычно недостаточны для получения результатов, действительно определяющих прогресс науки. Диссертация — это прежде всего форма научной аттестации. Подготовка диссертаций важна и необходима, но не как главный и наиболее распространенный вид научной работы. Концентрация научной деятельности на производстве диссертаций отвлекает от более важных научных проблем, заменяя их решение менее существенными (Г. Селье, 1987).
Малоэффективны и периодически меняющиеся требования ВАК, направленные на улучшение качества диссертаций, однако затрагивающие обычно лишь вопросы оформления, а не повышения их научного уровня и практической значимости.
Пока не изжиты формализация критериев оценки научной деятельности, дефекты подготовки научных кадров, отсутствуют реальные рейтинги ученых, заинтересованность в конечных результатах исследований и ответственность за формальное выполнение научных программ, трудно ожидать подлинной отдачи от медицинской науки.
Автор(ы): Абаев Ю. К.