О клиповом мышлении

Дорогие коллеги!

 Опыт преподавания в медицинском вузе свидетельствует о разительном отличии современных студентов от их сверстников конца прошлого столетия. Новое поколение будущих врачей живет в условиях единой информационно-коммуникационной среды, особенностью которой является экспоненциальное увеличение количества информации. Бурное развитие информационных технологий привело не только
к трансформации средств коммуникации, возник принципиально новый вид мыслительной деятельно­сти. Появились термины: «экранная культура», «клиповое сознание», «клиповое мышление». Если старшее поколение сохранило понятийное мышление — способность к осмыслению, сравнению, критике, то для «поколения быстрых кнопок» все более характерным становится клиповое мышление — динамичное, мозаичное восприятие информации в сжатой форме, не требующее рефлексии.

Клиповое мышление — это процесс отражения множества различных свойств объектов без учета связей между ними, характеризующееся фрагментарностью, алогичностью, высокой скоростью переключения между отрывками информации и отсутствием целостной картины окружающего мира. Нынешний студент одновременно слушает музыку, общается в «чатах», заходит на интернет-сайты, редактирует фотографии, разговаривает по скайпу. Казалось бы, что здесь плохого? Умение быстро переключаться «разгружает» мозг от избыточной информации. Однако «люди экрана» не могут длительно фиксировать внимание, адекватно воспринимать объемные тексты. Сосредоточенности хватает на 10—15 минут, после чего в памяти остаются лишь отдельные факты.

При клиповом мышлении происходит постоянное «обновление» информации, исчезает необходимость запоминать и осмысливать, все увиденное быстро теряет свое значение. Поверхностное потребление информации не позволяет анализировать, решать сложные задачи, усваивать многоплановые тексты. Глубокий мыслительный процесс заменяется визуальными, быстро сменяющими друг друга, раздражителями, напоминая судорожное переключение пультом телевизионных каналов (зеппинг). Поскольку информация воспринимается фрагментарно, без анализа и синтеза, вербальное общение примитивно — скудный словарный запас, неумение четко и грамотно выразить свою мысль, обильное цитирование мемов из социальных сетей и кинофильмов, частое употребление слов-паразитов: «короче», «типа», «ну», «как бы», а также «мекания» (заполнение пауз, возникающих при спонтанной речи). Типичное рассуждение: «Вот, блин, зачем думать самостоятельно, если можно спросить Google или Yandex?»

Человека с клиповым сознанием не интересуют онтологические проблемы, его душу не тронут шедевры мирового искусства — слишком сложны для восприятия и требуют специальных знаний. Все происходящее вокруг — лишь короткие новости бесконечного серфинга в интернете или телевизоре. Сегодня убили столько-то людей, завтра еще столько, все это внедряется в сознание между рекламой. Убийство воспринимается как очередной клип, можно пройти мимо — переключить канал. Жестокость
и насилие, которые в изобилии поглощаются с экранов телевизоров и каналов на YouTube повышают порог чувствительности к человеческим страданиям, теряется столь важная способность сочувствовать и сопереживать. Все это мало совместимо с формированием профессиональных врачебных компетенций.

Перед высшей медицинской школой стоит непростая задача. Проблема заключается в том, что преподаватели — в основном «люди книги», а студенты — «люди экрана», и им надо понимать друг друга. Критиковать бесполезно, это не научит правильно мыслить, наоборот, снизит самооценку и интерес
к учебе. Там, где осознают опасность клипового мышления, разрабатывают специальные тренинги, учат фиксировать внимание на одном предмете. Самый простой и доступный метод — чтение художественной литературы. В отличие от телевидения и интернета, где восприятием зрителя управляют, при чтении образы человек создает самостоятельно. Чтение позволяет оценить весь контекст, дает возможность анализировать информацию, видеть мир не с одной, а с разных сторон. Книга помогает преодолеть ограниченность субъективного опыта, приобщает к свершениям прошлого и настоящего,
к мыслям и чувствам всего человечества. Без чтения человек замурован в самом себе, становится евнухом духа, влачит жалкое существование троглодита.

Полностью избавиться от клипового мышления вряд ли возможно, его следует сдерживать и корректировать. Клиповое мышление обладает не только недостатками — это развитие одних когнитивных навыков за счет других, пока еще это «младенец в колыбели» и что из него вырастет — покажет будущее. Нужно искать формы и методы учебной работы, адекватные сложившимся обстоятельствам, помочь будущим врачам научиться целостно смотреть на окружающий мир и свою будущую профессию.

 

                  

                   С уважением

                   профессор                                                                             Ю. К. Абаев

 


Автор(ы): Ю. К. Абаев
Медучреждение: Редакция журнала "Здравоохранение"